СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Можно ли увидеть звук?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вокруг нас много разных звуков.Некоторые приятно слушать (например пение птиц, журчание ручейка), а некоторые доставляют много нерпиятных ощущений (например шум машин за окном, гул электроприборов). Какие-то успокаивают (тихая, спокойная музыка), а какие-то наоборот пугают (раскаты грома). Этот мир звуков вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. И у многих возникает вопрос "а можно ли их увидеть?"

Просмотр содержимого документа
«Можно ли увидеть звук?»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия №1

муниципального района Мелеузовский район

Республики Башкортостан












Исследовательская работа


МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ

ЗВУК





Выполнил ученик 1 класса


Руководитель




2018



Содержание


1. Введение _________________________________________________2

2. Что такое звук и как он влияет на человека ______________________2

3. Мои исследования _________________________________________4

4. Заключение _______________________________________________8

5. Список использованной литературы ___________________________9


























Введение


Где бы мы не находились, повсюду нас окружают звуки. Шум дождя, шелест листьев деревьев, пение птиц, голоса людей, гул электроприборов и т.д. Все это звуки, которые мы не видим, но слышим. Мне всегда было интересно почему мы слышим гром, эхо, но не можем их увидеть. И я решил провести своё исследование и написать проект.


Цель исследования: узнать можно ли увидеть звук.

Задачи

  • узнать что такое звук, его свойства и откуда он берется;

  • изучить как звуки влияют на человека;

  • провести опыты, которые сделают звук видимым;

  • сделать выводы


Методы исследования: проведение опытов.


Гипотеза: предполагаю что с помощью опытов я смогу доказать, что звук можно увидеть.


Актуальность темы: вокруг нас много разных звуков.Некоторые приятно слушать (например пение птиц, журчание ручейка), а некоторые доставляют много нерпиятных ощущений (например шум машин за окном, гул электроприборов). Какие-то успокаивают (тихая, спокойная музыка), а какие-то наоборот пугают (раскаты грома). Этот мир звуков вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. И у многих возникает вопрос "а можно ли их увидеть?".


Что такое звук и как он влияет на человека.


Прежде, чем найти ответ на мой вопрос "можно ли увидеть звук", я решил почитать, что он из себя представляет.

Из книг я узнал, что звук - это невидимые упругие волны, которые распространяются в газах, жидкостях и твердых телах, и создающие в них механические колебания. Чем громче звук, тем сильнее эти колебания. Издавая звук, мы тем самым производим в воздухе волны, как если бы произвели волны, бросив в тихую гладь пруда камень. Точно такие же волны, как и в случае с водой, происходят в воздухе. По этой же причине, звук не распространяется в космосе, так как в космосе нет газообразной среды и образовать волны просто негде. Поэтому астронавтам для общения достаточно прижаться друг к другу шлемами, ведь они проводят звук.

Все звуки люди и животные слышат ушами. Внутри уха есть барабанная перепонка - тоненькая пластинка кожи, которая начинает вибрировать, когда в нее ударяется звуковая волна.

Мы слышим громкие и тихие звуки. Ухо человека может уловить звуковые волны с частотой от 20 до 20000 колебаний в секунду. Слишком высокие или слишком низкие звуки наше ухо не воспринимает. Такие звуки называются ультразвук и инфразвук. Инфразвук может причинить сильную физическую боль. Ультразвуком называют звуковые волны, которые настолько высоки, что наше ухо их не может воспринять. Ультразвук используют в медицине. Так же крики на уровне ультразвука помогают летучим мышам ориентироваться во время своих ночных полетов. Ультразвуковые волны наталкиваются на препятствия или добычу, "отражаются" от них и попадают в уши летучей мыши. Так она узнает, где она находится и где её добыча. Таким же образом возникает эхо. Если прокричать что-нибудь в пустой комнате, то звуковая волна "отразится" от стен и вернется эхом через некоторое время.

Как известно, гром - это звук от электрического разряда - молнии. Почему же молния сверкает мгновенно, а раскаты грома слышны очень долго и неодновременно с молнией? Запаздывание грома объясняется тем, что скорость звука во много раз меньше скорости света. Свет мы видим одновременно с электрическим разрядом, а звуку надо несколько секунд, чтобы долететь до нас. Чтобы определить расстояние до места, где бушует гроза, нужно сосчитать, сколько секунд прошло между молнией и громом. Каждые три секунды равны одному километру.

Очень громкие звуки могут принести большой вред здоровью. Так солдаты после взрыва гранаты могут умереть от звука разрыва. В результате взрывообразного распространения звука их легочные пузырьки могут лопнуть. Также от очень громких звуков содрагается вся округа. Таким образом можно почувствовать звук. А для того, чтобы попытаться его увидеть, я провел несколько опытов.

Мои исследования


Опыт №1. Мыльный пузырь

Из проволоки я сделал колечко, засунул его в мыльный раствор и поднес к динамику.



Итог: звук из динамика волной проходит по воздуху и ударяется об мыльную пленку и колеблет её.


Опыт №2. Задуй свечу

От пластиковой бутылки отрезал дно и натянул пищевую пленку.Зажег свечку. Поднес бутылку горлышком к свечке и ударил по пленке.



Итог: звуковая волна от удара по пленке прошла через бутылку и задула свечку.


Опыт №3. Лопни шарик

Из картона скрутил воронку.Зажег свечку.



Поднес воронку узкой стороной к свечке. С широкой стороны воронки лопнул воздушный шарик.


Итог: звуковая волна от лопнувшего шарика прошла через воронку и погасила свечку.


Опыт №4. Рисунок моего имени

От пластиковой бутылки отрезал середину. С одной стороны приклеил круг из бумаги, намочил его и оставил сушиться. Когда бумага высохла, она натянулась. На полоску пенопласта я прикрепил булавку и приклеил на бумажный кружок. Над огнем закоптил железную линейку.


Бутылку поставил так, чтобы иголка касалась черной стороны линейки. И громко прокричал в неё своё имя, потихонечку двигая линейку в сторону.


Итог: мой голос ударяет по бумажному кружочку. Затем кружок передает колебания иголке и она рисует волны на линейке.


Опыт №5. Прыгающие шарики

Я взял металлическую миску. Отрезал большой кусок пищевой пленки и закрепил её изолентой на миске.Скрутил из бумаги шарики и положил их на пленку.


Затем поставил миску возле динамиков и включил музыку.


Итог: звук волной проходит по воздуху и бьёт по натянутой плёнке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подпрыгивают шарики.


Опыт №6. Танцующие "червячки"

Для этого опыта я смешал 1 стакан крахмала и полстакана воды. У меня получилась неньютоновская жидкость, которая ведет себя не так, как обычная. Если на неё воздействовать силой (например постучать по ней молотком), сжимать или давить, то она становится твердой, благодаря чему по ней можно даже бегать. А если на эту жидкость положить какой-нибудь предмет, то он легко погрузится в неё.Я перевернул динамик, накрыл его пленкой, налил жидкость, капнул немного краски, чтоб было красивее, и включил музыку.




Итог: звуковые колебания динамика передаются жидкости и она начала плясать, как маленькие червячки. Чем громче я включал музыку, тем выше поднимались эти "червячки".


Вывод: эти опыты доказывают, что звук - это невидимые волны. И чтобы увидеть их движение, нужно заставить их колебать что-нибудь, видимое глазу.




Заключение

В ходе данного исследовательского проекта я узнал много интересного о звуке. Изучил какие мы слышим, а какие не можем услышать. Оказывается звук можно использовать для чистки предметов, стирки белья и в медицине. Летучие мыши и дельфины общаются между собой звуками, которые мы не слышим. Очень громкие звуки наносят вред здоровью человека. Провёл много интересных опытов, которые доказали что звук можно не только услышать, но и увидеть.




































Список использованной литературы


1. Болушевский С.В., Зарапин В.Г., Караваева А.О. и др. "Можно ли увидеть звук? Увлекательные опыты со звуком, теплом и светом" #Эксмодетство, Москва 2016г.

2. Денис Мохов "Простая наука. Увлекательные опыты для детей" книга третья, ООО Простая наука 2013г.

3. Сикорук Л.Л. "Физика для малышей" изд."Кругозор" Петрозаводск 1996г. 128 стр. с ил.

4. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен, Дженни Вуд, Бриджит Эвисон "Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных" изд."Махаон" Москва 2012г. 256 стр. с ил.

5. Перевод Л.С.Беловой, Е.В.Черныш "Большая энциклопедия знаний" изд."Эксмо" Москва 2012г. 344 стр. с ил.