«Мцыри» – любимый идеал Лермонтова. Своеобразие поэмы «Мцыри». Тема свободы в поэме М.Ю. Лермонтова
… что за огненная душа,
что за могучий дух,
что за исполинская натура
… (у этого Мцыри)
Цели урока.
Познакомиться с особенностями поэмы как романтического произведения. Развивать навыки выразительного чтения, обогащать речь учащихся яркой, эмоциональной лексикой.
Воспитывать интерес к урокам литературы, формировать духовный мир читателя, его интересы и вкусы.
Ход урока
I. «Минутка поэзии». Внимательно вслушайтесь в поэтические строки сонета В.Я.Брюсова:
Казался ты и сумрачным, и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил.
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил.
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чём томилась дума.
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах.
– Почему мы с вами начали урок с этого сонета?
(Потому что он посвящён М. Ю.Лермонтову).
– Сонет называется «К портрету Лермонтова» (1900г.).
Показ портретов
– Сумрачный, властный, любящий демонски–мятежное; воспевал гимны прекрасному и проклинал всё, что мешало человеку быть свободным; угрюмо затаил, о чём томилась дума; был одиноким.
К какому портрету вы бы отнесли слова из сонета? (Ко второму).
– Каким предстаёт поэт на первом портрете?
(Любимым, близким, родным, живым, чутким, впечатлительным).
– Как вы понимаете слово мятеж?
(Мятеж – восстание, бунт).
– С одной стороны поэт мечтает об ангельски–прекрасном, а с другой –любит демонски–мятежное.
II. Слово учителя.
– За тринадцать с половиной лет творческой работы Лермонтов написал около 33 с половиной тысяч стихотворных строк, из которых 30% составляет лирика (405 стихотворений), 51% – поэмы (около 30) и 19% – стихотворные драмы (4).
Поэма «Мцыри» является одним из вершинных поэтических произведений Лермонтова.
Сегодня мы продолжим изучение поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
III. Запись темы урока и эпиграфа. Целеполагание.
– Последнюю строчку эпиграфа мы допишем позже.
Как вы понимаете слово идеал?
Идеал – это образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. («Советская энциклопедия»).
Целеполагание.
– Что бы вы хотели узнать на уроке?
(Почему Мцыри – «любимый идеал Лермонтова»?
– Это и будет цель нашего урока.
Для этого нам надо дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.
IV. Изучение нового материала.
– Ещё В.Г.Белинский говорил, что в лирике Лермонтова отразился «исторический момент русского общества».
Каким был этот «исторический момент»?
(Поэт жил и творил в один из самых мрачных периодов русской истории – в 30-х годах XIX века).
– Кто стоял во главе государства?
(Царь Николай I).
– Почему он усилил полицейский надзор, беспощадно расправлялся с теми, кто хотел уничтожить крепостное право и свергнуть самодержавие?
(Николай I был напуган восстанием декабристов в 1825 году).
Лермонтов не может смириться с тяжкой необходимостью жить в обществе, основанном на деспотизме и рабстве. Чутьём гениального художника он понял: чтобы избавиться от злобы и коварства, лести и предательства, которые царили в эпоху николаевского режима, чтобы сделать личность благородной, сильной, нужны не только социальные преобразования, необходимы ещё и перемены в сознании.
Всё, что волновало поэта, о чём болела душа, отразилось в его произведениях. Поэзия Лермонтова – это особый мир мятежных страстей, могучего порыва к прекрасному. Тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания – основные темы в творчестве поэта.
V. Повторение сведений из теории литературы.
– Поэма «Мцыри» романтическая. Что представлял романтизм в России в XIX веке? С чем был связан пафос романтизма?
(Пафос романтизма был связан с абсолютной свободой личности. В центре мира, по мнению романтиков, стоял человек, окружённый враждебной действительностью).
– Что представлял собой романтический герой?
(Это образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить её).
– Одним из романтических героев был Мцыри.
VI. Работа с текстом (Слайды 5-8).
– Где происходит действие?
(На Кавказе, в Грузии, в монастыре у слияния рек Арагвы и Куры).
– Что же, мы вновь – на Кавказе Лермонтова.
Гл.2. Как попал Мцыри в монастырь?
(«Однажды русский генерал … Ребёнка пленного он вёз …». «Тот занемог…». «Из жалости один монах больного призрел».
– Как жил там Мцыри?
(«Сначала бегал он от всех». «Но после к плену он привык». «Уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет. Как вдруг однажды он исчез осенней ночью». «…Все поиски по нём напрасны были…». «…Его в степи без чувств нашли…».
– В каких условиях жил мальчик?
(В вечном послушании, в неволе, отлучён от Родины).
– О чём мечтал?
(Мечтал о воле, о свободе, «о чудном мире тревог и битв»).
– Что самое главное было в характере Мцыри?
(Несмотря на физическую слабость и пугливость, Мцыри был вынослив, горд, недоверчив. Самое главное в характере – могучий дух).
– От кого унаследовал? (От отцов) – прямая авторская оценка.
– Зачем Мцыри бежит из монастыря?
(Гл.8, с.199: «Давным-давно задумал я …».
Гл.4, с.196: «…Мою пылающую грудь прижать …».
Гл.3, с.195: «Я мало жил …».
Гл.14, с.204: «Я цель одну – пройти в родимую страну …»).
– Что пытается узнать Мцыри?
(Мцыри делает попытку узнать, зачем живёт человек, для чего создан. Ежедневное скитание (трёхдневное) знакомит Мцыри с жизнью, приносит ощущение радости жизни, но не приводит к желаемой цели. И снова попадает в монастырь.
– А какая цель была у Мцыри?
(Вернуть родину и свободу).
– Что происходит по возвращении Мцыри опять в монастырь?
(Мцыри в предсмертной исповеди рассказывает монаху обо всём, что успел увидеть и пережить за три «блаженных дня».
– Каков сюжет произведения?
(История короткой жизни Мцыри, рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря).
– Из каких частей состоит композиция поэмы?
(Из вступления, рассказа о жизни героя и монолога).
– О чём говорится во вступлении?
(Гл.1– вступление (экспозиция), рисующее место действия: Кавказ, Грузия, вид заброшенного монастыря у слияния рек Арагвы и Куры).
– О чём говорится в гл.2?
(Гл.2 – рассказ о всей жизни Мцыри, необходима для понимания остальных глав).
– Что представляют собой остальные 24 главы?
(Остальные 24 главы – это монолог Мцыри, исповедь монаху).
– Итак, большую часть поэмы составляет монолог Мцыри.
Что такое монолог? (Речь одного героя).
– Чей голос мы слышим? (Мцыри).
– Чьи чувства выражены в монологе? (Мцыри).
– Почему по объёму монолог героя занимает большую часть?
(Потому что обо всём происходящем мы узнаём из монолога героя).
– Автор пытается заглянуть в душу героя, раскрыть его внутренний мир. Всё происходящее мы видим глазами героя. Монолог Мцыри представляет не внешние факты его жизни, а переживания.
– Как сам герой называет монолог? (Исповедью).
– Как вы понимаете, что такое исповедь? Разберите это слово по составу.
– Обратимся к значениям слова (Слайд 9):
1. Исповедь – это покаяние в грехах перед священником.
2. Исповедь – откровенное признание в чём-нибудь.
3. Исповедь – сообщение своих мыслей, взглядов.
– Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри? (Да).
– Перед кем исповедуется герой поэмы? (Перед старым монахом).
– Слышим ли мы слова собеседника Мцыри? (Нет).
– Можно ли сказать, что Мцыри спорит со стариком? (Да).
– Что отвергает и что утверждает юноша?
(Гл.3: Не «кельи душные и молитвы», а «чудный мир тревог и битв».
Гл.4: Не одиночество в «сумрачных стенах», а «отчизна, дом, друзья, родные, общение с близкими и милыми людьми.
Гл.5: Не самоограничение монахов, а полнота жизни, радость бытия).
– Таковы жизненные идеалы Мцыри. Монолог Мцыри скорее не исповедь в её церковном понимании, а проповедь.
– Что проповедует Мцыри? (Свободу, независимость).
– Центральную часть поэмы можно даже назвать диалогом-спором.
– Как Мцыри стремится изменить жизнь? (Бежит из монастыря).
– Что увидел и что узнал о жизни в первый день?
(Гл.6, с.197-198; гл.9, с.200; гл.10, с.200; гл.11,с.201– прочитать).
– Каким предстаёт герою горный пейзаж? (Необыкновенно красивым, привлекательным).
– Это первое утро на воле, с него начинается познание мира.
– С помощью каких художественных средств это достигается?
(С помощью эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, инверсии, аллитерации).
– Приведите примеры художественных особенностей из гл.6, с.197-198.
– Какие чувства испытывает Мцыри, увидев на воле прекрасный пейзаж?
(Гл.6: Было сердцу легко.
Гл.9: «…Мне было весело вдохнуть…»).
– Можно ли сказать, что Мцыри – человек восприимчивый, эмоциональный? (Да).
– Пейзаж дан в восприятии героя. Мы видим единение человека с природой.
– Для чего, по мнению Мцыри, рождён человек? (Для воли, а не для тюрьмы).
– Что значит для Мцыри «край отцов», куда он стремится?
(Гл.7., с.198-199: Прекрасное человеческое сообщество, дом, друзья, родные, «люди вольны, как орлы», связанные тесно дружескими и семейными узами, свято почитающие предания).
– Что нарушает гармонию единства Мцыри с природой? (Встреча с грузинкой, гл.13).
– Что показывает эта сцена?
(Мцыри боится людей несмотря на то, что образ грузинки взволновал юношу).
– А какие ещё испытания посылает природа?
(Гл.14: «Страданье голода».
Гл.15: «Я рвал отчаянной рукой терновник…», вечный лес страшней и гуще. «И миллионом чёрных глаз смотрела темнота…».
Рыдал в исступлении.
Грыз сырую землю.
Слёзы потекли горючею росой).
– Мы видим, что прекрасный мир далёк от идиллии. Общение с природой –это не только слияние с, но и борьба. И очень важным в раскрытии характера героя является эпизод встречи с барсом.
– Чтение эпизода наизусть (гл.17, 18 исполняют 2 ученика).
– Каким был здесь Мцыри? (Волевым, мужественным, выходит победителем благодаря отваге, силе духа).
– Испугала ли его эта встреча? (Нет).
– Каким нарисован соперник Мцыри?
(Гл.16: Могучий барс, кровавый взор устремлял.
Гл.17: Сердито лапой рыл песок, встал на дыбы, бешеный скачок барса).
– Можем ли мы сказать, что Мцыри был честен в оценке противника? (Да).
– И это тоже смелость, подлинное душевное благородство. Каким уважением, даже чем-то вроде почтения, проникнуты строки, рисующие могучего барса.
Работа с иллюстрациями (Слайды 10,11).
– Какой художник точнее изобразил эту драматичную сцену?
– Природа в поэме одушевлена, очеловечена. Гл.9: шакал «кричал и плакал, как дитя»; барс «застонал, как человек», и погиб, «как в битве следует бойцу».
– А с кем себя сравнивает Мцыри?
(То со зверем, то со змеёй (гл.9), то с барсом (гл.18)).
– Но Мцыри был истерзан могучим зверем, смертельно ранен.
VII. Работа над заключительной строчкой эпиграфа.
– Послушайте высказывание Ираклия Андроникова (Слайд 12):
«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей, проницательным и беспощадным умом…».
– О ком эти строки? (О Лермонтове).
– Можно ли их отнести к Мцыри? (Да).
– О ком строки В.Г.Белинского: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура…»? (О Мцыри).
– Допишем эпиграф: У этого Мцыри.
– Можно ли их отнести к Лермонтову? (Да).
– Можем мы ответить, почему Мцыри – «любимый идеал Лермонтова»?
(Да, потому что они похожи: смелые, благородные, мечтательные, стремившиеся к свободе).
VIII. Вывод.
– Лишь ощущение свободы приносит человеку счастье, какой бы ценой ни приходилось потом за это расплачиваться. Не о таком ли миге, который называется жизнью, миге, полном бурь, страстей и борьбы, мечтал Мцыри, а значит и сам поэт М.Ю.Лермонтов…
IX. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем.