Музейный урок.
Пояснительная записка
Урок проводится в школьном музее.
Мероприятие рассчитано на учащихся 6-7 классов.
Тема: «Полотенце в традиционной культуре жителей села Сухая Терешка»
Цель урока:
1.Пробуждение и развитие интереса к культурному наследию своего края, своей малой Родине селу Сухая Терешка.
2.Формирование знаний о видах полотенец и их использовании в быту.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с разновидностями полотенец ( рушников).
2.Расширить знания учащихся о различных видах вышивки рушников 3.Описать полотенце, как музейный предмет.
4.Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого. 5. Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной русской речи.
Оборудование: различные виды вышитых полотенец в школьном музее, мультимедийный проектор для показа презентаций.
Форма урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
2.1.Вводная беседа.
3.Подготовка к изучению нового материала.
3.1. Сообщение учащихся по теме.
4. Изучение нового материала.
4.1. Рассказ учителя.
4.2. Обобщение.
5. Закрепление изученного материала.
6. Практическая работа: представление своих исследовательских работ, проектов «Из бабушкиного сундучка»
6.1. Описание полотенец.
7. Итог урока.
7.1. Беседа по вопросам.
Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Учитель: сегодня наш урок пройдет необычно, он пройдет в музее, и мы с вами перенесемся в прошлый век. Это совсем незаметный промежуток для древней истории, когда все менялось в жизни незаметно и незначительно. И совсем иначе пролетел, промчался последний век. Обратите внимание на предметы, вещи, которые вас сегодня окружают в музее, еще сохранили тепло рук ваших бабушек и прабабушек. В наших домах уже давно ничего подобного нет - прогресс усовершенствовал нашу жизнь. Именно сегодня на уроке мы с вами погрузимся в тот мир, который окружал жителей нашего села Сухая Терешка в XX веке. Я думаю, наш урок будет интересным и поучительным.
Село Сухая Терешка - милый сердцу уголок.
Стихотворение Вставить
Здесь ты родился, здесь живут твои близкие, твои друзья. Этот край - частицу Родины, мы любим, этим краем мы ребята гордимся. Любая область, даже небольшое село, как наше, имеют свою историю, культуру, свой язык.
В традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место ( колокол, икона, свеча, обручальное кольцо, подкова, детали женского праздничного костюма, пояс оберег). К ним же относится и полотенце, как предмет декоротивно – прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников. Вот о полотенце и пойдет речь на уроке. Оно представляет собой интересную разновидность памятников истории и культуры русского народа, обильный и надежный исторический источник познания духовного содержания, как отдельного человека, так и общества в целом.
Красота родного края может быть запечатлена в разных предметах. И один из таких предметов - полотенце, единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению. Большую роль в жизни человека играло вышитое полотенце. Оно сопровождала его от рождения до самой смерти. С ним встречали дорогих гостей хлебом-солью.
Работа с новым словом – полотенце (рушник).
Демонстрация разных видов полотенец.
Рассказ экскурсовода школьного музея (ученицы 9 класса).
Полотенце - изделие глубоко символичное, многозначное. Созданный по законам искусства, оно не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с Богом, его родом, предками. Можно смело говорить, что узоры, вышитые на полотенцах - это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях нашей местности, родного для всех нас села Сухая Терешка.
Все мы знаем полотенце – «кусок полотна» (работа с толковым словарем С.И.Ожегова). В словаре слово полотенце обозначает – изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания. В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, а затем пряли нить.
Из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и не выбеленные нити.
Учитель: Честь и хвала нашим бабушкам и прабабушкам, именно они бережно сохранили в сундуках и донесли до нас культурное наследие предков, согретое руками нескольких поколений. Представьте себе: длинный, зимний вечер. За окном вьюга играет, а в тёплой избе сидят девушки и с любовью, старанием, узор к узору вышивают рушники. До наших дней сохранились полотенца, которые были украшением святых углов, вешались в избе в праздничные дни, молодыми девушками шились впрок в качестве приданого. Вышитые узоры, отделка краев крючком на полотенцах поражает нас своей необычностью и нарядностью. Перед вами представлена выставка рушников, которые нам подарили жители села, некоторых из них уже нет в живых.
3.Подготовка к изучению нового материала.
3.1. Сообщение учащихся по теме.
1 ученик: Все мы знаем полотенце – «кусок полотна» (работа с толковым словарем С.И.Ожегова). В словаре слово полотенце обозначает – изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания. В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, а затем пряли нить.
2 ученик : Рушником называют полотенце, это полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, кружевом, тесьмой, бахромой. В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» трактует рушник как утиральник, а полотенце - ручник, утиральник, ширинка, то и другое это короткое полотнище для утирания лица или рук. Само слово «рушник» объясняют по-разному. Одни исследователи возводят его к слову «руки» - то есть, ткань, которой вытирают руки. В других исторических источниках рушник» означает «кусок полотна», от слова «рушить» - отрезать, отрывать, «от-рушить». Таким образом, речь идёт об отрезе ткани, имеющем гораздо больше функций и назначений, нежели простое вытирание рук.
Представление исследовательских работ, проектов «Из бабушкиного сундучка.
Учитель: сегодня дополнили нашу выставку новыми рушниками ученики, которые принесли их из дома и расскажут историю их создания и предназначения, ее рассказали им бабушки и прабабушки.
Представление исследовательских работ, проектов «Из бабушкиного сундучка» учащимися.
Презентация Ивановой Ксении:
Бытовое полотенце называли и другими «говорящими» народными терминами. Из воспоминаний прабабушки, жительницы села Сухая Терешка Севостьяновой Т.И. В быту использовали разные полотенца, и каждое имело свое доброе название:
« Личник» - полотенце для утирания лица.
« Ручник» - для вытирания рук.
«Накрючник» - то полотенце, которое висело у рукомойника.
«Наблинник» - для покрывания блинов.
«Наквашенник» - покрывали квашню. Квашня – это деревянная кадка или ведро, куда замешивали тесто.
«Серпанок» -полотенце, используемое в быту, висящее у рукомойника, используемое для вытирания посуды.
Учитель: до сих пор сохранились различные названия для различных видов рушников в селе Сухая Терешка.
Рушник-утиральник, ручник предназначался для вытирания рук и лица при умывании утром и вечером. Такие рушники обязательно присутствовали в каждом доме. Считалось, что умывание с использованием рушника-утиральника утром защищает и придаёт силы для дневных трудов, вечером - снимает усталость. Существует также поговорка «утёрлись и дальше живём».
На большие ежегодные праздники ткались и вышивались особые рушники. Например, Пасхальные рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом - на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес). Демонстрация музейного экспоната.
Божником называли рушник, обрамляющий изображения богов– иконы. Такие рушники можно и сейчас встретить в домах пожилых людей, в красном углу - месте, где располагаются иконы.
При рождении ребёнка ранее использовали рушник родильный, а на крестины вышивали рушники крестильные, на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета.
После смерти человека рушники сопровождали его при погребении, на них несли гроб, их также вешали на кресты. Такой рушник вышивали скромно, узкой полосой по краю, часто - белыми нитками по белой ткани.
Ещё один важный вид рушника - рушник хлебосольный. На нём подавали хлеб-соль гостям, он украшал свадебный стол перед женихом и невестой.
Самый главный свадебный рушник сейчас носит название «венчальный», на нём стоят молодые в церкви, а так же жениха и невесту ставили рядом и связывали рушниками.
Презентация Томбасовой Маргариты : Праздничные полотенца. Из воспоминаний прабабушки, жительницы села Сухая Терешка Томбасовой А.Г. Полотенца, используемые как праздничные украшения в убранстве жилища.
«Пасочные» - на Пасху ставили на них куличи и крашеные яйца.
«Зеркальные» - полотенце украшало только зеркало.
«Маховик» - надевался на икону, на портрет, соединявший два конца.
Обычно концы такого полотенца были украшены кружевами
«Набожники» - полотенца для украшения ритуального угла с иконами.
По праздникам стены украшали праздничные полотенца, которые навешивались на спицу, или деревянную палочку, укрепленную на стене. Такие полотенца назывались:
«Спичники» или «Пристены».
На таких полотенцах были очень большие узоры и орнаменты. Такие полотенца висели не долго – день – два –и убирались в сундуки до следующего праздника.
« Рушник» -родительский подарок, полотенце передаваемое по женской линии из поколения в поколение для оберега семьи от нечистой, неведомой силы и использовалось в разных обрядах и жизненных ситуациях.
«Белильце» - полотенце –подарок. Дарили крестнику или крестнице, т.е. кум и кума, приходя в гости, дарили такое полотенце для ребенка.
Учитель: Какие орнаменты вы видите на рушниках?( Ответы детей.).
Приходится удивляться, как русские крестьянки, жизнь которых была очень тяжелой, смогли вложить в эти узоры подлинные гимны красоте - столько неисчерпаемого оптимизма и жизнерадостности.
Учитель: Какие интересные наименования бытового и ритуального полотенца, использовали жители села Сухая Терешка, мы узнали из сообщений ребят. Сегодня мы используем эти слова в речи? (Мнение учащихся) Учитель: Внимание на слайд : «Храни, мой друг, родную речь, чтоб на земле себя сберечь». Как вы понимаете данное выражение ? (Мнение учащихся) Учитель: Сегодня наша с вами задача ребята сохранить как можно дольше родную речь наших предков, все эти удивительные названия и стараться использовать в общении. Это есть культурное наследие нашего народа. Мы бережно должны все это хранить в своих семьях, как реликвию и передавать из поколения в поколение. 4.2. Обобщение.
Учитель: уникальные вышитые рушники представляют собой выдающиеся произведение декоративно - прикладного искусства, а также являются неисчерпаемым историческим источником традиционной народной культуры людей, живших в данной местности.
5. Закрепление изученного материала.
6. Практическая работа.
6.1. Описание рушника.
Учитель: Разобравшись с различными видами полотенец, историей рушника переходим к важному этапу урока – составлению описания музейного экспонатов – рушников, разных видов.
Проверка. Обсуждение.
7. Итог урока.
1.Беседа по вопросам.
- Что вам запомнилось на уроке?
- Какой вид украшения вам больше всего понравился? Почему?
- Как вы понимаете выражение «Рушник ходит от родов до смерти»?
- Что вам было непонятно или требует дополнительной консультации?
- Какие предметы в современном быту заменили собой рушники?
- А где сейчас, кроме музея, еще можно увидеть рушники?
- Можно ли, по вашему мнению, каким-то образом осовременить рушник, ввести его опять в жизнь людей? (Ответы учащихся)
Рефлексия.