СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МОУ Ключанская средняя школа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок в 5 класс Интегрированный урок "Жизнь на разных материках"

Просмотр содержимого документа
«МОУ Ключанская средняя школа»

Интегрированный открытый урок 5 классе: «Жизнь на разных материках

Эпиграф: Всё неизвестно! А пока туманы 
Плывут под парусами корабля. 
Там позади, - покинутые страны, 
Там впереди, -Чудесная Земля. 
Эдуард Багрицкий

Цель урока: Формирование знаний о растительном и животном мире Земли

Задачи урока: образовательные - сформировать представления о растениях и животных обитающих на разных материках планеты;

развивающие – развивать умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, умение описывать природные объекты по предлагаемым критериям, использовать дополнительные источники информации, работать в группе, готовить краткие сообщения с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала;

воспитательные – заставить задуматься о необходимости бережного отношения к живым организмам нашей планеты, исходя из знаний об уникальности каждого вида на Земле.

Основное содержание темы, термины и понятия Наиболее интересные представители растительного и животного мира материков. Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия

Форма организации работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: репродуктивный , частично-поисковый, проектный(мини проект).

Планируемые результаты

Личностные

- иметь представления о животном и растительном мире материков

-проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды Метапредметные

- создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения);        

- создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности);

- создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу «Животные и растения материков»)

Предметные

- знать растительный и животный мир разных материков Земли , родного края;

-знать правила бережного отношения к природе Земли.

Универсальные учебные действия

Личностные

- самоопределение

- смыслообразование, -нравственно-эстетическое оценивание;

Регулятивные

- целеполагание

- прогнозирование

- планирование,

-самостоятельное принятия решений

- самооценка

- самоконтроль

Познавательные

- умение структурировать знания

- поиск и выделение необходимой информации,

-логика изложения,

-умение делать выводы;

- анализ

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение вести диалог

- сотрудничество в поиске информации,

-умение работать в группе,

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи География, литература, русский язык

Ресурсы интерактивная доска проектор мультимедийный, интерактивная презентация, карточка с кроссвордом (раздаточный на каждую парту(приложение 3)), карточки для групповой работы с дополнительным материалом флеш – пособия «Расставь материки правильно» и «Откуда мы родом» (коллекция ЦОР), видеофрагмент «Гигантская секвойя» (коллекция ЦОР),жетоны с рисунками транспортных средств по числу учеников в классе, листки бумаги с изображением мишени для рефлексии.

Формы работы фронтальная -

индивидуальная –

в паре -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Мотивация

У нас сегодня необыкновенный урок, сегодня мы с вами отправляемся в кругосветное путешествие. В реальной жизни не каждому удаётся стать участником экспедиций, открытий. И сердце с грустью отзывается на трогательные строки Э.Багрицкого. Эпиграф: Всё неизвестно! А пока туманы 
Плывут под парусами корабля. 
Там позади, - покинутые страны, 
Там впереди, -Чудесная Земля. 
Эдуард Багрицкий

Что необходимо иметь, чтобы отправиться в путешествие?(Ответы учащихся) - средства передвижения - нужна карта

Вы хорошо знаете карту? Давайте проверим!

Крупный участок суши со всех сторон, окруженный морями и океанами.

а) Сколько материков на Земле? . Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

1) Какой материк самый крупный на нашей планете? Евразия.

2) Какой материк самый маленький? Австралия.

3) Какой материк самый жаркий? Африка.

4) Какой материк самый холодный? Антарктида.

5)Крупнейший остров нашей планеты. Гренландия

д) Какой материк самый влажный? Южная Америка.


1

 

 

 

А

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 







4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




При решении кроссворда мы упомянули все материки нашей планеты? Назовите те материки, о которых забыли. Перед вами карта полушарий (демонстрация пособия из коллекции ЦОР «Расставь материки по местам». Но что это? Как же нам путешествовать без карты? Нужно ее срочно восстановить. Расположите на карте все материки по своим местам.(работа у доски учащегося с интерактивным заданием из коллекции ЦОР «Материки на карте полушарий: расставь по местам»)

Земля - уникальная планета. А в чем ее уникальность? (Ответы учащихся)

В настоящее время только на ней обнаружена жизнь

Ребята, посмотрите на материки, что на них изображено? Правильно растительный и животный мир материков . А как мы назовем тему нашего путешествия? (Учащиеся на местах предлагают названия темы урока).

Каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своего отправления (учащиеся самостоятельно формулирует общую цель: познакомиться с растительным и животным миром материков, раскрыв особенности живых организмов, приспособленных к различным условиям их обитания).

Но это не обычная прогулка, а путешествие-знакомство с необычными растениями и животными. Знакомясь с ними, мы должны ответить на вопрос «Почему отличается растительный и животный мир на различных материках». Как все путешественники мы с вами обязаны быть собранными, наблюдательными, не отвлекаться, не отставать, вести дневник наблюдений, которым сегодня выступает наша рабочая тетрадь вы должны составить таблицу, указав характерные растения и животные материка. Отправляясь в дорогу, путешественник берет маршрутный лист, ручку, карандаш и, конечно же, справочник. А как вы думаете, что могло бы стать маршрутными листами?.. Сегодня нашими маршрутными листами станут тетради, а справочниками - учебники.

Открываем маршрутные листы и записываем тему нашего путешествия: «Жизнь на разных материках».

II этап Формирование новых знаний . Актуализация знаний (3-5 минут)

Ребята, у нас мало времени и мы не сможем путешествовать вместе. Я предлагаю сформировать группы экспедиции по числу материков. (ребята на входе в класс получили жетоны с изображением транспортного средства). В Африку полетят исследователи на воздушном шаре, в Южную Америку – на вертолете, в Северную Америку летит самолет, В Антарктиду доберемся на подводной лодке, в Австралию поплывет корабль, ну а в Евразии будем путешествовать на автомобиле. Экспедициям предстоит собрать материал о своих материал и подготовить отчет для тех ребят, кто не побывал на вашем материке.

Животные и растения материков ( 12 -15 минут)

Итак у нас есть карта план работы экспедиции дополнительные материалы и ваш учебник . В добрый путь!( групповая работа с использованием дополнительных материалов, учебника и карты на стр.126 учебника) Экспедиция «Особенности растений и животных разных материков

Цель: самостоятельно изучить особенности строения и жизнедеятельности отдельных представителей разных материков.

1.Прочитай текст на стр.93-99.

2. Изучи рисунки на стр. 93-99

3. Занеси данные в таблицу.

4. Подготовь (устно) ответы на следующие вопросы:

1. Наиболее интересный представитель растительного мира материка. Особенности его строения и жизнедеятельности.

2. Наиболее интересный представитель животного мира материка. Особенности его строения и жизнедеятельности

4.Отчет экспедиций.

Теперь мы можем отправляться в наше кругосветное путешествие. Но куда мы отправимся сначала? И, так в путь. Материк, о котором будет идти речь, узнаем из загадки

  1. Изучение нового материала.

Загадки о материках.

Здесь горы-великаны –

Их знает целый мир.

Здесь реки –Дон, Волга,

Лесов многообразие

В родной для нас евразии)

Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные «большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать».
Помните то место, где нельзя гулять? (Африка)


Самые длинные, и, конечно, очень нужные,

Они почти соединили полюс северный и южный.

(Сев. и Юж. Америка)

Это чудо-материк,

Он красив и невелик.

И на нём всего одна

Живописная страна.

В других местах таких зверей

Смогу найти едва ли я,

Ведь кенгуру среди степей

Гуляет лишь в ...

(Австралия)

Здесь, среди полярных льдин,

Важно топчется пингвин.

Этот материк безлюден,

И пингвин здесь в роли гида.

Он готов поведать людям,

Как прекрасна... (Антарктида)

Физкультминутка (1 минута)

Ребята, вы много работали в экспедиции писали отчет о ней, а потом добирались домой. Перед тем как вы сообщите свои результаты, я предлагаю немножко отдохнуть.



5.Закрепление знаний Итак, наше путешествие подходит к завершению.

1.Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Почему отличается растительный и животный мир на разных материках?


Самый внимательный. Назвать недостающее слово.

1. Китай расположен на материке (Евразия)

2. Бамбуковый медведь – второе название – (панда)

3. Растение, которое в засушливые годы «худеет», а после дождей «полнеет», называется – (баобаб)

4. Птицы, которые не могут летать, зато отлично плавают и ныряют, живут в (Антарктиде) и называются (пингвины)

5. Гигантское хвойное дерево, растущее в Кордильерах, называется (секвойя)

6. Самая большая в мире бабочка, обитающая в Южной Америке, называется (агрипа)

7. Самые известные деревья Австралии (Эвкалипты)

8. В Антарктиде встречаются мхи и (лишайники).

1. И теперь мы с вами можем отправить животных и растения в родные места. Работа в парах. Верните нас в родные места

Животные 1. Кенгуру. Материки:

2. Панда. А. Африка

3. Скунс. Б. Антарктида.

4. Жираф. В. Австралия.

5. Пингвин. Г. Южная Америка.

6. Дровосек-титан Д. Евразия.

Ответы: 1в; 2д; 3д;4а;5б;6г.

Растения: 1. Виктория-регия. 2. Рис. 3. Баобаб. 4. Эвкалипт. 5. Лишайники. 6. Секвойя.

Материки: А. Евразия. Б. Африка. В. Южная Америка. Г. Антарктида. Д. Австралия. Е. Северная Америка

Ответы: 1в; 2а;3б;4в;5г; 6е.

Исключите в каждом ряду лишнее слово.

1. Рис, баобаб, эвкалипт, жираф, секвойя. (жираф)

2. Эвкалипт, кенгуру, коала, утконос. (эвкалипт)

3. Виктория-регия, серая агриппа, пингвин, дровосек-титан. (Пингвин)

4. Панда, пингвин, мхи, лишайники. (панда)

5. Зебра, леопард, жираф, секвойя, панда (секвойя)

Выберите номера неверных утверждений и объясните свой выбор.

1. Шишки секвойи достигают размеров большой дыни.

2. Леопард – самый быстрый из зверей.

3. Зебры в основном перемещаются прыжками.

4. Жирафы обитают в Северной Америке.

5. Чемпионом по скорости полета среди птиц является страус.

6. Эвкалипт и утконос – исконные жители Австралии.

7. В Антарктиде из-за отсутствия влаги не могут жить никакие животные и растения.

8. Родина риса – Юго-Восточная Азия.

9. Виктория-регия – редкое растение Австралии.

10. Серая агриппа – самая большая бабочка на Земле

11. Большая панда - редкий и мало изученный зверь Евразии

Ответы : 2;4;5;9.

О каком материке идет речь?

  1. На каком материке водится дикая собака Динго? Австралия.

  2. На каком материке нет змей? Антарктида.

  3. Какой материк является родиной шоколадного дерева? Южная Америка.

  4. На каком материке можно встретить бурого медведя, соболя и белку? Евразия.

  5. На каком материке находится «страна бегемотов» и самый первый чемпион среди птиц по бегу? Африка.

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река, свои, теряя берега.

И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.


Как вы знаете, что наша планета Земля – единственная в нашей солнечной системе, на которой есть жизнь. И поэтому давайте сохраним эту драгоценность. И будем очень бережно относиться к нашей природе.

V этап. Рефлексивная деятельность

- А я и не знал, что__________________________________

-Сегодня я понял ,что________________________________

- Самым сложным для меня было______________________

- Эти знания я могу использовать_______________________

- Знания о материках важны, потому, что_________________

- Самым неожиданным для меня сегодня стало____________

- Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?)

IV. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.

Прочитать параграф 22учебнике , в рабочих тетрадях на к/к отметить названия животных, о которых мы сегодня узнали на уроке. Составить кроссворд растения и животные на материках

Что нового вы узнали на уроке?

- С какими интересными животными вы познакомились на этом уроке?

- Природа каких материков очень сходна? (С.А. и Евразии)


Загадки 1. Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную. (Медведь)



2. Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный… (Рысь)



3. Из деревьев сделал хатку.
Всё в ней просто, по порядку -
И в воде, и над водой!
Кто построил дом такой?
Кто загадку отгадает,
И строителя узнает? ( Бобёр)


4. Кто слывёт сестрой куницы
И кого боятся птицы?
Всяк грызун дрожит от страха,
Если рядом ... (Росомаха )

5. Он обычно спит в дупле,
А не на сырой земле.
Не помыв, не тянет в рот
Даже вкусное… (Енот )



6. Над водой взметнулась глыба -
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. (Акула)



7. Птиц, мышей ловлю все лето,
Как бы в маске я на вид.
А еще хвостом двухцветным
Средь зверей я знаменит. (Хорёк)



8. Кто по ёлкам ловко скачет
 И взлетает на дубы?
 Кто в дупле орехи прячет,
 Сушит на зиму грибы? (Белка)   



9. В океане тёмно-синем
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Он дрейфует не дрожа. (Белый медведь)



10. Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой.
Я по северу кочую
В тёплой шубе голубой. (Песец)  



11. Этот котик не мурчит,
Не шипит и не рычит.
В море он купается,
Рыбкой там питается. (Морской котик)



12. Из куньих этот зверь, врагов в природе нет,

Имеет под хвостом химический секрет.

Поднятый кверху хвост – сигнал: «Меня не тронь!»

Того, кто пренебрёг – сшибёт тараном вонь! (Скунс)



























МОУ Ключанская средняя школа















Интегрированный открытый урок 5 классе: «Жизнь на разных материках









Учитель высшей категории:

Нехай Т. Д.

















2016год