СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мусор – угроза или экономическая возможность? (в рамках изучения раздела "Человек и природа" курса "Обществознание")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в данной статье представлены результаты исследования отношения учащихся школ к проблемам утилизации бытового мусора.

Ключевые слова: исследование, анкетирование, учащиеся школ, экология, утилизация мусора.

Просмотр содержимого документа
«Мусор – угроза или экономическая возможность? (в рамках изучения раздела "Человек и природа" курса "Обществознание")»

УДК 504.75

МУСОР – УГРОЗА ИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ?


Шеяненко Каролина Олеговна

Учащаяся 5 класса

Научный руководитель:

Селиванова Анна Михайловна

Учитель обществознания МБОУ СОШ № 9 с. Светлогорское


Аннотация: в данной статье представлены результаты исследования отношения учащихся школ к проблемам утилизации бытового мусора.

Ключевые слова: исследование, анкетирование, учащиеся школ, экология, утилизация мусора.


IS GARBAGE A THREAT OR AN ECONOMIC OPPORTUNITY?


Sheyanenko Karolina Olegovna

Selivanova Anna Mikhailovna


Abstract: this article presents the results of a study of the attitude of school students to the problems of household garbage disposal.

Key words: research, questionnaires, school students, ecology, garbage disposal.


С каждым годом проблема загрязнения окружающей среды становится все актуальнее. Как часто мы слышим слова: загрязнение, потребительское отношение, экологическая катастрофа. Люди предпринимают меры для защиты природы, но их недостаточно [1]. Проблема загрязнения окружающей среды на данный момент стала такой важной, что интересует даже детей, школьников, которые, конечно, не могут помочь мировому проблему решить проблему экологии, но могут изучить отношение своих сверстников к этой проблеме и доступным путям ее решения.

С целью изучения отношения учащихся школ к проблемам утилизации бытового мусора мы решили провести анкетирование и получить ответы учащихся МБОУ СОШ 9 на важный и актуальный вопрос «Как я отношусь к проблемам экологии?» Опрос проводился среди учащихся 5-7 классов, для достоверности мы сделали анкету анонимной. Следует отметить, что уже на этапе опроса ученики проявляли интерес к исследуемой нами проблеме, активно обсуждали вопросы и свой выбор, задумывались над ответами и анализировали свое поведение по отношению к природе.

Итак, половина опрошенных отметили, что самым распространенным способ утилизации мусора является его вывоз на свалку. Каждый четвертый уверен, что мусор утилизируют, сжигая на специальных заводах. К сожалению 12,5% учащихся совершенно не интересуются вопросом утилизация мусора, эта темы им неинтересна и они не готовы уделять много времени ее изучению (рис. 1). Так как наша школа расположена в сельской местности, естественно, поблизости нет заводов, которые занимаются переработкой мусора. Об их существовании население знает только из информационных источников, поэтому логично, что только каждый восьмой учащийся, принявший участие в анкетировании, знает о таких способах утилизации мусора, как сортировка и переработка.

Опрос показал, что ровно половина опрошенных готова сортировать и мусор, а другая половина – нет. Также половина учащихся отметили, что обсуждают проблему утилизации мусора с родителями, 25% учащихся получают информацию на уроках с учителем и на внеклассных мероприятиях (рис. 1). Радует, что среди опрошенных нет учащихся, которые совершенно не интересуются вопросами защиты окружающей среды от загрязнения бытовыми отходами (рис. 1).

Вопросы анкеты предполагали получение информации о видах отходов, которые бы учащиеся могли сортировать дома. Большая часть опрошенных (43%) готовы сортировать в домашних условиях бумажные и картонные изделия (газеты, журналы, тетради, письма, упаковочные материалы). Каждый четвертый смог бы дома организовать сортировку пластиковых изделий, в частности пластиковые упаковки, бутылки, пакеты, детские игрушки, одноразовая посуда. 12% опрошенных могли бы сортировать одежду и обувь. Самыми сложными для сортировки предметами, по мнению учащихся, являются металл, стекло, органические и опасные отходы (батарейки, ртутные лампы). И этот факт объясним с точки зрения возрастных особенностей учащихся. Действительно, в 11-13 лет даже опасно иметь дело со стеклом, металлическими изделиями и опасными для жизни веществами. Поэтому сортировку этих предметов, при создании необходимых условий, можно доверить только взрослым.


«Как утилизируют мусор в вашем населенном пункте?»

«С кем и где вы обсуждаете проблему утилизации мусора?»

Рис. 1. Результаты исследования


Опрос показал, что все учащиеся знают, что утилизировать использованные или разбитые термометры нужно только в специализированные пункты сбора токсичных отходов. 87,5% учащихся знают, что сдавать отработанные батарейки также необходимо в пункт сбора токсичных отходов. В этот же пункт сбора 75% опрошенных отнесут отработанные энергосберегающие лампы. Таким образом, результаты анкетирования показали, что учащиеся в большинстве ознакомлены с правилами безопасной утилизации мусора. Однако в районе, где мы проживаем, есть одна очень важная и на данный момент тяжело решаемая проблема – организация работы пункт сбора токсичных отходов. При этом 100% учащихся отметили, что проблема утилизации мусора для них является очень важной и актуальной.

Половина опрошенных обучающихся видят причину в безразличии людей. И действительно, решение проблемы загрязнения окружающей среды зависит от участия в решении этой проблемы каждого человека. Каждый четвертый видит причину в нежелание выполнять правила безопасной утилизации мусора. Отсутствие пунктов приема отсортированного мусора - причину проблемы загрязнения окружающей среды бытовыми отходами для 17% опрошенных. Нехватка времени может служить только отговоркой в решении проблем утилизации мусора, но никак ни причиной. Этой позиции поддерживаются и все принявшие участие в опросе ребята.

В заключении учащимся предлагалось ответить на вопрос «Что можно сделать из мусора?». Анализ ответов показал, что большая часть учащихся (62,5%) знают, каким образом можно «подарить вторую жизнь» использованным предметам и материалам. Опыт изготовления предметов одежды, обуви, аксессуаров демонстрируют учащиеся 4-11 классов школ нашего района на ежегодном конкурсе Экологического костюма «ЭКОстиль». Мы решили опросить участниц этого конкурса и выяснить, почем у девочки принимают участие в этом конкурсе, чем обусловлен их выбор тех или иных материалов для изготовления костюма. Для участниц конкурса была разработана анкета, которая в дальнейшем была разослана по школам. Итак, в опросе приняли участницы конкурса «ЭКОстиль 2019» - возраст участниц 9 – 18 лет, обучаются в 3,5,11 классах. Костюмы участниц были выполнены из ранее использованных предметов, относящихся к категории бытового мусора (мусорные пакеты, стаканчики для попкорна, газеты, старые афиши).

Также участницам предлагалось подумать, можно ли из переработанного мусора создавать одежду, обувь, аксессуары. Половина опрошенных девушек отметили, что да, некоторые дизайнеры уже создали коллекции из переработанных отходов, другие же участницы отметили, что создавать одежду из мусора можно, но они не будут практичными. 50% опрошенных рассказали, что слышали о производстве одежды из переработанного мусора, однако для остальных эта информация оказалась новой. 75% девушек, отвечая на вопрос «Носили бы вы сами одежду, зная, что она сделана из переработанного мусора?» ответили, конечно, я за защиту природы и переработку мусора для дальнейшего использования. Это говорит о том, что наши милые леди готовы одеть костюмы из переработанного мусора не только для представления их на тематическом конкурсе, но и будут носить одежду из такого необычного материала и в повседневной жизни.

В процессе нашего опроса мы выяснили, что деятельность человека негативно сказывается на состоянии окружающей среды, а значит и на самого человека. Мы должны помнить, что необходимо помогать природе, иначе нас ждет экологическая катастрофа.

Сохраним природу вместе!


Список литературы


  1. Вечернина И. И., Радченко В. А. Загрязнение окружающей среды // Научно-практическая конференция «Проблемы охраны окружающей среды». – Красноперекопск. – 2019.


© А.М. Селиванова, К.О. Шеяненко, 2020