«Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии»
«Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР»
| Исполнитель: Лобанова Екатерина Германовна |
| |
| |
Нижний Тагил
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР……………………………………………………………………..5
2. РАЗВИТИЕ МОТИВОВ КАК ОСНОВНОГО КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР………………………………………………………………..........5
3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОТИВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ЗПР………………………………………………………………….7
4. МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР………………………………………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...9
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………10
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация имеет важную роль в жизни человека, так как под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Вопрос о мотивации является центральным в современном образовательном учреждении, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Особенно важно изучать мотивацию у обучающихся старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Данной проблеме посвящены работы отечественных (А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Н. Г. Морозова, Д. Н. Узнадзе и др.), и зарубежных авторов (Й. Лингарт, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Г. Холл и др.).
Данные, полученные в некоторых исследованиях из области педагогической психологии, свидетельствуют о том, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких способностей или недостаточного запаса у обучающихся требуемых знаний, умений и навыков.
Таким образом, правильно построенная работа по коррекции и развитию мотивации обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития позволит повысить успешность их учебной деятельности. Занятия по развитию речи являются неотъемлемой частью образовательного процесса и играют важную роль не только в развитии познавательных навыков обучающихся, но и в развитии коммуникативных навыков, что в целом способствует социализации обучающегося. Проблема мотивации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития – это не только научная, но в первую очередь реально – практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения.
Цель: изучить особенности мотивационно-потребностной сферы детей с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме мотивационно-потребностной сферы детей с задержкой психического развития.
2. Изучить характеристики мотивационно-потребностной сферы детей с задержкой психического развития.
3. Подобрать методики психологической диагностики для изучения особенностей мотивационно-потребностной сферы детей с задержкой психического развития.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР
Мотивационно-потребностная сфера – это различные аспекты личности, ее признаки и свойства, которые определяют направленность ее деятельности, побуждают к выполнению каких-то действий, определенной целевой активности.
Мотивационно-потребностная сфера включает в себя интересы, увлечения, ценностные ориентации личности, ее увлечения, установки, идеалы, мотивы и потребности. Данная сфера основана на мотивации личности, которая имеет свои особенности формирования у разных возрастных групп детей и при разных особенностях психического развития.
Так задержка психического развития ребенка (ЗПР) приводит к особенностям формирования мотивационно-потребностной сферы личности, что связано с отклонением психических процессов ребенка от нормального функционирования и развития.
2. РАЗВИТИЕ МОТИВОВ КАК ОСНОВНОГО КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР
Мотив – это фактор, побуждающий личность к определенной деятельности, организующий и направляющий ее, выполняющий контрольные функции поведения.
Мотивы поведения являются ведущим компонентом мотивационно-потребностной сферы личности. именно от них зависит положительный настрой ребенка на ту или иную деятельность, формирование желания выполнять то или иное действие, активизация познавательной, физической и иных видов активности.
Мотивация лежит в основе развития ребенка. Только при наличии у него мотивов и потребностей в выполнении каких-либо операций, достижении конкретного результата, возможно достичь успехов в данной области и полноценного развития личности ребенка.
Мотивы ребенка с ЗПР имеют свои особенности формирования. Прежде всего, они характеризуются более медленными темпами развития. Если ребенок младшего школьного возраста с нормальным развитием поступает в школу, с наличием полноценно сформированных мотивов к познанию и учению, то у ребенка с ЗПР, данные мотивы оказываются недостаточно развитыми или неразвитыми в принципе.
Все мотивы мотивационно-потребностной сферы личности делятся на три блока:
- Внешние.
- Внутренние.
- Промежуточно-соревновательные.
Каждый блок мотивов имеет свою специфику развития у ребенка с ЗПР.
Внешние мотивы отражают получение какой-то награды, похвалы или, напротив, наказания за совершенное действие. Ребенок с ЗПР переживает стресс намного интенсивнее, чем обычный ребенок. Поэтому, выполняя какое-то действие, он боится, что не успеет выполнить его вовремя или ошибиться, что активизирует его тревожность, эмоциональный дисбаланс организма и, в итоге успешность его деятельность значительно снижается. Находясь в стрессовом состоянии, ребенок оказывается неспособным сконцентрироваться на выполнении задания, сделать его внимательно и верно.
К внутренним мотивам относятся интересы, желания и потребности ребенка, побуждающие его к совершению различных видов действий. Так, у ребенка с ЗПР преобладают игровые мотивы деятельности т.е. он стремится выполнить какое-то задание, если оно представлено в игровой форме. Также, ребенку с ЗПР свойственно стремление к сохранению привычного для него ритма жизни и деятельности. Он не желает выполнять что-то новое и неизведанное. Ему привычнее совершать операции стандартного типа, с привычными особенностями и ритмом функционирования.
Промежуточно-соревновательные мотивы отражают побудителей к выполнению различных действий, формирующихся на основе сравнения своей деятельности и ее итогов с деятельностью других людей и их успехами. У ребенка с ЗПР наблюдается повышенная чувствительность и они с трудом переживают неудачи. Поэтому, необходимо их поддерживать, подбадривать, хвалить и поощрять близким взрослым. Дети с большим трудом переносят критику взрослых. Она может привести, даже, к развитию депрессивного состояния ребенка. Поддержка ребенка с ЗПР и его начинаний является важным условием его социального развития и активизации познавательного потенциала.
3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОТИВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ЗПР
Мотивационно-потребностная сфера ребенка с задержкой психического развития обладает рядом особенностей:
1. Отсутствие познавательной заинтересованности. Ребенок, в силу специфики его психического развития не нуждается в познании, поэтому его познавательные интересы оказываются несформированными вовсе или, имеют слабую степень развития.
2. Сниженная мотивация к учебной деятельности. К началу школьного обучения, ребенок с ЗПР, как правило, оказывается не готов к новой социальной среде и новой деятельности. он не проявляет особого интереса к обучению. Это приводит к тому, что любые задания педагога, независимо от того, касаются они учебной или иной деятельности, имеют низкий уровень выполняемости, а то и не выполняются совсем.
3. Дисгармония мотивации ребенка с ЗПР в отношении сопоставления его реального уровня развития и личностного потенциала. Это приводит к тому, что реально функционирующие мотивы и то, «как должно быть» находится в дисбалансе. Психика ребенка ЗПР намного отстает от нормального развития, что приводит к проблемам в формировании поведенческих реакций, формировании социального взаимодействия. Поэтому, ребенок может и хотеть учится, ходить в школу, но не осознает для чего это нужно.
4. Развитие фрагментарных представлений о различных процессах окружающего мира и социума. Ребенок с ЗПР не может полноценно представить устройство мира и сформировать целостное представление о социальной среде. Это вызывает затруднения в развитии у него желания быть частью социума, строить систему взаимоотношений с его членами. Он не понимает своего предназначения в социальной сфере и не находит своего места в ней.
5. Приоритетную позицию в мотивационной сфере занимает мотив избегания т.е. ребенок стремится уйти от выполнения сложных заданий, разрешения трудностей, поскольку не способен вникнуть сразу в суть задания. Он стремится уйти от неудачи его выполнения, поскольку это вызывает у него нервное напряжение и психическое расстройство.
4. МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР
1. Пиктографический тест «Детский сад» (в модификации 31 А. И. Баркан, Ю. А. Полуянов).
Цель данной методики – исследование уровня сформированности позитивной познавательной мотивации.
Оборудование: фломастеры, бумага.
2. Интервью для определения познавательной мотивации обучающихся (Л. Н. Блинова).
Цель – выявление уровня познавательной мотивации.
3. Методика изучения познавательной мотивации по Н. Л. Белопольской.
Цель – определение доминанты познавательного или игрового мотива.
Оборудование: фломастеры, бумага, игрушка «Ослик», игрушка «Дракон».
Данная методика позволяет определить доминанту игрового или познавательного мотива с помощью пресыщения.
4. Методика «Лесенка побуждений» (Н. Е. Елфимова).
Целью данной методики является определение мотивации дошкольников путем выбора мотивов.
В данной методике испытуемые распределяют два вида мотивов: социальные и познавательные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о развитии мотивационно-потребностной сферы у детей с задержкой психического развития является центральным в современной системе образования, так как мотивация является системой побуждений, которая определяет активность обучающихся в процессе учебной деятельности.
У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития познавательные мотивы реализуются несвоевременно, вследствие нарушения темпа психического развития. Данная категория детей сталкивается с рядом трудностей в процессе обучения, главенствующая из которых трудности в усвоении учебного материала в связи с низкой познавательной мотивацией.
Целью данной работы является изучить особенности мотивационно-потребностной сферы детей с задержкой психического развития.
Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме мотивационно-потребностной сферы детей с задержкой психического развития.
2. Изучить характеристики мотивационно-потребностной сферы детей с задержкой психического развития.
3. Подобрать методики психологической диагностики для изучения особенностей мотивационно-потребностной сферы детей с задержкой психического развития.
Были определены психологические диагностики для определения особенностей развития мотивационно-потребностной сферы детей с ЗПР.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аржакаева, Т. А. Психологическая азбука, программа развивающих занятий в 1 классе [Текст] / Т. А. Аржакаева, И. В. Вачков, А. Х. Попова. – Москва : Генезис, 2012. – 312 с.
2. Блинова, Е. Р. Мотивация учебно-познавательной деятельности школьников с помощью контекстной задачи. Пять процентов мотивированных детей – не мало ли? [Текст] / Е. Р. Блинова // Народное образование. – 2010 – № 6. – С. 210-220.
3. Долгова, В. И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Долгова, Л. В. Иванова, Е. Г. Капитанец, О. А. Шумакова. – Челябинск : АТОКСО, 2008. – 100 с.
4. Загорная, Е. В. Справочник школьного психолога [Текст] / Е. В. Загорная. – М. : Наука и техника, 2017. – 331 с.
5. Иванников, В. А. Волевая саморегуляция процесса мотивации [Текст] / В. А. Иванников, А. В. Монроз // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – № 35. – С. 38-51.
6. Мустаева, Л. Г Коррекционно-педагогические и социальнопсихологические аспекты сопровождения детей с ЗПР [Текст] / 68 Л. Г. Мустаева. – М. : АСТ, 2005. – 116 с.
7. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] : пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 128 с.
8. Осипова, И. Формирование учебной мотивации школьников [Текст] / И. Осипова. – М. : АСТ, 2004. – 333 с.
9. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
10. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения [Текст] / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 2003. – 412 с.