СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивный анализ лирики Н.С. Гумилева в средней общеобразовательной школе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План элективного курса по литературе "Мотивный анализ лирики Н.С. Гумилёва в средней обеобразовательной школе"

Просмотр содержимого документа
«Мотивный анализ лирики Н.С. Гумилева в средней общеобразовательной школе»

Министерство образования и науки РФ

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ «Тюменский государственный университет»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания







Элективный курс по литературе для 9 класса

«Мотивный анализ сборника стихотворений Н.С. Гумилёва «Огненный столп»

на 2017-2018 учебный год

















Составитель: Майканова Айжан Бисембаевна,

студентка 231 группы СГФ

ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ «ТюмГУ»

Россия















г.Ишим

2017 г.

Программа элективного курса для 9 класса



Тема: «Мотивный анализ сборника стихотворений Н.С. Гумилёва «Огненный столп»

Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении творчества Н.С. Гумилёва. Николай Степанович Гумилёв — поэт, переводчик, основатель акмеистического течения модернисткой литературы Серебряного века, чье творчество до сих пор остается таинственным и многогранным.

Тема «Русская поэзия конца 19-начала 20 века» представлена в программе небольшим количеством часов. Это не позволяет получить более полное представление о жизни и творчестве поэта, более глубоко изучать его произведения.

Выбор темы элективного курса «Мотивный анализ сборника стихотворений Н.С. Гумилёва «Огненный столп» обусловлен читательской заинтересованностью к личности поэта-акмеиста, к его произведениям.

Содержание программы элективного курса предполагает знакомство с поэтом, его творчеством, а также мотивный анализ стихотворений из предсмертного сборника «Огненный столп».

Цель курса:

  • создание условий для расширения знаний учащихся о жизни и творчестве Н.С. Гумилёва, о предпосылках появления акмеизма, о мотивах и образах сборника стихотворений «Огненный столп»

Задачи:

  • способствовать повышению интереса к литературе в целом;

  • развить у учеников навыки филологического прочтения отдельных произведений, и в целом творчества поэта Серебряного века;

  • развить навыки мотивного анализа лирических произведений;

  • формировать интересную творческую личность, способную выразить себя в слове.



В процессе анализа поэтического произведения учащиеся должны сформировать умения использовать литературоведческие понятия для выявления авторского отношения к изображаемому и для выражения своего собственного, личностного восприятия и оценки данного поэтического произведения.

Курс предусматривает: объяснение и закрепление материала, опрос учащихся, использование музыкальных и художественных иллюстраций, видеофрагментов, фотографий, мультимедийного проектора, ноутбука (компьютера).

Основная функция курса: развитие и углубление знаний учащихся по теме «Серебряный век русской поэзии», а в частности изучения творчества Н.С. Гумилева.

Реализация курса представляет собою сочетание теоретического материала (лекции) и в большей части практических упражнений.

Актуальность и практическая значимость данного элективного курса:

Элективный курс «Мотивный анализ сборника стихотворений Н.С. Гумилёва «Огненный столп» является дополнением к основному курсу литературы ХХ века в 9 классе и рассчитан на 16 часов.

Результаты реализации программы

В результате изучения курса «Мотивный анализ сборника стихотворений Н.С. Гумилёва «Огненный столп» учащиеся должны:

• знать/понимать основные черты акмеизма, основные теоретико-литературные понятия, необходимые при изучении творчества поэта-акмеиста, Н.С. Гумилева;

уметь выразительно читать изучаемые произведения,

  • аргументированно формулировать своё отношение к творчеству

Н. Гумилёва;

  • сопоставлять литературные произведения;

• использовать приобретённые знания и умения для определения своего круга чтения по русской литературе рубежа век

Форма контроля знаний учащихся –

тестирование, творческие работы, защита проекта.



Тематическое планирование элективного курса (16 ч.)



/

п



Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Виды деятельности обучающихся

1

Введение.

Биография, начало творческого пути Н.С. Гумилёва.

1

Лекция с элементами беседы.

Конспект. Работа с текстом.

2

Возникновение «Цеха поэтов» в Петербурге.

1

Лекция

Конспект.

3

Н. Гумилев и

С. Городецкий – основатели нового литературного течения — акмеизм

1

Лекция + анализ стихов

Конспект. Работа со статьей Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»

4

Творчество Н. Гумилёва.

Основные темы творчества.

1

Семинар.

Беседа. Работа с текстами.

5

Первые сборники стихотворений. Анализ ранних стихотворений

Н. Гумилёва.

1

Практикум.

Творческая работа.

6

«Огненный столп» - последний сборник Гумилёва. История создания.

1

Лекция + анализ стихов

Беседа. Работа с текстами.

7

Понятие «мотив» в литературоведении. Мотивы в сборнике «Огненный столп»

1

Лекция с элементами беседы.

Конспект

8

«Заблудившийся трамвай» - центральное стихотворение сборника. История создания.

1

Мотивный анализ стихотворения.

Творческая работа,

исследование

стихотворений

9

Библейские мотивы в сборнике «Огненный столп».

1

Семинар.

Беседа. Работа с текстами.

10-11

Мотив огня – один из основных мотивов сборника. Вариации мотива огня.

2

Беседа, анализ стихотворений

Работа с текстами.

12

Мотив смерти в творчестве Гумилёва, в частности в сборнике «Огненный столп»

1

Лекция с элементами беседы

Конспект, сообщения

13

Поэма «Звездный ужас».Синтез мотивов в поэме.

1

Лекция

Конспект, работа с текстом

14

Влияние философии Фридриха Ницше на поэтику сборника Н.С. Гумилёва «Огненный столп» и всего творчества в целом.

1

Урок-презентация с элементами беседы.

Выступление с сообщениями,

работа с текстом «Так говорил Заратустра».

15-16

Итоговое занятие (презентации, мини-проекты, буклеты)

2

Зачёт: конкурс проектов

Выступление с проектами





Содержание элективного курса

Тема 1.

Биография Н.С. Гумилева. Детство, образование, начало творческого пути. Основные периоды жизни и творчества поэта. Отношения с А.А. Ахматовой.

Тема 2.

Тесная связь становление акмеизма с возникновением и деятельностью объединения «Цех поэтов». Создатели «Цеха поэтов» - Н. Гумилев и

С. Городецкий Течение «акмеизм» не имеет эквивалента в зарубежной литературе.

Тема 3.

Основные признаки акмеизма. Изложение идей акмеизма в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и

С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1)

Тема 4 .

В акмеизме в полной мере проявилась личность Н. Гумилева, человека цельного, волевого, бесстрашного. Таков и его лирический герой. Образ лирического героя в стихотворениях Н. Гумилёва «Старый конквистадор», «Капитаны», «У меня не живут цветы», «Отравленный», «огненный столп». Основные темы и образы.

Тема 5.

1905г - «Путь конквистадоров» - первый сборник стихов. Этот юношеский сборник отражает романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга посвящена отважным и сильным героям, весело идущим навстречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам».

Сборник стихов «Романтические цветы» (1908). «Чужое небо» (1912) - самый «акмеистический» сборник стихотворений.

Тема 6.

Сборник «Огненный столп». История создания. Семантика заглавия. Структура сборника.

Тема 7.

Понятие «мотив» в литературоведении. Основные подходы к определению (семантический, морфологический, тематический, дихотомический) и представители подходов. Основные мотивы в сборнике «Огненный столп».

Тема 8.

«Заблудившийся трамвай» - центральное произведение в сборнике. История создания. Интерпретация образов, а также мотивный анализ данного стихотворения.

Тема 9.

Библейские мотивы в сборнике «Огненный столп». Мотивный анализ стихотворений «Слово», «Память».

Тема 10 - 11.

Мотив огня – один из основных мотивов сборника. Вариации мотива огня. Мифологический огонь в сборнике. Апокалиптический огонь- как вариация мотива огня. Мотивный анализ отдельных произведений.

Тема 12.

Мотив смерти –как один из основных мотивов творчества Гумилева, а также и сборника «Огненный столп», в частности. Эсхатология – вариация мотива смерти. Танатологические мотивы. Анализ стихотворений «Дева – птица», «Ольга».

Тема 13.

«Звездный ужас» - пророческое стихотворение, именуемое иногда поэмой. Поэма, сочетающая в себе мотивы огня и смерти. Религиозная, апокалиптическая тема в поэме.

Тема 14 .

Влияние философии Фридриха Ницше на поэтику сборника Н.С. Гумилёва «Огненный столп» и всего творчества в целом. Изучение работы Ф.Ницше «Так говорил Заратустра».

Тема 15 - 16 .

Итоговое занятие: представление проекта «Основные мотивы сборника «Огненный столп».