Министерство образования и науки РФ
Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ «Тюменский государственный университет»
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания
Элективный курс по литературе для 9 класса
«Мотивный анализ сборника стихотворений Н.С. Гумилёва «Огненный столп»
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Майканова Айжан Бисембаевна,
студентка 231 группы СГФ
ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ «ТюмГУ»
Россия
г.Ишим
2017 г.
Программа элективного курса для 9 класса
Тема: «Мотивный анализ сборника стихотворений Н.С. Гумилёва «Огненный столп»
Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении творчества Н.С. Гумилёва. Николай Степанович Гумилёв — поэт, переводчик, основатель акмеистического течения модернисткой литературы Серебряного века, чье творчество до сих пор остается таинственным и многогранным.
Тема «Русская поэзия конца 19-начала 20 века» представлена в программе небольшим количеством часов. Это не позволяет получить более полное представление о жизни и творчестве поэта, более глубоко изучать его произведения.
Выбор темы элективного курса «Мотивный анализ сборника стихотворений Н.С. Гумилёва «Огненный столп» обусловлен читательской заинтересованностью к личности поэта-акмеиста, к его произведениям.
Содержание программы элективного курса предполагает знакомство с поэтом, его творчеством, а также мотивный анализ стихотворений из предсмертного сборника «Огненный столп».
Цель курса:
Задачи:
способствовать повышению интереса к литературе в целом;
развить у учеников навыки филологического прочтения отдельных произведений, и в целом творчества поэта Серебряного века;
развить навыки мотивного анализа лирических произведений;
формировать интересную творческую личность, способную выразить себя в слове.
В процессе анализа поэтического произведения учащиеся должны сформировать умения использовать литературоведческие понятия для выявления авторского отношения к изображаемому и для выражения своего собственного, личностного восприятия и оценки данного поэтического произведения.
Курс предусматривает: объяснение и закрепление материала, опрос учащихся, использование музыкальных и художественных иллюстраций, видеофрагментов, фотографий, мультимедийного проектора, ноутбука (компьютера).
Основная функция курса: развитие и углубление знаний учащихся по теме «Серебряный век русской поэзии», а в частности изучения творчества Н.С. Гумилева.
Реализация курса представляет собою сочетание теоретического материала (лекции) и в большей части практических упражнений.
Актуальность и практическая значимость данного элективного курса:
Элективный курс «Мотивный анализ сборника стихотворений Н.С. Гумилёва «Огненный столп» является дополнением к основному курсу литературы ХХ века в 9 классе и рассчитан на 16 часов.
Результаты реализации программы
В результате изучения курса «Мотивный анализ сборника стихотворений Н.С. Гумилёва «Огненный столп» учащиеся должны:
• знать/понимать основные черты акмеизма, основные теоретико-литературные понятия, необходимые при изучении творчества поэта-акмеиста, Н.С. Гумилева;
уметь выразительно читать изучаемые произведения,
Н. Гумилёва;
• использовать приобретённые знания и умения для определения своего круга чтения по русской литературе рубежа век
Форма контроля знаний учащихся –
тестирование, творческие работы, защита проекта.
Тематическое планирование элективного курса (16 ч.)
№/ п |
Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Виды деятельности обучающихся |
1 | Введение. Биография, начало творческого пути Н.С. Гумилёва. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект. Работа с текстом. |
2 | Возникновение «Цеха поэтов» в Петербурге. | 1 | Лекция | Конспект. |
3 | Н. Гумилев и С. Городецкий – основатели нового литературного течения — акмеизм | 1 | Лекция + анализ стихов | Конспект. Работа со статьей Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» |
4 | Творчество Н. Гумилёва. Основные темы творчества. | 1 | Семинар. | Беседа. Работа с текстами. |
5 | Первые сборники стихотворений. Анализ ранних стихотворений Н. Гумилёва. | 1 | Практикум. | Творческая работа. |
6 | «Огненный столп» - последний сборник Гумилёва. История создания. | 1 | Лекция + анализ стихов | Беседа. Работа с текстами. |
7 | Понятие «мотив» в литературоведении. Мотивы в сборнике «Огненный столп» | 1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект |
8 | «Заблудившийся трамвай» - центральное стихотворение сборника. История создания. | 1 | Мотивный анализ стихотворения. | Творческая работа, исследование стихотворений |
9 | Библейские мотивы в сборнике «Огненный столп». | 1 | Семинар. | Беседа. Работа с текстами. |
10-11 | Мотив огня – один из основных мотивов сборника. Вариации мотива огня. | 2 | Беседа, анализ стихотворений | Работа с текстами. |
12 | Мотив смерти в творчестве Гумилёва, в частности в сборнике «Огненный столп» | 1 | Лекция с элементами беседы | Конспект, сообщения |
13 | Поэма «Звездный ужас».Синтез мотивов в поэме. | 1 | Лекция | Конспект, работа с текстом |
14 | Влияние философии Фридриха Ницше на поэтику сборника Н.С. Гумилёва «Огненный столп» и всего творчества в целом. | 1 | Урок-презентация с элементами беседы. | Выступление с сообщениями, работа с текстом «Так говорил Заратустра». |
15-16 | Итоговое занятие (презентации, мини-проекты, буклеты) | 2 | Зачёт: конкурс проектов | Выступление с проектами |
Содержание элективного курса
Тема 1.
Биография Н.С. Гумилева. Детство, образование, начало творческого пути. Основные периоды жизни и творчества поэта. Отношения с А.А. Ахматовой.
Тема 2.
Тесная связь становление акмеизма с возникновением и деятельностью объединения «Цех поэтов». Создатели «Цеха поэтов» - Н. Гумилев и
С. Городецкий Течение «акмеизм» не имеет эквивалента в зарубежной литературе.
Тема 3.
Основные признаки акмеизма. Изложение идей акмеизма в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и
С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1)
Тема 4 .
В акмеизме в полной мере проявилась личность Н. Гумилева, человека цельного, волевого, бесстрашного. Таков и его лирический герой. Образ лирического героя в стихотворениях Н. Гумилёва «Старый конквистадор», «Капитаны», «У меня не живут цветы», «Отравленный», «огненный столп». Основные темы и образы.
Тема 5.
1905г - «Путь конквистадоров» - первый сборник стихов. Этот юношеский сборник отражает романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга посвящена отважным и сильным героям, весело идущим навстречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам».
Сборник стихов «Романтические цветы» (1908). «Чужое небо» (1912) - самый «акмеистический» сборник стихотворений.
Тема 6.
Сборник «Огненный столп». История создания. Семантика заглавия. Структура сборника.
Тема 7.
Понятие «мотив» в литературоведении. Основные подходы к определению (семантический, морфологический, тематический, дихотомический) и представители подходов. Основные мотивы в сборнике «Огненный столп».
Тема 8.
«Заблудившийся трамвай» - центральное произведение в сборнике. История создания. Интерпретация образов, а также мотивный анализ данного стихотворения.
Тема 9.
Библейские мотивы в сборнике «Огненный столп». Мотивный анализ стихотворений «Слово», «Память».
Тема 10 - 11.
Мотив огня – один из основных мотивов сборника. Вариации мотива огня. Мифологический огонь в сборнике. Апокалиптический огонь- как вариация мотива огня. Мотивный анализ отдельных произведений.
Тема 12.
Мотив смерти –как один из основных мотивов творчества Гумилева, а также и сборника «Огненный столп», в частности. Эсхатология – вариация мотива смерти. Танатологические мотивы. Анализ стихотворений «Дева – птица», «Ольга».
Тема 13.
«Звездный ужас» - пророческое стихотворение, именуемое иногда поэмой. Поэма, сочетающая в себе мотивы огня и смерти. Религиозная, апокалиптическая тема в поэме.
Тема 14 .
Влияние философии Фридриха Ницше на поэтику сборника Н.С. Гумилёва «Огненный столп» и всего творчества в целом. Изучение работы Ф.Ницше «Так говорил Заратустра».
Тема 15 - 16 .
Итоговое занятие: представление проекта «Основные мотивы сборника «Огненный столп».