СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России". Конкурсное задание «Методический семинар». Компьютерная презентация инновационного педагогического опыта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютерная презентация  инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Поляковой Натальи Михайловны, высшая квалификационная категория, МБОУ Сеченовская средняя школа Сеченовского муниципального района. Тема педагогического опыта:  «Развитие орфографической зоркости в УМК «Гармония». 

Просмотр содержимого документа
«Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России". Конкурсное задание «Методический семинар». Компьютерная презентация инновационного педагогического опыта.»

Муниципальный конкурс «Учитель года – 2016» Конкурсное задание «Методический семинар» Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Поляковой Натальи Михайловны, высшая квалификационная категория, МБОУ Сеченовская средняя школа Сеченовского муниципального района Тема  педагогического опыта: « Развитие орфографической зоркости в УМК «Гармония»  

Муниципальный конкурс

«Учитель года – 2016»

Конкурсное задание

«Методический семинар»

Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

Поляковой Натальи Михайловны,

высшая квалификационная категория,

МБОУ Сеченовская средняя школа

Сеченовского муниципального района

Тема педагогического опыта:

« Развитие орфографической зоркости в УМК «Гармония»  

Визитная карточка В 2003 году закончила АГПИ им. А.П. Гайдара  Учитель начальных классов высшей квалификационной категории, стаж работы 17 лет  МБОУ Сеченовская средняя школа  с. Сеченово Нижегородской области Награды:  Почётные грамоты Сеченовской средней школы, 2006; 2016. Почётная грамота Управления образования Администрации Сеченовского муниципального района, 2008. Моё педагогическое кредо : Ученик имеет право на собственное мнение. Моя задача – научить ребенка грамотно и смело высказывать и аргументировать его.

Визитная карточка

В 2003 году закончила

АГПИ им. А.П. Гайдара

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

стаж работы 17 лет

МБОУ Сеченовская

средняя школа

с. Сеченово

Нижегородской области

Награды:

Почётные грамоты Сеченовской средней школы, 2006; 2016.

Почётная грамота Управления образования Администрации Сеченовского муниципального района, 2008.

Моё педагогическое кредо :

Ученик имеет право на собственное мнение.

Моя задача – научить ребенка грамотно и смело высказывать и аргументировать его.

Развитие орфографической зоркости в УМК «Гармония»

Развитие орфографической зоркости в УМК «Гармония»

Условия формирования личного вклада Научно-исследовательские условия на основе трудов: В.Шереметьевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской и др. « С помощью каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость?» Я.К.Грот.  - Безошибочное правописание составляет «азбуку знаний языка». Иванова В. Ф – «В условиях обучения русскому языку воспитать внимание, - значит, развить умение видеть различные формы слова, развивать

Условия формирования личного вклада

Научно-исследовательские условия на основе трудов:

  • В.Шереметьевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской и др. « С помощью каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость?»
  • Я.К.Грот.  - Безошибочное правописание составляет «азбуку знаний языка».
  • Иванова В. Ф – «В условиях обучения русскому языку воспитать внимание, - значит, развить умение видеть различные формы слова, развивать "орфографическую зоркость".

Методические условия

  • Н.Н.Светловская -методика формирования у детей правильной читательской деятельности.
  • Л.А. Ефросинина - формирование единого читательского пространства.

Актуальность данной темы ПРИЧИНЫ   Снижение читательского интереса. Понижение уровня познавательного интереса учащихся. Понижение уровня чтения, особенно самостоятельного.

Актуальность данной темы

ПРИЧИНЫ

  Снижение читательского интереса.

Понижение уровня познавательного интереса учащихся.

Понижение уровня чтения, особенно

самостоятельного.

 Цель: Выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития орфографической зоркости у младших школьников в УМК «Гармония».  Задачи: Изучить лингвистические основы формирования орфографической зоркости у младших школьников; Раскрыть значение и условия развития орфографической зоркости у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС; Проанализировать возможности УМК «Гармония» для развития орфографической зоркости у младших школьников.

Цель:

  • Выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития орфографической зоркости у младших школьников в УМК «Гармония».

Задачи:

  • Изучить лингвистические основы формирования орфографической зоркости у младших школьников;
  • Раскрыть значение и условия развития орфографической зоркости у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Проанализировать возможности УМК «Гармония» для развития орфографической зоркости у младших школьников.
Орфографическая зоркость - это способность,  умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы.

Орфографическая зоркость - это способность,

умение быстро обнаруживать в тексте,

в словах и их сочетаниях орфограммы,

а также определять их типы.

 Формирование фонетических умений требует систематической тренировки, для которой могут быть использованы различные виды упражнений :     соотнесение слова и схемы; выявление  на слух  фонетических признаков, которыми различаются слова:  пел – спел, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель  замок – замок, Поля – поля. (Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются);   исправление ошибок в фонетических моделях;   проектная  деятельность

Формирование фонетических умений требует систематической тренировки, для которой могут быть использованы различные виды упражнений :

  •   соотнесение слова и схемы;
  • выявление  на слух  фонетических признаков, которыми различаются слова:

пел – спел, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель

замок – замок, Поля – поля. (Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются);

  •   исправление ошибок в фонетических моделях;
  •   проектная деятельность
 Три линии овладения правописанием:   1. Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы. 2. Обучение правописанию на основе запоминания.  3. Обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.

Три линии овладения правописанием:

1. Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы.

2. Обучение правописанию на основе запоминания.

3. Обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.

  Приёмы, развивающие орфографическую зоркость    Комментированное письмо.  Письмо с проговариванием.  Письмо с пропуском орфограмм.  Какографические упражнения.  Письмо по памяти.  Списывание.  Скоростное письмо.  Диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, свободный, самодиктант , зрительно-слуховой, словарный). Орфографические минутки. 10. «Буксир» с заменой. 11. Работа со словарями. 12. Упражнения на развитие речевого аппарата.

Приёмы, развивающие орфографическую зоркость

  • Комментированное письмо.
  • Письмо с проговариванием.
  • Письмо с пропуском орфограмм.
  • Какографические упражнения.
  • Письмо по памяти.
  • Списывание.
  • Скоростное письмо.
  • Диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, свободный, самодиктант , зрительно-слуховой, словарный).
  • Орфографические минутки.

10. «Буксир» с заменой.

11. Работа со словарями.

12. Упражнения на развитие речевого аппарата.

 Эффективные приемы формирования орфографической зоркости   1. Орфографическое проговаривание.  2. Письмо с пропусками орфограмм (письмо «с дырками»). а) пропуски делаются везде, где есть орфограммы; б) пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

Эффективные приемы формирования орфографической зоркости

1. Орфографическое проговаривание. 2. Письмо с пропусками орфограмм (письмо «с дырками»).

а) пропуски делаются везде, где есть орфограммы;

б) пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

  Работа со словарными словами    1. Знакомство с новым словом. 2. Узнавание слова. 3. Работа над словом. 4. Работа над словарным словом в предложении. 5. Работа над словарным словом в тексте.

Работа со словарными словами

1. Знакомство с новым словом.

2. Узнавание слова.

3. Работа над словом.

4. Работа над словарным словом в предложении.

5. Работа над словарным словом в тексте.

Дидактические игры 1. «Третий лишний». 2. «Молчанка». 3. «Орфографический мячик». 4. «Корректор». 5. «Огоньки». 6. «Кто быстрее».

Дидактические игры

1. «Третий лишний».

2. «Молчанка».

3. «Орфографический мячик».

4. «Корректор».

5. «Огоньки».

6. «Кто быстрее».

 Положительные результаты в работе  над орфографической зоркостью  УМК «Гармония» благодаря: фонемному подходу, приему письма «с окошками», осмысленному погружению в ту или иную орфограмму, большому объему орфограмм на перспективу .

Положительные результаты в работе над орфографической зоркостью УМК «Гармония» благодаря:

  • фонемному подходу,
  • приему письма «с окошками»,
  • осмысленному погружению в ту или иную орфограмму,
  • большому объему орфограмм на перспективу .

Формы организации деятельности Фронтальная работа  Работа в группах        Работа в парах

Формы организации деятельности

Фронтальная работа Работа в группах Работа в парах

Использование ИКТ Дидактические материалы Презентации DVD.CD электронные энциклопедии ИКТ Подбор информации к выполнению домашнего задания Чтение литературы в электронном варианте

Использование ИКТ

Дидактические материалы

Презентации

DVD.CD

электронные энциклопедии

ИКТ

Подбор информации к выполнению домашнего задания

Чтение литературы в электронном варианте

Результативность профессиональной педагогической деятельности 16

Результативность профессиональной педагогической деятельности

16

Транслируемость практических достижений Выступление на РМО начальных классов по теме: «Развитие орфографической зоркости в УМК

Транслируемость практических достижений

  • Выступление на РМО начальных классов по теме: «Развитие орфографической зоркости в УМК "Гармония" ».
  • Участие обучающихся в конкурсе чтецов
  • Инсценировка отрывка прочитанного произведения
  • Читательские конференции по прочитанной книге
  • Проведение совместного с детьми родительского собрания «Развитие орфографической зоркости», участие в проектах

16

Выводы и наблюдения : За период обучения в 1 – 2 классах:  у учащихся   сформировался  достаточно  высокий уровень развития фонетических знаний и умений;   учащиеся научились выполнять звуко – буквенный анализ слов, обозначая звуковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно), объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества, правильно обозначать при письме твёрдость – мягкость согласных и звук  й;   однако  учащиеся  с нарушениями фонематического слуха  испытывают  трудности  при выполнении звуко – буквенного разбора:  в определении количества звуков йотированными гласными буквами е, ё, ю, я, определении «слабой» позиции согласного звука и т.д.

Выводы и наблюдения :

За период обучения в 1 – 2 классах: 

  • у учащихся   сформировался  достаточно  высокий уровень развития фонетических знаний и умений;
  •   учащиеся научились выполнять звуко – буквенный анализ слов, обозначая звуковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно), объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества, правильно обозначать при письме твёрдость – мягкость согласных и звук  й;
  •   однако  учащиеся  с нарушениями фонематического слуха  испытывают  трудности  при выполнении звуко – буквенного разбора:  в определении количества звуков йотированными гласными буквами е, ё, ю, я, определении «слабой» позиции согласного звука и т.д.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.

1.Н.Н.Карягина, Е.Н.Перепелицина. Развитие орфографической грамотности младших школьников. Волгоград, Изд. «Учитель»,2009г.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.

1.Н.Н.Карягина, Е.Н.Перепелицина. Развитие орфографической грамотности младших школьников. Волгоград, Изд. «Учитель»,2009г.

Литература:

1. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников. Начальная школа - 2000.- №6.

2. Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости учащихся. Начальная школа. – 2002. - № 8.

3. Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа – 1995 №4.

4. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5

5. Зайцев С.В., Добрякова О.И. Особенности изменения индивидуальных предпочтений младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №1. URL:http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/68102.shtml (дата обращения: 11.12.2014)

6. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник. – М.: Школьная библиотека, 2004.

7. Н.Н.Карягина, Е.Н.Перепелицина. Развитие орфографической грамотности младших школьников. Волгоград, Изд. «Учитель»,2009г

8. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.

Дидактическая игра «Корректор»

Найди ошибку в выборе слова.

1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

2) В конструкции есть отрицательные и положи­тельные дефекты.

3) Из передовой бри­гады он перешел в отсталую.

4) В центре города построен памятник герою.

Кто   быстрее   и   точнее   отредакти­рует заметки?

1) В  первой  четверти  работа  нашего отряда шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.

2) Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много гово­рил   о  его  жизни,   а  потом   стал   гово­рить о созданных ученым гибридах.

Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.

1) Западня — квартира с окнами на запад.

2) Гривенник — юноша с модной гривой.

3) Маховик — регулировщик на перекрестке. 4) Застрельщик — браконьер.

Найди лишнее слово.

Петя ушиб колено ноги. 2) Робин­зоны ослабли от недоедания пищи. 3) Соб­рание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и раз­валины. 5) Путь кораблю преградил ледя­ной айсберг. 6) Он написал свою авто­биографию.