СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийная презентация по теме 3.25 "Специальная теория относительности"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема 3.25  «Специальная теория относительности» входит в программу по учебной дисциплине Физика и имеет большое значение, т.к. знания, полученные при изучении данной темы необходимы для общего развития каждой личности.

         Специальная теория относительности (СТО; также частная теория относительности) — теория, описывающая движение, законы механики и пространственно-временные отношения при произвольных скоростях движения, меньших скорости света в вакууме, в том числе близких к скорости света. В рамках специальной теории относительности классическая механика Ньютона является приближением низких скоростей. Обобщение СТО для гравитационных полей называется общей теорией относительности.

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация по теме 3.25 "Специальная теория относительности"»

 ГАПОУ НСО  «Барабинский медицинский колледж»     Тема:   « Специальная теория относительности »    Преподаватель: Вашурина Т. В.    Барабинск, 2019

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

Тема:

« Специальная теория относительности »

Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2019

 Цели учебного занятия:  Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий постулаты теории относительности, относительность расстояний, времени, одновременности; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).

Цели учебного занятия:

  • Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий постулаты теории относительности, относительность расстояний, времени, одновременности; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).
 ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ДИСПЕРСИЯ СВЕТА

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ДИСПЕРСИЯ СВЕТА

 ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ДИСПЕРСИЯ СВЕТА В СПЕКТР ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ    

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ДИСПЕРСИЯ СВЕТА В СПЕКТР ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ  

 ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ОСНОВНЫЕ ПРИМЕРЫ ДИСПЕРСИИ

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ОСНОВНЫЕ ПРИМЕРЫ ДИСПЕРСИИ

  ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НЕКОГЕРЕНТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НЕКОГЕРЕНТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   УСЛОВИЕ МАКСИМУМА И МИНИМУМА ИНТЕРФЕРЕНЦИИ

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС УСЛОВИЕ МАКСИМУМА И МИНИМУМА ИНТЕРФЕРЕНЦИИ

  ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ДИФРАКЦИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ВОЛН

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ДИФРАКЦИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ВОЛН

  ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ДИФРАКЦИЯ СВЕТА

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ДИФРАКЦИЯ СВЕТА

  ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ОПЫТ ЮНГА

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ОПЫТ ЮНГА

  ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ДИФРАКЦИОННАЯ РЕШЕТКА

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ДИФРАКЦИОННАЯ РЕШЕТКА

 Тема:  «Специальная теория относительности»

Тема:

«Специальная теория относительности»

 I постулат: Все законы природы одинаковы в инерциальных системах отсчёта (все ИСО эквивалентны) II постулат: Скорость света в вакууме одинакова во всех инерциальных системах отсчёта

  • I постулат: Все законы природы одинаковы в инерциальных системах отсчёта (все ИСО эквивалентны)
  • II постулат: Скорость света в вакууме одинакова во всех инерциальных системах отсчёта
t ’ – собственное время
  • t собственное время
L =40 св. лет; υ =0.99с По часам на Земле пройдёт 80,8 лет Собственное время    Землянину 100,8 лет, а космонавту 31,4 года.
  • L =40 св. лет; υ =0.99с
  • По часам на Земле пройдёт 80,8 лет
  • Собственное время
  • Землянину 100,8 лет, а космонавту 31,4 года.
1905 г. А. Эйнштейн  1933 г. Ф. Жолио-Кюри открыл явление аннигиляции:     Если υ  , то   Если υ  ≈ с, то
  • 1905 г. А. Эйнштейн
  • 1933 г. Ф. Жолио-Кюри открыл явление аннигиляции:
  • Если υ , то
  • Если υ с, то
Ускорение Пространство, время Масса

Ускорение

Пространство, время

Масса

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 121 начальный уровень №1-6, средний уровень №1-5.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 121 начальный уровень №1-6, средний уровень №1-5.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: Кто является автором СТО? Сколько постулатов лежат в основе СТО?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

  • Кто является автором СТО?
  • Сколько постулатов лежат в основе СТО?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: В чем заключается относительность одновременности? В чем заключается относительность расстояний?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

  • В чем заключается относительность одновременности?
  • В чем заключается относительность расстояний?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: В чем состоит релятивистский эффект замедления времени? Какой вид имеет релятивистский закон сложения скоростей?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

  • В чем состоит релятивистский эффект замедления времени?
  • Какой вид имеет релятивистский закон сложения скоростей?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: Какова связь массы и энергии в теории Эйнштейна? Какова максимально возможная скорость передачи взаимодействий в природе?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

  • Какова связь массы и энергии в теории Эйнштейна?
  • Какова максимально возможная скорость передачи взаимодействий в природе?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: В чем заключается основной закон релятивистской динамики Ньютона? Что происходит при движении со скоростями много меньших скорости света?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

  • В чем заключается основной закон релятивистской динамики Ньютона?
  • Что происходит при движении со скоростями много меньших скорости света?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Время выполнения: 5 минут  Критерии оценки:  за 3 правильных ответа – «3» балла; за 4 правильных ответа – «4» балла; за 5 правильных ответов – «5» баллов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Время выполнения: 5 минут

Критерии оценки:

  • за 3 правильных ответа – «3» балла;
  • за 4 правильных ответа – «4» балла;
  • за 5 правильных ответов – «5» баллов.
ВЗАИМОПРОВЕРКА     КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:  ЗА 3 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «3» БАЛЛА;  ЗА 4 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «4» БАЛЛА;  ЗА 5 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ – «5» БАЛЛОВ. Номер задания Ответы 1 2 с 3 а 4 д б 5 б

ВЗАИМОПРОВЕРКА КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: ЗА 3 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «3» БАЛЛА; ЗА 4 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «4» БАЛЛА; ЗА 5 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ – «5» БАЛЛОВ.

Номер задания

Ответы

1

2

с

3

а

4

д

б

5

б

   ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ      Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. , с. 225-235, параграфы 75-78 прочитать, конспект выучить. Подготовить сообщение по теме: «Альберт Эйнштейн» (по желанию студента). Критерии оценки:  студент выучил конспект – «3» балла; студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла; студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов. Студент подготовил сообщение, соответствующий требованиям, ответил на дополнительный вопрос - «5» баллов.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. , с. 225-235, параграфы 75-78 прочитать, конспект выучить. Подготовить сообщение по теме: «Альберт Эйнштейн» (по желанию студента).

Критерии оценки:

  • студент выучил конспект – «3» балла;
  • студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла;
  • студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов.
  • Студент подготовил сообщение, соответствующий требованиям, ответил на дополнительный вопрос - «5» баллов.
СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    Дифракция и дисперсия света. [Электронный ресурс]/ Zaochnik // Режим доступа https://zaochnik.ru/blog/difrakciya-i-dispersiya-ne-putat/ Калькулятор Справочный портал [Электронный ресурс]/ Calc // Режим доступа https://www.calc.ru/Difraktsiya-Voln.html Наука [Электронный ресурс]/ Science // Режим доступа http://ru.science.wikia.com/wiki/Специальная_теория_относительности  Теория относительности [Электронный ресурс]/ Naked - science // Режим доступа https://naked-science.ru/article/nakedscience/einsteins-special-relativity  Тест по теме Специальная теория относительности [Электронный ресурс]/ / Nsportal // Режим доступа https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/12/25/test-po-teme-spetsialnaya-teoriya-otnositelnosti

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Дифракция и дисперсия света. [Электронный ресурс]/ Zaochnik // Режим доступа https://zaochnik.ru/blog/difrakciya-i-dispersiya-ne-putat/
  • Калькулятор Справочный портал [Электронный ресурс]/ Calc // Режим доступа https://www.calc.ru/Difraktsiya-Voln.html
  • Наука [Электронный ресурс]/ Science // Режим доступа http://ru.science.wikia.com/wiki/Специальная_теория_относительности
  • Теория относительности [Электронный ресурс]/ Naked - science // Режим доступа https://naked-science.ru/article/nakedscience/einsteins-special-relativity
  • Тест по теме Специальная теория относительности [Электронный ресурс]/ / Nsportal // Режим доступа https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/12/25/test-po-teme-spetsialnaya-teoriya-otnositelnosti