Министерство образования и науки Амурской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
(ГПОАУ АКСТ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ. 04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
для специальности
38.02.04. Коммерция (по отраслям)
(базовый уровень подготовки)
Белогорск 2023
Методические указания по прохождению учебной практики по профессиональному модулю ПМ. 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 539 от 15.05.2014 г.
УТВЕРЖДЕНО
научно-методическим советом отделения №4
Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Председатель _____________ Л.В. Немова
Рассмотрена на заседании ПЦК экономических дисциплин
Протокол № 1 от «09» сентября 2023 г.
Председатель ПЦК ______________ Т.Е. Дуракова
Разработчик:Т.Е. Дуракова, преподаватель высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по прохождению учебной практики по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 539 от 15.05.2014 г.
Целью прохождения учебной практики является подготовка обучающихся к осознанному и углубленному освоению основного вида профессиональной деятельности (ВПД) выполнения работ по профессиям рабочих, должностям служащих, а также закрепление умений и приобретение практического опыта.
Задачи практики:
– закрепление и совершенствование приобретённых в процессе обучения профессиональных умений студентов по профессиям: 17351 «Продавец непродовольственных товаров», 17353 «Продавец непродовольственных товаров».
– развитие общих и профессиональных компетенций;
– освоение современных технологических процессов работы продавца продовольственных или непродовольственных товаров в торговой организации;
– адаптация студентов к конкретным условиям деятельности продавца продовольственных или непродовольственных товаров торговых организаций различных организационно-правовых форм.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в ходе прохождения учебной практики по ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих обучающийся должен:
иметь практический опыт:
– приемки товаров по количеству и качеству;
– подготовки товаров к продаже;
– обслуживания покупателей и продажи различных групп продовольственных, непродовольственных товаров;
– идентификации товаров по ассортиментной принадлежности;
– оценки качества товаров;
– эксплуатации торгово-технологического оборудования;
– соблюдения правил техники безопасности при работе;
– проверки условий и сроков хранения товаров, правильности оформления
товаросопроводительных документов;
–соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к торговым организациям;
–подготовки товаров к инвентаризации.
уметь (продавец продовольственных товаров):
- подготовить рабочее место продавца к работе;
– принимать участие в получении товаров;
– получить продовольственные товары со склада определение их качества по органолептическим признакам, отбор образцов для лабораторного анализа;
– подготовить товар к продаже;
– получить и разместить упаковочный материал;
– проводить контроль своевременности пополнения рабочего запаса товаров, их сохранности;
– проводить контроль исправности и правильности эксплуатации торгово-технологического оборудования, чистоты и порядка на рабочем месте;
– размещать товары по группам, видам и сортам с учетом частоты спроса и удобства работы;
– заполнять ( при помощи программы 1С:Предприятие) и размещать маркировку, ценник реализуемому товару в торговом зале;
– обслуживать покупателей, выполнять технологические и консультативные работы ( по 6 видам продовольственных товаров);
– работать на контрольно-кассовой технике разных типов, сканировать штрих - коды
товаров;
–оформление документации за смену;
– оформлять наприлавочные и внутримагазинные витрины;
– оставлять документацию за смену;
– участвовать в проведении инвентаризации.
уметь (продавец непродовольственных товаров):
– организовать рабочее место продавца непродовольственных товаров;
– подготовить рабочее место продавца к работе;
– проводить контроль своевременности пополнения рабочего запаса товаров, их сохранности;
– принимать участие в получении товаров;
– проводить контроль исправности и правильности эксплуатации торгово-технологического оборудования, чистоты и порядка на рабочем месте;
– получать непродовольственные товары со склада;
– подготовить товар к продаже;
– размещать товары по группам, видам и сортам с учетом частоты спроса и удобства работы;
– обслуживать покупателей, выполнять технологические и консультативные работы по непродовольственным товарам (3-4 вида);
– заполнять ( при помощи программы 1С:Предприятие) и размещать маркировку, ценник реализуемому товару в торговом зале;
– оформлять паспорта на товар, имеющих гарантийный срок пользования;
– составлять и оформлять подарки и подарочные наборы товаров;
– работать на контрольно-кассовой технике разных типов, сканировать штрих - коды
товаров;
– оформлять наприлавочные и внутримагазинные витрины;
– составлять документации за смену;
– участвовать в проведении инвентаризации.
Руководит практикой от образовательного учреждения преподаватель, от предприятия – заведующий магазином или администратор.
Сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с графиком учебного процесса.
Обучающиеся перед началом практики должны пройти инструктаж по охране труда и по прохождению практики.
Обучающиеся должны иметь направление на практику, аттестационный лист, бланк характеристик, методические указания по прохождению практики.
Преподаватель, совместно с прикрепленным специалистом от торговой организации распределяет студентов по рабочим местам торговой организации: торговый зал- организация и проведение санитарной обработки оборудования, уборки помещения, размещение товара на торговом оборудовании, консультирование покупателей по свойствам и применении товара, облуживание покупателей; фасовочное отделение- доработка товара до выкладки в торговый зал (фасовка, распаковка, сортировка, обтирка, глажка и т.д.); отделение приемки товара - соблюдение требований при определении качества и количества поступившего товара, правил перевозки товара, правил разгрузки товара; склад - проведение по размещения товара на хранение, установление режимов и условий хранения товаров с соблюдением правил и требований; кассовый узел- проверка товара (маркировка, упаковка), проведения кассовых операций по реализации товара и пробивка чека; администрация- работа с сопроводительной документацией, возвратом товара, отчетом за смену.
Результаты освоения обучающимися вида профессиональной деятельности отражаются в аттестационном листе (приложения А), характеристике с места прохождения практики (приложения Б), табеле выхода на практику, которые обучающийся должен предоставить руководителю практики от образовательного учреждения по окончании практики. В период прохождения практики обучающийся должен вести Дневник практики (приложение Д). Дневник практики заполняется лично обучающимся, записи о выполненных работах производятся ежедневно. Дневник практики сдается одновременно с отчетом о практике
Практика завершается дифференцированным зачетом при условии положительных аттестационных листов об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительных характеристик по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления отчета по учебной практики.
Объем отчета не менее 10 - 15 страниц.
Отчет в обязательном порядке должен содержать:
–титульный лист
–характеристику
–аттестационный лист
–табель выхода на практику
–содержание (в соответствии с тематическим планом практики)
– основную часть
– дневник практики
Критерии оценки учебной практики:
Отлично | На практике отработаны все виды работ, все задания выполнены без замечаний работодателя, продемонстрированы умения и практический опыт. Работа выполнена уверенно, без ошибок и неточностей. Отчет по практике составлен в соответствии с требованиями, сделаны обобщающие выводы. |
Хорошо | На практике отработаны все темы работ. Все задания выполнены с незначительными замечаниями работодателя или преподавателя, продемонстрированы умения и практический опыт. Работа выполнена с неточностями, которые исправлены обучающимся самостоятельно. Отчет по практике составлен в соответствии с требованиями, сделаны выводы. |
Удовлетворительно | На практике отработаны все темы работ. Практические задания выполнены с замечаниями работодателя. Допущены ошибки, отчет по практике составлен с нарушениями требований. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ ( продавец продовольственных товаров)
№ п/п | Темы и виды работ | Кол-во часов |
1. | Организация и санитарные условия рабочего места Ознакомиться с оснасткой, планировкой и обслуживанием рабочего места продавца в торговой организации Подготовка рабочего места: проверка наличия и исправности оборудования, инвентаря, заточка и правка инструмента; установка весов. Проводить уборку нереализованных товаров и тары. | 7 |
2. | Заказ товара. Определить потребность в товарах для реализации в течение рабочего дня и оформлять заказ поставщику товара. | 7 |
3. | Приемка товаров по количеству. Ознакомиться с реквизитами товаросопроводительных документов (накладных, заверенных листов, отвесов и т.п.). Проверить соответствие данных, указанных в ТСД и на маркировке (для упакованных и маркированных товаров). Разместить товары на временное хранение до выкладки их в торговом зале или рабочее место продавца. Проводить взвешивание товара. | 7 |
4. | Приемка товаров по качеству. Ознакомиться с реквизитами ТСД по качеству (удостоверениями о качестве, санитарно-эпидемиологическими сертификатами или декларациями о соответствии, заключениями и т.п.). Провести отбраковку товаров с нарушенной упаковкой. Провести оценку качества товаров по органолептическим показателям (внешнему виду, запаху, консистенции, свежести и др.) в неповрежденной и поврежденной упаковке (отдельно). Провести проверку сроков годности (или хранения) поступивших товаров. | 7 |
5. | Эксплуатация торгово-технологического оборудования Соблюдать технику безопасности при использовании электронных весов, ККТ, холодильного оборудования. | 8 |
6. | Получение продовольственных товаров со склада Получать товар со склада, осуществлять определение их качества по органолептическим признакам, проводить отбор образцов для лабораторного анализа | 7 |
7. | Подготовка товаров к продаже Разупаковывать товары из транспортной тары. Сортировать (разбраковка) товары по качеству, при необходимости разделять на градации качества (например, плодоовощные товары) и/или проводить мойку (овощей), протирку поверхности (колбас, сыров, бутылок и т.п.), калибровку товаров (при необходимости). | 7 |
8. | Подготовка товара к продаже в цехе доработки. Получать и размещать упаковочный материал. Осуществлять подготовку упаковочных материалов к упаковыванию товаров. Освоить приемы упаковывания товаров: фасование, упаковывание и маркирование товаров. Проводить укладку в тележки и отправку в торговый зал. | 7 |
9. | Выкладка товара в торговом зале Применять различные виды выкладки товара в торговом зале Размещать товары по группам, видам и сортам с учетом частоты спроса и удобства работы. | 7 |
10 | Оформление ценников Оформлять и размещать ценники на торговом оборудовании в торговом зале. | 8 |
11 | Обслуживание покупателей. Осуществлять продажу зерномучных товаров и плодоовощных товаров. Проводить консультации покупателям по свойствам реализуемого товара, выявить спрос на товар. Осуществлять взвешивание товара, оформлять маркировку товара. | 7 |
12 | Обслуживание покупателей. Осуществлять продажу кондитерских изделий, молочных товаров. Проводить консультации покупателям по свойствам реализуемого товара, выявить спрос на товар Осуществлять взвешивание товара, оформлять маркировку товара. | 7 |
13 | Обслуживание покупателей. Осуществлять продажу мяса и мясных продуктов, вкусовых товаров Проводить консультации покупателям по свойствам реализуемого товара, выявить спрос на товар. Осуществлять нарезку и взвешивание товара, оформлять маркировку товара. Предлагать новые, взаимозаменяемые товары и сопутствующего ассортимента. | 7 |
14 | Эксплуатация ККТ Подготовить ККТ к работе, провести Х-отчет, заправить контрольную ленту, провести кассовые операции, определить подлинность денежных знаков, снять Z- отчет. Подсчет чеков (денег) и сдача их в установленном порядке. | 7 |
15 | Эксплуатация ККТ Подготовить ККТ к работе, провести кассовые операции по кредитным картам, снять Z- отчет. Подсчет чеков (денег) и сдача их в установленном порядке. | 8 |
16 | Оформление витрин Оформлять наприлавочные и внутримагазинные витрины. Проводить контроль их состояния | 7 |
17 | Составление документации Составлять акты на пересортицу товаров и приемо-сдаточные акты при передаче материальных ценностей | 7 |
18 | Составление документации Составлять товарные отчеты, акты на брак, недостачу. | 7 |
19 | Проведение инвентаризации Участвовать в проведении инвентаризации товаров в отделе магазина или секции, оформлении соответствующих документов. | 7 |
20 | Оформить отчет и документы к отчету по учебной практике. Сдать дифференцированный зачет и отчет по учебной практике. | 8 |
ИТОГО | 144 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ ( продавец непродовольственных товаров)
№ п/п | Темы и виды работ | Кол-во часов |
1. | Организация рабочего места продавца непродовольственных товаров Ознакомиться с содержанием труда продавца. Ознакомиться с режимом работы, формами организации труда, правилами внутреннего распорядка предприятия. Ознакомиться с типом магазина, формами продажи товаров Изучить инструкции по охране труда продавца непродовольсвенных товаров | 7 |
2. | Подготовка рабочего места продавца непрдовольственных товаров Провести проверку и наличие исправности инвентаря и инструментов; Провести проверку размещения товаров по группам видам и сортам с учетом частоты спроса и удобства работы | 7 |
3. | Заказ товара. Определить потребность в товарах для реализации в течение периода завоза. Проводить контроль своевременности пополнения рабочего запаса товаров, их сохранности | 7 |
4. | Экслуатация рабочего оборудования Контролировать исправность и правила эксплуатации торгово-технологического оборудования Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте | 7 |
5. | Получение непродовольственных товаров со склада Участие в получении товаров, уведомление администрации о поступлении товаров, не соответствующих маркировке | 8 |
6. | Подготовка товаров к продаже Проводить распаковку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств и т.д. Получать и подготавливать упаковочный материал. | 7 |
7. | Обслуживание покупателей при покупке тканей Делать предложение и показ непродовольственных товаров, Проводить демонстрацию их в действии, помощь в выборе товаров Упаковывать товар, выдавать покупку или передавать ее на контроль. Проводить уборку нереализованных товаров | 7 |
8 | Обслуживание покупателей при покупке швейных товаров Делать предложение и показ швейных товаров, Проводить демонстрацию их в действии, помощь в выборе товаров Упаковывать товар, выдавать покупку или передавать ее на контроль. Проводить уборку нереализованных товаров | 7 |
9. | Обслуживание покупателей при покупке обувных товаров Делать предложение и показ непродовольственных товаров, Проводить демонстрацию их в действии, помощь в выборе товаров Упаковывать товар, выдавать покупку или передавать ее на контроль. Проводить уборку нереализованных товаров | 7 |
10. | Обслуживание покупателей при покупке бытовой химии Делать предложение и показ непродовольственных товаров, Проводить демонстрацию их в действии, помощь в выборе товаров Упаковывать товар, выдавать покупку или передавать ее на контроль. Проводить уборку нереализованных товаров | 8 |
11. | Выкладка товара в торговом зале. Освоить методы выкладки товаров в торговом заде: горизонтальная, вертикальная, блочная. Проводить проверку соблюдения выкладки товаров в торговом зале магазина | 7 |
12. | Оформление ценников Оформлять и размещать ценники на торговом оборудовании в торговом зале. | 7 |
13. | Оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки пользования. Оформлять пасторта на товар, имеющих гарантийный срок пользования | 7 |
14. | Составление и оформление подарочных и праздничных наборов Составлять и оформлять подарки и празничные наборы товаров | 7 |
15. | Эксплуатация ККТ Подготовить ККТ к работе, проводить кассовые операции и проведение отчетов | 8 |
16. | Эксплуатация ККТ Подготовить ККТ к работе, провести кассовые операции по кредитным картам, снять Z- отчет. Подсчет чеков (денег) и сдача их в установленном порядке. | 7 |
17. | Оформление витрин Оформлять наприлавочные и внутримагазинные витрины. Проводить контроль их состояния | 7 |
18. | Составление документации Составлять акты на пересортицу товаров и приемо-сдаточные акты при передаче материальных ценностей | 7 |
19. | Составление документации Составлять товарные отчеты, акты на брак, недостачу. | 7 |
20. | Проведение инвентаризации Участвовать в проведении инвентаризации товаров в отделе магазина или секции, оформлении соответствующих документов. | 8 |
ИТОГО | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ( продавец продовольственных товаров)
Темы практики и виды работ, выполненные обучающимися во время практики | Виды работ и заданий | Материал для отчета |
1. Организация и санитарные условия рабочего места Ознакомиться с оснасткой, планировкой и обслуживанием рабочего места продавца в торговой организации | 1. Подготовка рабочего места: проверить наличие и исправность оборудования, инвентаря, заточить и провести правку инструмента; устанавливать весы. 2.Проводить уборку нереализованных товаров и тары. | 1. Описать рабочее место продавца. 2. Описать планировку, оснастку и методы обслуживания рабочего места продавца. 3. Описать порядок проведения уборки рабочего места |
2. Заказ товара. Определять потребность в товарах для реализации в течение рабочего дня и оформлять заказ поставщику товара. | 1. Определить потребность в товарах для реализации в течение рабочего дня 2. Оформить заказ поставщику товара. | 1. Описать методику определения потребности в товарах для реализации в течение рабочего дня 2. Заказ поставщику товара. |
3.Приемка товаров по количеству. Принять участие в приемке товара | 1. Ознакомиться с реквизитами товаросопроводительных документов и проверить правильность заполнения (накладных, заверенных листов, отвесов и т.п.). 2. Провести взвешивание товара и счет штучного товара при приемке 3. Проверить маркировку товара ( потребительскую и транспортную) 4. Проверить штрих-код на маркировке | 1. Инструкция П-6 2. Приложить счет-фактуры, накладные 3. Описать организацию приемки по количеству 3-4 видов товаров 4. Описать и приложить 3-4 маркировки транспортные и сфотографировать 3-4 потребительские маркировки 5. Провести расчет 3-4 штрих-кодов с маркировок |
4. Приемка товаров по качеству. Принять участие в приемке товара | 1. Ознакомиться с содержанием удостоверениями о качестве, санитарно-эпидемиологическими сертификатами или декларациями о соответствии, заключениями и т.п 2. Проводить отбраковку товаров с нарушенной упаковкой 3.Провести органолептическую оценку качества 3-4 продовольственных товаров 4. Провести проверку сроков годности 10-15 видов товаров | 1. Приложить удостоверения о качестве, санитарно-эпидемиологические сертификаты или декларации о соответствии, заключения, ветеринарные свидетельства 2. Описать методику отбраковки товара при приемке 3.. Инструкция П-7 4. Схема проведения качественного контроля на приемке товара (товаровед) в торговой организации. 5. Описать методику определения качества органолептической оценкой, внести параметры (показатели) оценки 6 Описать методику проверки сроков годности товаров (10-25 видов товаров) |
5.Эксплуатация торгово-технологического оборудования Соблюдать технику безопасности при использовании электронных весов, холодильного оборудования. | 1. Осуществлять работу с электронными весами (взвешивание, фасовка товара) 2. Осуществлять работу с холодильным оборудованием (выкладка товара) | 1. Описать порядок работы на электронных весах 2. опись холодильного оборудования в магазине |
6. Получение продовольственных товаров со склада Получать товар со склада, осуществлять определение их качества по органолептическим признакам, проводить отбор образцов для лабораторного анализа | 1. Участвовать в размещении товаров на складе. 2. Соблюдать товарное соседство товаров 3. Получать товар со склада, осуществлять определение их качества по органолептическим признакам 4. Проводить отбор образцов для лабораторного анализа | 1. Описать порядок (метод) размещения товара на складе (кладовой) магазина 2. Анализ соблюдения товарное соседства товаров 3. Описать методику определения качества 5-7 товаров по органолептическим признакам 4. Описать правила отбора образцов для лабораторного анализа |
7. Подготовка товаров к продаже Подготавливать товар к продаже | 1. Осуществлять разупаковку товара из транспортной тары, сортировать товар по качеству, при необходимости разделять на градации качества 2. Проводить мойку товара 3. Проводить протирку поверхности товара 4. Проводить калибровку товаров | 1. Описать процесс разупаковки товара из транспортной тары, сортировки товара по качеству. 2.Описать процесс мойки, протирки и калибровки товара 3.СаН и П по доработке товара |
8. Подготовка товара к продаже в цехе доработки. Получать и размещать упаковочный материал. Осуществлять подготовку упаковочных материалов к упаковыванию товаров. Освоить приемы упаковывания товаров: фасование, упаковывание и маркирование товаров. Проводить укладку в тележки и отправку в торговый зал. | 1. Осуществлять операции по подготовке товара к реализации 2. Осуществлять приемы упаковывания товаров: фасование, упаковывание и маркирование товаров. 3. Осуществлять оформление маркировки весового товара | 1. Описать помещение цеха доработки товара 2. Описать виды упаковочного материала для различных видов товара 3. Схема доработки товара: фасование (3-4 вида товара) 4. Виды маркировки товара магазина |
9. Подготовка товара к продаже в цехе доработки. Получать и размещать упаковочный материал. Осуществлять подготовку упаковочных материалов к упаковыванию товаров. | 1. Получать и размещать упаковочный материал на рабочем месте 2. Освоить приемы упаковывания товаров: фасование, упаковывание и маркирование товаров. 3. Проводить укладку в тележки и отправку в торговый зал. | 1. Описать виды упаковочного материала 2. Описать процессы -фасования, упаковывания и маркировки товара 3. Описать процесс доставки товара в торговый зал. |
10. Выкладка товара в торговом зале Применять различные виды выкладки товара в торговом зале Размещать товары по группам, видам и сортам с учетом частоты спроса и удобства работы. | 1. Перечислить виды выкладки товаров в торговом зале торговой организации 2. Участвовать в выкладке товара в торговом зале | 1. Виды выкладки описать и приложить фото |
11. Оформление ценников Оформлять и размещать ценники на торговом оборудовании в торговом зале. | 1. Перечислить виды ценников в розничном предприятии 2. Участвовать в оформлении и размещении ценников в торговом зале | 1. Ценники предприятия 2. Описать порядок размещения ценников на торговом оборудовании, мебели. |
12. Обслуживание покупателей. Осуществлять продажу зерномучных товаров и плодоовощных товаров. | Участвовать в продаже зерномучных товаров и плодоовощных товаров Проводить консультации покупателям по свойствам реализуемого товара, выявить спрос на товар. Осуществлять взвешивание товара, оформлять маркировку товара. | Описать ассортимент зерномучных товаров и плодоовощных товаров Схема процесса продажи зерномучных товаров и плодоовощных товаров Виды маркировки на зерномучные товары и плодоовощные товары |
13. Обслуживание покупателей. Осуществлять продажу кондитерских изделий, молочных товаров. | 1.Участвовать в процессе продажи кондитерских изделий, молочных товаров. 2. Проводить консультации покупателям по свойствам реализуемого товара, выявить спрос на товар 3. Осуществлять взвешивание товара, оформлять маркировку товара. | Описать ассортимент кондитерских изделий, молочных товаров Схема процесса продажи кондитерских изделий, молочных товаров 3.Виды маркировки на кондитерские изделия, молочные товары |
14. Обслуживание покупателей. 1.Осуществлять продажу мяса и мясных продуктов, вкусовых товаров | 1. Участвовать в процессе продажи мяса и мясных продуктов, вкусовых товаров 2.Проводить консультации покупателям по свойствам реализуемого товара, выявить спрос на товар. 3.Осуществлять нарезку и взвешивание товара, оформлять маркировку товара. 4.Предлагать новые, взаимозаменяемые товары и сопутствующего ассортимента. | 1.Описать ассортимент мяса и мясных продуктов, вкусовых товаров 2.Схема процесса продажи мяса и мясных продуктов, вкусовых товаров 3.Виды маркировки на мяса и мясных продуктов, вкусовых товаров |
15. Эксплуатация ККТ Подготовить ККТ к работе, проводить кассовые операции и проведение отчетов | Участвовать в подготовке ККТ к работе Провести Х-отчет 3.Заправлять контрольную ленту 4.Проводить кассовые операции 5.Определить подлинность денежных знаков 6. Снимать Z- отчет. 7. Проводить подсчет чеков (денег) и сдачу их в установленном порядкев главную кассу | 1. Схема проведения расчетов продажи товаров на ККТ 2. Описать признаки подлености 3 денежных знаков 3.Описать показатели Z-отчета 4.Х-отчет, Z-отчет |
16. Эксплуатация ККТ Подготовить ККТ к работе, провести кассовые операции по кредитным картам, снять Z- отчет. Подсчет чеков (денег) и сдача их в установленном порядке. | 1.Участвовать в подготовке ККТ к работе 2.Проводить кассовые операции по кредитным картам 3. Снимать Z- отчет. 4. Проводить подсчет чеков (денег) и сдачу их в установленном порядкев главную кассу | 1. Схема проведения расчетов продажи товаров на ККТ 2. Описать порядок расчетов по кредитным картам 3.Описать порядок сдачи денежных средств в главную кассу |
17. Оформление витрин Оформлять наприлавочные и внутримагазинные витрины. Проводить контроль их состояния | 1.Участвовать в оформлении витрин наприлавочных, внутримагазинных | 1. Описать виды витрин в торговой организации 2. Фото оформленной витрины |
18. Составление документации Составлять акты на пересортицу товаров и приемо-сдаточные акты при передаче материальных ценностей | Участвовать при составлении документации за смену: акт пересортицы, приемо-сдаточные акты при передаче материальных ценностейпр помощи программы 1С:Предприятия | Порядок составления документов: акт пересортицы, приемо-сдаточные акты при передаче материальных ценностей при помощи программы 1С:Предприятие 2.Приложить акт пересортицы, приемо-сдаточные акты при передаче материальных ценностей |
19. Составление документации Составлять товарные отчеты, акты на брак, недостачу. | 1. Участвовать при составлении документации за смену: товарные отчеты, акты на брак, недостачу. товарные отчеты, акты на брак, недостачу при помощи программы 1С:Предприятие | 1.Порядок составления документов: товарные отчеты, акты на брак, недостачу. товарные отчеты, акты на брак, недостачу при помощи программы 1С:Предприятие Приложить документы: товарные отчеты, акты на брак, недостачу. товарные отчеты, акты на брак |
20. Проведение инвентаризации Участвовать в проведении инвентаризации товаров в отделе магазина или секции, оформлении соответствующих документов. Составить документацию по практике. Сдать дифференцированный зачет | 1.Участвовать в проведении инвентаризации товара в торговой организации 2. Участвовать в составлении инвентаризационной описи 1. Оформить отчет строго по его содержанию и объему . 2. Оформить документацию о прохождении учебной практики. 3. Сдать дифференцированный зачет | 1. Описать порядок проведения инвентаризации в торговой организации 2. Приложить к отчету: инвентаризационную опись 1. Приложение подписанных и проштампованных документов о прохождении производственной практики. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ( продавец непродовольственных товаров)
Темы практики и виды работ, выполненные обучающимися во время практики | Виды работ и заданий | Материал для отчета |
1. Организация рабочего места продавца непродовольственных товаров | 1.Ознакомиться с содержанием труда продавца. 2.Ознакомиться с режимом работы, формами организации труда, правилами внутреннего распорядка предприятия. 3.Ознакомиться с типом магазина, формами продажи товаров 4.Изучить инструкции по охране труда продавца непродовольсвенных товаров | 1. Описать рабочее место продавца. 2. Описать планировку, оснастку и методы обслуживания рабочего места продавца. 3.Инструкция по охране труда продавца непродовольственных товаров |
2. Подготовка рабочего места продавца непрдовольственных товаров | 1.Подготовка рабочего места: проверить наличие и исправность оборудования, инвентаря, заточить и провести правку инструмента; устанавливать весы. 2. Провести проверку размещения товаров по группам видам и сортам с учетом частоты спроса и удобства работы 3.Проводить уборку нереализованных товаров и тары. | 1.Описать организацию подготовки рабочего места продавца к работе 2. Описать порядок проведения уборки рабочего места |
3. Заказ товара. Определять потребность в товарах для реализации в течение периода поставки и оформлять заказ поставщику товара. | 1. Определить потребность в товарах для реализации в течение периода поставки 2. Оформить заказ товара поставщику. | 1. Описать методику определения потребности в товарах для реализации в течение периода поставки 2. Заказ поставщику товара. |
4. Экслуатация рабочего оборудования Контролировать исправность и правила эксплуатации торгово-технологического оборудования Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте | Ознакомиться с оборудованием торговой организации 2.Ознакомиться с правила эксплуатации торгово-технологического оборудования 3.Проводить уборку торгового оборудования | Составить перечень торгового оборудования организации Инструкция по технике безопасности использования торгового оборудования Санитарно-гигиенические требования к торговому оборудованию |
5 Получение непродовольственных товаров со склада Участвовать в получении товаров, уведомление администрации о поступлении товаров, не соответствующих маркировке | Соблюдать правила приемки товара со склада по количеству и качеству Проводить проверку маркировки товара | 1.Инструкция П-6, П-7 2. Основные показатели транспортной и потребительской маркировки |
6. Подготовка товаров к продаже Проводить доработку товра Проводить распаковку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств и т.д. Получать и подготавливать упаковочный материал | 1. Осуществлять разупаковку товара из транспортной тары, сортировать товар по качеству, при необходимости разделять на градации качества 2. Проводить мойку товара 3. Проводить протирку поверхности товара 4. Получать упаковочный материал со склада | 1. Описать процесс разупаковки товара из транспортной тары, сортировки товара по качеству. 2.Описать процесс мойки, протирки товара 3.СаН и П по доработке товара |
7 Обслуживание покупателей при покупке тканей Обслуживать покупателей при покупке товара | 1.Делать предложение и показ непродовольственных товаров, 2.Проводить консультативную помощь в выборе товаров 3.Упаковывать товар, выдавать покупку или передавать ее на контроль. 4.Проводить уборку нереализованных товаров. | 1. Ассортиментный перечень товара 2.Описать процесс консультации в выборе товара 3.Методы упаковки товара 4. Уборка рабочего места в конце смены |
8.Обслуживание покупателей при покупке швейных товаров Обслуживать покупателей при покупке товара | 1.Делать предложение и показ швейных товаров, 2.Проводить консультативную помощь в выборе товаров 3.Упаковывать товар, выдавать покупку или передавать ее на контроль. 4.Проводить уборку нереализованных товаров | 1. Ассортиментный перечень товара 2.Описать процесс консультации в выборе товара 3.Методы упаковки товара 4. Уборка рабочего места в конце смены |
9.Обслуживание покупателей при покупке обувных товаров Обслуживать покупателей при покупке товара | 1.Делать предложение и показ непродовольственных товаров, 2.Проводить консультативную помощь в выборе товаров 3.Упаковывать товар, выдавать покупку или передавать ее на контроль. 4.Проводить уборку нереализованных товаров | 1.Ассортиментный перечень товара 2.Описать процесс консультации в выборе товара 3.Методы упаковки товара 4. Уборка рабочего места в конце смены |
10. Обслуживание покупателей при покупке бытовой химии Обслуживать покупателей при покупке товара | 1.Делать предложение и показ непродовольственных товаров, 2.Проводить демонстрацию их в действии, помощь в выборе товаров 3.Упаковывать товар, выдавать покупку или передавать ее на контроль. 4.Проводить уборку нереализованных товаров | 1.Ассортиментный перечень товара 2.Описать процесс консультации в выборе товара 3.Методы упаковки товара 4. Уборка рабочего места в конце смены |
11. Выкладка товара в торговом зале Освоить методы выкладки товаров в торговом зале: горизонтальная, вертикальная, блочная. | 1. Перечислить виды выкладки товаров в торговом зале торговой организации 2. Участвовать в выкладке товара в торговом зале: горизонтальная, вертикальная, блочная. 3.Проводить проверку соблюдения выкладки товаров в торговом зале магазина | 1. Виды выкладки описать и приложить фото |
12. Оформление ценников Оформлять и размещать ценники на торговой мебели и оборудовании в торговом зале. | 1. Перечислить виды ценников в розничном предприятии 2. Участвовать в оформлении и размещении ценников в торговом зале | 1. Ценники предприятия 2. Описать порядок размещения ценников на торговом оборудовании, мебели. |
13.Оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки пользования. Оформлять пасторта на товар, имеющих гарантийный срок пользования | 1.Оформлять пасторта на товар, имеющих гарантийный срок пользования | Перечень товаров, имеющих гарантийный срок Описать порядок оформления паспорта |
14.Составление и оформление подарочных и праздничных наборов Составлять и оформлять подарки и празничные наборы товаров | 1.Составлять и оформлять подарки и празничные наборы товаров | 1. Описать перечень услуг торговой организации 2. Виды подарков и наборов - фото |
15. Эксплуатация ККТ Подготовить ККТ к работе, проводить кассовые операции и проведение отчетов | Участвовать в подготовке ККТ к работе Провести Х-отчет 3.Заправлять контрольную ленту 4.Проводить кассовые операции 5.Определить подлинность денежных знаков 6. Снимать Z- отчет. 7. Проводить подсчет чеков (денег) и сдачу их в установленном порядкев главную кассу | 1. Схема проведения расчетов продажи товаров на ККТ 2. Описать признаки подлености 3 денежных знаков 3.Описать показатели Z-отчета 4.Х-отчет, Z-отчет |
16. Эксплуатация ККТ Подготовить ККТ к работе, провести кассовые операции по кредитным картам, снять Z- отчет. Подсчет чеков (денег) и сдача их в установленном порядке. | 1.Участвовать в подготовке ККТ к работе 2.Проводить кассовые операции по кредитным картам 3. Снимать Z- отчет. 4. Проводить подсчет чеков (денег) и сдачу их в установленном порядкев главную кассу | 1. Схема проведения расчетов продажи товаров на ККТ 2. Описать порядок расчетов по кредитным картам 3.Описать порядок сдачи денежных средств в главную кассу |
17. Оформление витрин Оформлять наприлавочные и внутримагазинные витрины. Проводить контроль их состояния | 1.Участвовать в оформлении витрин наприлавочных, внутримагазинных | 1. Описать виды витрин в торговой организации 2. Фото оформленной витрины |
18. Составление документации Составлять акты на пересортицу товаров и приемо-сдаточные акты при передаче материальных ценностей | Участвовать при составлении документации за смену: акт пересортицы, приемо-сдаточные акты при передаче материальных ценностейпр помощи программы 1С:Предприятия | Порядок составления документов: акт пересортицы, приемо-сдаточные акты при передаче материальных ценностей при помощи программы 1С:Предприятие 2.Приложить акт пересортицы, приемо-сдаточные акты при передаче материальных ценностей |
19. Составление документации Составлять товарные отчеты, акты на брак, недостачу. | 1. Участвовать при составлении документации за смену: товарные отчеты, акты на брак, недостачу. товарные отчеты, акты на брак, недостачу при помощи программы 1С:Предприятие | 1.Порядок составления документов: товарные отчеты, акты на брак, недостачу. товарные отчеты, акты на брак, недостачу при помощи программы 1С:Предприятие Приложить документы: товарные отчеты, акты на брак, недостачу. товарные отчеты, акты на брак |
20. Проведение инвентаризации Участвовать в проведении инвентаризации товаров в отделе магазина или секции, оформлении соответствующих документов. Составить документацию по практике. Сдать дифференцированный зачет | 1.Участвовать в проведении инвентаризации товара в торговой организации 2. Участвовать в составлении инвентаризационной описи 1. Оформить отчет строго по его содержанию и объему . 2. Оформить документацию о прохождении учебной практики. 3. Сдать дифференцированный зачет | 1. Описать порядок проведения инвентаризации в торговой организации 2. Приложить к отчету: инвентаризационную опись 1. Приложение подписанных и проштампованных документов о прохождении производственной практики. |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные документы:
1. Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-I ( с изм. и доп).
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации ( с изм. и доп).
3. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99г. №52 ( с изм. и доп).
4. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». ( с изм. и доп).
5. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». ( с изм. и доп).
6. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55: с изм. и доп. 23.12.2016// // Консультант Плюс
7. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: ФЗ РФ от 28.12.2009 N 381-ФЗ: : измен.и доп. 15.07.2016: Консультант Плюс
8. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила продажи отдельных видов товаров» от 27 марта 2007 г., № 185
9. Санитарные правила и нормы: продовольственная торговля. Общественное питание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008;
10. Санитарные правила и нормы: санитарные правила для продовольственной торговли и общественного питания, М.: Издательство «Омега-Л», 2008.
Основные источники:
1.Каплина С.А. Организация и технология розничной торговли. Учебник.
Гриф МО РФ. Начальное профессиональное образование. / С.А. Каплина.Издательство:
Феникс, 2013.- 333 с.
2. Чкалова, О.В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование
торговых предприятий: Учебник / О.В. Чкалова. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384
с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование:Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-91134-804-5,
1000 экз.(Znanium.com).
3. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: учебник для нач. проф. образования: учебное пособие для сред. проф. образования/З.П. Матюхина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011;
4. Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности: учебник для нач. проф. образования/Л.В. Мармузова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
1. Арустамов Э.А. Охрана труда в торговле. Учебник для студентов учреждений
среднего профессионального образования/ Э.А. Арустамов. Издательство:Академия
(Academia), 2014. – 160 с.
2. Миронова Н.Б. Оборудование торговых предприятий. Учебник для начального
профессионального образования/ Н.Б. Миронова. Издательство:Академия (Academia),
2012. – 224 с.
3. Отскочная З.В.Организация и технология торговли. Учебное пособие для
студентов учреждений среднего профессионального образования/З.В.Отскочная.
Издательство - Академия (Academia), 2014.- 192 с.
4 Трушина Т.П. Микробиология, гигиена и санитария в торговле/ учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009;
Интернет-ресурсы:
1. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bizlog.ru/etks/
2. Знайтовар.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/.
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru.
4.Основы микробиологии. Классификация микроорганизмов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medkurs.ru/lecture3k/microbiology/mb1/.
5. Организация торговли [Электронный ресурс]: Учебник / О. В. Памбухчиянц.
- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - ISBN 978-5-394-02189-3. -
Режим доступа: http://znanium.com
6. Нормативные документы по санитарно-эпидемиологическому надзору. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.complexdoc.ru/ntdtext/544634/2.
7. Памбухчиянц О. В. Криштафович, В. И. Товароведение и экспертиза
продовольственных товаров. Методические рекомендации по подготовке и защите
выпускной квалификационной работы [Электронный ресурс] : Учебное пособие / В. И.
Криштафович, И. А. Жебелева, В. И. Заикина, О. В. Памбухчиянц; под ред. проф. В. И.
Криштафович. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.
Эл.системаZnanium
8. Памбухчиянц, О. В. Организация торговли [Электронный ресурс] : Учебник
/ О. В. Памбухчиянц. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - ISBN
978-5-394-02189-3. - Режим доступа: http://znanium.com
ПРИЛОЖЕНИЕ А
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
_____________________________________________________________________________,
ФИО студента
обучающийся (аяся) в группе ____________ на _____ курсе по специальности _____________________________________________ успешно прошел(ла) учебную практику по ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в объеме 144 часа часов с «______»_____________20________г. по «______»_____________20________г. в организации__________________________________________________________________
наименование организации, юридический адрес
ВИДЫ И КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
№ п/п | Виды работ | Качество выполнения работ в соответствии с требованиями организации (оценка и подпись) |
| ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству. | |
| ПК 1.10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование. | |
| ПК 3.3 Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями. | |
| ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оцениватькачество, диагностировать дефекты, определять градации качества. | |
| ПК 3.5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов | |
| ДПК 4.1.Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании. | |
| ДПК 4.2.Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров. | |
| ДПК 4.3. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять кассовые, расчѐтные операции с покупателями. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков | |
| ДПК4.4. Соблюдать санитарно- эпидемиологические требования к торговым организациям | |
Оценка практики _____________________
Дата «_____» ___________________20___ г.
__________________________________________/ ФИО, должность/
Подпись руководителя практики от организации
М.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ХАРАКТЕРИСТИКА
_____________________________________________________________________________
ФИО студента
обучающийся (аяся) в группе ____________ на _____ курсе по специальности _____________________________________________ успешно прошел(ла) учебную практику по ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в объеме 144 часа с «______»_____________20________г. по «______»_____________20________г.
в рганизации__________________________________________________________________
наименование организации, юридический адрес
проявил способности и сформировал следующие общие компетенции:
понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес:
Высокая степень
Средняя степень
Низкая степень
организовывает собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество
Высокая степень
Средняя степень
Низкая степень
принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несет за них
ответственность
Высокая степень
Средняя степень
Низкая степень
работает в коллективе и в команде, эффективно общается с коллегами, руководством, потребителями
Высокая степень
Средняя степень
Низкая степень
соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требование стандартов, технических условий
Высокая степень
Средняя степень
Низкая степень
Оценка практики _____________________
Дата «_____» ___________________20___ г.
__________________________________________/ ФИО, должность/
Подпись руководителя практики от организации
М.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ТАБЕЛЬ ВЫХОДА НА РАБОТУ
Месяц |
Число | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Количество часов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Месяц |
Число | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Количество часов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Месяц |
Число | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Количество часов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
ИТОГО | 144 |
Дата «_____» ___________________20___ г.
__________________________________________/ ФИО, должность/
Подпись руководителя практики от организации
М.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Министерство образования и науки Амурской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
ОТЧЕТ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
обучающейся группы ___________ _________________________________
номер группы И.О.Фамилия
специальность: ___________________________________________________
Место прохождения практики_________________________________________
(название организации)
Сроки прохождения практики с ______________по_____________ 20______г.
(дата начала и окончания практики)
Руководитель практики ______________________________________________
должность, И.О.Фамилия
Оценка практики студента ___________________________________________
(отлично, хорошо, удовлетворительно)
Белогорск 20___
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Д Н Е В Н И К практики
Даты прохождения практики
1. Прибыл на место практики ______________________________ 20_____г.
2. Прошел инструктаж по технике безопасности ________________20____г.
Записи о работах, выполненных обучающимся на практике
Число, месяц, год | Краткое содержание выполненных работ по вопросам раздела (темы), программы практики |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Студент ________________________ ( ________________________)
(подпись) (Ф.И.О.)
30