СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотосекция в системе дополнительного образования: задачи, перспективы развития

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлена статья "Мотосекция в системе дополнительного образования: задачи, перспективы развития"

Просмотр содержимого документа
«Мотосекция в системе дополнительного образования: задачи, перспективы развития»

Мотосекция в системе дополнительного образования: задачи, перспективы развития

Сурдин В.К.,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДЮЦ


Каждый год, как только сходит снег на дорогах появляются первые мотоциклисты, водители скутеров и прочей, не всегда предназначенной для ДОП техники. И сразу появляется страшная статистика ДТП с участием мототехники, и еще больше несчастных случаев остаются неучтенными, ведь несчастный случай на мотоцикле - спортинвентаре без 2-го участника не на ДОП – это даже не ДТП. Причем, если обратить внимание на возраст многих «пилотов» скутеров и другой малокубатурной техники то становится ясно – это подростки 12-17 лет. «Глубокие» знания ПДД и “профессиональная” техника управления ТС этой категории мотоциклистов давно стали притчей во языцах и темами анекдотов для других водителей. Только вот статистика детского травматизма получается не смешная, причем даже данные ГИБДД по этому поводу сильно занижены по причинам указанным выше. Логично, что по прошествии времени, подросток становится старше, покупает «большой» мотоцикл, права и получает еще один «шанс» пополнить печальную статистику.

Так как я работаю педагогом и веду детскую мотосекцию, то из разговоров с учениками (почти у всех есть свои мотоциклы) могу в общих чертах представить масштаб проблемы, причем последние изменения законодательства в области получения прав на малокубатурную технику положения не исправили, их просто игнорируют в массе. Но если не получается запретить, значит остается возможность возглавить и организовать, перенаправить силы и энергию подрастающего поколения мотоциклистов подальше от улиц и ДОП, обучить основам управления мотоциклом, ПДД. Каким образом это сделать? Существуют несколько разновидностей мотосекций и организаций, занимающихся развитием мотодвижения и мотоспорта, мы же в рамках данной статьи ограничимся деятельностью мотообъединений в рамках ДОД, на примере секции МАУ ДО ДЮЦ, работающей по образовательной программе «Мототехника».

Направленность образовательной программы - техническая.

Настоящая программа является школой первой ступени, вводящей молодых людей в мир мотоспорта и мотодвижения.

Программа обеспечивает необходимыми начальными знаниями устройства, эксплуатации, практического вождения мотоцикла, знаниями ПДД. Формирует навыки безаварийного вождения мотоциклов, их технического обслуживания, прививает трудолюбие и аккуратность.

Программа «Мототехника» технической направленности, ориентирована на формирование у обучающихся высоких моральных и волевых качеств, воспитание стремления овладеть общечеловеческими ценностями и развивать их в себе, трудолюбие и уважение к труду получение обучающимися начальной предпрофессиональной подготовки в областях производства, эксплуатации и ремонта мототехники.

Направлена на развитие и поддержку детей, проявивших интерес и, определенные, способности к техническому творчеству, конструированию и техническому моделированию.

Новизна программы

Постоянно возникающие перед современным производством сложнейшие технические задачи требуют неординарного подхода к их решению. Творческий поиск, творческая инициатива и интуиция - отличительные черты инженеров, техников и передовых рабочих.

Новаторы производства, рационализаторы и изобретатели, обладающие творческим мышлением, получают, как правило, первый толчок к данной деятельности ещё в детстве, в техническом кружке, в мастерской. Следовательно, развитие и формирование технических способностей, подготовку к творческой деятельности, к выбору профессии, нужно начинать ещё в учреждениях дополнительного образования.

Развитие творческих умений и навыков в процессе формирования технических способностей учащихся, предполагает включение их в продуктивную эвристическую деятельность, при выполнении которой учащиеся самостоятельно или с некоторой помощью педагога должны решать следующие вопросы:

  • анализ технического задания;

  • ознакомление с прототипами и аналогами решения конструкции данного объекта;

  • изложение замыслов в виде технических рисунков;

  • выбор оптимальной схемы конструкции объекта;

  • оформление эскизов и чертежей изделия;

  • определение основных размеров конструкции;

  • определение размеров деталей и их элементов;

  • определение размеров заготовок для изготовления деталей;

  • выбор формы и материала деталей;

  • поиск способов соединения деталей;

  • подбор необходимых для выполнения работы инструментов, оборудования и приспособлений;

  • определение последовательности изготовления деталей, а также сборки объекта;

  • определение способов отделки поверхностей деталей и изделия в целом;

  • изготовление изделия и контроль качества работы;

  • испытание технического устройства;

  • доработка модели, конструкции, технического устройства и т.п.;

  • использование технического устройства с учётом всех рекомендаций по его эксплуатации.

Реализация перечисленных элементов творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе разработки схемы конструкции объекта и его изготовления.

Актуальность программы

В том, что занятия техническим творчеством пользуются большой популярностью среди подростков, способствует всестороннему развитию подростков, развитию их технической мысли, направленной на изучение мототехники и их двигателей, установленных на мотоциклах.

Увлеченность техническим творчеством способствует профилактике и предупреждению безнадзорности, правонарушений и девиантного поведения детей и подростков. Многие подростки имеют неполные семьи, многими не занимаются родители, но через вовлечение их в занятие техническим творчеством, привития им любви к технике способствует определиться не только с будущей профессией или увлечением, но и поможет в период службы в рядах вооруженных сил РФ. Общество, в том числе в рядах вооруженных сил, всегда приветствовали тех, кто владеет азами ремонтного, слесарного и токарного дела, для таких юношей всегда найдется место, где они смогут применить полученные умения и навыки, связанные с ремонтом военной автомототехники.

Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.

Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте, формирование универсальных учебных действий, подчёркивают ценность современного образования. Дополнительное образование должно побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.

Программа помогает:

  • определиться и выбрать, ещё на стадии школьного обучения, будущую профессию или конкретную специальность;

  • более легко адаптироваться «во взрослой» жизни;

  • развитию процессов интеграции с общим образованием в условиях реализации ФГОС, через межпредметные связи (физика, черчение, технология, ОБЖ)

Цель программы

Обеспечение личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения, через овладение основами конструирования, ремонтно-слесарных работ, научно-техническим творчеством.

Указанная цель конкретизируется в предметных задачах:

Обучающиеся должны знать:

  • правила безопасного пользования инструментами;

  • понятие о плоскостной разметке, о рубке, резке металла, опиливании металла, сверлении, зенковании, зенкеровании, развертывании, нарезании резьбы, клепке, притирке, пайка и лужении;

  • виды, формы материалов и инструментов, используемых для изготовления и ремонта

  • устройство мототехники;

  • основы в области гигиены, санитарии и медицины;

  • технические особенности, необходимые для занятий техническими видами деятельности и техническим творчеством;

  • основы работы со слесарными инструментами (гаечные ключи, отвертки, молоток, напильник), работе на сверлильном, заточном и токарном станках;

  • основы охраны труда;

  • основы пожарной безопасности;

  • правила дорожного движения;

  • необходимую терминологию; Обучающиеся должны владеть:

  • применять необходимую терминологию;

  • умениями и практическими навыками в области гигиены, санитарии и медицины; использовать в работе слесарные инструменты;

  • умениями и практическими навыками в работе на сверлильном, заточном и токарном станках;

  • умениями и практическими навыками необходимыми для проведения практических занятий производить разметку плоскостную, рубку, резку металла, опиливание металла, сверление, зенкование, зенкерование, развертывание, нарезание резьбы, клепку, притирку, пайку и лужение;

  • умениями и практическими навыками выполнять работу по рабочим чертежам и картам технологического процесса с использованием современных приспособлений и инструментов.

По окончании реализации программы за 2 год обучения обучающийся должен на предметном уровне

Обучающиеся должны знать:

  • внешнее строение технических объектов;

  • основные узлы транспортных моделей;

  • структуру и принцип действия: двигателя, цилиндрах, шатунно-поршневой группе, газораспределительном механизме, деталях системы охлаждения и смазки, деталях системы питания карбюраторного двигателя, деталях топливной системы, приборах электрооборудования, трансмиссии, коробки передач, задней подвески, передней подвески, рулевом управлении, тормозах, амортизаторах и рамы, колесах

  • правила техники безопасности при работах в мастерской, при техническом обслуживании мототехники;

  • устройство и работу двухтактного и четырехтактного карбюраторного, а также инжекторного двигателей;

  • основные системы двигателя;

  • основы управление мототехникой;

  • устройство и принцип конструирования мототехники;

Обучающиеся должны овладеть:

  • технической терминологией;

  • -чертежными инструментами;

  • -умениями и практическими навыками необходимыми для проведения практических занятий по техническому обслуживанию, производить ремонтные и налаживающие работы двигателя, цилиндров, шатунно-поршневой группы, газораспределительных механизмов, ремонт деталей системы охлаждения и смазки, ремонт деталей системы питания карбюраторного двигателя, ремонт деталей топливной системы, ремонт приборов электрооборудования, трансмиссии, ремонт коробки передач, ремонт задней подвески, ремонт передней подвески, ремонт рулевого управления, ремонт тормозов, ремонт амортизаторов и рамы, ремонт колес

  • -умениями и практическими навыками по выполнению несложных работ на станочном оборудовании (сверлильный станок, механические ножницы, электродрель и др.) и пользоваться слесарным инструментом;

Задачи личностного развитие обучающегося
  1. Способность определять ценности и смыслы учения:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • положительное отношение к учебной деятельности;

  • -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

  1. Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  2. Способность к нравственно-этической ориентации:

  • знания основных моральных норм поведения;

  • формирование этических чувств: сочувствия, стыда, вины, как регуляторы морального поведения;

  • способность ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Задачи на метапредметном уровне

1.Развитие регулятивных универсальных учебных действий способность организовать учебную деятельность:

  • ставить цель деятельности;

  • планирование составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование: умение определять его временные характеристики;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция: внесение необходимых дополнений и способность действия в случае расхождения ожидаемого результата;

  • оценка: способность оценивания качества и уровня усвоения.

2.Развитие познавательных универсальных учебных действий. Общеучебные универсальные действия:

  • способность самостоятельно выделить и формулировать познавательные цели;

  • способность к поиску и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • способность к структурированию знаний;

  • способность к осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • способность выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • способность к рефлексии способов и условий действия: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • способность постановки и формулирования проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • способность к знаково-символическим действиям: моделированию и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:
  • способность установления причинно-следственных связей;

  • способность построения логической цепи рассуждений;

  • способность доказывать и находить доказательство;

  • способность выдвижения гипотез и их обоснование;

  • способность к постановке и решению проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий

  • способность к сотрудничеству с педагогом и сверстниками;

  • способность разрешать конфликты;

  • способность управления поведением партнера и оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Ожидаемые результаты

В программе отражен обязательный конечный результат, которого достигают учащиеся после каждого года обучения. Обучение подростков азам ремонтного и наладочного дела для выполнения операций по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств

По окончании реализации программы за 1 год обучения обучающийся должен на предметном уровне

знать:

  • правила безопасного пользования инструментами;

  • понятие о плоскостной разметке, о рубке, резке металла, опиливании металла, сверлении, зенковании, зенкеровании, развертывании, нарезании резьбы, клепке, притирке, пайка и лужении;

  • виды, формы материалов и инструментов, используемых для изготовления и ремонта

  • устройство мототехники;

  • основы в области гигиены, санитарии и медицины;

  • технические особенности, необходимые для занятий техническими видами деятельности и техническим творчеством;

  • основы работы со слесарными инструментами (гаечные ключи, отвертки, молоток, напильник), работе на сверлильном, заточном и токарном станках;

  • основы охраны труда;

  • основы пожарной безопасности;

  • правила дорожного движения;

  • необходимую терминологию; овладеть:

  • необходимой терминологией;

  • умениями и практическими навыками в области гигиены, санитарии и медицины; использовать в работе слесарные инструменты;

  • умениями и практическими навыками в работе на сверлильном, заточном и токарном станках;

  • умениями и практическими навыками необходимыми для проведения практических занятий производить разметку плоскостную, рубку, резку металла, опиливание металла, сверление, зенкование, зенкерование, развертывание, нарезание резьбы, клепку, притирку, пайку и лужение;

  • умениями и практическими навыками выполнять работу по рабочим чертежам и картам технологического процесса с использованием современных приспособлений и инструментов.

По окончании реализации программы за 2 год обучения обучающийся должен на предметном уровне

знать:

  • внешнее строение технических объектов;

  • основные узлы транспортных моделей;

  • структуру и принцип действия: двигателя, цилиндрах, шатунно-поршневой группе, газораспределительном механизме, деталях системы охлаждения и смазки, деталях системы питания карбюраторного двигателя, деталях топливной системы, приборах электрооборудования, трансмиссии, коробки передач, задней подвески, передней подвески, рулевом управлении, тормозах, амортизаторах и рамы, колесах

  • правила техники безопасности при работах в мастерской, при техническом обслуживании мототехники;

  • устройство и работу двухтактного и четырехтактного карбюраторного, а также инжекторного двигателей;

  • основные системы двигателя;

  • основы управление мототехникой;

  • устройство и принцип конструирования мототехники; овладеть:

  • технической терминологией;

  • чертежными инструментами;

  • умениями и практическими навыками необходимыми для проведения практических занятий по техническому обслуживанию, производить ремонтные и налаживающие работы двигателя, цилиндров, шатунно-поршневой группы, газораспределительных механизмов, ремонт деталей системы охлаждения и смазки, ремонт деталей системы питания карбюраторного двигателя, ремонт деталей топливной системы, ремонт приборов электрооборудования, трансмиссии, ремонт коробки передач, ремонт задней подвески, ремонт передней подвески, ремонт рулевого управления, ремонт тормозов, ремонт амортизаторов и рамы, ремонт колес;

  • умениями и практическими навыками по выполнению несложных работ на станочном оборудовании (сверлильный станок, механические ножницы, электродрель и др.) и пользоваться слесарным инструментом;

Должны сформировать личностные универсальные учебные действия:
  • широкая мотивационная основа технического творчества, включающая интерес к профессиональным сферам, связанным с автотехникой;

  • адекватное понимание причин успешности (неуспешности) технической деятельности;

  • ориентация в нравственном содержании поступков, как собственных, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности.

Владеть метапредметными учебными действиями

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • прогнозирование уровня усвоения;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять анализ ситуаций с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

Способы и формы проверки ожидаемых результатов

Проверка ожидаемых результатов проводится с помощью самостоятельных работ после каждой темы. Итоги соревнований и наблюдения педагога в течение всего года также служат способами проверки  усвоения образовательной программы.

Кроме вышесказанного, минимум три раза в год делается так называемый «срез» знаний, умений и личностных характеристик учащегося. При этом заполняется диагностическая карта результативности учебно-воспитательного процесса, в которой оцениваются уровень знаний и умений учащегося, а также его личностные характеристики. В карте отмечается степень самостоятельности при выполнении заданий, уровень сложности заданий, качество исполнения, участие в конкурсах и соревнованиях, культура поведения, дисциплинированность, степень активности учащегося и др. По данной карте прослеживается динамика формирования личности учащегося, динамика изменения образовательного уровня. Данные из карты используются для оценивания работы педагога, для оценивания результативности ОП, при работе с родителями.

Способы подведения итогов работы по программе

В целях подведения итогов работы в конце учебного года проводятся:

  • итоговые соревнования;

  • итоговые самостоятельные работы по устройству мотоцикла (после 1 года обучения), по ремонту узлов и систем мотоцикла (после 2 года обучения);

  • коллективный анализ работы объединения.

Учебно-воспитательная работа

Воспитательная работа является важной составляющей работы педагога дополнительного образования. В течение каждого занятия педагог в ненавязчивой форме воспитывает у учащихся патриотическое отношение  к Родине и своему городу, уважение к старшему поколению, к своим товарищам, к труду.

В объединении проводятся походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и другими интересными людьми, экскурсии на выставки, встречи с подростками других объединений.

Кроме мероприятий непосредственно в объединении, подростки участвуют в учебно-массовых мероприятиях по тематике объединения, проводимых в рамках района и города (праздники, выставки, экскурсии и др.), что позволяет учащимся дополнительно приобрести навыки общения, ещё более расширить кругозор и почувствовать значимость своего труда.

Мотосекций в системе дополнительного образования не много, но они есть и работают по программам, которые несмотря на отличия преследуют похожие цели - в первую очередь безопасность детей и окружающих, совершенствование технических знаний и умений, рост спортивного мастерства, воспитание гражданина и патриота своей страны. Конечно, существует и множество общих проблем, такие как острый дефицит площадок и треков для тренировок, отсутствие крытых и лицензированных площадок, неоднородность парка мототехники, отсутствие официальных соревнований, выше городского уровня и многие другие. Работа по решению этих проблем ведется, покупается новая техника, например для секции «Мототехника» только в этом учебном году приобретено 6 новых кроссовых мотоцикла.

Основываясь на своем опыте работы, я считаю, что базируясь на имеющихся объединениях, решив остро стоящие перед ними проблемы, привлекая заинтересованные организации (мотоклубы, СМИ, и др.) возможно создать непрерывный образовательный процесс от младшей группы мотосекции до выступления в серьезных спортивных соревнованиях, получения водительских прав, поступления в профильные учебные заведения, что позволит мотосекциям в системе ДОД решать возложенные на них задачи на совершенно ином, более высоком уровне.