СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейное занятие "О подвиге твоем, Ленинград"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музейное занятие "О подвиге твоем, Ленинград"»

Музейное занятие

«О подвиге твоем, Ленинград»


Цель занятия: сформировать у учащихся представление об обстановке, которая сложилась в блокадном Ленинграде в 1941-1944гг.

Задачи:

Образовательные: объяснить понятие «блокада»; разъяснить цели фашистов; опираясь на данные источников, определить степень трудностей, выпавших на долю ленинградцев, оценить мужество, героизм, выдержку этих людей; определить источники победы ленинградцев над фашистским планом уничтожения города.

Воспитательные: способствовать формированию патриотических чувств у студентов, гордости за мужество нашего народа в Великой Отечественной войне; воспитание чувства сострадания к испытаниям, которым подвергся советский народ.

Оборудование и материалы: для проведения занятия используются музейные материалы: воспоминания блокадников, дневник Тани Савичевой, презентация и видеофильм.


В начале занятия на фоне довоенного Ленинграда, под звук метронома учащийся ( из числа школьников – экскурсоводов) читает стихотворение О. Бергольц «Я говорю…»

Я говорю…

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.

Учитель:

22 июня 1941 г. В 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия, воглаве которой стоял Адольф Гитлер напала на нашу страну. Еще в декабре1940 г. В Германии был утвержден план молниеносной войны против нашей страны –план «Барбаросса». В планах немецкого командования отводилось важное место захвату города Ленинграда, по расчетам немецких генералов должен был предшествовать взятию Москвы. А сам город Гитлер хотел стереть с лица земли, и на его месте создать искусственное озеро. Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон-Лееба. Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был занят Псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров.21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда.

Ученик читает сообщение. Перед ним на столе лежат два куска хлеба весом 250 и 125 грамм.

Положение блокадного города было невероятно трудным. В домах отсутствовало тепло, электричество, керосин не выдавался. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать 250 г. хлеба, а неработающие, в том числе и дети-125 г. хлеба в день, да и то хлебом-то он только назывался. На самом деле хлеб состоял из 10 % воды, 10% целлюлозной муки и 80% суррогатов. Ленинградцы размачивали ремни и варили суп, добавляя жмых, отруби, даже пробовали варить суп из обойного клея. А он был ужасно не вкусным, но помогал хоть немного сберечь силы. В городе не было паники, ленинградцы держались.

Помимо голода пришли и другие бедствия, в конце ноября ударили морозы под -40 , замерзли водопровод, канализация. За водой ходили на набережную Невы; делали прорубь и набирали воду под обстрелами. В декабре 1941 г. Город оказался в ледяном плену. Были зафиксированы случаи каннибализма. Сначала видели убитых бомбами, снарядами. Потом стали появляться убитые голодом, их какое-то время не то, что не замечали –боялись понять до конца, что это означает, что надвигается на город.


Учащийся читает стихотворение Александра Трубина «Блокадное»

Блокадное

Она несла в худой руке
Кусочек сахара блокадный,
А ты был в близком далеке,
А рядом — отзвук канонадный.
Чуть меньше тысячи шагов
Идти до госпиталя было,
Но каждый шаг, как сто веков.
И с каждым — сила уходила.
Казалось, лёгкое пальто
Потяжелело «дестикратно».
И на весь мир не знал никто

Дойдёт ли женщина… обратно.


Учитель:

Ребята давайте прочитаем воспоминания ленинградцев.

Ученикам раздаются листочки с воспоминаниями.

Воспоминания участников Блокадного Ленинграда.

Лидия Охапкина: «Один раз на рынке-толкучке удалось с рук купить столярного клея. Из него тогда варили студень. Вот я тоже варила, и мы его ели... Другой раз мне удалось купить кожу свиную. Она была повкусней, но ее надо было варить долго, чтобы она размякла».

Народный артист Николай Трофимов вспоминает, как в блокаду он потерял трехмесячного сына и искал, где похоронить мальчика, как в 43 году он разбирал остатки набитого людьми трамвайного вагона, в который попал авиационный снаряд.

Известны воспоминания жителей города о том, как маленькой девочке оторвало осколком снаряда руку, и она плакала... потому что в этой руке была хлебная карточка. О том, как после блокадной зимы открылись бани. И все мылись вместе и до слез смеялись друг над другом: люди были истощены до предела..."

Учитель:

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Ученик читает сообщение ( Из книги воспоминаний участников блокады)

Вспоминает Зинаида Епифановна Карякина.

Почувствовала себя плохо. Соседка по квартире зашла ко мне в комнату, поглядела на меня и сказала:
— А ведь ты умираешь, Зинаида Епифановна.
— Умираю, - согласилась я. - И знаешь, Аннушка, чего мне хочется, так хочется - предсмертное желание, наверное, последнее: сахарного песочку мне хочется. Даже смешно, так ужасно хочется.
Соседка постояла надо мной, подумала. Вышла и вернулась через пять минут с маленьким стаканчиком сахарного песку.
— На, Зинаида Епифановна, - сказала она. - Раз твое такое желание перед смертью - нельзя тебе отказать. Это когда нам по шестьсот граммов давали, так я сберегла. На, скушай.
Я только глазами поблагодарила соседку и медленно, с наслаждением стала есть. Съела, закрыла глаза, сказала: "Вот и полегче на душе", и уснула. Проснулась утром и… встала.
Верно, еле-еле, но ходила.
А на другой день вечером вдруг раздался в дверь стук.
— Кто там? - спросила я.
— Свои, - сказал за дверью чужой голос. - Свои, откройте.
Я открыла. Передо мной стоял совсем незнакомый летчик с пакетом в руках.
— Возьмите, - сказал он и сунул пакет ей в руки.- Вот, возьмите, пожалуйста.
— Да что это? От кого? Вам кого надо, товарищ?
Лицо у летчика было страшное, и говорил он с трудом.
— Ну, что тут объяснять… Ну, приехал к родным, к семье, привез вот, а их уже нет никого… Они уже… они умерли! Я стучался тут в доме в разные квартиры - не отпирает никто, пусто там. Что ли, - наверное, тоже…как мои… Вот вы открыли. Возьмите. Мне не надо, я обратно на фронт…
В пакете была мука, хлеб, банка консервов. Огромное богатство свалилось в моируки. На неделю хватит одной, на целую неделю!.. Но подумала я : съесть это одной - нехорошо. Жалко, конечно, муки, но нехорошо есть одной, грех. Вот именно грех - по-новому, как-то впервые прозвучало для меня это почти забытое слово. И позвала я Анну Федоровну, и мальчика из другой комнаты, сироту, и еще одну старушку, ютившуюся в той же квартире, и устроили мы целый пир - суп, лепешки и хлеб. Всем хватило, на один раз, правда, но порядочно на каждого. И так бодро себя все после этого ужина почувствовали.

— А ведь я не умру. Зря твой песок съела, уж ты извини, Анна Федоровна.
— Ну и живи! Живи! - сказала соседка. - Чего ты…извиняешься! Может, это мой песок тебя на ноги-то и поставил. Полезный он: сладкий.
И выжили и Зинаида Епифановна, и Анна Федоровна, и мальчик. Всю зиму делились - и все выжили.
Учитель:

Но были очень ужасные моменты в истории блокады, ребята найдите в тех листочках, которые я вам раздала документы , найдите те, которые называются Данные УНКВД:СПЕЦСООБЩЕНИЕ УНКВД ЛЕНИНГРАДА

No 10068 ОТ 13 ДЕКАБРЯ 1941 г."...Я была свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь,люди прибежали с ножами и топорами, начали резать лошадь на куски. Это ужасно. Люди имели вид палачей".

К., 1912 г.р., жена красноармейца, задушила свою младшую дочь в возрасте полутора лет. Труп употребила на приготовление пищи себе и троим своим детям...

1 декабря с.г. Б., 1911 г.р., нормировщик завода им. Свердлова, в отсутствие жены убил двух сыновей в возрасте 4-х лет и 10-ти месяцев. Труп младшего сына употребил в пищу...Все преступники, обвиняемые в людоедстве, арестованы и передаются суду Военного трибунала.

СПЕЦСООБЩЕНИЕ УНКВД No 10734 от 2 ИЮНЯ 1942 г. Приводим характерные сообщения, имевшие место в мае: Безработная К., 21 года, беспартийная, убила своего новорождённого сына и труп употребила в пищу. К. арестована, в убийстве созналась.

Безработные К., 50 лет, совместно с дочерью, 22 лет, убили дочь К. –Валентину, 13-ти лет, и совместно с другими жильцами квартиры –токарем завода No 7 В. и работницей артели В. –употребляли труп в пищу


Учитель: Да, ребята, происходили такие страшные события, вы должны понимать, что эти случаи ещё сильнее говорят о том, каким ужасным было положение жителей города, раз люди пошли на такое, значит, это был придел их отчаяния. Но не все теряли человеческое лицо. Давайте прочитаем воспоминания Фаины Прусовой

Фаина Прусова: «По совету одной старушки сварила обои. Но стало так противно -тут же выбросила, только воду испортила. Сварила и ремень (дворник посоветовал) -тоже мутная , грязная вода. Вылила. . . И вот здесь мы дали все друг другу слово -непсиховать, не есть всякую дрянь, и будь что будет. . . Дома я соблюдаю чистоту. Думаю, что это нас поддержало. Подаю всегда на тарелочке. . . Воды не было -ходила на Неву с бидончиками. . . Да, люди едят кошек, собак. . . А я радуюсь, что дети мои не теряют человеческого образа».

Учитель

В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь -дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе. Ученик читает сообщение ( на экране появляется портрет Тани Савичевой, ученик в руках держит записную книжку - копию дневника Тани)

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей: «Женя умерла 28 декабря в 12-30 утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама 13 мая в 7-20 утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»

Умирающую Таню удалось увезти из Блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку и она вскоре умерла. 18 мая 1972 г. На могиле Тани был поставлен памятник. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

Учитель:

Уже к лету 1942 г. Официально зарегистрировано 1,2 млн. смертей. Сначала умирали пожилые, больные, ослабленные, потом те, кто целенаправленно жертвовал собой, спасал тем самым своих близких, многие ленинградцы считали, что они выжили благодаря тому, что мертвые спасая живых, оставляли им свой паек. Пискаревское кладбище в Петербурге одно из самых крупных кладбищ в мире, огромная братская могила. В марте 1942 г. Там было захоронено 130 тыс. человек. Из всех родившихся до 1942 года умер каждый второй. Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 г. -за один месяц умерло 96751 человек. Но город выжил и боролся. Заводы продолжали выпускать продукцию для фронта. На знаменитом Кировском заводе продолжали делать танки, хотя завод периодически бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. В это время работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи, работало ленинградское радио. Сотрудники знаменитого Института ботаники всю блокаду сохраняли бесценное сокровище: несколько тонн семян многих растений, лучших сортов пшеницы. Люди голодали, но сохранили для потомков достояние страны. Недосыпая ночами, в страшном холоде, переживая смерть своих близких Д. Шостакович выстрадал Ленинградскую симфонию

(Прослушиваем фрагмент 7-ой симфонии Д.Шостаковича.)

В это

Учитель:

День 22 ноября 1941 года стал днем рождения знаменитой Ладожской военно-автомобильной магистрали, с которой были связаны жизнь и судьба ленинградцев, боеспособность войск фронта, их неодолимая вера в победу над врагом. С этого дня и в течение пяти зимних месяцев, в пургу и лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, ни на минуту не затихало движение на дороге. В осажденный город шел транспорт с бесценным грузом –хлебом для ленинградцев. Поэтому неслучайно эту трассу они называли « Дорогой жизни».

Ученик(сообщение)

Враги упорно стремились ликвидировать Ладожскую трассу, беспрестанно бомбили. А как тяжело и страшно находиться на льду во время бомбежки или артиллерийского обстрела? Здесь не зароешься в землю , не бросишься в кювет, не спрячешься за валун или за дерево. Бомбы, с воем рассекая воздух, вонзаются в лед. Взрыв. Высоко в небо взлетает столб воды и осколков льда. Лед встряхивает, он как живой колышется над тобой. Множество трещин змеями разбегаются от воронки. Выступает желтая ладожская вода, которая пожирает снег. Но несмотря на бомбежки в город шли и шли машины с хлебом. Шоферы рисковали жизнью, но не останавливались не на минуту.. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”. Еще одним врагом шофера была усталость. Она подкрадывалась незаметно., заставляя человека засыпать прямо за рулем, это было очень опасно, так как машина могла сойти с колен, провалиться под лед. Был еще один враг –ветры. На Ладоге почти непрерывно дули штормовые ветры. Разбушевавшиеся метели заметали дороги, за один час, уничтожая то, что люди расчищали за сутки. В этой стихии важно было не сбиться с пути. Даже в самые холодные зимы на озере были места, которые не замерзали, а постоянные бомбардировки ломали и без того тонкий лед. Но тяжелее всего было весной, когда лед трещал, утопая в воде, но машины продолжали двигаться в Ленинграду. Сколько выдержки, подлинного героизма проявляли труженики ледовой дороги. Недоедая, страдая от холода и страшного переутомления, солдаты и офицеры буквально творили чудеса. Ведь их груз был самым важным для ленинградцев. Один из шоферов ледовой трассы вспоминает: « Трудно передать словами чувства, видя исхудавших, посеревших от голода и

холода людей. Многие из них с трудом держались на ногах. Особенно тяжелое впечатление оставляли дети, по-взрослому серьезные и молчаливые. Мы тщательно укутывали их, стараясь уберечь от лютого холода, и везли их как ценный груз». За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям -на 75 г в сутки. По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога!

Ученик читает стихотворение Ольги Бергольц

И было на всем ходу

Машина задняя осела

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут –пустяк

Поломка эта не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь –опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб -две тонны ?

Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед!

Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам

О, мы познали в декабре:

Не зря священным даром назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

Учитель:

Ещё во второй половине ноября 1942 года несколько высших офицеров штаба Ленинградского фронта начали работу, о которой, кроме них да командующего и членов Военного Совета, не знал никто. Работа называлась «Военная игра No5». Подобная же работа велась и в штабе Волховского фронта.8 декабря директива была утверждена. Она предлагала двум фронтам провести операцию по прорыву блокады: совместным ударом с двух сторон разгромить немецко-фашистские войска на шлиссельбургско-синявинском выступе. В результате Ленинград должен был получить прямую сухопутную связь с центральными областями страны. Прежнее название «Военная игра No5» было заменено на новое тоже условное, операция «Искра».

Ученики читают сообщения

Блокада Ленинграда была прорвана в 1943 году. 12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп "катюш" -во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. К полудню 18 января в районе Рабочих посёлков No5 и 1 произошла встреча двух фронтов. В ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.18 января 1943 года ГКО принял решение о форсированном строительстве железнодорожной ветки, которая связала бы Ленинград со страной. За 18 дней строители проложили линию

Шлиссельбург-Поляна протяжённостью 33 километра и возвели переправу через Неву. Утром 7 февраля жители Ленинграда восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли. С февраля по декабрь 1943 года по вновь построенной железной дороге прошло 3104 поезда. И все же город еще оставался прифронтовым.


14 января 1944 года в 9 часов 35 минут по противнику открыли огонь тяжёлые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а также многочисленная полевая артиллерия. Атака стрелковых частей 2-й армии началась в 10 часов 40 минут. К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.


26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.8 мая 1965 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинграду вручалась медаль «Золотая Звезда» и присваивалось звание «Город-Герой». Вот такой стук метронома был слышен по ленинградскому радио в течение всех 900 дней блокады. Так люди слышали время –секунды. И казалось, что это стучит сердце города, что означало, что город жив и рядом есть живые люди, от этого ощущения становилось теплее.

Город выжил, город живет и будет жить, и будет помнить о тех кто так и остался навсегда в том холодном и голодном городе.

Включается метроном, объявляется минута молчания. На экране идет ролик, дети стоят с зажжёнными имитациями свечей.

Учитель:

На этом наше занятие окончено.