Краснодарский край, Новокубанский район,
с. Новосельское, МОУСОШ№12
Мультимедийный урок
русского языка в 9 классе.
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему:
«Зачем нужны обращения?»
Учитель русского языка и литературы
Ширина Галина Александровна.
Цель урока:
1. Расширить знания о выразительно-изобразительной и модальной функции обращений, выражающей отношение говорящего (пишущего) к адресату речи.
2. Собрать материал к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
3. Способствовать повышению культуры устной и письменной речи учащихся.
Думай о человеке, обращаясь к нему…
Представьте себе, что из нашего языка вдруг исчезли имена и фамилии людей, клички животных. Какая началась бы неразбериха! Ты хочешь позвать Мишу, а приходит Коля, обращаешься к Маше, а откликается Наташа. Даже вызвать ученика к доске было бы весьма сложно. Не показывать же на него пальцем, это невежливо!
Во всех таких случаях нас выручают обращения!
Но ведь мы обращаемся не только к людям или животным.
Помните, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» царевич Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру: Свет наш, солнышко»,»Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!», «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч»…
Этими обращениями к солнцу, месяцу и ветру поэт хотел образно показать силу чувств юного царевича, который призывает на помощь всемогущую природу, чтобы найти свою невесту.
С древнейших времён обращения в русском языке используются не только как призыв к лицу или предмету, но и как средство художественной выразительности.
… Полистаем замечательный памятник отечественной и мировой культуры, созданный восемь веков назад: «Слово о полку Игореве».
Вот князь Игорь обращается к своим воинам, с которыми его объединяет общая цель –защитить от врагов родную землю:
« Дружина моя, братья! С вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, либо шлемом испить из Дону».
Печально прощаются с Родиной участники похода:
« О русская земля! Ты уже за холмом ».
Попробуйте переставить здесь слова: Уже за холмом русская земля, и предложение без обращения утратит свою эмоциональную силу.
В тревоге за мужа плачет в Путивле Ярославна, заклиная ветер, реку и солнце:
О ветер, ветрило! ... Зачем моё веселье по ковылю развеял?
О Днепр Словутич !... Прилелей моего милого ко мне.
Светлое и трижды светлое солнце! ... Зачем простёрло ты горячие лучи на воинов моего лады?
Здесь природа выступает как живое существо: своевольный и безразличный к чужому горю ветер-ветрило, могучий Днепр Словутич, который может пробить каменные горы, светлое и трижды светлое, несущее людям тепло и радость, солнце.
Учёные – лингвисты говорят, что в подобных случаях призывная функция обращения сочетается с оценочно – характеризующей.
Вообще в речи, как устной, так и письменной, обе функции очень часто сливаются воедино. Например, уже по тому, как обращается в письме один человек к другому, можно судить об отношениях пишущего к адресату, о чувстве, которое он испытывает к нему.
Например: « Дорогое моё дитя!»… «Ангел мой, жёнка!...» , « Бабуля, здравствуй, не грусти…».
Обратите внимание на обращения в таком тексте:
Учитесь, девчонки!
Учитесь, мальчишки!
В учёбе – истоки побед.
С площадки спортивной,
С прочитанной книжки
Старт освоенья планет!
Какие чувства вызывают у вас обращения девчонки, мальчишки?
В словарях эти слова даны с пометой, как имеющие оттенок пренебрежительности. Но в данных стихах они звучат дружески, доверительно.
Оттенок дружественности и доверительности могут приобретать и слова, словосочетания, имеющие обычно оттенок торжественности.
Я к чему клоню, мой друг ,
Разговор с тобою?
Много разных дел вокруг,
Выбирай любое!
Обращение «мой друг» – торжественно и даже немного официально, воспринимаются по-дружески, искренне.
В разговорной речи мы нередко употребляем обращения-имена с уменьшительно-ласкательными, а бывает, и с уничижительными суффиксами, и даже имена в усечённом виде.
- Что, Иванушка, невесел?...
- Ты, Ванюшка, спать ложись…
- Вот, Ванька, тебе мой наказ…
- Ой, Вань, будь осторожен…
Но при этом всегда нужно помнить об интонации. Можно произнести чьё-то имя сердито, насмешливо или строго, по-дружески или ласково…Человеку всегда приятно, когда в разговоре произносят его имя. Это придаёт беседе характер дружеской близости, теплоты.
Основная функция обращения – звательная. Однако обращение может одновременно передавать экспрессивно-эмоциональные отношения ( риторическое обращение ).
- Ой ты Русь моа, родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу!
- Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой.
- Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать…
Какие две функции выполняют обращения в письме А. М. Горького?
Дорогие дети! Я получил собранные вами деньги для мессинцев (в1908 году во время землетрясения г. Мессина на острове Сицилия был разрушен и Горький обратился ко всему миру с просьбой помочь пострадавшим) и сердечно благодарю за всех, кому вы помогли! От души желаю для вас, хорошие маленькие люди , - будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю, как были в этом случае.
С2.1 Ознакомьтесь с мнением Павла и Николая о роли обращений в публицистической и художественной речи.
Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Зачем нужны обращения?»
- Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Николаю, так и собственным высказыванием.
- Вы можете писать работу от своего имени или от имени Николая.
- В сочинении-рассуждении приведите два примера, иллюстрирующих обращения.
- Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов.
Желаем творческих успехов!
Литература.
- Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. Ростов-на-Дону «Феникс»2002
- Н. Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. Москва «Русское слово» 2008
- Н. А. Сенина. Русский язык 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации -2009. издательство «Легион» Ростов-на-Дону 2008