Конкурсное испытание «Эссе»
Я – учитель.
Выбор будущей профессии непрост.
Выпускник школы, раздумывая, куда пойти учиться, руководствуется или советами близких, или престижностью той или иной профессии, или опирается на увлечения детства, что близко, знакомо, с чем не страшно идти по жизни.
Книги были частью моей жизни. Интернета и социальных сетей тогда еще не было. И поколение семидесятых смело шагало в библиотеки!
Читала я много, с головой погружаясь в мир вымышленных историй.
Сказать, что я была частым гостем Центральной детской библиотеки, что на углу улиц Карла Маркса и Гагарина, это ничего не сказать. Я там просто жила!
Работники библиотеки, узнав и запомнив меня, предлагали все новые и новые тайны книжного изобилия, которые заполняли мой мир, увлекая к встречам с литературными героями, вели к открытию неизведанных горизонтов.
Позднее в моей жизни появилась любимая учительница литературы, которая помогла систематизировать мое чтение.
В старших классах необходимостью стала работа в читальном зале Карамзинской библиотеки ( повторюсь- Интернета тогда не было).
Вот бульвар Новый Венец, Ленинский Мемориал, Ульяновский государственный институт имени И.Н. Ульянова, рассказы близких о том, что в этом месте раньше пролегала улица Ульянова , жила большая семья моей мамы. Здесь мои истоки, здесь жили мои предки, и сюда привело меня детское увлечение чтением. Это судьба.
Я становлюсь студенткой историко- филологического факультета Ульяновского государственного института имени И.Н.Ульянова.
Шаг в профессию сделан.
Ощущение лет учебы в институте незабываемы.
Кажется, что помнится каждый учебный день лекционных и практических занятий, веселое щебетание подружек на лавочке с видом на Волгу, вспоминаются вкус выпечки в буфете института, лыжные соревнования в парке Победы…
Но вернемся к любимой профессии.
Первая педагогическая практика - важный этап в жизни каждого студента.
В списке школ, где можно проходить практику, была школа, которую я окончила, а среди педагогов , готовых принять студентов , имя той самой любимой учительницы.
Войти учителем – практикантом в тот класс, где еще сама совсем недавно училась писать сочинения. Что это? Чудо? Или груз огромной ответственности?
Разные чувства испытывала, когда переступала порог родной школы. Но водоворот школьной жизни закружил… И все прошло прекрасно!
Помогли родные стены, любимые учителя, помогли мои ученики, с которыми еще совсем недавно пересекалась в школьных коридорах.
Я справилась с волнением ! Вперед, к новым победам!!!
Следующей вехой моего становления в профессии стало предложение на 4 курсе поехать на педагогическую практику в село, где в малокомплектной школе ушла на пенсию учительница, предмет не велся совсем.
И мы с подружкой, не раздумывая, поехали учить детей русскому языку и литературе. Целых два месяца мы работали учительницами с записью в трудовых книжках. Так началась моя трудовая деятельность.
Результатом педагогической практики были отличные характеристики от директора школ, одобрение строгого педагога, руководившего в тот год педагогической практикой , приехавшего в то село к нам с инспекцией , посетившего наши первые самостоятельные уроки.
Именно во время практики пришло осознание ответственности за учеников , за этих любознательных , думающих , таких мудрых в своих вопросах и ответах , ответственность за те знания , которые дает учитель ученику .
Считаю себя увлеченным и увлекающимся человеком одновременно. Приехав по распределению и проработав больше 30 лет учителем русского языка и литературы и ОДНКНР, подчинившись обстоятельствам, сменила томик стихов Пушкина на автомат Калашникова, премудрости правил дорожного движения , запутанность туристических узлов, став преподавателем – организатором ОБЖ.
-Как так? - спросите вы после всего прочитанного.
- Вот так, - отвечу я. – В наше время и такое бывает.
Я- учитель!
Уникальность выбранной мной профессии восхищает.
Каждый учитель – профессионал, виртуоз. Ежедневно изо дня в день, из года в год информируем, мобилизуем , исследуем , конструируем. Развиваем!!!
Ученик –центральная фигура в образовании.
В развитии личности- смысл и цель современного образования.
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей - все совмещает в себе мой любимый предмет ОДНКНР, основы духовно- нравственной культуры народов России.
Лев Толстой писал: «Воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
Стандарты нового поколения требуют смещения акцентов, изменения содержания, обновления средств обучения.
Чему учить? Как учить?
Очень современными в этом смысле мне кажутся слова Иммануила Канта, обращавшегося к педагогам и призывавшего: «Учите своих детей не заучивать мысли , а мыслить».
Процесс учения – это процесс мыслительной деятельности ученика, направленный на становление его сознания, его личности.
У истоков постижения духовно – нравственных начал всегда стояла классическая литература.
Стандарты же второго поколения, поставив новые задачи, заставили взглянуть на хорошо известное, уже вроде понятое и давно осмысленное , по- новому , через призму современного видения мира: через гуманизацию, толерантность , уважительность , культурную самобытность , через преемственность поколений , воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию народов России.
Воспитательный результат каждого урока подразумевает приобретение школьниками опыта сопереживания , ценностного отношения к социальной реальности уже изменившегося в новых реалиях мира .
И я должна всему этому научить каждого ученика, научить критически мыслить, анализируя актуальную информацию и значимые общественные явления, аргументированно защищать свою позицию, решать познавательные и практические задачи.
Это моя жизнь , моя ответственность, моя обязанность … Моя профессия !
Я- учитель!