СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации по организации и проведению практических работ для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности
Управление образования и науки липецкой области
Государственное областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Усманский многопрофильный колледж»
Методические рекомендации по организации и проведению практических работ
|
по ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония |
Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) |
по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
по программе углубленной подготовки |
Усмань 2017
Методические указания по организации и проведению практических работ по учебной дисциплине ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки
Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________
(дата)
Председатель цикловой комиссии _________ ____________________
(роспись) (инициалы, фамилия)
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-методической работе ____________ ______________________
(роспись) (инициалы, фамилия)
Введение
Практические занятия, как вид учебных занятий, направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одно или несколько практических заданий в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
Содержание практических занятий по ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония должно охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности охватывать всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
Выполнение обучающимися практических занятий проводится с целью:
формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными ФГОС и рабочей программой ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония по конкретным разделам и темам дисциплины;
обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;
развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
выработки таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при решении поставленных задач при освоении общих и профессиональных компетенций.
Соответственно в процессе освоения ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония обучающиеся должны овладеть:
умения:
- выполнять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- анализировать музыкальную ткань с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений, модуляций); гармонической системы (модальной и функциональной стороны гармонии), фактурного изложения материала (типов фактур), метроритма, музыкального синтаксиса;
- использовать навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде.
знания:
- свойства музыкальных звуков,
- правила нотной записи,
- понятия метра и ритма; звукоряда, лада и тональности; интервалов и аккордов; альтерации; отклонения и модуляции; тональной и модальной системы; мелодии; музыкального склада;
- типы фактур; типы изложения музыкального материала;
- общие законы музыкальной формы и элементы музыкального синтаксиса.
Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов:
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации. Необходимой д профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Данные методические указания по организации и проведению практических работ составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования по программе углубленной подготовки.
ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония изучается в течение четырёх семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение практической работы по ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой– 70 часов.
Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония, закреплении теоретических знаний и умений.
Распределение часов на выполнение практической работы студентов по разделам и темам ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония
Наименование раздела, темы | Количество часов на ПР |
Раздел 1. Элементарная теория музыки. | 28 |
Тема 1.1. Музыкальный звук. Нотное письмо. | 3 |
Тема 1.2. Транспозиция. | 2 |
Тема 1.3. Ритм. Метр. Темп. | 3 |
Тема 1.4. Лады. | 2 |
Тема 1.5. Интервалы. | 2 |
Тема 1.6. Аккорды. | 2 |
Тема 1.7. Типы тональных соотношений. Тональности первой степени родства. | 2
|
Тема 1.8. Хроматизм. Альтерация. | 2 |
Тема 1.9. Мелодия. | 2 |
Тема 1.10. Строение музыкальной речи. | 2 |
Тема 1.11. Период. | 2 |
Тема 1.12. Фактура. | 2 |
Тема 1.13. Мелизмы. | 2 |
Раздел 2. Гармония. | 42 |
Тема 2.1. Четырехголосный склад. Трезвучия. | 1 |
Тема 2.2. Функциональная система главных трезвучий. Соединение главных трезвучий (тоника, субдоминанта, доминанта). | 1 |
Тема 2.3. Перемещение аккордов. | 1 |
Тема 2.4. Каденция, период, предложение. | 1 |
Тема 2.5. Гармонизация мелодии в форме периода. | 1 |
Тема 2.6. Гармонизация баса. | 2 |
Тема 2.7. Скачки терций. | 1 |
Тема 2.8. Секстаккорды главных ступеней лада. | 1 |
Тема 2.9. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды. | 1 |
Тема 2.10. Доминантсептаккорд (D7) | 2 |
Тема 2.11. Понятие о неаккордовых звуках. | 1 |
Тема 2.12. Полная функциональная система мажора и минора. | 2 |
Тема 2.13. Секстаккорд и трезвучие II ступени. | 1 |
Тема 2.14. Гармонический мажор. | 2 |
Тема 2.15. Трезвучие VI ступени. Прерванные обороты. | 1 |
Тема 2.16. Септаккорд II ступени. | 2 |
Тема 2.17. Вводные септаккорды. | 1 |
Тема 2.18. Доминантннаккорд (D9) | 1 |
Тема 2.19. Разновидности аккордов доминантовой группы. | 1 |
Тема 2.20. Натуральный минор во фригийских оборотах. | 1 |
Тема 2.21. Диатонические (тональные) Секвенции. | 2 |
Тема 2.22. Двойная доминанта (DD) в каденции. | 1 |
Тема 2.23. Двойная доминанта (DD) внутри построения. | 2 |
Тема 2.24. Альтерация аккордов двойной доминанты. | 1 |
Тема 2.25. Типы тональных соотношений. | 1 |
Тема 2.26. Отклонение. Хроматическая система. | 2 |
Тема 2.27. Модуляция. | 1 |
Тема 2.28. Модуляция в тональности первой степени родства. | 2 |
Тема 2.29. Альтерация аккордов доминантовой группы. | 1 |
Тема 2.30. «Неаполитанская» субдоминанта и II56 с повышенной примой. | 1 |
Тема 2.31. Органный пункт. | 1 |
Тема 2.32. Мажоро-минорные системы. | 1 |
Тема 2.33. Подбор аккомпанемента к песням и романсам с использованием пройденных гармонических средств. | 1 |
Перечень рекомендуемой литературы
Основные источники:
Элементарная теория музыки
1. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М: Музыка, 2009. - 254 с.
2. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. -М: Музыка, 2009. – 334 с.
3. Способин И.В. Элементарная теория музыки. - М: Музыка, 2008. -
Гармония
1. Абызова Е.А. Гармония. - М: Музыка., 2009. - 383 с..
2. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. - М: Музыка., 20012. - 480 с..
3. Дубовский И., Учебник гармонии. - М:Музыка., 2010. - 480 с.
4. Мясоедов А.Н. Учебник гармонии. - М:Музыка., 2009. - 240 с.
5. Справочник по музыкальной грамоте. - М:Музыка., 2009. - 88 с.
6. Дубовский И., Учебник гармонии. -М:Музыка.,2011. -312 с.
Дополнительные источники:
1. Дьякова Л. Гармония в музыке ХХ века. - М., 2014.
2. Мутли А.Ф. Сборник задачи по гармонии.. -М.: Музыка., 2014. - 152 с.
3. Мясоедов А.Н. Задачи по гармонии. - М:Музыка., 2009. - 111 с..
4. Ройтерштейн М.И. Введение в анализ гармонии. - М., 2010.
5. Ройтерштейн М.И. Музыкальный язык: Учебное пособие по курсу музыкального анализа для музыкально- педагогического факультета педагогического вуза. - М., 2012.
6. Сборник задач по гармонии. М:Музыка., 2013. - 149 с.
7. Соловьёва Н.А. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии. - М., 2010.
Раздел 1. Элементарная теория музыки.
Тема 1.1. Музыкальный звук. Нотное письмо. (3 часа)
Практическая работа №1
Задачи обучающегося:
1. Сформировать понятия о музыкальном звуке.
2. Освоить азы нотного письма.
Опорные понятия: музыкальный звук, нотное письмо.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Свойства и качества музыкального звука;
Нотное письмо.
Уметь:
строить обертоновый звукоряд;
уметь определять основные и производные ступени музыкальной системы
грамотно оформлять и читать нотную запись.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
В нотной тетради на нотном стане нарисовать скрипичный ключ, басовый ключ, звукоряд. По образцу нарисовать ноты разной длительности от целой до тридцать второй.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения заданий.
Тема 1.2. Транспозиция. (2 часа)
Практическая работа №2
Задачи обучающегося:
1. Освоить основные закономерности транспозиции.
2. Освоить транспонирование.
Опорные понятия: Транспозиция.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Способы транспозиции;
Применение транспозиции.
Уметь:
транспонировать музыкальные построения разными способами письменно и за фортепиано;
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Играть виды секвенций, используя учебный нотный материал ранее пройденных тем по другим дисциплинам.
2. Привести примеры на разные виды секвенций из произведений по специальности.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.3. Ритм. Метр. Темп. (3 часа)
Практическая работа №3
Задачи обучающегося:
1. Изучить группировку длительностей в простых, сложных, смешанных размерах.
2. Проанализировать ритмические рисунки.
Опорные понятия: Ритм. Метр. Темп.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
выразительный смысл ритма, метра, темпа.
организация музыки во времени.
Уметь:
грамотно группировать длительности в простых, сложных, смешанных размерах.
определять в нотном тексте и сочинять освоенные ритмические рисунки и мелодико-синтаксические структуры.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Дать основные определения (например, ритм, такт, синкопа).
2. Знать итальянские обозначения темпа, характера исполнения, динамических оттенков.
3. Сгруппировать длительности в данном размере с определенной высотой звука (мелодии) или без определенной высоты.
4. Определить особые виды ритмического деления.
5. Определить размеры по группировке.
6. Знать темповые обозначения, термины характера исполнения, размер в произведениях, изучаемых в классе по специальности, фортепиано, музыкальной литературы.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.4. Лады. (2 часа)
Практическая работа №4
Задачи обучающегося:
1. Изучить лады народной музыки.
2. Научиться на слух определять виды ладов.
Опорные понятия: лады.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Лады и их виды.
Уметь:
строить пройденные лады письменно, устно, исполнять их на фортепиано;
находить изученные лады в нотном тексте; объяснять их выразительный смысл.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося: предполагает слушание и анализ музыкального произведения изучаемого композитора по следующим пунктам:
1. Дать определения основным понятиям (например, лад, тональность, кварто-квинтовый круг тональностей, переменный лад и т.п.).
2. Определить тональности, которым принадлежит данный звук в качестве устойчивой или неустойчивой ступени.
3. Определить тональность по ключевым знакам, тетрахордам, отрезкам гамм, интервалам (тритоны, характерные интервалы), аккордам (трезвучия главных ступеней с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями, вводные септаккорды, септаккорд второй ступени с обращениями).
4. Строить в тональности и разрешать указанные интервалы и аккорды.
5. Определить тональность данного музыкального отрывка и выявить ладовые особенности (три вида мажора и минора, параллельно-переменный лад, дважды увеличенный лад и т.д.).
6. Назвать произведения или части, написанные в редких тональностях; знать тональности наиболее значительных произведений различных композиторов (в зависимости от специальности).
7. Сочинять или импровизировать мелодии в различных ладовых структурах, с опорой на заданные ступени, с использованием тритонов и характерных интервалов.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.5. Интервалы. (2 часа)
Практическая работа №5
Задачи обучающегося:
1. Дать определения основным понятиям.
2. Играть последовательности интервалов по цифровкам.
Опорные понятия: опера.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Классификация интервалов;
Правила разрешения консонирующих и диссонирующих интервалов;
Уметь:
строить изученные интервалы письменно, устно и исполнять их на фортепиано;
объяснять выразительный смысл интервалов.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося: предполагает слушание и анализ музыкального произведения изучаемого композитора по следующим пунктам:
1. Определить количество тонов и полутонов, составляющих данные интервалы (в том числе составные); назвать интервалы, содержащие указанное количество тонов и полутонов.
2. Строить интервалы вверх и вниз по данным цифровкам.
Определить данные интервалы, отметить диатонические и хроматические, разрешить, сделать обращение данных интервалов.
3. Построить от звука вверх и вниз обозначенные интервалы (диатонические, характерные, тритоны), определить тональность и разрешить.
4. В данной тональности написать указанные интервалы и разрешить (диатонические, характерные, тритоны).
5. Сделать энгармоническую замену интервалов (пассивную или активную).
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.6. Аккорды. (2 часа)
Практическая работа №6
Задачи обучающегося:
1. Изучить виды аккордов.
2. Играть обращения аккордов.
Опорные понятия: аккорд.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
виды аккордов
правила разрешения аккордов;
Уметь:
строить письменно, устно и исполнять на фортепиано пройденные аккорды;
объяснять выразительное значение аккордов.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Определить данные аккорды (все виды трезвучий и септаккордов с разрешениями). Разрешить их в возможные тональности.
2. Построить от звука вверх и вниз указанные аккорды, определить тональность, разрешить.
3. Определять в аккордах заданные тоны.
4. В данной тональности построить указанные аккорды и разрешить.
5. Сделать энгармоническую замену данных аккордов (увеличенное трезвучие, уменьшенный септаккорд), определить полученные аккорды. Разрешить.
6. Написать последовательность по цифровке.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.7. Типы тональных соотношений. Тональности первой степени родства. (2 часа)
Практическая работа №7
Задачи обучающегося:
1. Дать характеристику типу тональных соотношений;
2. Проанализировать нотный текст.
Опорные понятия: танальность.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Типы тональных соотношений;
Тональности первой степени родства.
Уметь:
определять типы тональных соотношений в музыкальном тексте;
находить тональности первой степени родства к данной.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Определить по ключевым знакам тональности диатонических ладов.
2. Строить вверх и вниз от данных звуков различные виды диатонических структур.
3. Определить тональность и лад мелодии.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.8. Хроматизм. Альтерация. (2 часа)
Практическая работа №8
Задачи обучающегося:
1. Дать характеристику понятию хроматизм, альтерация;
2. Проанализировать нотный текст.
Опорные понятия: Хроматизм. Альтерация.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Хроматизм. Альтерация;
Уметь:
строить письменно, устно и исполнять на фортепиано хроматические гаммы, интервалы с разрешениями, секвенции; находить элементы музыкального языка в нотном тексте; объяснять их выразительный смысл;
находить элементы музыкального языка в нотном тексте; объяснять их выразительный смысл.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Записать хроматические гаммы мажора и минора.
2. Определить данные хроматические интервалы и разрешить во всех возможных тональностях.
3. Определить данные интервалы (диатонические и хроматические) и разрешить во всех возможных тональностях.
4. Построить и разрешить в тональности все указанные интервалы (например, все увеличенные кварты, уменьшенные септимы и т.п.).
5. Построить и разрешить в тональности группы интервалов (например, уменьшенные интервалы, все интервалы, включающие вторую пониженную ступень и т.п.).
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.9. Мелодия. (2 часа)
Практическая работа № 9
Задачи обучающегося:
1. Дать характеристику понятию мелодия;
2. Проанализировать типы движения мелодии.
Опорные понятия: Мелодия.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Мелодия. Ее роль в музыке;
Типы движения мелодии.
Уметь:
анализировать главные и дополнительные стороны мелодии, мелодические рисунки, кульминации;
определять характер мелодии и средства музыкальной выразительности, его создающие.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Анализировать различные виды периода (музыкальный материал — из музыкальной литературы, из произведений по специальности).
2. Анализировать примеры на различные виды мелодического рисунка, фактуры (из музыкальной литературы, из произведений по специальности).
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.10. Строение музыкальной речи. (2 часа)
Практическая работа №10
Задачи обучающегося:
1. Обозначить границы строения музыкальной речи;
2. Проанализировать нотный текст.
Опорные понятия: музыкальная речь.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Музыкальная речь. Расчлененность музыкальных построений;
Цезура. Построение. Понятие «каденция». Расчленяющая и завершающая функция каденций.
Уметь:
анализировать расчлененность в музыкальной речи;
находить в музыкальных построениях цезуры, каденции; определять средства, использование которых членит музыку.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Данную мелодию переписать с правильной группировкой в указанном размере и выполнить следующие задания: указать вид размера, определить тональность, отметить виды хроматизма, отклонения, модуляцию (при ее наличии), найти, выписать и разрешить хроматические интервалы, перевести термины.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.11. Период. (2 часа)
Практическая работа №11
Задачи обучающегося:
1. Дать характеристику понятиям период, предложение, фраза, мотив;
2. Проанализировать нотный текст.
Опорные понятия: период.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Виды периодов;
Виды каденции.
Уметь:
уметь анализировать периоды различного строения;
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Данную мелодию переписать с правильной группировкой в указанном размере и выполнить следующие задания: указать вид размера, определить тональность, отметить виды хроматизма, отклонения, модуляцию (при ее наличии), найти, выписать и разрешить хроматические интервалы, перевести термины.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.12. Фактура. (2 часа)
Практическая работа №12
Задачи обучающегося:
Дать характеристику понятию фактура.
Проанализировать нотный текст.
Решить упражнения.
Опорные понятия: фактура.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Музыкальная фактура. Компоненты музыкальной фактуры;
Фонизм и выразительные возможности фактуры.
Уметь:
определять элементы музыкальной фактуры;
определять типы и виды музыкальной фактуры.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Анализировать различные виды периода (музыкальный материал — из музыкальной литературы, из произведений по специальности).
2. Анализировать примеры на различные виды мелодического рисунка, фактуры (из музыкальной литературы, из произведений по специальности).
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 1.13. Мелизмы. (2 часа)
Практическая работа №13
Задачи обучающегося:
Раскрыть понятия мелизмы, форшлаг, мордент, группетто, трель.
Проанализировать нотный текст.
Выполнить упражнения на мелизмы.
Опорные понятия: Мелизмы. Форшлаг. Мордент. Группетто. Трель.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Мелизмы. Форшлаг. Мордент. Группетто. Трель. Их виды;
Мелизмы. Форшлаг. Мордент. Группетто. Трель. Правила расшифровки.
Уметь:
расшифровывать и исполнять изученные мелизмы.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
1. Анализировать различные мелизмы (музыкальный материал — из музыкальной литературы, из произведений по специальности).
2. Анализировать примеры на различные виды мелодического рисунка, фактуры (из музыкальной литературы, из произведений по специальности).
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Раздел 2. Гармония.
Тема 2.1. Четырехголосный склад. Трезвучия. (1 час)
Практическая работа №14
Задачи обучающегося:
1. Игра гармонических оборотов и последовательностей.
2. Соединять трезвучия главных ступеней.
Опорные понятия: трезвучия, четырёхголосный склад.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Понятие гармонии;
Основной аккорд и его обращения.
Уметь:
строить мажорные и минорные трезвучия в 6 видах, грамотно их записывать;
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.2. Функциональная система главных трезвучий. Соединение главных трезвучий (тоника, субдоминанта, доминанта) (1 час)
Практическая работа №15
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: гармонический оборот.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Способы соединения трезвучий (гармоническое, мелодическое);
Неполное тоническое трезвучие в заключительных оборотах.
Уметь:
играть полный функциональный оборот TSDT из разных расположений в тональностях до 4 знаков.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.3. Перемещение аккордов. (1 час)
Практическая работа № 16
Задачи обучающегося:
1. Игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей.
2. Решение задач.
Опорные понятия: перемещение аккорда, свободное перемещение, перемещение со сменой баса.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Способы перемещений аккордов (со сменой расположения и без смены);
Техника и значение перемещений.
Уметь:
делать гармонический анализ музыкального произведения; играть трезвучия с перемещениями (трёх разновидностей).
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.4. Каденция, период, предложение. (1 час)
Практическая работа №17
Задачи обучающегося:
1. Игра секвенций.
2. Решение задач.
Опорные понятия: каденция, разрешение.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Совершенные и несовершенные каденции;
Значение кадансового квартсекстаккорда.
Уметь:
играть полные (с К46) заключительные совершенные и несовершенные каденции, половинные каденции. 1) устойчивые каденции: автентическая каденция (D-Т); плагальная каденция (S-Т); полная каденция (S-D-T); 2) неустойчивые каденции: половинная автентическая каденция (Т-D; S-D); половинная плагальная каденция (Т-S).
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.5. Гармонизация мелодии в форме периода. (1 час)
Практическая работа №18
Задачи обучающегося:
1. Анализ мелодии в форме периода.
2. Решение задач.
Опорные понятия: период.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Расстановка функций в каденциях, остановка функций под звуками мелодии;
Выбор расположения первого аккорда.
Уметь:
анализировать мелодию в форме периода, находить цезуры, каденции, вставлять функции аккордов, соединять их.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.6 Гармонизация баса. (2 часа)
Практическая работа №19
Задачи обучающегося:
1. Анализ ступеней баса.
2. Определение гармонии каденций.
Опорные понятия: гармонизация баса.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Возможные случаи перемещений;
Уметь:
решать задачи на бас, используя перемещения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.7. Скачки терций. (1 час)
Практическая работа №20
Задачи обучающегося:
1. Изменение расположения голосов.
2. Применение тесного расположения для скачка в сопрано вверх, широкого - для скачка вниз.
Опорные понятия: терция.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Скачки терций в сопрано при гармоническом соединении трезвучий (Т-Д, Д-Т, Т-S, S-T);
Уметь:
играть диатоническую секвенцию из двух трезвучий по типу T-S со скачками терцовых тонов.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.8. Секстаккорды главных ступеней лада. (1 час)
Практическая работа №21
Задачи обучающегося:
Определение и обозначение секстаккордов главных ступеней лада.
Решение задач.
Опорные понятия: лад, секстаккорд, главная ступень.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Соединение секстаккорда с трезвучием кварто-квинтового соотношения.
Уметь:
строить секстаккорды в 10 расположениях и играть их на фортепиано; играть на фортепиано обороты с секстаккордами, решать задачи на секстаккорды.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.9. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды. (1 час)
Практическая работа №22
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: проходящий квартсекстаккорд.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Проходящие квартсекстаккорды доминанты и тоники;
Вспомогательные квартсекстаккорды субдоминанты и тоники.
Уметь:
сочинять периоды с проходящими и вспомогательными квартсекстаккордами; играть на фортепиано проходящие и вспомогательные обороты; решать задачи на квартсекстаккорды.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.10. Доминантсептаккорд (D7). (2 часа)
Практическая работа №23
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: Доминантсептаккорд.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Расположение доминантсептаккорда;
Обращения доминантсептаккорда.
Уметь:
играть D7 и его обращения в разных расположениях, с разрешением в тональности до 4 знаков;
играть D7 и его обращения в разных расположениях, с разрешением от одного звука D7, D56, D34, D2; решать задачи на Д7 и его обращения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.11. Понятие о неаккордовых звуках. (1 час)
Практическая работа №24
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: неаккордовые звуки.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Виды неаккордовых звуков. Правила их применения.
Уметь:
делать анализ неаккордовых звуков в музыкальных произведениях, играть на фортепиано гармонические обороты с неаккордовыми звуками.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.12. Полная функциональная система мажора и минора. (2 часа).
Практическая работа №25
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: мажор, минор, функциональная система.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Логика последовательностей аккордов полной функциональной системы мажора и гармонического минора;
Диатоническая система.
Уметь:
выполнять гармонизацию оборотов и решение задач, правильно распределяя последовательность функций лада.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.13. Секстаккорд и трезвучие II ступени. (1 час)
Практическая работа №26
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: трезвучие, секстаккорд.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Удвоение в секстаккорде и трезвучии II ступени;
Соединение секстаккорда и трезвучия II ступени с пройденными аккордами T, S, D групп.
Уметь:
играть каденции со II6 и II35, гармонические обороты со II6 и II35; решать задачи на данные средства.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.14. Гармонический мажор. (2 часа)
Практическая работа №27
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: гармонический мажор.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Минорное трезвучие IV ступени и уменьшенный секстаккорд II ступени;
Условия введения этих аккордов.
Уметь:
делать гармонический анализ музыкального произведения;
играть гармонические обороты, решать задачи на гармонический мажор.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.15. Трезвучие VI ступени. Прерванные обороты. (1 час)
Практическая работа №28
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: прерванный оборот.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Функциональная особенность трезвучия VI ступени;
Прерванная каденция.
Уметь:
решать задачи на мелодию по теме «VT35»; играть прерванные каденции, гармонические обороты с использованием «VI35».
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.16. Септаккорд II ступени. (2 часа)
Практическая работа №29
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: септаккорд.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Приготовление септаккорда II ступени тоникой или любым аккордом субдоминантовой группы;
Плагальная каденция с квинтсекстаккордом II ступени.
Уметь:
решать задачи на мелодию; выполнять гармонический анализ музыкального произведения;
играть гармонические обороты и секвенции с YII7, и его обращениями.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.17. Вводные септаккорды. (1 час)
Практическая работа №30
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: вводный септаккорд.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Приготовление вводного септаккорда тоникой, аккордами субдоминантовой и доминантовой групп;
Разрешение вводного септаккорда в тонику.
Уметь:
решать задачи на мелодию; выполнять гармонический анализ музыкального произведения; играть гармонические обороты с VII7.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.18. Доминантннаккорд (D9) (1 час).
Практическая работа №31
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: Доминантннаккорд.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Полный и неполный доминантнонаккорд;
Уметь:
играть D9 большой и малый с разрешением.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.19. Разновидности аккордов доминантовой группы. (1 час)
Практическая работа №32
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: доминантовая группа.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Секстаккорд уменьшенного трезвучия VII ступени (DVII6);
Применение доминантового трезвучия.
Уметь:
играть гармонические обороты с VII6, III35 Д и Д67, гармонизовать гамму.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.20. Натуральный минор во фригийских оборотах. (1 час)
Практическая работа №33
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: фригийский лад.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Функциональная система натурального минора;
Логика последовательностей аккордов натурального минора.
Уметь:
играть фригийские обороты в сопрано и басу.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.21. Диатонические (тональные) секвенции. (2 часа)
Практическая работа №34
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: секвенция.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Диатоническая секвенция;
Уметь:
играть диатонические секвенции;
выполнять гармонический анализ произведений.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.22. Двойная доминанта (DD) в каденции. (1 час)
Практическая работа №35
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: каденция, двойная доминанта.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Группа аккордов двойной доминанты;
Разрешение двойной доминанты в доминанту.
Уметь:
строить на фортепиано аккорды группы ДД, записывать их.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.23. Двойная доминанта (DD) внутри построения. (1 час)
Практическая работа №36
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: двойная доминанта.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Переход двойной доминанты в доминанту и разрешение в тонические аккорды;
Проходящие обороты с аккордами двойной доминанты.
Уметь:
играть обороты с DD;
решать задачи с использованием аккордов DD.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.24. Альтерация аккордов двойной доминанты. (1 час)
Практическая работа №37
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: альтерация.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Понижение терции или квинты в двойной доминанте;
Соединение альтерированной двойной доминанты с кадансовым квартсекстаккордом, с аккордами доминантовой и тонической функции.
Уметь:
сочинять периоды с аккордами DD, решать задачи на альтерированную ДД; играть гармонические обороты с альтерированной ДД.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.25. Типы тональных соотношений. (1 час)
Практическая работа №38
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: тональные соотношения.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Главные и побочные тональности произведения;
Три основных типа тональных соотношений: модуляция, отклонение, сопоставление.
Уметь:
делать гармонический анализ типов тональных соотношений музыкальных произведений.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.26. Отклонение. Хроматическая система. (2 часа)
Практическая работа №39
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: отклонения, хроматическая система.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Средства отклонения: через аккорды доминантовой, субдоминантовой групп, с использованием полного гармонического оборота;
Отклонения в прерванных оборотах и каденциях.
Уметь:
решать задачи на отклонения;
играть гармонические обороты с отклонениями.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.27. Модуляция. (1 час)
Практическая работа №40
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: модуляция.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Модуляция как переход из одной тональности в другую;
Этапы модуляции.
Уметь:
делать таблицу плана модуляции.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.28. Модуляция в тональности первой степени родства. (1 час)
Практическая работа №41
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: тональность первой степени родства.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Модуляция в тональности субдоминантовой и доминантовой групп.
Модулирующий период.
Уметь:
сочинять модулирующий период.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.29. Альтерация аккордов доминантовой группы. (1 час)
Практическая работа №42
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: альтерация, доминантовая группа.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Альтерация аккордов доминантовой группы в мажоре;
Трезвучие и секстаккорд II низкой ступени (неаполитанский секстаккорд).
Уметь:
строить альтерированные аккорды Д и S группы.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.30. «Неаполитанская» субдоминанта и II56 с повышенной примой. (1 час)
Практическая работа №43
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: «неаполитанская» субдоминанта.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Применение неаполитанского секстаккорда в каденции и внутри построения.
Трезвучие второй низкой ступени.
Уметь:
Второй ступени квинтсекстаккорд с повышенной примой в плагальных дополнениях.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.31. Органный пункт. (1 час)
Практическая работа №44
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: органный пункт.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Тонический и доминантовый органный пункт;
Неполные аккорды на фоне органного пункта в четырехголосном изложении.
Уметь:
анализировать примеры из музыкальной литературы на органный пункт.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.32. Мажоро-минорные системы. (1 час)
Практическая работа №45
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: мажорно-минорная система.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Аккорды VI, II, III, VII ступеней минора, введенные в одноименный мажор;
Трезвучие и секстаккорд II низкой ступени (неаполитанский секстаккорд).
Уметь:
делать гармонический анализ мажоро-минорных средств.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Тема 2.33. Подбор аккомпанемента к песням и романсам с использованием пройденных гармонических средств. (1 час)
Практическая работа №46
Задачи обучающегося:
1. Гармонический анализ музыкального произведения.
2. Решение задач.
Опорные понятия: аккомпанемент.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
Основы подбора аккомпанемента.
Уметь:
играть песни по слуху с аккомпанементом; выбирать тип фактуры в зависимости от характера и жанра произведения; анализировать форму произведения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Использование нотного материала библиотечного фонда и материала из интернета.
Алгоритм деятельности обучающегося:
решение задач;
игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;
игра секвенций;
гармонический анализ музыкального произведения;
гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
57