СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ: "МУЗЕЙ В ЧЕМОДАНЕ: БАТЛЕЙКА"
Цель: познакомить участников с традицией белорусского народного театра батлейка, продемонстрировать его элементы, вдохновить на создание собственных театральных постановок.
Ожидаемые результаты:
1.Участники узнают о белорусской традиции батлейки.
2.Разовьют творческие навыки и умение работать в команде.
3.Проявят интерес к изучению народного искусства.
Форма проведения: интерактивное занятие с элементами театра.
Целевая аудитория: учащиеся 4–6 классов, педагоги, родители.
Продолжительность: 40–60 минут.
Материалы и оборудование:
Чемодан с миниатюрным театром батлейка.
Куклы для батлейки (готовые и шаблоны для изготовления).
Декорации и фон.
Реквизит для мастерской: бумага, ножницы, клей, маркеры.
Проектор (для демонстрации изображений, если требуется).
1. Вступление (5–7 минут)
Ведущий: (одет в традиционный белорусский костюм или его элементы)
Приветствие участников.
Вопрос для вовлечения. «Кто из вас знает, что такое батлейка? Как вы думаете, для чего она использовалась?»
Краткое введение. Батлейка — белорусский народный кукольный театр.
Название связано с Вифлеемом (Бетлеемом) и рождественскими мистериями.
Постепенно батлейка стала использоваться не только для религиозных сюжетов, но и для сатирических, бытовых сценок.
Показ чемодана:
Чемодан украшен традиционными белорусскими узорами.
Ведущий открывает его, демонстрируя элементы батлейки: куклы, миниатюрный ящик-театр, декорации.
2. История батлейки (7–10 минут)
Ведущий рассказывает с использованием иллюстраций и кукольных персонажей о появлении батлейки на белорусских землях, как батлейка путешествовала по деревням, показывает роль батлейки в праздничных обрядах и развлечениях.
Основные персонажи: религиозные (Иосиф, Мария, ангелы, Ирод), народные (шут, кузнец, крестьяне).
Интерактив:
Вопросы к аудитории:
«Как вы думаете, почему батлейка была популярна среди людей того периода?»
«Какие темы могли быть интересны зрителям тех времён?»
3. Демонстрация батлейки (10–15 минут)
Мини-спектакль:
Ведущий проводит небольшую постановку с использованием батлейки.
Сценарий: классическая рождественская мистерия или короткая сатирическая сценка о деревенской жизни.
Зрители видят, как куклы двигаются, слышат голоса персонажей.
Вовлечение зрителей:
Предложение участникам попробовать управлять куклами.
Показ основных техник управления:
Подвижные фигурки.
Использование декораций.
4. Творческая мастерская (15–20 минут)
Участники разделяются на группы.
Задача: создать свою мини-сценку.
Этапы:
Выбор сюжета:
Библейская история.
Бытовая или шуточная сценка.
Подготовка кукольных персонажей:
Использование шаблонов, бумаги, клея.
Репетиция сценки:
Работа с голосом.
Распределение ролей.
Мини-выступления групп:
Каждая группа показывает свой результат.
5. Заключение (5–7 минут)
Обсуждение:
Что больше всего понравилось в батлейке?
Что было сложным или интересным?
Как батлейка помогает лучше понять традиции и историю?
Подарок участникам: Раздача небольших сувениров, связанных с батлейкой (например, бумажные батлеечные фигурки, изображение батлейки на календарике или закладке для книг).
Фото с батлейкой: Все участники делают общую фотографию с кукольным театром.
Ссылка на видео выступления батлеечного театра. Драма «Царь Ирод» 2020-2021 уч.год. ttps://youtu.be/bGJ0zuHvOFk
Ссылка clck.ru/33mZfh
3