Экран вместо мамы
А вы подобное не встречали?
Телевизор, при разумном потреблении, может принести много пользы, он расширяет кругозор, способствует общему развитию, служит хорошим развлечением. Но как сделать так, чтобы подчинить экран развитию ребенка? Превратить зло в добро?
«Дело в том, что максимальная польза (или хотя бы минимальный вред)
от просмотров зависит не столько от перечня фильмов, сколько от
многообразных и многочисленных приёмов и форм работы с экраном.
В самых общих чертах, выбор фильма зависит от:
а) соответствия возрасту
б)соответствия конкретному опыту и ожиданиям ребёнка
в) художественного образа
г) развивающих задач, которые вы сегодня решаете»
Юрий Красный (педагог, психолог,
автор книг о творческом развитии детей)
Что такое мультфильм?
Мультфильмы – это особый вид киноискусства, создаваемый мультипликаторами, которые используют для создания персонажей различные материалы и техники. Термин "мультипликация" употребляется как синоним термина "анимация". В переводе с латинского - "anima" означает "душа". Значит "анимация" не что иное, как "оживление" или "одушевление". «Оживление» персонажей в мультфильмах происходит путем быстрой смены кадров.
Что такое мультфильм?
Мультфильмы – это особый вид киноискусства, создаваемый мультипликаторами, которые используют для создания персонажей различные материалы и техники. Термин "мультипликация" употребляется как синоним термина "анимация". В переводе с латинского - "anima" означает "душа". Значит "анимация" не что иное, как "оживление" или "одушевление". «Оживление» персонажей в мультфильмах происходит путем быстрой смены кадров.
Какие бывают мультфильмы?
Все мультфильмы можно разделить на группы по способу их создания. Различают:
Рисованные мультфильмы (один из старейших и самых популярных видов анимации)
Пластилиновая анимация (материалом для мультфильма может послужить пластилин или глина)
Компьютерная анимация (это когда персонажи создаются с помощью компьютерной графики)
Роль мультфильмов в воспитании детей – изучение мнений психологов
Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство. Они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Дети часто копируют поведение и манеру речи героев мультфильмов, точно так же, как копируют поведение взрослых.
К сожалению, многие современные мультфильмы, особенного зарубежного производства (американские, японские) построены психологически и педагогически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия.
Признаки «вредного мультфильма»
- Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других. Последствиями просмотра такого мультфильма могут стать либо страх, ночные кошмары и нервозность, либо равнодушное отношение к страданиям других людей, проявление жестокости, агрессии ребёнком в реальной жизни.
2. Герои оскорбляют друзей, унижают слабых, неуважительно относятся к людям, животным и растениям, совершают ограбления. И эти действия рассчитаны на то, чтобы вызывать детский смех. В итоге у детей закрепляется представление о допустимости такого поведения, расшатываются понятия хорошего и плохого поступка.
3. В мультфильмах показывается неестественное поведение героев мужского и женского пола: мужчины и герои мужского пола, могут вести себя, как женщины. И – наоборот. Ребенок не знает, какую модель поведения «перенимать».
4. В мультфильмах «проскакивают» нецензурные или жаргонные выражения. И их дети «схватывают на лету».
5. Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи уродливы и страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.
По мнению детского психолога И. Я. Медведевой, детям полезно смотреть старые «советские» мультфильмы, так как в них добро всегда побеждает зло. Отрицательный персонаж, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил. Эти мультфильмы учат, как заводить дружбу, как быть хорошим другом и помогать другим .
Некоторые психологи считают, что и среди современных зарубежных мультфильмов есть очень хорошие и полезные, среди них, например, «Бэмби», «Белоснежка», «Король Лев». По их мнению, в этих мультфильмах нет агрессии и элементов насилия, герои дружелюбны и показывают правильные модели поведения.
А как же влияют некоторые мультфильмы на сознание детей? После просмотра некоторых, хочется всех обнимать и любить, дарить подарки и говорить добрые слова.
В числе таких мультфильмов назовём: «Приключения Кота Леопольда», «Смешарики», «Король Лев», «Малыш и Карлсон», «Цветик-семицветик», «Маша и Медведь», «Каникулы в Простоквашино». То есть добрые, веселые, позитивные мультфильмы пробуждают в детях такие же добрые и прекрасные желания.
Мультфильмы про супергероев, такие как «Аватар», «Рейнджеры», «Тотали Спайс», вызывают у детей желание подражать им – быть крутым, взрослым, убить всех плохих, уничтожить зло.
Поучительные мультфильмы, такие как «В стране невыученных уроков», помогают осознать полезность и необходимость школьных уроков, и у детей возникает желание начать хорошо учиться.
Перед тем, как показать мультфильм ребенку, просмотрите его сами
При правильном подборе «мультрепертуара» ребенок получает так называемую «таблетку добра». Однако следует помнить, что некоторые мультфильмы способны вызвать агрессивное поведение ребенка. Поэтому следует придерживаться определенных правил, которые помогут сделать сеансы полезным мероприятием.
Мультфильмы для детей пойдут на пользу, если:
- родители выбирают сюжеты по возрасту ребенка;
- в мультике проведена четкая грань между добром и злом;
- по окончанию просмотра родители обсуждают с ребенком поведение главных героев, интересуются у малыша о том, как бы он поступил на месте героев или в показанной ситуации;
- будут исключены мультфильмы с ядовито-красочными цветами, быстро сменяющими друг друга.
- не будут показаны детям мультфильмы с откровенно неприятными, уродливыми героями.
Образы героев влияют на формирования у ребенка понятий «красивый» и «безобразный». Поэтому нужно обращать внимание на то, какой внешний вид имеют герои мультфильма.
«Для детей существует стандартный тест: мы предлагаем ему рассмотреть на бумаге изображения нормальных и искаженных лиц, затем предлагаем указать на красивое лицо. Все чаще детки выбирают искаженные лица, что свидетельствует о нарушении мировосприятия, где немаловажную роль играет неконтролируемый просмотр мультфильмов».
Психолог Ольга Романова
Эти мультфильмы заслужили любовь поколений и подойдут вашему ребенку. Рекомендуемые мультфильмы, которые учат дружбе и верности:
«Малыш и Карлсон»;
«Котенок Гав»;
«А что ты умеешь»;
«Приключения домовенка Кузи»;
«Простоквашино».
Терпению и трудолюбию научат такие мультфильмы как :
«Дудочка и кувшинчик»;
«Приключения друзей Аха и Оха»;
«Вовка в Тридевятом царстве»;
«Страна невыученных уроков».
Хороший мультфильм, показанный вовремя, – прекрасное средство для воспитания хорошего человека.
Правильно подобранные мультфильмы способны:
- Развивать речь
- Развивать мышление и память
- Обучать, расширять кругозор
- Развивать творческие способности, воображение
- Воспитывать и социализировать
Никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым,
в котором он так нуждается. Давайте отложим все дела, и уделим малышу
немного вашего внимания! Удачи вам, неравнодушные мамы и папы!