Музей математики: трогать руками разрешается
Выступление на заседании методического объединения учителей-предметников
Выполнила: учитель математики Стешина Е.В.
Введение
В основе музея занимательных наук лежит идея интерактивных выставок, посещая которые, люди могут не только смотреть и слушать, но даже проводить эксперименты и пробовать на себе экспонаты. Если Вы задались целью заинтересовать ребёнка наукой, то экспериментариум это именно то место, с которого стоит начать.
Деятельность музея — это популяризация науки среди детей и взрослых, мотивация к исследованиям. В наглядной игровой форме помочь ребятам в изучении основных законов и явлений окружающего мира. В ходе представления они получают возможность самостоятельно ставить опыты и принимать участие в научных квестах.
Цель мероприятия
1 . Активизировать познавательную деятельность учащихся;
2. Способствовать развитию творческой деятельности и самореализации учащихся;
3. Развивать интерес к математике;
4. Развивать навыки ораторского искусства;
5. Воспитывать культуру общения.
1 ЗАЛ. “ГАЛЕРЕЯ МАТЕМАТИКОВ”.
- На стене портреты знаменитых математиков. Рассказывающий начинает рассказ о жизни и творчестве учёного.
2 ЗАЛ. “МНОГОГРАННИКИ”. (табличка “Руками трогать обязательно”
- Первые упоминания о многогранниках известны еще за три тысячи лет до нашей эры в Египте и Вавилоне. Тема многогранников является современным разделом математики. С древнейших времен наши представления о красоте связаны с симметрией. Наверное, этим объясняется интерес человека к многогранникам - удивительным символам симметрии, привлекавшим внимание выдающихся мыслителей, как Пифагор, Евклид, Архимед.
3. ЗАЛ Зал умных ИГР
- Венгерский шарнирный кубик
Необыкновенно популярной головоломкой стал кубик Рубика, изобретенный в 1975 г. преподавателем архитектуры из Будапешта Эрне Рубиком для развития пространственного воображения у студентов. Кубик Рубика – это куб, как бы разрезанный на 27 одинаковых кубичков. В исходном положении каждая грань куба окрашена в один из 6 цветов. Остроумный механизм позволяет поворачивать любой слой из 9 кубичков, примыкающих к одной грани куба, вокруг ее центра; при этом цвета граней смешиваются. Задача состоит в том, чтобы вернуть разноцветные грани в исходное положение. Кубик Рубика служит не только развлечением, но и прекрасным наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию.
- Змея – полная противоположность кубику
В отличие от кубика Рубика “волшебная змея”не имеет единственного, заранее известного решения: изменяя её форму, можно получить множество разнообразных фигур.
Игра “15”
Её придумал в семидесятых годах XIX века знаменитый американский изобретатель головоломок Сэмюэль Ллойд. Время появления его игры и известного всем нам кубика Рубика разделяют ровно сто лет. Игра “15” - первая в истории игра-головоломка, имевшая всемирный успех.
Вскоре после изобретения коробочка с цифрами “15” на крышке пересекла океан и, получив имя “такен”, быстро распространилась во всех европейских странах.
Китайские головоломки
Танграм – древнекитайская игра-головоломка. Она представляет собой разрезанный на части квадрат или прямоугольник. Из этих частей можно собирать исходную фигуру и другие, как по прилагаемым к игре рисункам, так и по собственному замыслу
Колумбово яйцо
- Интересным вариантом “Китайских головоломок” является “Колумбово яйцо”. И в ней надо складывать силуэтные изображения из частей головоломки. Но в этой игре за основу взят не квадрат, а овал. Он вырезается из картона или из фанеры и разрезается на 9 частей. Из частей этой головоломки можно составить много характерных силуэтов изображений различных птиц .
Колумбово яйцо
Выражение вошло во многие европейские языки из сочинения «История Нового Света» (1565), написанного итальянским путешественником Джироламо Бенцони (1519—?). Там говорится, что, когда Христофор Колумб рассказывал, будучи на обеде у кардинала Мендосы, о своем открытии Америки, один из гостей кардинала воскликнул: «Да ведь это так просто!» Тогда Колумб предложил ему решить вроде бы тоже простую задачу — поставить яйцо вертикально. Когда тот, как ни старался, не смог этого сделать, Колумб, стукнув тупым концом яйца о стол, приплюснул скорлупу у основания и поставил яйцо на стол. И сказал: «Да, это действительно очень просто» .
4 ЗАЛ. “ЗАЛ ОТКРЫТИЙ”
Сейчас мы с вами совершим открытие, которое сделал в 1858 году Лейпцигский профессор Август Фердинанд Мёбиус (ученик К.Ф.Гаусса) в возрасте 68 лет, а помогала ему служанка, которая неправильно сшила концы ленты. Какие же открытия сделал Мёбиус, разглядывая такую ленточку? . “Лист Мёбиуса” - ОДНОСТОРОННЯЯ ПОВЕРХНОСТЬ. Если на одну сторону посадить муху, а на другую – паучка, то они обязательно встретятся и паучок съест муху. На обычном кольце это не произойдёт.
5 зал История счета
Первой вычислительной машиной оказались пальцы рук. С их помощью охотник мог, к примеру, показать, сколько животных в преследуемой стае. Когда пальцев рук для подсчета не хватало, в ход шли пальцы ног.
Вавилоняне поступали так: записывали все числа от 1 до 59 по десятичной системе, применяя принцип сложения. При этом они пользовались всегда двумя знаками: прямым клином для обозначения 1 и лежачим клином для 10.
Писали в древнем Вавилоне на мягких глиняных табличках острыми палочками, а потом таблички обжигали, и они становились твердыми и прочными.
- При раскопках были найдены целые библиотеки и архивы из таких табличек. Палочкой на глине трудно изображать сложные фигуры, поэтому вавилонская письменность состояла, в основном, из различных комбинаций клинышков (ее так и называют - клинопись).
Счеты
Счёты (русские счеты) — простое механическое устройство для выполнения арифметических расчётов, согласно одной версии происходят от китайского счётного приспособления суаньпань, согласно другой имеют собственно русское происхождение.
Представляют собой раму, имеющую некоторое количество спиц; на них нанизаны костяшки, которых обычно по 10 штук.
Счёты являются одним из ранних вычислительных устройств и вплоть до конца XX века массово использовались в торговле и бухгалтерском деле, пока их не заменили калькуляторы.
Прибор «Огонек»
С чем ассоциируются числа? Ассоциативное мышление - это индикатор творческого процесса
- Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение.
4 зал “ Чудеса математики ”
Можно составить программу для перестановки букв в слове (форум программистов).
Дроигое ретбяа!
Пресдоящтая неледя в нешай шлкое повящсена сомай двнреей и сомай юонй, венчо модолой накуе – маеттимаке.
Маеттимака весдга сорповоджала чеолвкеа в жинзи. Она поомгеат равзиитю дуригх нуак, она равзивеат у чолевкеа выжнае каечсвта линчотси.
Во монгих сорвеменынх порфесисях нунжы маетмаитчексие занния: аргонмоу и ижненреу, рбаочмеу и дяорке, комсонвату и дпилоамту, прдоацву и ксасриу. Джае доомхозйяке – дял веединя дмоашенго хзояйтсва, дял рменота кавритры, дял псоеещиня мгааизна, пчтоы, теелгрфаа и д. т.
Внимание конкурс.
Прделаагю вам ссотаивть поодбыне рсаскзаы, а мы ппоробеум их порчиатть. Жлеаю уадчи.
Спасибо ученикам 5 «А» класса за участие в мероприятиях