ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
Тема:
« Трансформатор. Передача и распределение электрической энергии »
Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2018
Цели учебного занятия:
- Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятия трансформатор, передачу и распределение электрической энергии; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).
Фронтальный опрос Свободные и вынужденные электромагнитные колебания
Фронтальный опрос Колебательный контур
Фронтальный опрос Характеристики электромагнитных колебаний
Фронтальный опрос Переменный электрический ток
Тема: «Трансформатор. Передача и распределение электрической энергии»
1878 г
П.Н. Яблочков впервые изобрел трансформатор
Трансформатор — это устройство, которое служит для повышения или понижения переменного напряжения. Состоит трансформатор из двух катушек (обмоток), надетых на общий замкнутый сердечник.
2. Понижающий:
Схема трансформатора: слева изображена первичная обмотка трансформатора, справа - вторичная обмотка, к которой подключен потребитель.
Сердечник изготавливают из специальной электротехнической стали. Первичную катушку подключают к источнику переменного напряжения, которое нужно преобразовать (повысить или понизить), вторичную — к потребителю. При этом во вторичной катушке возникает ЭДС индукции. В каждом витке первичной и вторичной катушки ЭДС одинакова: e 1 = e 2 .
Полная ЭДС обмотки зависит от количества витков (N) в ней:
— коэффициент трансформации.
Т.к. сопротивление первичной обмотки мало, то
1. Повышающий:
2. Понижающий:
- Холостой ход. Вторичная обмотка не замкнута на потребителя — в ней нет тока.
2. Работа нагруженного трансформатора. К вторичной обмотке подключен потребитель, следовательно, в ней существует ток. Это приводит к увеличению затрат электроэнергии, которое достигается за счет увеличения силы тока в первичной обмотке. Поскольку потери мощности в сердечнике невелики (2—3%), то мощности тока в первичной и во вторичной обмотках примерно одинаковы:
Трехфазные масляные трансформаторы герметичного исполнения без маслорасширителей предназначены для преобразования электроэнергии в сетях энергосистем и потребителей электроэнергии, для которых потери короткого замыкания в трансформаторах не оказывают существенного влияния на экономию электроэнергии.
Потери холостого хода и короткого замыкания в данной серии трансформаторов полностью соответствуют европейским нормам в области энергоэффективности распределительных трансформаторов. При этом также улучшены шумовые характеристики оборудования
Трансформатор ОСП0,4 однофазный сухой предназначен для питания цепей управления, сигнализации и автоматики, местного освещения. Допускается применение для других целей при условии соблюдения требований технических условий.
Трансформатор понижающий постоянного тока Штиль специально предназначен, чтобы вы спокойно могли пользоваться техникой, предназначенной для работы в сетях с напряжением 110В.
Решение задач
- Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 34 средний уровень №1-5.
Вопросы для закрепления :
- Когда и кем был изобретен первый в мире трансформатор?
- Перечислите элементы, входящие в устройство трансформатора.
Вопросы для закрепления :
- Почему происходят потери энергии при работе трансформатора?
- Какие меры применяются для уменьшения потерь энергии?
Вопросы для закрепления :
- Что называют коэффициентом трансформации?
- Какой трансформатор называется повышающим?
Вопросы для закрепления :
- Какой трансформатор называется понижающим?
- Где нашли применение трансформаторы?
Самостоятельная работа
Время выполнения: 15 минут
Критерии оценки:
- за 3 правильных ответа – «3» балла;
- за 4 правильных ответа – «4» балла;
- за 5 правильных ответов – «5» баллов.
Взаимопроверка Критерии оценки: за 3 правильных ответа – «3» балла; за 4 правильных ответа – «4» балла; за 5 правильных ответов – «5» баллов.
Номер задания
Ответы
1
2
Б
3
А
4
А
В
5
А
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. , с. 111 - 122, параграфы 37 - 41 прочитать, конспект выучить; стр. 123, упр. 5 (1, 2).
Критерии оценки:
- студент выучил конспект – «3» балла;
- студент прочитал параграфы и выучил конспект, решил верно одну задачу по теме – «4» балла;
- студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, решил верно две задачи по теме – «5» баллов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список использованных источников
- Лекция «Электромагнитные колебания. Переменный ток» [Электронный ресурс]/ Yaklass // Режим доступа http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=132
- Тест по теме «Трансформатор» [Электронный ресурс]/ Infourok // Режим доступа https://infourok.ru/test-po-teme-transformator-686966.html
- Лекция «Механические колебания I nfourok // Режим доступа https://infourok.ru/test-po-fizike-na-temu-mehanicheskie-kolebaniya-klass-471833.html
- Урок по физике в 11-м классе по теме: "Трансформатор" [Электронный ресурс]/ открытыйурок // Режим доступа http://открытыйурок.рф/статьи/412080/
- Физика. 11 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: базовый и профильный уровни: [Текст]/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий.-20-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 399 с.