Муниципальный конкурс "Учитель года - 2016"
Конкурсное задание «Методический семинар»
Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов
Поляковой Натальи Михайловны, высшая квалификационная категория,
МБОУ Сеченовская средняя школа Сеченовского муниципального района
Тема педагогического опыта:
«Развитие орфографической зоркости в УМК «Гармония»
УМК «Гармония», по которому мы обучаемся вместе с детьми, - это учебный методический комплект под редакцией профессора Н.Б. Истоминой. Это одна из новых образовательных программ, которую относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему. В основе этого УМК лежат принципы проблемного развивающего обучения, авторы этого комплекта огромное значение выделяют комфортному обучению (отсюда и название «Гармония»). Специалисты утверждают, что любой учебник и методический комплект будет успешен от того, как методически и творчески грамотно преподносится система учителем. Мое педагогическое кредо: «Ученик имеет право на собственное мнение. Моя задача – научить ребенка грамотно и смело высказывать и аргументировать его». Тема моего педагогического опыта вовсе не противоречит моему педагогическому кредо, а является одним из путей применения его на практике. Опираясь на свой семнадцатилетний опыт, с сожалением могу отметить снижение уровня индивидуального словарного запаса, уровня чтения, особенно самостоятельного. Все мы прекрасно знаем, что современные ученики мало читают, а значит, на них гораздо большее воздействие имеют Интернет и средства массовой информации, а отнюдь не учебник и художественная литература. Дети не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные вывод или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Работая в школе, приходишь к выводу, что уровень познавательной активности учащихся в последнее время резко снизился. Понижается уровень мотивации учащихся к изучению предметов. Чтобы повысить уровень познавательной активности учащихся, стараюсь больше уделять внимание современным образовательным технологиям.
Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков - одна из важных задач обучения их русскому языку в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут развиты навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать язык в письменной форме. «Безошибочное правописание составляет «азбуку знаний языка», - писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К.Грот. Решению данной проблемы посвящены работы известных методистов: В. Шереметьевского, Н.С. Рождественского, М.Р. Львова, Е.Г. Шатовой, М.М. Разумовской и др. К сожалению, как показывает практика, учащийся, оканчивающий начальную школу, допускает серьёзные орфографические ошибки. Это говорит о том, что у него не сформирована орфографическая зоркость. На современном этапе вопрос о развитии орфографической зоркости является одним из актуальных вопросов лингводидактики.
Цель моего исследования: выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития орфографической зоркости у младших школьников в УМК «Гармония».
Задачи:
изучить лингвистические основы формирования орфографической зоркости у младших школьников;
раскрыть значение и условия развития орфографической зоркости у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС;
проанализировать возможности УМК «Гармония» для развития орфографической зоркости у младших школьников.
Как пишет методист по русскому языку профессор Михаил Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов» (Львов М.Р. «Правописание в начальных классах»). Он выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: увидеть орфограмму в слове; определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило; определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм задачи; решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму; написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку. В
основе технологии педагогического опыта лежит идея деятельностного подхода обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Средством, обеспечивающим практическую реализацию данной концепции, является учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы "К тайнам нашего языка" (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко), но предшественником его является букварь «Мой первый учебник ». Эта первая книга- не только инструмент в руках учителя для организации фонетической работы, чтения, развития речи его питомцев. Это первая книга в руках маленького школьника, которая учит его учиться. Букварь достаточно полно и последовательно готовит учащихся к работе по учебнику. Это проявляется в содержании и организации всех направлений обучения. В качестве примера можно назвать: развитие речи и формирование орфографической зоркости первоклассников. Одним из направлений в работе во 2 классе является обучение орфографии. Орфографические темы сгруппированы в 2 блока, которые разведены во времени: первый - Главные опасности письма. Как писать без ошибок? - изучается в 1-й четверти, а второй - Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова -охватывает всю 3-ю четверть. На первом этапе второклассники осваивают особый вид письма - с "окошками", при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают. На этом же этапе второклассники начинают активно осваивать важный способ решения орфографических задач - с помощью словаря. Применению правил написания корневых орфограмм они учатся на 2-ом этапе. Приёмы, развивающие орфографическую зоркость, которые использую на уроках русского языка:
Комментированное письмо.
Письмо с проговариванием.
Письмо с пропуском орфограмм.
Какографические упражнения.
5. Письмо по памяти. 6. Списывание. 7.Скоростное письмо.
8. Диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный,
свободный, самодиктант, зрительно-слуховой, словарный).
9.Орфографические минутки.
В
УМК «Гармония» много развивающих, проблемных заданий, много заданий на практику. С интересом дети участвуют в дидактических играх: «Третий лишний», «Молчанка», «Орфографический мячик», «Корректор», «Огоньки», «Кто быстрее». Что касается целенаправленной работы над орфографической зоркостью школьников, то планированием предусмотрены специальные уроки обучения грамоте, на которых дети знакомятся с признаками «ОПАСНЫХ ПРИ ПИСЬМЕ МЕСТ» для гласных и согласных Используется приём списывания, разработанный П.С.Жедек и В.В.Репкиным и реализованный в учебниках русского языка второго из названных авторов. В рамках этого приёма первоклассники начинают накапливать не только орфографический опыт, но и пунктуационный – они наблюдают над знаками препинания, как в конце, так и внутри предложений. Формирование фонетических умений учащихся требует систематической тренировки, для которой на уроках русского языка использую различные виды упражнений:
соотнесение слова и схемы;
выявление на слух фонетических признаков, которыми различаются слова: пел – спел, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель, замок – замок, Поля – поля. (Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются.);
исправление ошибок в фонетических моделях;
проектная деятельность.
Развитие у школьников орфографической зоркости продолжается и на других уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках литературного чтения – обогащается словарный запас детей, развивается фонематический слух , выполняются упражнения на развитие внимательности, памяти, мышления, творческого воображения, фантазии. Задания имеют занимательный характер. Таким образом, играя и развлекаясь, ребята закрепляют свои знания.
На уроках стараюсь использовать больше ярких, понятных примеров, различный демонстрационный материал. Мои принципы работы на уроках: больше наглядности; проявлять терпение, не торопить ребенка с ответом; избегать прямых оценок, давать возможность высказаться до конца;каждый ученик имеет право ошибаться, не ошибается тот, кто ничего не делает; перед началом объяснения новой темы я показываю детям практическую ценность получаемых знаний (как конкретно они пригодятся в жизни); особое место в работе с детьми занимают те приемы, в которых ученики проявляют наибольшую активность; знания не даются детям готовым блоком, к некоторым выводам учеников я подвожу постепенно, с помощью вопросов (Сократовский метод); кроме оценок, есть еще и другие формы поощрения учеников, например, различные виды похвалы.
В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые,
ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения. Будучи учителем века высоких информационных технологий и модернизации системы образования, внедряю в практику преподавания новые образовательные и информационные технологии, которые позволяют успешно решать многие педагогические задачи. Применение мультимедийных интерактивных пособий позволяет за малое время и сравнительно небольшими усилиями существенно повысить наглядность учебного процесса, а Интернет позволяет виртуально расширить границы класса. Применение современных педагогических технологий в рамках предмета русский язык позволяет сформировать высокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает познавательную мотивацию учащихся к более качественному освоению предмета. Участие учащихся в различных конкурсах – это одна из возможностей реализации различных направлений развития личности. Здесь школьники приобретают новые знания, познают мир, раскрывают свои лучшие качества, пробуют силы в разных
направлениях.
Результативность профессиональной педагогической деятельности:



Диапазоном педагогического опыта является единая система «урок – внеклассная работа». Транслируемость моих практических достижений профессиональной деятельности – это выступления на ШМО и РМО учителей начальных классов, классных и общешкольных родительских собраниях.
Имея дома подключенный Интернет, стараюсь принимать участие в форумах педагогов страны и узнаю новинки в области педагогики. Думаю, что данный ИПО имеет достаточный уровень практической значимости и может быть применён учителями начальных классов. Опыт обобщён и представлен на уровне районного методического объединения.
Литература:
1. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников. Начальная школа - 2000.- №6.
2. Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости учащихся. Начальная школа. – 2002. - № 8.
3. Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа – 1995 №4.
4. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5
5.Н.Н.Карягина, Е.Н.Перепелицина. Развитие орфографической грамотности младших школьников. Волгоград, Изд. «Учитель»,2009г
6. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.