СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивная структура повести Ф.М.Достоевского"Двойник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мотивная структура повести Ф.М.Достоевского"Двойник"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. КЕРАМКОМБИНАТ»

ИСКИТИМСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ






Доклад





Анализ текста на элективном курсе по русскому языку и

литературе на примере работы с мотивной структурой повести

Ф.М. Достоевского «Двойник»









Выполнила:

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ п. Керамкомбинат»

А. А. Дежко








2020-2021

Введение

В настоящее время проблема снижения интереса к чтению или даже полное его отсутствие является очень актуальной. Особую тревогу вызывают школьники, которые постепенно заменяют чтение художественной и научной литературы другими видами деятельности. У меня, как у учителя русского языка и литературы, эта тенденция вызывает определенные опасения, ведь именно чтение текста, понимание его и последующая работа с ним является основным видом деятельности на уроках литературы, значительной частью деятельности на уроках русского языка. Учащиеся, которые негативно настроены по отношении к чтению, могут механически прочитывать тексты, не запоминая, не воспринимая и даже не понимая его. Таким учащимся сложно освоить учебную программу, подготовиться к экзамену и успешно сдать его. В последние годы основой экзаменационных заданий по русскому языку и литературе становится работа с текстом. В данных условиях основной целью учителя является обучение учащихся эффективным методам и приемам работы с текстом, направленных на понимание, осознание, запоминание, воспроизведение текста. В случае с подготовкой к экзамену по литературе или итоговому сочинению по литературе, которое учащиеся пишут в 11 классе, необходимо овладеть не только базовыми приемами работы с текстом, но и научиться более углубленно, анализировать произведения.

Чтобы более эффективно готовить учащихся к экзаменам, а также осуществлять работу с одаренными учащимися, интересующимися учебными предметами русский язык и литература, я веду элективный курс по русскому языку и литературе «Комплексный анализ текста».

Элективный курс «Комплексный анализ текста » рассчитан на 36 часов. Учащимся 8-9 классов он поможет при подготовке к сдаче ОГЭ в новой форме.

Курс состоит из разделов:

1. Комплексный анализ текста (КАТ) как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.

2. Работа над текстом.

3. Виды грамматического разбора.

4. Целостное рассмотрение текста.

Цель курса: овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.

Для того чтобы учащиеся достигли высокого уровня речевой культуры, подразумевающего соблюдение языковых норм, владение всеми стилями и жанрами русского литературного языка, умение написать текст в любом жанре, необходимо решить ряд задач.

Задачи курса:

- при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;

- анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;

- в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной монологической речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;

- систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.

КАТ предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма и речевого развития, но и даёт каждому учащемуся возможность реализовывать и развивать свой потенциал, поэтому программа рассчитана на выработку следующих основных умений:

- систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие «пробелы»;

- самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом;

- наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и интерпретировать текст;

- редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять;

- овладев умением осмысленно читать текст и комментировать авторские приёмы, развивать способности по созданию связных текстов.

Таким образом, учёт внутреннего опыта учащихся и опора на их познавательные способности на уроках КАТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

Занятия по курсу предполагают повторение уже известных языковых фактов, но во многом на более высоком уровне. Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя поисковую, творческую, самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся.

Кроме эффективной подготовки к ОГЭ, на занятиях ведется работа с одаренными учащимися, которым интересно более углубленное изучение предмета и интерпретация текстов. О результатах деятельности учащихся расскажу далее на примере проведенного анализа мотивной структуры повести Ф.М. Достоевского «Двойник».

































Глава 1

Мотив (франц. Motif, нем. Motiv от лат. Moveo - двигаю) - одна из единиц художественного текста, активно причастная его теме и концепции.

За последние десятилетия интерес к теоретическому потенциалу термина «мотив» заметно возрос.

Мотив связан со всеми уровнями текста - сюжетным действием, героями, конструирует текст, обусловливает сюжетное развитие.C помощью мотивов обеспечивается связность, концептуальная и композиционная завершенность текста.

Различают несколько видов работы с мотивами в произведении, такими, как проведение мотивного анализа с целью выявления основных мотивов данного текста и составление мотивной структуры произведения.

При проведении мотивного анализа за единицу анализа берутся не слова и предложения, а мотивы, основным свойством которых является то, что они, будучи кросс - уровневыми единицами, повторяются, варьируясь и переплетаясь с другими мотивами, создавая неповторимую поэтику текста.

При определении мотива учитываются следующие признаки: повторяемость мотива в тексте, традиционность (устойчивость мотива в фольклорной и литературной традиции), наличие вариантов мотива.

Мотивная структура - концептуально значимая конструктивная связь повторяемых и варьируемых элементов текста, сообщающая ему неповторимую поэтику. Анализ мотивной структуры является одним из самых продуктивных путей исследования литературного текста.

Получив теоретические сведения о мотиве, мотивном анализе, мотивной структуре текста, учащиеся под руководством учителя приступают к работе с текстами. Тексты для работы на занятиях отбираются по принципам: не очень большой объем, интересное содержание, актуальность, соответствие возрасту. Одним из произведений для анализа на занятиях по курсу «Комплексный анализ текста» была повесть Ф.М.Достоевского «Двойник». О результатах проведенной работы с данной повестью вы можете узнать далее.









Глава 2

В литературоведении не ослабевает интерес к творчеству Ф. М. Достоевского. Это не удивительно, ведь Достоевский, по словам Н. Бердяева, является истинным «русским гением», чей «национальный образ запечатлён на всём его творчестве». Именно Достоевский «раскрыл миру глубины русского духа» и оказался «самым русским из русских» и при этом «самым всечеловеческим» и «самым универсальным из русских».

Однако в его творчестве есть произведения, которые до сих пор мало изучены.

Особое слово стоит сказать о повести «Двойник».Это произведение учащиеся 9 класса и выбрали для анализа. Будучи вторым по счёту произведением Достоевского, повесть была очень ожидаемой, так как его дебют оказался блестящим. И автор, и его современники возлагали на повесть большие надежды. Случилось непредвиденное – «Двойник» вызвал разочарование и недоумение, хотя раздавались отдельные голоса о гениальности этого произведения.

Со временем сложилась такая ситуация: «Двойник» стал, словно не заметен на фоне шедевров-гигантов своего создателя: «Преступления и наказания», «Бесов», «Идиота», «Братьев Карамазовых». Но сам писатель придавал особое значение своей второй повести и не отказался от своего мнения о грандиозности идеи «Двойника» до конца жизни, хоть и, признав (видимо, под всеобщим давлением) «неудачность» её.

Ким Юн Кюн – автор диссертации, посвящённой теме двойничества в творчестве Достоевского, отмечает, что «Двойник», несмотря на огромный интерес к нему литературоведов, разработан намного меньше, «чем другие произведения и по объёму, и по своей весомости близкие к нему».

Степень изученности. В наше время немало исследователей обращается к этому произведению, рассматривает его с литературоведческой, лингвистической, философской и других точек зрения. Обращаются современные исследователи и к мотивной структуре.

Учащиеся по рекомендации учителя обратились к дополнительной литературе и получили сведения о том, кто из литературоведов анализировал повесть, какие мотивы были выявлены и почему.

Например, Карен Ашотович Степанян в своём исследовании данной повести обращает внимание, в первую очередь, на эволюцию взглядов самого писателя и его душевное состояние. Главным мотивом, на его взгляд, в повести выступает мотив самозванства.

Исследователь Наталия Викторовна Чернова выделяет в повести мотив исчезновения, выпадения.

Дмитрий Иванович Чижевский в своей работе о «Двойнике» также настаивает на философском звучании повести и, как следствие, сложных философских мотивах, он отмечает мотив зеркала, отражения.

В исследовании Натальи Львовны Зелянской подробно рассматривается мотив подглядывания.

Н. Е. Осипов в своей статье, посвящённой «Двойнику», подробно останавливается на мотиве психической нестабильности героя, его паранойе, мании преследования и величия.

Актуальность данного исследования, проводимого учащимися, состоит в необходимости систематизировать основные научные подходы к изучению мотивов повести «Двойник», охарактеризовать специфику мотивной структуры повести в целом, так как в литературоведении чаще всего выделяли только отдельные мотивы этого произведения Достоевского.

Цель исследования: определить специфику мотивной структуры повести «Двойник».

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- охарактеризовать степень изученности данной темы;

- определить место повести «Двойник» в контексте творчества Достоевского;

- определить теоретическую базу исследования;

- выявить центральные и периферийные мотивы повести;

- охарактеризовать мотивную структуру повести, определить специфику связи между мотивами.

Объект исследования: повесть Ф. М. Достоевского «Двойник».

Предмет исследования: мотивная структура повести.

Методы исследования:

  • историко-литературный;

  • структурный;

  • семантический;

  • интертекстуальный

Учащимися была прочитана повесть «Двойник», затем рассмотрены мнения критиков и литературоведов по поводу данной повести. Ребята рассмотрели работы таких ученых, как В.Я. Кирпотин, К. С. Аксаков, П. В. Анненков, Д. И. Чижевский, А.А. Григорьев, К.А.Степанян, Н. Л. Зелянская, К. Мочульский.

Учащиеся обратили внимание на хронотоп повести, язык повести, показали, в чем состояло новаторство Достоевского в контексте данной повести (впервые персонифицировался двойник как отдельный герой, абсолютно повторяющий главного героя).

Было рассмотрено, как происходило изучение мотивной структуры повести, какие мотивы выделяли ученые.

Была дана характеристика мотива как литературоведческой категории. Мотив является составляющей частью сюжета. Современное литературоведение чаще всего оперирует тремя терминами: мотив, мотифема (функция действующего лица) и алломотив (конкретная реализация мотива и мотифемы).

В своей работе учащиеся опирались на основные показатели и свойства мотива, которые были выделены в пособии Т. И. Печерской, Е. К. Никаноровой «Сюжеты и мотивы русской литературы»:

- предикатно-актантная структура: мотив выражается в действии определённых персонажей, в результате чего и формируется событие;

- интертекстуальность, которая проявляется в виде аллюзий, реминисценций, цитат, сюжетных параллелей, аналогий. С этим свойством связано также понятие гипермотива (яркий пример гипермотива – обращение к картине Я. Гольбейна «Мёртвый Христос» в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского);

- повторяемость (за пределами текста одного произведения). Это понятие предполагает функционально-семантический повтор;

- способность к трансформации: мотив может развернуться в сюжет и наоборот. Повтор мотива связан с понятием лейтмотив;

- семантическая универсальность, которая заключается в инвариантности семантической структуры по отношению к множеству текстовых реализаций;

- двухмерность, выражающаяся в единстве мотифемы (инвариант всех повторов одного мотива) и алломотива (внутритекстовой конкретной реализации мотива);

- способность образовывать «валентные» связи с другими мотивами, входящими в сюжет произведения. В своей работе мы использовали в большей степени такие свойства мотива, как: интертекстуальность, предикатно-актантная структура, повторяемость, способность образовывать валентные связи с другими мотивами.

На основе полученных знаний была охарактеризована мотивная структура повести «Двойник», выделены центральные и периферийные мотивы повести, проанализирована их связь между собой.



В ходе исследования учащимися были сделаны следующие выводы.

Насыщенная мотивная структура повести выстроена в соответствии с замыслом писателя. Центральные мотивы – двойничества и безумия – доминируют над остальными мотивами. Спутанность сознания героя подчёркивается мотивом сна. Голядкин просыпается, но его сознание сразу не в состоянии вернуться в реальный мир. Мотив маскарада и маски связан с мотивом двойничества. Он подчеркивает несоответствие внутреннего и внешнего в господине Голядкине. Герой не раз заявляет, что он «не носит маски», подразумевая под этим двуличие и лицемерие. Однако уже в самом начале повести Голядкин начинает играть новую для него роль (одевается в новый костюм, садится в карету с гербами, едет на званый обед). Мотив толпы связан с мотивом маски, маскарада, так как герой противопоставляет себя толпе, подчеркивает лживость людской массы – толпы, которая носит маску. Мотив смеха, осмеяния связан с мотивом толпы. Герой очень боится публичного осмеяния, ему всюду мерещатся насмешки, шутки. Мотив зеркала. Проснувшись, Голядкин непременно глядит на себя в зеркало, которое отражает не только внешний вид, но и внутреннюю сущность. Мотив зеркала играет важную роль в формировании сюжета о двойничестве. Мотив духоты связан с мотивом безумия, т.к. безумие – это болезнь, и часто в тексте подчеркивается удушливое, болезненное состояние героя, которое можно соотнести с безумием. Мотив денег возникает в самом начале повести, буквально после пробуждения героя. Голядкин приступает к их пересчёту сразу после обозревания себя в зеркало. Мотив одежды и мотив денег связаны между собой. Для Голядкина деньги и одежда – внешние атрибуты, с помощью которых он пытается подчеркнуть свой статус, удовлетворить свое самолюбие. Тем не менее, внешнее вновь не соответствует внутреннему. Это подчеркивает двойственность героя. Мотив письма. На протяжении повести Голядкин ведёт активную переписку. Исчезновение писем легко объясняется беспорядочностью и растерянностью поведения душевнобольного человека. Следовательно, этот мотив связан с мотивом безумия. Мотив света и тени имеет немалое значение в развитии сюжета повести, а также в раскрытии поворотных моментов в судьбе Голядкина. Свет является иногда в виде солнечных лучей, даруя вдруг обезумевшему герою надежду. Но чаще всего свет в повести зловещ и мрачен. Зловещ и финальный эпизод повести, окрашенный в чёрный цвет. Во тьму безумия героя вдруг врываются горящие огненные глаза, довершающие процесс его низведения во тьму – тьму его собственной души, страшнее которой, по Достоевскому, ничего не существует.

Итак, мотивная структура повести имеет четкое строение: мотив денег связан с мотивом одежды, мотив толпы соотнесен с мотивом маски, духоты и осмеяния, мотив сна связан с мотивом зеркала. Начинаясь с периферийных мотивов, в структуре постепенно выделяются два главных соприкасающихся мотива: безумия и двойничества.

Все периферийные мотивы направлены на укрупнение и углубление двух главных мотивов, они соприкасаются и взаимодействуют. Главный герой встречается со своим двойником во сне, в бреду, болезненном состоянии. Взаимодействие с двойником описывается при помощи периферийных мотивов. Ещё одна особенность мотивной структуры повести – её гибкость. Почти все мотивы имеют способность преломляться и функционировать в двух противоположных плоскостях – реальной и фантастической. События получают фантастическое преломление в потрясенном воображении главного героя.

Основные особенности мотивной структуры повести «Двойник»: многослойность, многоголосие, последовательное развитие, взаимодействие (между главными и периферийными мотивами), способность к идейному и детальному развитию, гибкость.





















Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что работа с учащимися на элективном курсе «Комплексный анализ текста» проводится мною уже второй учебный год, и можно заметить положительную динамику по учебным дисциплинам «русский язык и литература».

В 2019 – 2020 учебном году качество знаний по предмету в 8 классе – 66%, в 2020 – 2021 учебном году в 9 классе – 74 %.

У учащихся повысилась мотивация к обучению по данным предметам, они стали более внимательны при чтении текстов, улучшилось понимание текстов и их запоминание. Учащиеся проявляют инициативу в прочтении текстов художественной литературы для последующего анализа. На элективном курсе учащиеся работают с материалами научной, исследовательской литературы, учатся на основе полученных сведений самостоятельно интерпретировать текст.

Таким образом, учащиеся в рамках элективного курса работают с текстами на всех его уровнях, получают как базовые, так и углубленные знания.

На основе проведенной работы я пришла к выводу, что данный вид деятельности благоприятно сказывается на обучении предметам русский язык и литература, улучшает качество знаний, общую заинтересованность ребят в обучении литературе и русскому языку, расширяет их кругозор, повышает технику чтения, улучшает подготовку к экзаменам.




















Список использованной литературы:

  1. Белянцева А., Тамарченко Н. Проблема двойничества у Гоголя, Гофмана и Достоевского // Гоголь как явление мировой литературы. По материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя / Под ред. Ю.В. Манна. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – С.345–352.

  2. Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Гоголь: история и современность: К 175-летию со дня рождения. – М., 1985. – С.121–151.

  3. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 626 с.

  4. Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Смена литературных стилей. – М.: Наука, 1974. – С. 17–57.

  5. Достоевский Ф. М. Двойник//Достоевский Ф. М. Двойник: Повесть. Господин Прохарчин: Рассказ. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 256 с.

  6. Зелянская Н. Ситуация подсматривания в творчестве Ф.М. Достоевского 1840-х гг.//Сборник научных трудов. – М, 1988. – 467 с.

  7. Ким Юн Кюн Типология двойников в творчестве Ф. М. Достоевского и повесть "Двойник" (1846/1866). Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – М., 2003. – 185 с.

  8. Кирпотин В. Я. Ф. М. Достоевский. – М.: Художественная литература, 1999. – 605 с.

  9. Осипов Н. Е. «Двойник. Петербургская поэма» Ф. М. Достоевского (Заметки психиатра)// Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1:0 Достоевском: Сборник статей под редакцией А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М. Магидовой. — М.: Русский путь, 2007. — 576 с.

  10. Печерская Т. И., Никанорова Е. К. Сюжеты и мотивы русской литературы. Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ. – 162 с.

  11. Степанян К. А. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. СПб.: Крига, 2010. — 400 с.

  12. Тюпа В. И. Мотив в системе художественного целого. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.

  13. Чижевский Д. И. К проблеме двойника// Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1:0 Достоевском: Сборник статей под редакцией А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М. Магидовой. — М.: Русский путь, 2007. — 576 с.