СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейное занятие «Юность, опалённая войной…»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению через знание истории своего района.

Просмотр содержимого документа
«Музейное занятие «Юность, опалённая войной…»»

ГКОУ ПК «ЦПД» г.Перми







Музейное занятие «Юность, опалённая войной…»











Автор

воспитатель

Верещагина Наталья Анатольевна



















ПЕРМЬ 2018

Пояснительная записка

Воспитание уважения к подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла - одно из направлений патриотического воспитания. Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, публичных выступлений, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами. Развивать мыслительные, творческих, коммуникативные способности учащихся. Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея - преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий, музейных уроков. После того, как старшие ребята выпускаются, им на смену приходит их младшая смена - к этому времени они уже имеют достаточную подготовку, обладают необходимой информацией, опытом, поэтому проведение музейных уроков способствует преемственности и взаимодействий актива школьного музея со всеми учащимися, ветеранами района.























Музейный урок «Юность, опалённая войной…»



Основание для разработки урока: празднование Дня Победы 9 мая, сохранение преемственности поколений, приобщение учащихся к историческому наследию.

Цель урока: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению.

Задачи:

1. Формировать интерес учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны, своего края, района.

2. Приобщать учащихся к культурному наследию на основе документального материала о ветеранах района.

3. Развивать навыки работы с дополнительной литературой, умение отбирать, оценивать и преподносить исторический материал.

4. Формировать чувство уважения к старшему поколению.

Подготовка к уроку: разучивание песен военных лет; выпуск боевых листов; посещение районного музея, поиск материала в архивах.

Ход урока

Звучит песня « Последний бой», демонстрируются кадры фильма «Победа»

Ведущий: Ребята, о чем эта песня и фильм? Почему мы должны помнить о событиях Великой Отечественной войны? В нашем районе проживает около 32 участников войны, многие вернулись с победой, воевали. Внесли свой вклад в разгром врага. Нет героев от рождения, они рождаются в боях. Кто же они? Откуда мы можем о них узнать?

Чтец :

В школьном музее в маленьком зале

Год сорок первый нам показали.

Здесь на столе под стеклом мутноватым

Нашего горя легли экспонаты.

Каска, патроны, граната и фляга,

Да пожелтевшая писем бумага,

А со стены с фотографий глядели

Наши ребята в солдатской шинели.

Они добровольно шагали в солдаты,

Рыли окопы, крыли накаты…

Раны болели в бинтах порыжелых,

Они замерзал в снегах подо Ржевом.

Но поднимались с Волжской лугою,

Но выгибались Курской дугою…

Мы становились седыми в семнадцать,

А, повзрослев, отучились бояться!

И, не считая врагов своих, били,

И беззаветно Россию любили!

Вот потому-то у стендов музея

Нынче собрал Ветеранов-друзей я…



Давайте послушаем о них рассказ.

Экскурсовод: Докукин Матвей Павлович был призван в армию Кировским военкоматом Перми. Участвовал в боевых действиях с августа 1942 года по май 1945 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сначала на первом Украинском фронте, а затем на Закавказском и Воронежском фронтах в составе 59-й и 47-й армий. В 1943 году был участником Курской битвы. Участвовал в освобождении Киева, Житомира, Фастова. С августа по сентябрь 1945 года переброшен был на Дальневосточный фронт в составе войск ПВО. Был начальником радиостанции.

Экскурсовод: Зыблев Николай Александрович, родился в 1922 году. Участвовал в боевых действиях с 1941 по май 1945 на Сталинградском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах в составе 1 механизированного корпуса, 19 механизированная бригада. Командир батареи, старший лейтенант. Имел ранение. Награжден: ордена Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги», «За оборону 5 Сталинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Экскурсовод: Герой Амурской флотилии Бубнов Алексей Михайлович был активным членом совета музея, но человеком скромным и о своей фронтовой юности рассказывал мало. Предвоенная и послевоенная жизнь Леонида Филимоновича тесно связана с городом Пермь. Войну начал в 1942 году и завершил в 1945 году. Участник Курской битвы, дошел до Берлина. После войны работал на заводе имени Кирова. Награжден орденами и медалями.

Ведущий: Ребята, есть ли в вашей семье герои и что вы о них знаете?

Рассказ ученицы 3 класса: Мой прадед, Курочкин Владимир Петрович, в годы войны стал сиротой. Переехал к сестре в город Хабаровск, поступил в школу юнг Краснознаменной Амурской флотилии. Зимой юнги осваивали теорию, а летом проходили практику на кораблях. С августа 1945 года участвовал в войне с Японией на Дальнем Востоке, имеет награды, среди которых орден Отечественной войны, медаль «За победу над Японией» (ученица демонстрирует награды и фотографии из семейного архива).

Ведущий: В нашем музее сохранились фронтовые реликвии. Фронтовые письма хранят историю тех людей, кто прошел дорогами войны или находился в тылу. Как ждали весточки матери, братья и сестры и даже соседи. А вдруг и о моем родственнике напишут в скупых фронтовых строчках. Получив такое письмо, садились и перечитывали по несколько раз. Однажды в наш музей пришли родственники Петухова и принесли несколько писем. У писем не было ни конверта, ни почтовых марок, они напоминали мальчишескую треуголку из бумаги. Да и по виду это письмо напоминает треугольник, сделанный из тетрадного листа, пожелтевшего от времени. С одной стороны, я увидел адрес: город Пермь, улица Истомина, 87, Петуховой И. П., далее указан номер полевой почты и фамилия Петухов П., с другой стороны почтовый штемпель, похожий на современный и число 12.08.1943 года. Мне было очень интересно узнать, от кого это письмо и кто его получил. Удивительно, но почти все письма начинались следующими словами: «Добрый день или вечер. Шлю вам сердечный привет и сообщаю, что я жив и здоров». А далее строчки зачеркнуты. Позже я узнала, что это зачеркивала военная цензура. Возможно, это были секретные сведения о дислокации воинских частей, чтобы данные не попали к врагу, а возможно какая- то просьба или жалоба. Сами посудите, ведь на фронт попадали совсем безусые мальчишки, и им хотелось, чтобы их кто-то защитил. Это письмо написано было самому родному человеку-маме. Сетовал в письме на то, что нет весточек от друзей и сообщал о себе, что жив и здоров. Зачем, наверное, думал он, тревожить маму. Все страницы исписаны простым карандашом или перьевой ручкой, чернилами. В следующем письме он поместил стихи своей любимой девушке, от которой долго не получал писем. В строчках сообщение о своей гвардейской дивизии, о том, как его ждут и верят в победу. Из писем видно, что самым главным человеком была мама, поэтому и вспоминал солдат мамины пироги и мамины добрые руки и ласковые слова. В ходе поиска я установила, что это письмо прислал Петухов Петр Осипович. Петр Осипович Петухов родился 22 января 1925 году в Пермской области, в деревне Орловка. В феврале 1943 года он был призван в армию. Служил Пётр Осипович в 202-й воздушно-десантной бригаде. В 1943 году части бригады были переданы Воронежскому и Южному фронтам. В 1943 году части воздушно-десантных бригад были передислоцированы по железной дороге в район аэродрома Лебедин, Смородино и Богодухов Сумской области. Цель десанта заключалась в блокировании резервов, которые немцы могли выдвинуть для отражения форсирования Днепра на Букринском плацдарме. Более двух месяцев велись тяжелые и упорные бои. Воздушно- десантным дивизиям пришлось прорывать хорошо организованную вражескую оборону, наступать в условиях лесисто-болотистой местности, при ограничен- ном количестве дорог, что затрудняло маневр, подвоз материальных средств и эвакуацию. Помимо выполнения диверсионных задач, бригада проводила детальную разведку системы обороны противника по Днепру. За время проведения Днепровской воздушно-десантной операции погибло и пропало без вести более 2500 человек из числа высадившихся. За время боев в тылу врага десантники уничтожили около 3 тысяч фашистов, пустили под откос 15 вражеских эшелонов, уничтожили 52 танка, 6 самоходных орудий, 18 тягачей, 227 автомобилей и много другой техники. В 1943г. воздушно- десантные бригады принимали участие в разгроме немецких войск в районе Черкасс. Точный боевой путь Петра Осиповича Петухова неизвестен, 202-ая воздушно-десантная бригада, как и других регионов неоднократно менялась в составе в разные периоды боевых действий, однако, читая письма, сверяя наградные удостоверения, а также вспоминая рассказы родственников и сопоставляя исторические факты, можно заключить, что Петр Осипович был участником Курской битвы, участвовал в освобождении Вены. В семье Петухова П. О. бережно хранят память о герое Великой Отечественной войны. Письма с фронта передаются из поколения в поколение.

Чтец 1:

Бегут года и с каждым днем от нас все дальше

Уходит в прошлое кошмарная война.

Фронтовики становятся все старше,

Посеребрила шевелюры седина.

Чтец 2:

Нам очень дорог малейший штрих

Военных лет, что жгли, как пламя.

И о погибших, и о живых мы сохраним навеки память.

Чтец 3:

В сердцах наших будут жить вечно,

Герои минувшей войны,

Нам память о ней дорога бесконечно

И ею с тобой мы сильны.

Слово ветеранам: Макаров А. М.- юнга военных лет, участник войны, Куклина Мария Ивановна - вдова участника войны, малолетняя узница концлагеря.

Ведущий : О ком мы узнали на уроке? Почему так важно сохранять память?



Викторина

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Назовите дату окончания Великой Отечественной войны.

3. Какие памятники ВОВ есть в Кировском районе города Перми?

4. Назовите участников войны – жителей Кировского района.

5. Какие улицы в нашем районе названы именами героев Великой Отечественной войны?

Подведение итогов.

Рефлексия.

Звучит песня « Служить России»