СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России". Конкурсное задание «Методический семинар». Описание инновационного педагогического опыта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Поляковой Натальи Михайловны, высшая квалификационная категория, МБОУ Сеченовская средняя школа  Сеченовского муниципального района.

Просмотр содержимого документа
«Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России". Конкурсное задание «Методический семинар». Описание инновационного педагогического опыта.»

Муниципальный конкурс "Учитель года - 2016"

Конкурсное задание «Методический семинар»

Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

Поляковой Натальи Михайловны, высшая квалификационная категория,

МБОУ Сеченовская средняя школа Сеченовского муниципального района

Тема педагогического опыта:

«Развитие орфографической зоркости в УМК «Гармония»

УМК «Гармония», по которому мы обучаемся вместе с детьми, - это учебный методический  комплект  под редакцией профессора  Н.Б. Истоминой. Это одна из новых  образовательных программ,  которую относят   как   к  традиционному методу  обучения,  так   и к развивающему. В  основе  этого  УМК  лежат  принципы  проблемного  развивающего обучения, авторы  этого  комплекта  огромное  значение  выделяют  комфортному  обучению (отсюда  и  название «Гармония»). Специалисты  утверждают, что любой  учебник  и методический  комплект   будет успешен  от того, как методически   и  творчески    грамотно  преподносится  система учителем. Мое педагогическое кредо: «Ученик имеет право на собственное мнение. Моя задача – научить ребенка грамотно и смело высказывать и аргументировать его». Тема моего педагогического опыта вовсе не противоречит моему педагогическому кредо, а является одним из путей применения его на практике. Опираясь на свой семнадцатилетний опыт, с сожалением могу отметить снижение уровня индивидуального словарного запаса, уровня чтения, особенно самостоятельного. Все мы прекрасно знаем, что современные ученики мало читают, а значит, на них гораздо большее воздействие имеют Интернет и средства массовой информации, а отнюдь не учебник и художественная литература. Дети не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные вывод или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Работая в школе, приходишь к выводу, что уровень познавательной активности учащихся в последнее время резко снизился. Понижается уровень мотивации учащихся к изучению предметов. Чтобы повысить уровень познавательной активности учащихся, стараюсь больше уделять внимание современным образовательным технологиям.

Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков - одна из важных задач обучения их русскому языку в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут развиты навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать язык в письменной форме. «Безошибочное правописание составляет «азбуку знаний языка», - писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К.Грот. Решению данной проблемы посвящены работы известных методистов: В. Шереметьевского, Н.С. Рождественского, М.Р. Львова, Е.Г. Шатовой, М.М. Разумовской и др.  К сожалению, как показывает практика, учащийся, оканчивающий начальную школу, допускает серьёзные орфографические ошибки. Это говорит о том, что у него не сформирована орфографическая зоркость. На современном этапе вопрос о развитии орфографической зоркости является одним из актуальных вопросов лингводидактики. 

Цель моего исследования: выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития орфографической зоркости у младших школьников в УМК «Гармония».

Задачи:

  • изучить лингвистические основы формирования орфографической зоркости у младших школьников;

  • раскрыть значение и условия развития орфографической зоркости у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС;

  • проанализировать возможности УМК «Гармония» для развития орфографической зоркости у младших школьников.

Как пишет методист по русскому языку профессор Михаил Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов» (Львов М.Р. «Правописание в начальных классах»). Он выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: увидеть орфограмму в слове; определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило; определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм задачи; решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму; написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку. В основе технологии педагогического опыта лежит идея деятельностного подхода обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Средством, обеспечивающим практическую реализацию данной концепции, является учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы "К тайнам нашего языка" (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко), но предшественником его является букварь «Мой первый учебник ». Эта первая книга- не только инструмент в руках учителя для организации фонетической работы, чтения, развития речи его питомцев. Это первая книга в руках маленького школьника, которая учит его учиться. Букварь достаточно полно и последовательно готовит учащихся к работе по учебнику. Это проявляется в содержании и организации всех направлений обучения. В качестве примера можно назвать: развитие речи и формирование орфографической зоркости первоклассников. Одним из направлений в работе во 2 классе является обучение орфографии. Орфографические темы сгруппированы в 2 блока, которые разведены во времени: первый - Главные опасности письма. Как писать без ошибок? - изучается в 1-й четверти, а второй - Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова -охватывает всю 3-ю четверть. На первом этапе второклассники осваивают особый вид письма - с "окошками", при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают. На этом же этапе второклассники начинают активно осваивать важный способ решения орфографических задач - с помощью словаря. Применению правил написания корневых орфограмм они учатся на 2-ом этапе. Приёмы, развивающие орфографическую зоркость, которые использую на уроках русского языка:

  1. Комментированное письмо.

  2. Письмо с проговариванием.

  3. Письмо с пропуском орфограмм.

  4. Какографические упражнения.

5. Письмо по памяти. 6. Списывание. 7.Скоростное письмо.

8. Диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный,

свободный, самодиктант, зрительно-слуховой, словарный).

9.Орфографические минутки.

В УМК «Гармония» много развивающих, проблемных заданий, много заданий на практику. С интересом дети участвуют в дидактических играх: «Третий лишний», «Молчанка», «Орфографический мячик», «Корректор», «Огоньки», «Кто быстрее». Что касается целенаправленной работы над орфографической зоркостью школьников, то планированием предусмотрены специальные уроки обучения грамоте, на которых дети знакомятся с признаками «ОПАСНЫХ ПРИ ПИСЬМЕ МЕСТ» для гласных и согласных Используется приём списывания, разработанный П.С.Жедек и В.В.Репкиным и реализованный в учебниках русского языка второго из названных авторов. В рамках этого приёма первоклассники начинают накапливать не только орфографический опыт, но и пунктуационный – они наблюдают над знаками препинания, как в конце, так и внутри предложений. Формирование фонетических умений учащихся требует систематической тренировки, для которой на уроках русского языка использую  различные виды упражнений:

  • соотнесение слова и схемы;

  • выявление на слух фонетических признаков, которыми различаются слова: пел – спел, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель, замок – замок, Поля – поля. (Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются.);

  • исправление ошибок в фонетических моделях;

  •  проектная деятельность.

Развитие у школьников орфографической зоркости продолжается и на других уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках литературного чтения – обогащается словарный запас детей, развивается фонематический слух , выполняются упражнения на развитие внимательности, памяти, мышления, творческого воображения, фантазии. Задания имеют занимательный характер. Таким образом, играя и развлекаясь, ребята закрепляют свои знания.

На уроках стараюсь использовать больше ярких, понятных примеров, различный демонстрационный материал. Мои принципы работы на уроках: больше наглядности; проявлять терпение, не торопить ребенка с ответом; избегать прямых оценок, давать возможность высказаться до конца;каждый ученик имеет право ошибаться, не ошибается тот, кто ничего не делает; перед началом объяснения новой темы я показываю детям практическую ценность получаемых знаний (как конкретно они пригодятся в жизни); особое место в работе с детьми занимают те приемы, в которых ученики проявляют наибольшую активность; знания не даются детям готовым блоком, к некоторым выводам учеников я подвожу постепенно, с помощью вопросов (Сократовский метод); кроме оценок, есть еще и другие формы поощрения учеников, например, различные виды похвалы.

В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения. Будучи учителем века высоких информационных технологий и модернизации системы образования, внедряю в практику преподавания новые образовательные и информационные технологии, которые позволяют успешно решать многие педагогические задачи. Применение мультимедийных интерактивных пособий позволяет за малое время и сравнительно небольшими усилиями существенно повысить наглядность учебного процесса, а Интернет позволяет виртуально расширить границы класса. Применение современных педагогических технологий в рамках предмета русский язык позволяет сформировать высокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает познавательную мотивацию учащихся к более качественному освоению предмета. Участие учащихся в различных конкурсах – это одна из возможностей реализации различных направлений развития личности. Здесь школьники приобретают новые знания, познают мир, раскрывают свои лучшие качества, пробуют силы в разных направлениях.

Результативность профессиональной педагогической деятельности:

































Диапазоном педагогического опыта является единая система «урок – внеклассная работа». Транслируемость моих практических достижений профессиональной деятельности – это выступления на ШМО и РМО учителей начальных классов, классных и общешкольных родительских собраниях.

Имея дома подключенный Интернет, стараюсь принимать участие в форумах педагогов страны и узнаю новинки в области педагогики. Думаю, что данный ИПО имеет достаточный уровень практической значимости и может быть применён учителями начальных классов. Опыт обобщён и представлен на уровне районного методического объединения.

Литература:

1. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников. Начальная школа - 2000.- №6.

2. Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости учащихся. Начальная школа. – 2002. - № 8.

3. Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа – 1995 №4.

4. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5

5.Н.Н.Карягина, Е.Н.Перепелицина. Развитие орфографической грамотности младших школьников. Волгоград, Изд. «Учитель»,2009г

6. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1996г.