Методическая разработка
«Мультимедийное музыкально-дидактическое пособие»
для детей 3-4 лет
Автор: Джиоева Т.И., музыкальный руководитель МБДОУ № 85, 2017 г.
«В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда
делает серьёзное дело. У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять»
А.С. Макаренко
Пояснительная записка
Авторская методическая разработка «Мультимедийное музыкально-дидактическое пособие» (комплекс интерактивных музыкально – дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста). была разработана в рамках по организации интерактивной активной предметно – развивающей среды. В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности и для развития методов и организационных форм музыкального воспитания детей. В связи с этим данная разработка относится к учебным материалам, способствующим приобщению детей дошкольного возраста к информационным - коммуникативным технологиям. Разработка универсальна и предполагает использование материалов разработки музыкальным руководителем ДОУ, воспитателями, как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Данная разработка, будучи предназначенным для детей 3-4лет, учитывает их основные склонности, интересы и потребности и может быть использована ими как дополнительное для самостоятельной работы дома.
Цели и задачи:
- развитие коммуникативных умений и навыков, помогающих установлению эмоциональных контактов между детьми;
- решение информационных задач, обеспечивающих детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- обеспечение воспитательных задач, побуждающих детей работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей.
- содействие эффективному формированию знаний, умений и навыков детей посредством представления материала в интерактивной, визуализированной, интересной и максимально понятной для детей форме.
Актуальная задача – применение и использование информационно – коммуникационных технологий в работе с дошкольниками, что позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
Пособие состоит из музыкально-дидактических мультимедийных игр, которые помогут развить у ребенка творческое мышление, воображение, внимание, а так же закрепить знания, полученные на музыкальных занятиях. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.
Пособие составлено с учетом содержания программы музыкального материала программы «Воспитания и обучения» под редакцией М.А. Васильевой для детей 3-4 лет, что позволяет детям усваивать основную образовательную программу и формировать у них первоначальные умения и навыки. В данном методическом пособии представлены некоторые виды дидактических игр, которые музыкальный руководитель применяет на своих занятиях и оно может быть использовано и в самостоятельной деятельности совместно с воспитателем для закрепления материала. Это пособие направлено на применение и использование информационно – коммуникационных технологий в работе с дошкольниками, что позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. Музыкально-дидактические игры направлены на развитие слухового восприятия, динамического, ритмического, звуковысотного слуха; различать характер музыки, 2-х частную форму.
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Умные ножки»
(на различение характера музыки, 2-х частную форму)
ЦЕЛЬ: Развивать длительность внимания, быстроту реакции на сигнал. Выделять в речи собственные имена существительные.
ХОД ИГРЫ: Под песню «Ножками затопали» (сл. А.Барто, муз. М.Раухвергера) дети шагают по кругу, по сигналу слова: все ребята дружно «стоп», все останавливаются. Игра повторяется снова.
Ножками затопали
Зашагали по полу
Топ-топ топ-топ-топ,
Все ребята дружно стоп!
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Большие и маленькие»
(на различение коротких и долгих звуков)
ЦЕЛЬ: Учить детей различать короткие и долгие звуки.
Ход игры: Педагог предлагает детям пошагать большими шагами и маленькими. Когда дети научатся различать короткие и долгие шаги, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя движения самостоятельно.
- Большие ноги шли по дороге: (большие шаги)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (маленькие шаги)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!.
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо»
(на развитие тембра, динамики)
Цель: Дать детям представление о контрастной динамике (тихо - громко).
ХОД ИГРЫ: Педагог предлагает детям послушать музыку. Когда музыка будет звучать громко, то будем хлопать в ладошки громко, а если тихо, то хлопаем в ладошки тихо.
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Колокольчики»
Программное содержание: Развивать динамическое восприятие музыки.
Игровые пособия: Карточки с изображением большого и маленького колокольчика.
Музыкально-дидактический материал: Большой и маленький колокольчик
Ход игры: Детям показывают большой и маленький колокольчик, обращают внимание на то, что большой колокольчик звучит громко, а маленький – тихо. Затем предлагают послушать музыку и определить какой колокольчик звенит и предлагают показать карточку, соответствующую колокольчику, который будет звучать (на видео).
музыкально-дидактическая игра «Высоко-низко»
(на развитие звуковысотного слуха)
Цель: развивать слуховое восприятие и умение различать два звука по высоте (До-1 - До-2)
Игровые пособия: Карточки с изображением большой и маленькой птички.
Музыкально-дидактический материал: Металлофон.
ХОД ИГРЫ: Детям предлагают послушать, как поет большая птичка - «Чик-чирик» (до1) и маленькая (соль1). Затем в исполнении на металлофоне звучат до1 и соль1, детей просят отгадать, какая птичка поет и показать соответствующую карточку.
ХОД ИГРЫ: Детям предлагают отгадать голос собачки и голос щенка. Детям раздают картинки с изображением собачки и щенка. Затем в на экране звучит запись голосов (собачки и щенка), детей просят отгадать, чей голос звучит и показать соответствующую картинку
музыкально-дидактическая игра «Кукушка»
(на развитие звуковысотного слуха)
музыкально-дидактическая игра «Кукушка»
(на развитие звуковысотного слуха)
Цель: развивать слуховое восприятие и умение различать два звука по высоте
Ход игры: Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне терции.
Дети сидят полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети подпевают.
музыкально-дидактическая игра «Бубенчики»
(на развитие звуковысотного слуха)
Цель: развивать слуховое восприятие и умение различать три звука по высоте: высокий, средний, низкий (До-1 –Соль-1 До-2).
Игровые пособия: Цветные карточки с изображением колокольчиков.
Музыкально-дидактический материал: Металлофон.
Игровой материал. Цветные кружочки (красный, зеленый, желтый, ), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.
Ход игры: Педагог звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети угадывают звук колокольчика и показывают кружок соответствующего колокольчика: красный кружок — высокий, если звенит средний колокольчик-зеленый; желтый — низкий. Играют несколько детей. Игра проводится во вторую половину дня.
Примечание. Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети показывают кружки трех колокольчиков.
музыкально-дидактическая игра «Угадай и повтори»
(на развитие ритма)
Цель: Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.
Ход игры: Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образом стука дятла.
музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто идет»
(на развитие ритма)
Цель: Прохлопывание ритмического рисунка.
Ход игры: Воспитатель прохлопывает ритмический рисунок, дети угадывают кто идет.
музыкально-дидактическая игра «Ножки и ладошки»
(на развитие ритма)
Цель: Прохлопывание ритмического рисунка.
Ход игры: Воспитатель под музыку прохлопывает ритмический рисунок по картинке, дети повторяют за ним.
Будем все сейчас играть,
будем ритмы создавать.
Ладошки будут хлопать,
ну, а ножки - топать.
ты на схему посмотри,
а потом все повтори.
музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка»
(на развитие ритма)
Цель: Закреплять у детей чувство ритма..
Ход игры: Дети считают и прохлопывают капельки, которые падают из тучки.
музыкально-дидактическая игра «Волшебный мешочек»
(определение тембра)
Цель: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов. Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах: бубен, погремушка, дудочка, барабан и колокольчик. Затем они сложили их в волшебный мешочек. Вам предстоит по звучанию угадать эти инструменты. Если вы правильно отгадаете, то этот инструмент появится из мешочка.