План работы музея на 2017/2018 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
| 1.Организационно – методическая работа . Утверждение плана работы школьного музея на 2017 – 2018 учебный год | сентябрь |
1 | Ознакомление с планом работы МБУК Дубовского музейного комплекса . | Сентябрь-май |
2 | Разработка плана мероприятий, посвященных Дням Воинской Славы: 4 ноября -День народного единства; 19 ноября –Контрнаступление советских войск под Сталинградом; 5 декабря – Битва под Москвой; 27 января – Дни памяти блокадного Ленинграда; 2 февраля – Сталинградская битва; 15 февраля – День памяти о Россиянах, исполнявших служебный долг за пределами отечества; 23 февраля – День защитника Отечества; 4-8 мая – «Бессмертный полк». | 2017-2018 уч. год |
3 | Формирование актива школьного музея, распределение обязанностей между членами актива школьного музея. | сентябрь |
4 | Разработка документации: книги учета Основного и Вспомогательного фондов, акта приема-сдачи экспонатов | сентябрь |
5 | Проведение заседаний актива школьного музея | 1 раз в месяц |
6 | Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей. | сентябрь |
7 | Оформление музейной документации. Работа с фондами. Инвентаризация архива. В течение года | В течении года |
8 | Уточнение списков ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн – жителей города Дубовки. | Сентябрь-октябрь |
9 | Оформить книгу отзывов гостей музея. | Сентябрь-октябрь |
10 | Поддержание надлежащего состояния помещения и фондов музея. | В течении года |
11 | Анализ работы школьного музея за 2017 – 2018 учебный год. | Май 2018 г. |
12 | Разработка и составление плана работы музея на следующий год. | Май 2018 |
| 2.Создание групп по направлениям | |
13 | Лекторская группа. | октябрь |
14 | Поисковая группа. | октябрь |
15 | Исследовательские группы, работающие с фондом музея. | октябрь |
16 | Оформительская группа. | октябрь |
| 3.Работа с активом музея | |
17 | Обучение работе в музее нового состава совета музея и проведение занятия юного экскурсовода | В течении года |
18 | Встреча актива школьного музея с сотрудниками МБУК Дубовского музейного комплекса | Ноябрь -декабрь |
19 | Подготовка материалов и текстов экскурсий. | Март 2018 |
20 | Отработка навыка публичного выступления. | В течении года |
21 | Требования к экскурсии: объем материала, приемы ораторского искусства, наглядный материал и музыкальное сопровождение, имидж экскурсовода. | В течении года |
22 | Подготовка к 75 годовщине Сталинградской Битвы | январь |
23 | Подготовка к празднованию Дня Победы. Вахта памяти «Мы наследники Победы». | Апрель 2018 |
24 | Подведение итогов работы актива музея за 2017-2018 учебный год. Награждение участников. | Май 2018 |
| 4.Подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | |
25 | Работа с классными руководителями по вопросам гражданско - патриотического воспитания учащихся. | В течении года |
26 | Подготовка к проведению экскурсий в музее. | В течении года |
27 | Подготовка к проведению встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и труда. | Течении года |
28 | Встреча с ветеранами-афганцами и воинами – интернационалистами. | февраль |
29 | Празднование Дня Победы. Районное мероприятие «Бессмертный полк». Встреча с ветеранами ВОВ. | Май 2018 |
| 5.Экскурсионная работа. | |
30 | Формирование групп экскурсоводов | сентябрь |
31 | Организация работы по подготовке экскурсоводов. | В течении года |
32 | Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий. | В течении года |
33 | Организация экскурсий по музею по возрастным группам: младшая (1-4 классы), средняя (5-8 классы), старшая (9-11 классы). | В течении года |
34 | Организация экскурсии в город Москва. | январь |
35 | Проводить экскурсии для учащихся школы и гостей по следующей тематике: Обзорная экскурсия. Знакомство со школьным музеем. Экскурсия «Помним их имена». Экскурсия «Грязнов Владимир Андреевич , переписка нескольких лет». Экскурсия «Романенко Александр Николаевич». Экскурсия «Трифонов Валериан Петрович». Экскурсия «75 годовщина Сталинградской битвы». Экскурсия «Великая Победа». | В течении года |
36 | Проведение классных часов, уроков и открытых мероприятий на базе школьного музея (по заявке классных руководителей). | В течении года |
37 | Проведение конкурса детского рисунка на тему: «Дети рисуют войну». | В течении года |
38 | Проведение творческого конкурса «Стихи о войне» | В течении года |
| 6. Учебно-воспитательная работа . | |
39 | Профориентация учащихся. Есть такая профессия . Использование материалов музея на уроках. | |
40 | Работа по подготовке викторины «Что вы знаете о войне». | декабрь |
41 | Проведение классных часов и праздников, посвященных дням Воинской славы. | Декабрь 2017 г. Февраль 2018 г. Май 2018 г |
42 | Конкурс чтецов и сочинений «Память сильнее времени». | Февраль 2018 |
43 | Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми на классных часах. | В течении года |
| 7. Работа с фондами музея . | |
44 | Проведение инвентаризации архива музея. | Сентябрь-декабрь |
45 | Работа с музейной документацией (инвентарная книга, Учетные карточки, книга учета посетителей). | В течении года |
46 | Комплектование материалов, связанных с научно исследовательской деятельностью школьников, творческие работы. | В течении года |
47 | Учет, регистрация и хранение новых музейных экспонатов. | По мере поступления |
48 | Сотрудничество с музеями других образовательный учреждений. | В течении года |
49 | Поддержка режима хранения, санитарно-гигиеническая обработка помещения. | В течении года |
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там.
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса (гимназия, лицей, коррекционная школа, общеобразовательная и др.) остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.
Школьный музей-это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории…
Гражданско-патриотическое воспитание школьников
1.1. Основные понятия гражданско-патриотического воспитания
Для полного понятия проблемы формирования гражданско-патриотической компетентности, прежде всего, необходимо знание терминологии ключевых понятий.
Гражданин-это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре.
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Гражданская позиция - это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав и интересов других людей.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Гражданское воспитание - это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание имеет неполитический, непартийный характер; оно направлено на развитие свободных членов общества, наиболее полно реализующих в жизни свои потенциальные возможности.
Гражданское воспитание свободно от произвольного вмешательства и мелкой регламентации со стороны государства в трудовую, экономическую, социальную, нравственную, творческую, религиозную, национальную и другие сферы деятельности членов общества. Восстановление гражданского воспитания как самостоятельного направления деятельности в системе современного образования обязано демократическим преобразованиям в России. Это будет способствовать воспитанию человеческого и национального достоинства у каждого члена общества.
Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
« Быть патриотом - это не только с уважением относиться к истории, но и служить обществу и стране. Многонациональная страна не может существовать без общегосударственной ответственности», - сказал глава государства в Послании Федеральному собранию России.
Из определения понятий можно сделать вывод, что патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Следовательно, гражданско – патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
1.2. Содержание, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания и образования школьников
Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.
В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.
Нормативные документы и информационно – методические материалы Министерства образования РФ стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. В субъектах РФ с целью разработки региональных концепций и их реализации созданы региональные Центры гражданского образования.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени:
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
1.3. Основные направления гражданско-патриотического воспитания
Основные направления гражданско–патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»
1) Духовно- нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2) Историко–краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.
3) Гражданско–правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
4) Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
6) Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
7) Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
2.Основы музейной работы как средство гражданско-патриотического воспитания и образования школьников
2.1. Основные понятия
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность
«Музей» (в переводе с греческого museion) – это храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.
Музе́й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Музей – институт социальной памяти, хранилище национального богатства и принадлежащего обществу историко-культурного и природного наследия.
Являясь социальным институтом, музей выполняет следующие социальные функции.
Научно–документационная функция: музеи предназначены для научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества.
Охранная функция: музеи призваны решать задачи охраны культурно–исторических ценностей в интересах национальной и мировой культуры.
Исследовательская функция: музеи являются специфическими центрами научных исследований.
Образовательная и воспитательная функция.
Музейная коллекция - часть предметов основного фонда, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назначению и т.д.).
Музейный предмет - предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного собрания.
Музейная экспозиция - это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определенной последовательности с целью раскрыть избранную тему музея.
Раритет - предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью.
Реликвия - особо чтимый мемориальный предмет, связанный, как правило, с событиями или персонами, сыгравшими особо важную роль в истории народа, государства, религии.
Экспонат - предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.
Научно-исследовательская деятельность - одно из основных направлений музейной деятельности, важнейшая составляющая музейной работы. Результаты научных исследований музея определяют уровень его научно-фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.
Научно-вспомогательные материалы - используются для раскрытия информационного потенциала музейных предметов, их изучения и интерпретации: это карты, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы и т.п.
Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.
Главная цель школьного музея – формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности, гуманности, патриотизма и любви к Родине. Бережного отношения к традициям школы, города, Отечества. Знаний истории Великой Отечественной войны и героических страниц боевого прошлого и настоящего.
Задачи музея:
1. Развивать патриотизм у подрастающего поколения.
2. Воспитывать уважительное, бережное отношение к обычаям и традициям школы, ее прошлому и настоящему.
3. Расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности. 4. Использовать музейный материал для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея.
5. Развивать навыки проектно - исследовательской деятельности на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами, семьями.
6. Организовать проведение экскурсий, работу с фондами музея.
8. Участвовать в городских, районных мероприятиях.
9. Организовывать встречи с ветеранами Великой Отечественной войны , приуроченных к Дням Воинской Славы.
Роль музея в образовательном процессе:
1) обзорные экскурсии для гостей школы: участников методических семинаров, студентов
2) экскурсии для учащихся, для ветеранов школы, жителей микрорайона
3) проведение уроков на базе музея
4) использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке
5) обучение членов совета музея
6) подготовка учебно-исследовательских работ
7) участие в учебно-исследовательских конференциях
8) проведение учебы актива музеев
9) проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования
Экскурсия как основная форма музейной работы
Традиционной и самой распространенной формой воспитательной работы музея являются экскурсии. Экскурсия – это коллективный осмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Экскурсии различаются по характеру тематики, по целевому назначению, но все они строятся на единой методической основе, а именно на основе экскурсионного метода.
Существенной чертой экскурсионного метода является непосредственное общение экскурсовода с группой, пришедшей для осмотра музея. В связи с этим большое внимание уделяется культуре речи экскурсовода: хорошей дикции, грамматической правильности, а также выразительности и артистичности.
Также в основе данного метода лежит зрительное восприятие, непосредственное наблюдение объекта.
Экскурсии, проводимые музеем, разнообразны. От вида экскурсии зависит ее содержание и приемы работы. Можно выделить следующие виды экскурсии:
По месту проведения и объектам показа.
По характеру тематики (обзорные, тематические, специализированные).
По целевому назначению.
По составу экскурсионных групп.
Методика ведения экскурсии освещает отдельные приемы, обособляя каждый из них, в целях его изучения, описания, выработки рекомендаций для его наиболее эффективного использования. В практике же ведения экскурсии они выступают не изолированно, а в тесной взаимосвязи. Это обусловлено тем, что наибольшая эффективность экскурсионного восприятия достигается в процессе комплексного воздействия различных ощущений - зрительных, слуховых и т.д. Взаимосвязи и взаимодействия экскурсионных приемов построены, прежде всего, на сочетании показа с рассказом, беседой, моторными приемами. В любом из этих сочетаний основным опорным методом работы экскурсовода остается показ музейных экспонатов.
Методика ведения музейных экскурсий учитывает специфику разных типов музейных предметов, экспозиционных материалов и других объектов экскурсионного показа.
Школьный музей «Боевой Славы» был открыт в 1980 году. Основателем музея является Макрушина Галина Алексеевна, с 2009 года продолжателем и руководителем музея является Москалева Дарья Владимировна. Поисковые экспедиции активистов музея собрали фотографии военного времени, военную форму, личные вещи солдат и командиров, газеты и информационные листовки военного времени, а также послевоенные фотографии, воспоминания ветеранов и много других экспонатов.
Разделы экспозиции:
Ордена Великой Отечественной войны .
Оружие и боеприпасы Великой Отечественной войны .
Личные вещи солдат .
Боевой путь.
Переписка нескольких лет.
Коренной житель и участник Сталинградской Битвы.
Боевой путь .Творчество Цуменко Н.Н.
Воины-интернационалисты.
основной фонд - ед. хранения (вещественные материалы, документы,
фотографии, письма)
2) научно-вспомогательный фонд - единиц (Схемы, фотографии, копии документов, макеты и т.д.)
В школьном музее бережно хранятся экспонаты, которыми можно гордиться. Достойное место занимают подлинные документы тех суровых лет - пожелтевшие от времени военные билеты и красноармейские книжки, удостоверения к орденам и медалям, личные вещи солдат и командиров, части оружия и боеприпасов, найденные поисковиками при раскопках на местах боев и др.
На протяжении всех лет музей является центром военно-патриотического воспитания школы и города.
Ежегодно в музее проводятся более тридцати экскурсий для школьников, гостей, ветеранов ВОВ и локальных войн.
Основные направления работы музея
Актив музея проводит следующую работу:
Изучает исторические, литературные и другие источники соответствующей профилю музея тематике
Систематически пополняют фонды музея
Обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет
Создает и обновляет экспозиции
Проводит экскурсионную работу
Оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе
Ребятами ведется работа по оформлению музея, переписка с родственниками, с архивами.
В музее проводятся:
Экскурсии для учащихся
Уроки мужества
День призывника
Встречи с ветеранами
Круглые столы, семинары
Музей посещают учащиеся школы, школ города, представители общественных организаций, ветераны Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, представители администрации города.
Просветительская работа:
На базе музея проводятся уроки истории, актив школьного музея выступает с сообщениями по классам, на классных часах, создаются и обновляются постоянные и передвижные экспозиции.
АКТ описи №
№ П.П. | № инвет. | Название экспоната , краткое описание | сохранность | примечание |
1 | | Штык | Покрыт ржавчиной | Осн.ф. |
2 | | Штык | Покрыт ржавчиной | Осн.ф. |
3 | | Штык | Покрыт ржавчиной | Осн.ф. |
4 | | Штык | Покрыт ржавчиной | Осн.ф. |
5 | | Ствол винтовки | Покрыт ржавчиной | Осн.ф.Начало XX в. |
6 | | Гильза | Покрыта ржавчиной | Осн.ф. |
7 | | Гильза | Покрыта ржавчиной | Осн.ф. |
8 | | Осколок противотанкового снаряда | | Осн.ф. |
9 | | Гильза малокалиберная | | Осн.ф.Времен ВОв |
10 | | Гильза малокалиберная | | Осн.ф.Времен ВОв |
11 | | Гильза малокалиберная | | Осн.ф.Времен ВОв |
12 | | Гильза малокалиберная | Покрыта ржавчиной | Осн.ф.Времен ВОв |
13 | | Гильза малокалиберная | Покрыта ржавчиной | Осн.ф.Времен ВОв |
14 | | Гильза малокалиберная | Покрыта ржавчиной | Осн.ф.Времен ВОв |
Акт описи №
№ п.п. | № инвет | Название экспоната , краткое описание | сохранность | примечание |
15 | | Гильза | | Осн.ф.Времен ВОв |
16 | | Гильза | | Осн.ф.Времен ВОв |
17 | | Гильза | | Осн.ф.Времен ВОв |
18 | | Гильза | | Осн.ф.Времен ВОв |
19 | | Гильза | | Осн.ф.Времен ВОв |
20 | | Гильза | | Осн.ф.Времен ВОв |
21 | | Гильза | | Осн.ф.Времен ВОв |
22 | | Гильза | | Осн.ф.Времен ВОв |
23 | | Гильза | | Осн.ф.Времен ВОв |
24 | | Гильза | | Осн.ф.Времен ВОв |
25 | | Гильза | | Осн.ф.Времен ВОв |
26 | | Фуражка | | Осн.ф. |
27 | | Офицерская фуражка | | Осн.ф. |
28 | | Фуражка | | Осн.ф. |
Акт описи №
№ п.п. | № инвет | Название экспоната , краткое описание | сохранность | примечание |
29 | | Солдатская шинель | | Осн.ф. Подарок Трифонова В.П. |
30 | | Офицерская шинель | | Осн.ф. Подарок Лысикова А.П. |
31 | | Вещмешок (солдатский) | Немного поврежден | Осн.ф. |
32 | | Солдатский ремень | | Осн.ф.Отнесен к 1940 гг. |
33 | | Патефон | | Первая половина XX в. |
34 | | Пластинки для патефона | | Осн.ф. |
35 | | Глиняный графин | | Всп.ф. |
36 | | Солдатская фляжка | | Осн.ф.Отнесена к 1940 гг. |
37 | | Весы | | Всп.ф. |
38 | | Пилотка | | Всп.ф. |
39 | | Пилотка | | Всп.ф. |
40 | | Пилотка | | Всп.ф. |
41 | | Солдатская пилотка | | Осн.ф. |
42 | | Солдатская пилотка | | Осн.ф. |
Акт описи №
№ п.п. | № инвет | Название экспоната , краткое описание | сохранность | примечание |
43 | | Картина | | Осн.ф.Подарок Цуменко Н.Н. |
44 | | Картина | | Осн.ф.Подарок Цуменко Н.Н. |
45 | | Сувенир | | Всп.ф.Подарок ветеранов ВОв |
46 | | Сувенир | | Всп.ф.Подарок ветеранов ВОв |
47 | | Солдатская каска | Есть рваные дыры. | Осн.ф.Времен ВОв |
48 | | Солдатская каска | Покрыта ржавчиной | Осн.ф.Времен ВОв |
49 | | Солдатская каска | Покрыта ржавчиной | Осн.ф.Времен ВОв |
50 | | Солдатская каска | | Осн.ф.Времен ВОв |
51 | | Солдатская каска | | Осн.ф.Времен ВОв |
52 | | Солдатская каска | | Осн.ф.Времен ВОв |
53 | | Ножны | | Осн.ф. |
54 | | Ножны | Сильно ржавый | Осн.ф.Времен ВОв |
55 | | Вещмешок | | Осн.ф.Времен ВОв |
56 | | Зеркало | | Всп.ф.1950 гг. |
Акт описи №
№ п.п. | № инвет | Название экспоната , краткое описание | сохранность | примечание |
57 | | Утюг | Покрыт ржавчиной. | Осн.ф.Конец XIX начало –XX вв. |
58 | | Утюг | Покрыт ржавчиной. | Осн.ф.Конец XIX начало –XX вв. |
59 | | Утюг | Покрыт ржавчиной. | Осн.ф.Вторая половина XIX |
60 | | Серп | Покрыт ржавчиной, отсутствует рукоятка. | Осн.ф.Начало XX вв. |
61 | | Ножницы | | Осн.ф. XX вв. |
62 | | Затвор | Покрыт ржавчиной | Осн.ф. |
63 | | Экспозиция :Грязнов В.А. | | Осн.ф. |
64 | | Экспозиция: Романенко А.Н. | | Осн.ф. |
65 | | Экспозиция : Трифонов В.П. | | Осн.ф. |
66 | | Экспозиция :Цуменко Н.Н. | | Осн.ф. |
67 | | Экспозиция : Участники боевых действий. | | Всп.ф. |
68 | | Стенд | | Осн.ф. |
69 | | Стенд | | Осн.ф. |
70 | | Стенд | | Осн.ф. |
Акт описи №
№ п.п. | № инвет | Название экспоната , краткое описание | сохранность | примечание |
71 | | Будильник | | Всп.ф. 1970-80 гг. |
72 | | Документы | Имеют пожелтевший цвет. | Осн.ф. Времен ВОв. |
73 | | Альбом с фотографиями участников ВОв, дети Сталинграда. | | Всп.ф. |
74 | | Альбом с фотографиями. | | Всп.ф. |
75 | | Альбом с фотографиями. | | Всп.ф. |
76 | | Альбом с фотографиями. | | Всп.ф. |
77 | | Альбом с фотографиями. | | Всп.ф. |
78 | | Книга | | Всп.ф. |
79 | | Книга | | Всп.ф. |
80 | | Книга | | Всп.ф. |
81 | | Книга | | Всп.ф. |
82 | | Книга | | Всп.ф. |
83 | | Книга | | Всп.ф. |
84 | | Книга | | Всп.ф. |
Акт описи №
№ п.п. | № инвет | Название экспоната , краткое описание | сохранность | примечание |
85 | | Альбом (коллекция денег ) | | Всп.ф.Конец XIX -XX вв. |
86 | | Окаменелое дерево | | Всп.ф. |
87 | | Окаменелое дерево | | Всп.ф. |
88 | | Папирус | | Всп.ф. |
89 | | Книга «Боевой Путь Романенко А.Н.» | | Всп.ф. Подарок ветерана. |
90 | |
| | |
91 | |
| | |
92 | |
| | |
93 | |
| | |
94 | |
| | |
95 | |
| | |
96 | |
| | |
97 | |
| | |
Акт описи №
№ п.п. | № инвет | Название экспоната , краткое описание | сохранность | примечание |
111 | |
| | |
112 | |
| | |
113 | |
| | |
114 | |
| | |
115 | |
| | |
116 | |
| | |
117 | |
| | |
118 | |
| | |
119 | |
| | |
120 | |
| | |
121 | |
| | |
122 | |
| | |
123 | |
| | |