Этапы урока | Деятельность учителя | Действия учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русской литературы. Наша долгожданная встреча состоялась наконец-то, накануне итогового сочинения. Поэтому для своего открытого урока выбрала одну из тем закрытого банка сочинений. Итак, тема нашего занятия: «Может ли первое впечатление быть обманчивым? Обратите внимание на высказывания известных людей, это будет нашим эпиграфом к уроку. Но назревает вопрос: почему их несколько? Да потому, что в конце урока вы сами выберете наиболее подходящее к нашему уроку. Мне особенно нравится высказывание Марка Леви – французского писателя-романиста Жизнь никогда не предоставляет нам второй возможности составить первое впечатление. Итак, когда мы впервые сталкиваемся с человеком, смотрим на предмет, любую вещь, мы тут же составляем о нем свое мнение. И предмет, и человек вызывают у нас разные эмоции. Проверим? | Высказывания очень разные, они выражают разные точки зрения. |
2. Работа со 2 слайдом (картина И.Айвазовского «Неополитанский залив)) Слайд (И.К.Айвазовский) | Обратите внимание на эту картину: Как вы думаете, кто ее автор? Какие эмоции вызывает картина? Укажите приблизительную стоимость этой картины. Сведения об Иване Константиновиче Айвазовском | Восхищение, умиротворение, покой, тишина Приблизительная цена |
3. 4 слайд (4 картины) 5 слайд (цены картин) | Обратите внимание на следующие картины: Какие чувства они вызывают? Как вы думаете, сколько они стоят? Оказывается, что и такие картины пользуются спросом, и их покупают за баснословные деньги, какие нам и не снились. И опять подвело наше первое впечатление. | Удивление, я сам могу так нарисовать Да, не может быть. Как дорого! |
4. 6 слайд (фотографии людей) 7 слайд (расшифровка фото) | А теперь призываю включить ваши экстрасенсорные способности: Перед вами фотографии 6 человек: Попробуйте дать краткую характеристику, определить профессию людей. Кто из них самый добрый? Найдите среди них убийцу, может их несколько? Кого из них вы бы выбрали своим кумиром? А теперь проверьте себя, свою интуицию. Обманула ли вас ваша интуиция? Что вы можете сказать о вашем первом впечатлении? У кого отличная интуиция? Кто не ошибся ни разу? Молодцы! Я не зря задала последний вопрос о кумирах. Когда я готовилась к этому уроку, я задала вопрос 11 классу об их кумирах. Было очень приятно, что наряду с известными людьми некоторые из вас выбрали своих родных и близких. Вот ваши кумиры, не стала брать ваших родных: | Мать Тереза Мухаммед Али Ответы детей |
5. 8 слайд (фото кумиров 11 класса) 9 слайд | Вот они. Посмотрите их. Как можно их охарактеризовать одним словом? Какое чувство мы испытываем, глядя на них? Я когда задала этот вопрос ученикам, то невольно начала вспоминать своих кумиров. Это были легендарные люди: Это великий летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин Это и генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Михайлович Карбышев, зверски замученный в концлагере Маутхаузен. Его обливали ледяной водой, пока он не превратился в ледяную статую. Это и Алексей Петрович Маресьев, советский военный летчик-истребитель, который вернулся в строй после ампутации обеих ног, на протезах сбивал вражеские самолеты. Он является прототипом главного героя Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Какие же чувства мы испытываем, глядя на них? Как вы думаете, что поменялось в кумирах наших и ваших? Вместо Фишера можно рассмотреть 4 чемпиона мира Александра Александровича Алехина, который ушел непобедимым. | Талантливые, сильные, успешные = деньги, слава! Может быть даже зависть. Гордость, восхищение Современные: кумиры иностранные = исчез патриотизм! |
6. Работа над текстом | Перед уроком я дала вам задание: Кто главные герои рассказа? Какими они предстают перед нами? Еще с какими героями встречаемся в рассказе? | Прочитали рассказ Ответы детей Сын, невестка, Алеша, К.Симонов, дельцы |
7. Работа со схемой | Приложение № 1. | |
8. Итоги урока | Итак, переходим к выводам нашего урока: Сложно ли давать оценку предмету (например, картине) или же человеку по первому впечатлению? Возвращаемся к цитатам известных людей, все таки какое высказывание наиболее верно отражает наш урок? В каких еще произведениях мы сталкиваемся, когда первое впечатление о герое было ошибочным? Дорогие ребята! Мы вспомнили некоторые произведения, которые нам понадобятся для использования в итоговом сочинении. Рассмотрели прекрасный рассказ Нины Литвинец «Антиквар». Вы стоите на пороге взрослой жизни. Поэтому мне хотелось бы, чтобы вы были настоящими патриотами своей страны, чтобы вам в жизни встречались только добрые и отзывчивые люди. А как это сложно судить по первому впечатлению, мы немного разобрались. | Да, сложно. Ответы уч-ся Василь Быков «Сотников» Евгений Носов «Живое пламя» Л.Н.Толстой «Война и мир» |