ГКОУ ПК «ЦПД» г.Перми
Музейное занятие «Юность, опалённая войной…»
Автор
воспитатель
Верещагина Наталья Анатольевна
ПЕРМЬ 2018
Пояснительная записка
Воспитание уважения к подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла - одно из направлений патриотического воспитания. Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, публичных выступлений, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами. Развивать мыслительные, творческих, коммуникативные способности учащихся. Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея - преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий, музейных уроков. После того, как старшие ребята выпускаются, им на смену приходит их младшая смена - к этому времени они уже имеют достаточную подготовку, обладают необходимой информацией, опытом, поэтому проведение музейных уроков способствует преемственности и взаимодействий актива школьного музея со всеми учащимися, ветеранами района.
Музейный урок «Юность, опалённая войной…»
Основание для разработки урока: празднование Дня Победы 9 мая, сохранение преемственности поколений, приобщение учащихся к историческому наследию.
Цель урока: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению.
Задачи:
1. Формировать интерес учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны, своего края, района.
2. Приобщать учащихся к культурному наследию на основе документального материала о ветеранах района.
3. Развивать навыки работы с дополнительной литературой, умение отбирать, оценивать и преподносить исторический материал.
4. Формировать чувство уважения к старшему поколению.
Подготовка к уроку: разучивание песен военных лет; выпуск боевых листов; посещение районного музея, поиск материала в архивах.
Ход урока
Звучит песня « Последний бой», демонстрируются кадры фильма «Победа»
Ведущий: Ребята, о чем эта песня и фильм? Почему мы должны помнить о событиях Великой Отечественной войны? В нашем районе проживает около 32 участников войны, многие вернулись с победой, воевали. Внесли свой вклад в разгром врага. Нет героев от рождения, они рождаются в боях. Кто же они? Откуда мы можем о них узнать?
Чтец :
В школьном музее в маленьком зале
Год сорок первый нам показали.
Здесь на столе под стеклом мутноватым
Нашего горя легли экспонаты.
Каска, патроны, граната и фляга,
Да пожелтевшая писем бумага,
А со стены с фотографий глядели
Наши ребята в солдатской шинели.
Они добровольно шагали в солдаты,
Рыли окопы, крыли накаты…
Раны болели в бинтах порыжелых,
Они замерзал в снегах подо Ржевом.
Но поднимались с Волжской лугою,
Но выгибались Курской дугою…
Мы становились седыми в семнадцать,
А, повзрослев, отучились бояться!
И, не считая врагов своих, били,
И беззаветно Россию любили!
Вот потому-то у стендов музея
Нынче собрал Ветеранов-друзей я…
Давайте послушаем о них рассказ.
Экскурсовод: Докукин Матвей Павлович был призван в армию Кировским военкоматом Перми. Участвовал в боевых действиях с августа 1942 года по май 1945 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сначала на первом Украинском фронте, а затем на Закавказском и Воронежском фронтах в составе 59-й и 47-й армий. В 1943 году был участником Курской битвы. Участвовал в освобождении Киева, Житомира, Фастова. С августа по сентябрь 1945 года переброшен был на Дальневосточный фронт в составе войск ПВО. Был начальником радиостанции.
Экскурсовод: Зыблев Николай Александрович, родился в 1922 году. Участвовал в боевых действиях с 1941 по май 1945 на Сталинградском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах в составе 1 механизированного корпуса, 19 механизированная бригада. Командир батареи, старший лейтенант. Имел ранение. Награжден: ордена Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги», «За оборону 5 Сталинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Экскурсовод: Герой Амурской флотилии Бубнов Алексей Михайлович был активным членом совета музея, но человеком скромным и о своей фронтовой юности рассказывал мало. Предвоенная и послевоенная жизнь Леонида Филимоновича тесно связана с городом Пермь. Войну начал в 1942 году и завершил в 1945 году. Участник Курской битвы, дошел до Берлина. После войны работал на заводе имени Кирова. Награжден орденами и медалями.
Ведущий: Ребята, есть ли в вашей семье герои и что вы о них знаете?
Рассказ ученицы 3 класса: Мой прадед, Курочкин Владимир Петрович, в годы войны стал сиротой. Переехал к сестре в город Хабаровск, поступил в школу юнг Краснознаменной Амурской флотилии. Зимой юнги осваивали теорию, а летом проходили практику на кораблях. С августа 1945 года участвовал в войне с Японией на Дальнем Востоке, имеет награды, среди которых орден Отечественной войны, медаль «За победу над Японией» (ученица демонстрирует награды и фотографии из семейного архива).
Ведущий: В нашем музее сохранились фронтовые реликвии. Фронтовые письма хранят историю тех людей, кто прошел дорогами войны или находился в тылу. Как ждали весточки матери, братья и сестры и даже соседи. А вдруг и о моем родственнике напишут в скупых фронтовых строчках. Получив такое письмо, садились и перечитывали по несколько раз. Однажды в наш музей пришли родственники Петухова и принесли несколько писем. У писем не было ни конверта, ни почтовых марок, они напоминали мальчишескую треуголку из бумаги. Да и по виду это письмо напоминает треугольник, сделанный из тетрадного листа, пожелтевшего от времени. С одной стороны, я увидел адрес: город Пермь, улица Истомина, 87, Петуховой И. П., далее указан номер полевой почты и фамилия Петухов П., с другой стороны почтовый штемпель, похожий на современный и число 12.08.1943 года. Мне было очень интересно узнать, от кого это письмо и кто его получил. Удивительно, но почти все письма начинались следующими словами: «Добрый день или вечер. Шлю вам сердечный привет и сообщаю, что я жив и здоров». А далее строчки зачеркнуты. Позже я узнала, что это зачеркивала военная цензура. Возможно, это были секретные сведения о дислокации воинских частей, чтобы данные не попали к врагу, а возможно какая- то просьба или жалоба. Сами посудите, ведь на фронт попадали совсем безусые мальчишки, и им хотелось, чтобы их кто-то защитил. Это письмо написано было самому родному человеку-маме. Сетовал в письме на то, что нет весточек от друзей и сообщал о себе, что жив и здоров. Зачем, наверное, думал он, тревожить маму. Все страницы исписаны простым карандашом или перьевой ручкой, чернилами. В следующем письме он поместил стихи своей любимой девушке, от которой долго не получал писем. В строчках сообщение о своей гвардейской дивизии, о том, как его ждут и верят в победу. Из писем видно, что самым главным человеком была мама, поэтому и вспоминал солдат мамины пироги и мамины добрые руки и ласковые слова. В ходе поиска я установила, что это письмо прислал Петухов Петр Осипович. Петр Осипович Петухов родился 22 января 1925 году в Пермской области, в деревне Орловка. В феврале 1943 года он был призван в армию. Служил Пётр Осипович в 202-й воздушно-десантной бригаде. В 1943 году части бригады были переданы Воронежскому и Южному фронтам. В 1943 году части воздушно-десантных бригад были передислоцированы по железной дороге в район аэродрома Лебедин, Смородино и Богодухов Сумской области. Цель десанта заключалась в блокировании резервов, которые немцы могли выдвинуть для отражения форсирования Днепра на Букринском плацдарме. Более двух месяцев велись тяжелые и упорные бои. Воздушно- десантным дивизиям пришлось прорывать хорошо организованную вражескую оборону, наступать в условиях лесисто-болотистой местности, при ограничен- ном количестве дорог, что затрудняло маневр, подвоз материальных средств и эвакуацию. Помимо выполнения диверсионных задач, бригада проводила детальную разведку системы обороны противника по Днепру. За время проведения Днепровской воздушно-десантной операции погибло и пропало без вести более 2500 человек из числа высадившихся. За время боев в тылу врага десантники уничтожили около 3 тысяч фашистов, пустили под откос 15 вражеских эшелонов, уничтожили 52 танка, 6 самоходных орудий, 18 тягачей, 227 автомобилей и много другой техники. В 1943г. воздушно- десантные бригады принимали участие в разгроме немецких войск в районе Черкасс. Точный боевой путь Петра Осиповича Петухова неизвестен, 202-ая воздушно-десантная бригада, как и других регионов неоднократно менялась в составе в разные периоды боевых действий, однако, читая письма, сверяя наградные удостоверения, а также вспоминая рассказы родственников и сопоставляя исторические факты, можно заключить, что Петр Осипович был участником Курской битвы, участвовал в освобождении Вены. В семье Петухова П. О. бережно хранят память о герое Великой Отечественной войны. Письма с фронта передаются из поколения в поколение.
Чтец 1:
Бегут года и с каждым днем от нас все дальше
Уходит в прошлое кошмарная война.
Фронтовики становятся все старше,
Посеребрила шевелюры седина.
Чтец 2:
Нам очень дорог малейший штрих
Военных лет, что жгли, как пламя.
И о погибших, и о живых мы сохраним навеки память.
Чтец 3:
В сердцах наших будут жить вечно,
Герои минувшей войны,
Нам память о ней дорога бесконечно
И ею с тобой мы сильны.
Слово ветеранам: Макаров А. М.- юнга военных лет, участник войны, Куклина Мария Ивановна - вдова участника войны, малолетняя узница концлагеря.
Ведущий : О ком мы узнали на уроке? Почему так важно сохранять память?
Викторина
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Назовите дату окончания Великой Отечественной войны.
3. Какие памятники ВОВ есть в Кировском районе города Перми?
4. Назовите участников войны – жителей Кировского района.
5. Какие улицы в нашем районе названы именами героев Великой Отечественной войны?
Подведение итогов.
Рефлексия.
Звучит песня « Служить России»