Муниципальный конкурс
«Учитель года – 2016»
Конкурсное задание
«Методический семинар»
Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов
Поляковой Натальи Михайловны,
высшая квалификационная категория,
МБОУ Сеченовская средняя школа
Сеченовского муниципального района
Тема педагогического опыта:
« Развитие орфографической зоркости в УМК «Гармония»
Визитная карточка
В 2003 году закончила
АГПИ им. А.П. Гайдара
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
стаж работы 17 лет
МБОУ Сеченовская
средняя школа
с. Сеченово
Нижегородской области
Награды:
Почётные грамоты Сеченовской средней школы, 2006; 2016.
Почётная грамота Управления образования Администрации Сеченовского муниципального района, 2008.
Моё педагогическое кредо :
Ученик имеет право на собственное мнение.
Моя задача – научить ребенка грамотно и смело высказывать и аргументировать его.
Развитие орфографической зоркости в УМК «Гармония»
Условия формирования личного вклада
Научно-исследовательские условия на основе трудов:
- В.Шереметьевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской и др. « С помощью каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость?»
- Я.К.Грот. - Безошибочное правописание составляет «азбуку знаний языка».
- Иванова В. Ф – «В условиях обучения русскому языку воспитать внимание, - значит, развить умение видеть различные формы слова, развивать "орфографическую зоркость".
Методические условия
- Н.Н.Светловская -методика формирования у детей правильной читательской деятельности.
- Л.А. Ефросинина - формирование единого читательского пространства.
Актуальность данной темы
ПРИЧИНЫ
Снижение читательского интереса.
Понижение уровня познавательного интереса учащихся.
Понижение уровня чтения, особенно
самостоятельного.
Цель:
- Выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития орфографической зоркости у младших школьников в УМК «Гармония».
Задачи:
- Изучить лингвистические основы формирования орфографической зоркости у младших школьников;
- Раскрыть значение и условия развития орфографической зоркости у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС;
- Проанализировать возможности УМК «Гармония» для развития орфографической зоркости у младших школьников.
Орфографическая зоркость - это способность,
умение быстро обнаруживать в тексте,
в словах и их сочетаниях орфограммы,
а также определять их типы.
Формирование фонетических умений требует систематической тренировки, для которой могут быть использованы различные виды упражнений :
- соотнесение слова и схемы;
- выявление на слух фонетических признаков, которыми различаются слова:
пел – спел, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель
замок – замок, Поля – поля. (Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются);
- исправление ошибок в фонетических моделях;
- проектная деятельность
Три линии овладения правописанием:
1. Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы.
2. Обучение правописанию на основе запоминания.
3. Обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.
Приёмы, развивающие орфографическую зоркость
- Комментированное письмо.
- Письмо с проговариванием.
- Письмо с пропуском орфограмм.
- Какографические упражнения.
- Письмо по памяти.
- Списывание.
- Скоростное письмо.
- Диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, свободный, самодиктант , зрительно-слуховой, словарный).
- Орфографические минутки.
10. «Буксир» с заменой.
11. Работа со словарями.
12. Упражнения на развитие речевого аппарата.
Эффективные приемы формирования орфографической зоркости
1. Орфографическое проговаривание. 2. Письмо с пропусками орфограмм (письмо «с дырками»).
а) пропуски делаются везде, где есть орфограммы;
б) пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.
Работа со словарными словами
1. Знакомство с новым словом.
2. Узнавание слова.
3. Работа над словом.
4. Работа над словарным словом в предложении.
5. Работа над словарным словом в тексте.
Дидактические игры
1. «Третий лишний».
2. «Молчанка».
3. «Орфографический мячик».
4. «Корректор».
5. «Огоньки».
6. «Кто быстрее».
Положительные результаты в работе над орфографической зоркостью УМК «Гармония» благодаря:
- фонемному подходу,
- приему письма «с окошками»,
- осмысленному погружению в ту или иную орфограмму,
- большому объему орфограмм на перспективу .
Формы организации деятельности
Фронтальная работа Работа в группах Работа в парах
Использование ИКТ
Дидактические материалы
Презентации
DVD.CD
электронные энциклопедии
ИКТ
Подбор информации к выполнению домашнего задания
Чтение литературы в электронном варианте
Результативность профессиональной педагогической деятельности
16
Транслируемость практических достижений
- Выступление на РМО начальных классов по теме: «Развитие орфографической зоркости в УМК "Гармония" ».
- Участие обучающихся в конкурсе чтецов
- Инсценировка отрывка прочитанного произведения
- Читательские конференции по прочитанной книге
- Проведение совместного с детьми родительского собрания «Развитие орфографической зоркости», участие в проектах
16
Выводы и наблюдения :
За период обучения в 1 – 2 классах:
- у учащихся сформировался достаточно высокий уровень развития фонетических знаний и умений;
- учащиеся научились выполнять звуко – буквенный анализ слов, обозначая звуковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно), объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества, правильно обозначать при письме твёрдость – мягкость согласных и звук й;
- однако учащиеся с нарушениями фонематического слуха испытывают трудности при выполнении звуко – буквенного разбора: в определении количества звуков йотированными гласными буквами е, ё, ю, я, определении «слабой» позиции согласного звука и т.д.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.
1.Н.Н.Карягина, Е.Н.Перепелицина. Развитие орфографической грамотности младших школьников. Волгоград, Изд. «Учитель»,2009г.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.
1.Н.Н.Карягина, Е.Н.Перепелицина. Развитие орфографической грамотности младших школьников. Волгоград, Изд. «Учитель»,2009г.
Литература:
1. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников. Начальная школа - 2000.- №6.
2. Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости учащихся. Начальная школа. – 2002. - № 8.
3. Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа – 1995 №4.
4. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5
5. Зайцев С.В., Добрякова О.И. Особенности изменения индивидуальных предпочтений младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №1. URL:http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/68102.shtml (дата обращения: 11.12.2014)
6. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник. – М.: Школьная библиотека, 2004.
7. Н.Н.Карягина, Е.Н.Перепелицина. Развитие орфографической грамотности младших школьников. Волгоград, Изд. «Учитель»,2009г
8. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.
Дидактическая игра «Корректор»
Найди ошибку в выборе слова.
1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
3) Из передовой бригады он перешел в отсталую.
4) В центре города построен памятник герою.
Кто быстрее и точнее отредактирует заметки?
1) В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.
2) Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.
Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.
1) Западня — квартира с окнами на запад.
2) Гривенник — юноша с модной гривой.
3) Маховик — регулировщик на перекрестке. 4) Застрельщик — браконьер.
Найди лишнее слово.
Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.