МОУ Мышкинская СОШ
г.Мышкин, Ярославской области
План-сценарий кл.часа для 5-6 класса
Тема: «Мусор – это не только отходы, но и вторичное сырьё»
Кл.рук. Беляева Надежда Владимировна
Мышкин, 2019г.
Цель кл.часа: Изучение видов ТБО (твёрдых бытовых отходов) и способов решения их утилизации в современном мире (а также в нашей области и в нашем городе);
Задачи:
А) образовательная:
расширить знания учащихся о видах ТБО, сроках их естественного разложения;
Б) воспитательная:
В) развивающая:
развивать творческие и мыслительные способности учеников;
продолжить развитие познавательного интереса, речи, словарного запаса;
развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;
продолжить работу по развитию наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных ситуаций;
Оборудование:
презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска;
доска, маркеры (по необходимости);
наглядные примеры ТБО ( коробки, бутылки, упаковка и т.п.)
Ход мероприятия:
Здравствуйте ребята и гости нашего мероприятия.
Сегодня наш кл.час будет посвящен обсуждению и нахождению путей решения очень важной проблемы, которая нависла над человечеством, она касается каждого из нас. Нам понадобится мобильный телефон с откл. звуком или калькулятор.
Посмотрите на материалы на наших партах.
Выскажите ваши предложения.
О чем мы будем говорить? (о ТБО). В чем вы видите/ не видите проблему(ы), связанные с этими ТБО. А есть ли такая проблема в нашем городе? Стоит ли нам ее обсуждать?
Ребята, как Вы думаете, почему проблему ТБО надо решать?
Возможный ответ:
Если человек не задумается над этой проблемой, то скопится такое количество отходов, что наша планета просто перестанет существовать. Причем количество отходов с каждым годом увеличивается и занимает все большие площади на полигонах ТБО и свалках.
Каждый здравомыслящий человек следит за тем, чтобы в его доме был порядок: не было ненужных вещей, вовремя проводилась уборка, и не скапливался мусор. А что происходит за стенами дома? Куда из домов отправляется весь ненужный хлам и мусор? Правильно, в большинстве своём в мусорные баки.
Давайте попробуем определить, сколько по времени разлагаются ТБО:
Пищевые отходы | От 10 дней до 1 месяца |
Газетная бумага | От 1 до 4 месяцев |
Картон | До 1 года |
Железные банки | До 10 лет |
Алюминиевые банки, фольга | до 500 лет |
Жестяная банка | 90 лет |
Упаковки | До 100 лет |
Батарейки | До 100 лет |
Пластиковые бутылки | Более 100 лет |
Полиэтиленовые пакеты | Более 200 лет |
Стекло | Более 1000 лет |
Тетрапак (что это?) | |
Тетрапак — многокомпонентная упаковка, состоящая из картона, полиэтилена и фольги.
Значит она будет разлагаться до 200 лет.
Но есть и другой путь – отправить эти ТБО в переработку, и тогда они уже будут не мусором, а вторичным сырьём, из которого после переработки можно изготовить новые предметы.
Что именно из этих ТБО на данный момент можно пустить в переработку?
Как это узнать? (Высказывают свои предположения)
Ознакомимся с маркировкой:
Что такое код переработки?
60% всех твердых бытовых отходов - это ценное вторичное сырье. Все эти ценные вторичные материалы мы часто выбрасываем на свалку, способствуем загрязнению окружающей среды. Вторичное использование ТБО - весьма эффективный способ решения проблемы мусора, но для этого необходимо изменить привычное поведение людей, поскольку требуется сортировать хозяйственный мусор, собирая отдельно металл, бумагу и стекло.
Именно сортировка ТБО позволяет вторично их использовать:
Что можно изготовить из переработанной бумаги, какие в этом плюсы для экологии?
Например, макулатура является отличным вторичным сырьем в бумажном производстве, способствуя одновременно уменьшению вырубки лесов (1 млн. т бумажной макулатуры сохраняет от вырубки 60 га леса); из 120-130 т консервных банок можно получить 1 т олова, что эквивалентно добыче и переработке 400 т руды.
Упаковка Tetra Pak – шариковая ручка
Коробка Tetra Pak состоит из бумаги, полиэтилена и алюминия. Она на 100% подлежит переработке: упаковку делят на бумагу и полиалюминий – смесь и полиэтиленовой пленки и алюминиевой фольги. Как раз из полиалюминия на производстве получают письменные ручки. Из трех пакетов Tetra Pak можно изготовить две ручки. Помимо ручек из переработанного пакета Tetra Pak получают писчую бумагу, бумагу для гофрирования и картон. Из полиалюминиевой составляющей пакета – композиционные панели, колодезные люки.
Макулатура – туалетная бумага
Если три человека, будь то семья или соседи по квартире, целый год пользуются туалетной бумагой из вторсырья, то за год им удается «сэкономить» дерево. Процесс изготовления туалетной бумаги прост. Макулатуру мельчат, проваривают в горячей воде, дезинфицируют и отбеливают. Затем отжимают, просушивают и прессуют. Полученная бумага не уступает по качеству той, что произвели из первичной целлюлозы.
Пластик – куртка (рассказ о флисовом свитере)
Ребята, подумайте, из какого материала сделан мой свитер? (Как называется ткань? Натурального или искуственного происхождения? Из чего делают флис?)
Примерно треть нашего мусорного ведра занимают пластиковые бутылки. Это полиэфир, он же ПЭТ — самый используемый пластик в мире. Этот мусор легко поддается переработке и может возвращаться к вам бесконечное количество раз. На перерабатывающих заводах с пластиковых бутылок снимают крышки, отмачивают этикетки и сортируют по цвету. Затем пластик прессуют, измельчают, пропускают через паровой котел, чтобы удалить остатки примесей. В итоге с конвейера выходит вторичная гранула или флекс – cырье для новых продуктов.
Cамая невероятная история начинается, когда из флекса получают химическое волокно. Из этого волокна фабрики производят нетканые материалы, используемые в швейной промышленности для утепления и тканей и придания им прочности. Например, из ПЭТ получают флизелин.
Баннер – сумка из баннерной ткани
Баннерная ткань состоит из сетки ПВХ и виниловых полимеров. Такой баннер переживет любую рекламную компанию. Баннерная ткань отличается прочностью, хорошо держит форму и не промокает. Все это делает баннер интересным материалом для дизайнеров.
Алюминий
Круговорот банок в природе может длиться бесконечно, потому что алюминий поддается стопроцентной переработке, не утрачивая при этом своих свойств. Приблизительно 75% процентов всего алюминия, произведенного с 1988 года, по сей день продолжают использовать в переработанном виде. Переработка алюминия требует всего 5% от объема энергии, необходимой при изготовлении банки из первичного сырья. Помимо пищевой промышленности, вторичный алюминий используют в производстве мебели, автомобилей и самолетов. В среднем автомобиль, сошедший с конвейера, содержит более чем 120 кг алюминия.
Стеклянная бутылка – стекловата
Стекловата – универсальный утеплитель и звукоизолятор. Cтекловатой укрепляют внешние стены зданий, пол и крышу. Изготавливают ее из стеклобоя. Для изоляции одного частного дома в стекловату нужно переработать 3000 штук винных бутылок.
При переработке стекло сортируют и измельчают в стеклянную крошку, из которого получают специальное волокно – основу стекловаты. Переработать отслужившее стекло намного проще, чем произвести его из первичных материалов. Переработка 1 тонны отходов из стекла экономит 650 кг песка, 150 кг кальцинированной соды и 200 кг известняка, необходимых для производства первичного стекла.
Как часто вы ходите в магазин? Куда вы складываете продукты?
Какой самый распространенный упаковочный материал сейчас используют? Полиэтилен, пластик. Давайте вспомним, сколько лет он разлагается? (более 200) Сравнения – продолжительность жизни – мы, дети, внуки и т.д.
Теперь при помощи калькулятора произведем расчёт – стоимость пакета 5 руб., даже если мы два раза в неделю ходим в магазин – это 10р. Посчитайте, сколько денег мы потратим за месяц, полгода, год.
Какой может быть выход? Ходить в магазин с многоразовой тканевой сумкой-авоськой.
Утилизация чайного пакетика в Швейцарии. В Швейцарии даже чайный пакетик разбирают на части для утилизации.
Что мы, жители г. Мышкина, можем сделать для сокращения выбрасывания мусора и утилизации ТБО?
Вместе с детьми выводим правила:
Основные правила рационального природопользования:
- выбрасывать мусор в специально отведенные места;
- прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо рассортировать (собрать в отдельные пакеты);
- прежде чем выкидывать жестяные банки, вымойте их и сожмите, чтобы они занимали меньше места;
- одежду, обувь, игрушки, книги, которые вам не нужны, передайте кому – либо в дар, а не выбрасывайте их в мусорное ведро;
- пишите на обеих сторонах листа, использованную бумагу собирайте и сдавайте в пункт приема макулатуры;
- никогда не выбрасывайте батарейки в мусорное ведро.
Всегда на природу бери с собой мусорные мешки.
Рассказ о ручке – заменять в ней стержни, а не покупать новую ручку.
Отказ от пластиковых стаканчиков и т.д. и т.п.
Не мусорить в городе, лесу.
Есть пункты приёма батареек, бумаги, металлов.
Рассказ об экологических акциях на территории области.
Присоединение к акции «Добрые крышечки».
Оформление стенда.
Распространение опыта – кл.часы в других классах
Итоги (можно заранее напечатать материалы для детей, чтобы им проще было начать свой ответ):
На сегодняшнем кл.часе мы узнали о:
1/
2/
3/
Тема, рассматриваемая на сегодняшнем кл.часе меня не заинтересовала, потому что …
Тема, рассматриваемая на сегодняшнем кл.часе меня заинтересовала, потому что …
Я уже знал(а), что …, но ещё я узнал(а), уточнил(а), что …
Самое интересное, что я узнал(а) сегодня это …
Самое необычное, что я узнал(а) сегодня это …
Самое полезное, что я узнал(а) сегодня, это …
Возможно, что дальше я расскажу о … своим (своему, своей) … и …, для того, чтобы …
Я считаю, что …
А ещё я хотел(а) бы сказать, что …