СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийный материал "Технология разработки воспитательной программы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматривается отличие программы от плана воспитательной работы и плана мероприятий, нормативно-правовая база,  различные структуры воспитательных программ.

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийный материал "Технология разработки воспитательной программы"»

Технология и методика  разработки воспитательной программы

Технология и методика разработки воспитательной программы

Общие черты всех воспитательных программ  направленность на цель, конечный результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемый в рамках программы, конечной цели, конечному результату  наличие в программе системы показателей, которые могут иметь и количественный и качественный характер  объединение в определенных организационных рамках под общим управлением всех подразделений, исполнителей – от начала до окончания работы

Общие черты всех воспитательных программ

  • направленность на цель, конечный результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемый в рамках программы, конечной цели, конечному результату
  • наличие в программе системы показателей, которые могут иметь и количественный и качественный характер
  • объединение в определенных организационных рамках под общим управлением всех подразделений, исполнителей – от начала до окончания работы
Что такое программа,  чем она отличается  от плана мероприятий?  Как правило, составляя план, мы отвечаем на вопрос, что можно сделать .  Вопрос, на который отвечает программа – другой. Что необходимо сделать чтобы…..  Программа гораздо «строже» к результатам: прямо указывая, что должно быть получено.

Что такое программа, чем она отличается от плана мероприятий?

Как правило, составляя план, мы отвечаем на вопрос, что можно сделать .

Вопрос, на который отвечает программа – другой. Что необходимо сделать чтобы…..

Программа гораздо «строже» к результатам: прямо указывая, что должно быть получено.

Результат ЗАДАЧА 1 Рез-т 1 ПРОЕКТ 1 Рез-т 2 ПРОЕКТ 2 ЗАДАЧА 2 ЦЕЛЬ Рез-т 3 ЗАДАЧА 3 ПРОЕКТ 3 Рез-т 4 ЗАДАЧА 4 ПРОЕКТ 4 При такой структуре программы она с самого начала существует и далее развертывается как несколько относительно самостоятельных программ.

Результат

ЗАДАЧА 1

Рез-т

1

ПРОЕКТ 1

Рез-т

2

ПРОЕКТ 2

ЗАДАЧА 2

ЦЕЛЬ

Рез-т

3

ЗАДАЧА 3

ПРОЕКТ 3

Рез-т

4

ЗАДАЧА 4

ПРОЕКТ 4

При такой структуре программы она с самого начала существует и далее развертывается

как несколько относительно

самостоятельных программ.

Возможна и другая структура программы ЗАДАЧА 1 Результат ПРОЕКТ 1 ПРОЕКТ 2 ЗАДАЧА 2 ЦЕЛЬ ПРОЕКТ 3 ЗАДАЧА 3 ЗАДАЧА 4 ПРОЕКТ 4 При такой структуре ни задачи, ни проекты не обосабливаются. А результаты не складываются, как в примере 1, а возникают как единый совокупный продукт.

Возможна и другая структура программы

ЗАДАЧА 1

Результат

ПРОЕКТ 1

ПРОЕКТ 2

ЗАДАЧА 2

ЦЕЛЬ

ПРОЕКТ 3

ЗАДАЧА 3

ЗАДАЧА 4

ПРОЕКТ 4

При такой структуре ни задачи, ни проекты не обосабливаются. А результаты не складываются, как в примере 1, а возникают как единый совокупный продукт.

З З А А З Д А Д Д А А Ч А Ч А А Ч - А - Э Э - Э Т Т Т А А А П П П Результат ПРОЕКТ 1 ЦЕЛЬ ПРОЕКТ 2 ПРОЕКТ 3 ПРОЕКТ 4 Здесь задачи планируются как отдельные шаги-этапы реализации программы, которые на определенном этапе дифференцируются на отдельные проекты.

З

З

А

А

З

Д

А

Д

Д

А

А

Ч

А

Ч

А

А

Ч

-

А

-

Э

Э

-

Э

Т

Т

Т

А

А

А

П

П

П

Результат

ПРОЕКТ 1

ЦЕЛЬ

ПРОЕКТ 2

ПРОЕКТ 3

ПРОЕКТ 4

Здесь задачи планируются как отдельные шаги-этапы реализации программы, которые на определенном этапе дифференцируются

на отдельные проекты.

Примерная структура  программы воспитания Концептуальные основы программы (вводная часть). Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания. Цель. Задачи. Предполагаемый результат. Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса. Содержание воспитания (тематические блоки). Механизмы реализации содержания воспитания. Приложение: (кадровое обеспечение программы; источники финансирования; календарный план реализации).

Примерная структура программы воспитания

  • Концептуальные основы программы (вводная часть).
  • Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания.
  • Цель. Задачи.
  • Предполагаемый результат. Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса.
  • Содержание воспитания (тематические блоки).
  • Механизмы реализации содержания воспитания.
  • Приложение: (кадровое обеспечение программы; источники финансирования; календарный план реализации).
Первый блок вопросов  1.  Программа рассчитана на временной отрезок (продолжительность реализации, рассчитана на учебный год, четверть, неделю…) 2.  Программа предполагает участие детей следующих возрастных групп. 3. Программа будет реализовываться на базе следующего типа ОУ или социального института (школа, учреждение доп. образования…). Программа может быть рассчитана на класс, параллель, конкретного ученика. 4.  Программа рассчитана на категорию детей (участниками программы могут быть школьники ОУ, дети с девиантным поведением, одаренные дети…)

Первый блок вопросов

1.  Программа рассчитана на временной отрезок (продолжительность реализации, рассчитана на учебный год, четверть, неделю…)

2.  Программа предполагает участие детей следующих возрастных групп.

3. Программа будет реализовываться на базе следующего типа ОУ или социального института (школа, учреждение доп. образования…). Программа может быть рассчитана на класс, параллель, конкретного ученика.

4.  Программа рассчитана на категорию детей (участниками программы могут быть школьники ОУ, дети с девиантным поведением, одаренные дети…)

Второй блок вопросов 1.  Какие актуальные проблемы нашего времени призвана решать создаваемая программа? 2.  Какие наиболее острые противоречия между требованиями социокультурного развития общества и уровнем развития предполагаемых участников программы вы находите? 3. Какое место занимает настоящая программа в воспитательной деятельности коллектива вашего ОУ? 4  Какие аспекты актуальных проблем развития воспитания вашего ОУ затрагивает создаваемая программа? 5.  Какие специфические характеристики социокультурного пространства, в котором находится ОУ, и образовательного пространства, в котором разворачивается воспитательный процесс, обуславливают особенности вашей программы? 6 . В чем заключается особый воспитательный потенциал вашего ОУ, детского и педагогического коллектива, окружающей социальной среды, на реализацию которого направлена ваша программа?

Второй блок вопросов

1.  Какие актуальные проблемы нашего времени призвана решать создаваемая программа?

2.  Какие наиболее острые противоречия между требованиями социокультурного развития общества и уровнем развития предполагаемых участников программы вы находите?

3. Какое место занимает настоящая программа в воспитательной деятельности коллектива вашего ОУ?

Какие аспекты актуальных проблем развития воспитания вашего ОУ затрагивает создаваемая программа?

5.  Какие специфические характеристики социокультурного пространства, в котором находится ОУ, и образовательного пространства, в котором разворачивается воспитательный процесс, обуславливают особенности вашей программы?

6 . В чем заключается особый воспитательный потенциал вашего ОУ, детского и педагогического коллектива, окружающей социальной среды, на реализацию которого направлена ваша программа?

Вопросы, помогающие определиться  в концептуальных основах программы: 1. Выявленная проблема является частью, каких более масштабных социокультурных проблем? 2. В чем видят суть этой глобальной проблемы философы, культурологи, социологи, педагоги? 3. Как соотносится философское видение путей решений глобальных проблем с проблемами педагогическими, с развитием каждой отдельно взятой личности? 4. Разрабатывая воспитательную программу , следует понимать, что под воспитанием понимается целенаправленное воздействие на различные личности - создание условий для её духовно-нравственного становления.

Вопросы, помогающие определиться в концептуальных основах программы:

1. Выявленная проблема является частью, каких более масштабных социокультурных проблем?

2. В чем видят суть этой глобальной проблемы философы, культурологи, социологи, педагоги?

3. Как соотносится философское видение путей решений глобальных проблем с проблемами педагогическими, с развитием каждой отдельно взятой личности?

4. Разрабатывая воспитательную программу , следует понимать, что под воспитанием понимается целенаправленное воздействие на различные личности - создание условий для её духовно-нравственного становления.

понятийный аппарат Воспитание - целенаправленный процесс освоения человеком социального опыта во всех аспектах своей жизнедеятельности ( в общении, семье, коллективе, СМИ, ОУ и др.) в форме ценностей, норм поведения и отношения, взглядов, убеждений и т.п., сопровождающейся мировоззренческим  самоопределением, формированием соответствующей нравственной и поведенческой культуры. Гражданское воспитание - это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально- политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

понятийный аппарат

Воспитание - целенаправленный процесс освоения человеком социального опыта во всех аспектах своей жизнедеятельности ( в общении, семье, коллективе, СМИ, ОУ и др.) в форме ценностей, норм поведения и отношения, взглядов, убеждений и т.п., сопровождающейся мировоззренческим самоопределением, формированием соответствующей нравственной и поведенческой культуры.

Гражданское воспитание - это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально- политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

понятийный аппарат Патриотическое воспитание - это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершения своего народа. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Гражданское образование - это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно- полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

понятийный аппарат

Патриотическое воспитание - это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершения своего народа.

Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

Гражданское образование - это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно- полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

понятийный аппарат Гражданская компетентность: Исследовательская (анализ и оценка текущей социальной ситуации); Учебная (необходимость дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях); Компетентность социального выбора (умение осуществлять выбор и принимать решение в конкретной социальной ситуации); Коммуникативность (взаимодействие с другими людьми при решении социальных проблем, включая и толерантность).  

понятийный аппарат

Гражданская компетентность:

  • Исследовательская (анализ и оценка текущей социальной ситуации);
  • Учебная (необходимость дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях);
  • Компетентность социального выбора (умение осуществлять выбор и принимать решение в конкретной социальной ситуации);
  • Коммуникативность (взаимодействие с другими людьми при решении социальных проблем, включая и толерантность).

 

понятийный аппарат Семья – это малая социальная группа, начальная форма организации личного быта. Как социальный институт, семья выполняет разнообразные функции: хозяйственно – бытовую, эмоциональную, первичного социального контроля, воспитательную, социализации. Среда – это то, среди чего в окружающем мире находится субъект развития.   Социум – большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях. И, в следствии этого общностью культур.

понятийный аппарат

Семья – это малая социальная группа, начальная форма организации личного быта. Как социальный институт, семья выполняет разнообразные функции: хозяйственно – бытовую, эмоциональную, первичного социального контроля, воспитательную, социализации.

Среда – это то, среди чего в окружающем мире находится субъект развития.

  Социум – большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях. И, в следствии этого общностью культур.

Нормативные документы Программа становления гражданско-патриотического самосознания учащихся разрабатывается в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Конституцией Российской Федерации Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства РФ 9.12.2004г. (протокол № 47, разделI) и комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 года) Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.г.( утверждена распоряжением Правительства РФ от 3.09.2005г. № 1340-р) Материалами по реализации приоритетного национального проекта «Образование» Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Нормативные документы

Программа

становления гражданско-патриотического самосознания учащихся разрабатывается в соответствии

со следующими нормативными правовыми актами:

  • Конституцией Российской Федерации
  • Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ»
  • Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства РФ 9.12.2004г. (протокол № 47, разделI) и комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 года)
  • Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.г.( утверждена распоряжением Правительства РФ от 3.09.2005г. № 1340-р)
  • Материалами по реализации приоритетного национального проекта «Образование»
  • Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации
Нормативные документы Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 г.г.  Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003г. № 13-51-08/13 Программой Федерального агентства по образованию, реализуемой в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.», утверждённой приказом Рособразования от 25.01.2006г. №20 Законом Российской Федерации «О воинских (памятных ) днях России» Законом Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (от 14.01.1993г., № 4292-1) Уставом МОУ

Нормативные документы

  • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 г.г.
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003г. № 13-51-08/13
  • Программой Федерального агентства по образованию, реализуемой в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.», утверждённой приказом Рособразования от 25.01.2006г. №20
  • Законом Российской Федерации «О воинских (памятных ) днях России»
  • Законом Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (от 14.01.1993г., № 4292-1)
  • Уставом МОУ
Алгоритм составления аналитической справки: 1. Философские и педагогические теории, обусловленные собственной точкой зрения автора по выбранному направлению 2. Актуальные проблемы нашего времени, которые призвана решать создаваемая программа 3. Место, которое занимает настоящая программа в воспитательной деятельности коллектива вашего ОУ 4. Специфические характеристики социокультурного пространства, в котором находится ОУ, и образовательного пространства, в котором разворачивается воспитательный процесс 5. Характеристика пространства программирования: Временной отрезок (год, четверть и др.) Возрастная группа Где будет реализована, на кого рассчитана Категория детей (школьники, одаренные, спортсмены и др.) Возрастные особенности участников 6. Понятийный аппарат (термины, смыслом которых обусловлено содержание, специфика программы) 7. Нормативные документы, регулирующие отношения со всеми участниками воспитательного процесса

Алгоритм составления аналитической справки:

1. Философские и педагогические теории, обусловленные собственной точкой зрения автора по выбранному направлению

2. Актуальные проблемы нашего времени, которые призвана решать создаваемая программа

3. Место, которое занимает настоящая программа в воспитательной деятельности коллектива вашего ОУ

4. Специфические характеристики социокультурного пространства, в котором находится ОУ, и образовательного пространства, в котором разворачивается воспитательный процесс

5. Характеристика пространства программирования:

  • Временной отрезок (год, четверть и др.)
  • Возрастная группа
  • Где будет реализована, на кого рассчитана
  • Категория детей (школьники, одаренные, спортсмены и др.)
  • Возрастные особенности участников

6. Понятийный аппарат (термины, смыслом которых обусловлено содержание, специфика программы)

7. Нормативные документы, регулирующие отношения со всеми участниками воспитательного процесса

Цель должна быть сформулирована четко и конкретно, чтобы по ней прочитывался весь смысл программы, её специфика и предполагаемый результат. Задачи необходимо формулировать так, чтобы решение или нерешение их можно было зафиксировать по завершению программы. Задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели. Простой набор не связанных общей целью задач вряд ли приведет его к достижению цели.

Цель должна быть сформулирована четко и конкретно, чтобы по ней прочитывался весь смысл программы, её специфика и предполагаемый результат.

Задачи необходимо формулировать так, чтобы решение или нерешение их можно было зафиксировать по завершению программы.

Задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели.

Простой набор не связанных общей целью задач вряд ли приведет его к достижению цели.

Мониторинг  программы воспитания что именно необходимо изучать в процессе реализации воспитательной программы ? каков предмет этого мониторинга?

Мониторинг программы воспитания

  • что именно необходимо изучать в процессе реализации воспитательной программы ?
  • каков предмет этого мониторинга?
Диагностика воспитательной программы  Опросный лист для учащихся 6 - 8-х классов  Опросный лист для учащихся 9 - 11-х классов  Отношение подростка к семье  Отношение подростка к Отечеству  Отношение подростка к миру  Отношение подростка к труду  Отношение подростка к культуре  Отношение подростка к знаниям  Отношение подростка к человеку как таковому Отношение подростка к своему телесному Я Отношение подростка к своему душевному Я Отношение подростка к своему духовному Я

Диагностика воспитательной программы

  • Опросный лист для учащихся 6 - 8-х классов
  • Опросный лист для учащихся 9 - 11-х классов
  • Отношение подростка к семье
  • Отношение подростка к Отечеству
  • Отношение подростка к миру
  • Отношение подростка к труду
  • Отношение подростка к культуре
  • Отношение подростка к знаниям
  • Отношение подростка к человеку как таковому
  • Отношение подростка к своему телесному Я
  • Отношение подростка к своему душевному Я
  • Отношение подростка к своему духовному Я
Диагностика воспитательной программы Индивидуальное диагностическое собеседование Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (составлена А.Н.Лутошкиным)  Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания Анализ некоторых организационных условий процесса воспитания Воспитательный потенциал детского общественного объединения (организации)

Диагностика воспитательной программы

  • Индивидуальное диагностическое собеседование
  • Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (составлена А.Н.Лутошкиным)
  • Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе
  • Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
  • Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания
  • Анализ некоторых организационных условий процесса воспитания
  • Воспитательный потенциал детского общественного объединения (организации)
       Что необходимо учесть при составлении программы?   При составлении целостной программы воспитания учащихся важно исходить из следующих принципов, условий и ограничений: любая программа, привнесенная извне и не вытекающая из реальных потребностей учащихся, становится фикцией. разработка любых, в том числе и гуманитарных программ без строго определенного и всесторонне просчитанного ресурса бессмысленно.

Что необходимо учесть при составлении программы?

  • При составлении целостной программы воспитания учащихся важно исходить из следующих принципов, условий и ограничений:
  • любая программа, привнесенная извне и не вытекающая из реальных потребностей учащихся, становится фикцией.
  • разработка любых, в том числе и гуманитарных программ без строго определенного и всесторонне просчитанного ресурса бессмысленно.
1.Отсутствие аналитической основы. Это проявляется в том, что анализ ограничивается констатацией результатов, описанием наиболее важных воспитательных мероприятий. Как правило, в этом случае отсутствует выявление противоречий, установление причинно-следственных связей этих противоречий. 2. Нечеткое, «размытое» целеполагание (к сожалению, годовое планирование, как закономерный этап в деятельности учреждения, не всегда отражает программу развития организации). Типичные ошибки, которые допускаются при составлении программы

1.Отсутствие аналитической основы. Это проявляется в том, что анализ ограничивается констатацией результатов, описанием наиболее важных воспитательных мероприятий. Как правило, в этом случае отсутствует выявление противоречий, установление причинно-следственных связей этих противоречий.

2. Нечеткое, «размытое» целеполагание (к сожалению, годовое планирование, как закономерный этап в деятельности учреждения, не всегда отражает программу развития организации).

Типичные ошибки,

которые допускаются

при составлении программы

Внутренняя согласованность программы – одно из важнейших условий ее успешной реализации.   Любое изменение функционирующей системы – риск для ее устойчивой деятельности. Что необходимо проверить при составлении программы?

Внутренняя согласованность программы – одно из важнейших условий ее успешной реализации.

 

Любое изменение функционирующей системы – риск для ее устойчивой деятельности.

Что необходимо проверить при составлении программы?