СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский мультимедийный урок в 9 классе замещает все материалы поурочного плана,помогает достичь следующие цели:

1. Расширить знания о выразительно-изобразительной и модальной  функции  обращений, выражающей отношение говорящего (пишущего) к адресату речи.

2. Собрать материал к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

3. Способствовать повышению культуры устной и письменной речи учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?»»

Краснодарский край, Новокубанский район, с. Новосельское, МОУСОШ№12 Мультимедийный урок  русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?» Учитель русского языка и литературы Ширина Галина Александровна.

Краснодарский край, Новокубанский район,

с. Новосельское, МОУСОШ№12

Мультимедийный урок

русского языка в 9 классе.

Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему:

«Зачем нужны обращения?»

Учитель русского языка и литературы

Ширина Галина Александровна.

Цель урока: 1. Расширить знания о выразительно-изобразительной и модальной функции обращений, выражающей отношение говорящего (пишущего) к адресату речи. 2. Собрать материал к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему. 3. Способствовать повышению культуры устной и письменной речи учащихся.

Цель урока:

1. Расширить знания о выразительно-изобразительной и модальной функции обращений, выражающей отношение говорящего (пишущего) к адресату речи.

2. Собрать материал к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

3. Способствовать повышению культуры устной и письменной речи учащихся.

Думай о человеке, обращаясь к нему…  Представьте себе, что из нашего языка вдруг исчезли имена и фамилии людей, клички животных. Какая началась бы неразбериха! Ты хочешь позвать Мишу, а приходит Коля, обращаешься к Маше, а откликается Наташа. Даже вызвать ученика к доске было бы весьма сложно. Не показывать же на него пальцем, это невежливо! Во всех таких случаях нас выручают обращения!

Думай о человеке, обращаясь к нему…

Представьте себе, что из нашего языка вдруг исчезли имена и фамилии людей, клички животных. Какая началась бы неразбериха! Ты хочешь позвать Мишу, а приходит Коля, обращаешься к Маше, а откликается Наташа. Даже вызвать ученика к доске было бы весьма сложно. Не показывать же на него пальцем, это невежливо!

Во всех таких случаях нас выручают обращения!

 Но ведь мы обращаемся не только к людям или животным.  Помните, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» царевич Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру: Свет наш, солнышко»,»Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!», «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч»…  Этими обращениями к солнцу, месяцу и ветру поэт хотел образно показать силу чувств юного царевича, который призывает на помощь всемогущую природу, чтобы найти свою невесту.

Но ведь мы обращаемся не только к людям или животным.

Помните, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» царевич Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру: Свет наш, солнышко»,»Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!», «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч»…

Этими обращениями к солнцу, месяцу и ветру поэт хотел образно показать силу чувств юного царевича, который призывает на помощь всемогущую природу, чтобы найти свою невесту.

 С древнейших времён обращения в русском языке используются не только как призыв к лицу или предмету, но и как средство художественной выразительности. … Полистаем замечательный памятник отечественной и мировой культуры, созданный восемь веков назад: «Слово о полку Игореве». Вот князь Игорь обращается к своим воинам, с которыми его объединяет общая цель –защитить от врагов родную землю: « Дружина моя, братья! С вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, либо шлемом испить из Дону».

С древнейших времён обращения в русском языке используются не только как призыв к лицу или предмету, но и как средство художественной выразительности.

Полистаем замечательный памятник отечественной и мировой культуры, созданный восемь веков назад: «Слово о полку Игореве».

Вот князь Игорь обращается к своим воинам, с которыми его объединяет общая цель –защитить от врагов родную землю:

« Дружина моя, братья! С вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, либо шлемом испить из Дону».

Печально прощаются с Родиной участники похода:  « О русская земля! Ты уже за холмом ». Попробуйте переставить здесь слова: Уже за холмом русская земля, и предложение без обращения утратит свою эмоциональную силу.

Печально прощаются с Родиной участники похода:

« О русская земля! Ты уже за холмом ».

Попробуйте переставить здесь слова: Уже за холмом русская земля, и предложение без обращения утратит свою эмоциональную силу.

В тревоге за мужа плачет в Путивле Ярославна, заклиная ветер, реку и солнце: О ветер, ветрило! ... Зачем моё веселье по ковылю развеял?  О Днепр Словутич !... Прилелей моего милого ко мне. Светлое и трижды светлое солнце! ... Зачем простёрло ты горячие лучи на воинов моего лады? Здесь природа выступает как живое существо: своевольный и безразличный к чужому горю ветер-ветрило, могучий Днепр Словутич, который может пробить каменные горы, светлое и трижды светлое, несущее людям тепло и радость, солнце.

В тревоге за мужа плачет в Путивле Ярославна, заклиная ветер, реку и солнце:

О ветер, ветрило! ... Зачем моё веселье по ковылю развеял?

О Днепр Словутич !... Прилелей моего милого ко мне.

Светлое и трижды светлое солнце! ... Зачем простёрло ты горячие лучи на воинов моего лады?

Здесь природа выступает как живое существо: своевольный и безразличный к чужому горю ветер-ветрило, могучий Днепр Словутич, который может пробить каменные горы, светлое и трижды светлое, несущее людям тепло и радость, солнце.

Учёные – лингвисты говорят, что в подобных случаях призывная функция обращения сочетается с оценочно – характеризующей.  Вообще в речи, как устной, так и письменной, обе функции очень часто сливаются воедино. Например, уже по тому, как обращается в письме один человек к другому, можно судить об отношениях пишущего к адресату, о чувстве, которое он испытывает к нему. Например: « Дорогое моё дитя!»… «Ангел мой, жёнка!...» , « Бабуля, здравствуй, не грусти…».

Учёные – лингвисты говорят, что в подобных случаях призывная функция обращения сочетается с оценочно – характеризующей.

Вообще в речи, как устной, так и письменной, обе функции очень часто сливаются воедино. Например, уже по тому, как обращается в письме один человек к другому, можно судить об отношениях пишущего к адресату, о чувстве, которое он испытывает к нему.

Например: « Дорогое моё дитя!»… «Ангел мой, жёнка!...» , « Бабуля, здравствуй, не грусти…».

Обратите внимание на обращения в таком тексте: Учитесь, девчонки! Учитесь, мальчишки! В учёбе – истоки побед. С площадки спортивной, С прочитанной книжки Старт освоенья планет! Какие чувства вызывают у вас обращения девчонки, мальчишки? В словарях эти слова даны с пометой, как имеющие оттенок пренебрежительности. Но в данных стихах они звучат дружески, доверительно.

Обратите внимание на обращения в таком тексте:

Учитесь, девчонки!

Учитесь, мальчишки!

В учёбе – истоки побед.

С площадки спортивной,

С прочитанной книжки

Старт освоенья планет!

Какие чувства вызывают у вас обращения девчонки, мальчишки?

В словарях эти слова даны с пометой, как имеющие оттенок пренебрежительности. Но в данных стихах они звучат дружески, доверительно.

Оттенок дружественности и доверительности могут приобретать и слова, словосочетания, имеющие обычно оттенок торжественности. Я к чему клоню, мой друг , Разговор с тобою? Много разных дел вокруг, Выбирай любое! Обращение «мой друг» – торжественно и даже немного официально, воспринимаются по-дружески, искренне.

Оттенок дружественности и доверительности могут приобретать и слова, словосочетания, имеющие обычно оттенок торжественности.

Я к чему клоню, мой друг ,

Разговор с тобою?

Много разных дел вокруг,

Выбирай любое!

Обращение «мой друг» – торжественно и даже немного официально, воспринимаются по-дружески, искренне.

В разговорной речи мы нередко употребляем обращения-имена с уменьшительно-ласкательными, а бывает, и с уничижительными суффиксами, и даже имена в усечённом виде. Что, Иванушка, невесел?... Ты, Ванюшка, спать ложись… Вот, Ванька, тебе мой наказ… Ой, Вань, будь осторожен… Но при этом всегда нужно помнить об интонации. Можно произнести чьё-то имя сердито, насмешливо или строго, по-дружески или ласково…Человеку всегда приятно, когда в разговоре произносят его имя. Это придаёт беседе характер дружеской близости, теплоты.

В разговорной речи мы нередко употребляем обращения-имена с уменьшительно-ласкательными, а бывает, и с уничижительными суффиксами, и даже имена в усечённом виде.

  • Что, Иванушка, невесел?...
  • Ты, Ванюшка, спать ложись…
  • Вот, Ванька, тебе мой наказ…
  • Ой, Вань, будь осторожен…

Но при этом всегда нужно помнить об интонации. Можно произнести чьё-то имя сердито, насмешливо или строго, по-дружески или ласково…Человеку всегда приятно, когда в разговоре произносят его имя. Это придаёт беседе характер дружеской близости, теплоты.

Основная функция обращения – звательная. Однако обращение может одновременно передавать экспрессивно-эмоциональные отношения ( риторическое обращение ). Ой ты Русь моа, родина кроткая,  Лишь к тебе я любовь берегу!  Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой.  Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать…

Основная функция обращения – звательная. Однако обращение может одновременно передавать экспрессивно-эмоциональные отношения ( риторическое обращение ).

  • Ой ты Русь моа, родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу!

  • Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой.

  • Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать…
Какие две функции выполняют обращения в письме А. М. Горького?  Дорогие дети! Я получил собранные вами деньги для мессинцев (в1908 году во время землетрясения г. Мессина на острове Сицилия был разрушен и Горький обратился ко всему миру с просьбой помочь пострадавшим) и сердечно благодарю за всех, кому вы помогли! От души желаю для вас, хорошие маленькие люди , - будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю, как были в этом случае.

Какие две функции выполняют обращения в письме А. М. Горького?

Дорогие дети! Я получил собранные вами деньги для мессинцев (в1908 году во время землетрясения г. Мессина на острове Сицилия был разрушен и Горький обратился ко всему миру с просьбой помочь пострадавшим) и сердечно благодарю за всех, кому вы помогли! От души желаю для вас, хорошие маленькие люди , - будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю, как были в этом случае.

С2.1  Ознакомьтесь с мнением Павла и Николая о роли обращений в публицистической и художественной речи. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Зачем нужны обращения?» Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Николаю, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Николая. В сочинении-рассуждении приведите два примера, иллюстрирующих обращения. Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов.

С2.1 Ознакомьтесь с мнением Павла и Николая о роли обращений в публицистической и художественной речи.

Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Зачем нужны обращения?»

  • Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Николаю, так и собственным высказыванием.
  • Вы можете писать работу от своего имени или от имени Николая.
  • В сочинении-рассуждении приведите два примера, иллюстрирующих обращения.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов.
Желаем творческих успехов!

Желаем творческих успехов!

Литература. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. Ростов-на-Дону «Феникс»2002 Н. Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. Москва «Русское слово» 2008 Н. А. Сенина. Русский язык 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации -2009. издательство «Легион» Ростов-на-Дону 2008

Литература.

  • Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. Ростов-на-Дону «Феникс»2002
  • Н. Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. Москва «Русское слово» 2008
  • Н. А. Сенина. Русский язык 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации -2009. издательство «Легион» Ростов-на-Дону 2008