СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музейная педагогика как средство воспитания и обучения личности через географическое, художественное и духовное краеведение»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В современном развитии нашего общества наблюдается тенденция преодоления разрывов между культурой прошлого, настоящего и будущего. Нынешним школьникам предстоит строить здание культуры 21 века. Фундамент этого здания заложен предыдущими  поколениями, но в большинстве случаев культурные традиции осваиваются на основе того, что бытует в народе в настоящее время. Иногда в силу этнических изменений или политических обстоятельств народ, в особенности в городах, забывает существенные элементы своей культуры. В определенные же  моменты истории возникает потребность в их возрождении. В таких случаях неоценимую помощь оказывают произведения искусства и их хранилища – музеи.                                                                                                                                                                              

Просмотр содержимого документа
««Музейная педагогика как средство воспитания и обучения личности через географическое, художественное и духовное краеведение»»

Семинар: «Музейная педагогика как средство воспитания и обучения личности через географическое, художественное и духовное краеведение» -доклад. Проектная и творческая деятельность учащихся.


Авторы: Булдыженко Евгения Александровна - учитель изобразительного искусства, МХК, искусства, МКОУ СОШ №12, г.Лиски, Воронежской области.

Жихарева Елена Александровна – учитель краеведения и географии, МКОУ СОШ №12, г.Лиски, Воронежской области.

Батлукова Лариса Александровна – учитель географии и краеведения, МКОУ СОШ №12, г.Лиски, Воронежской области.

В современном развитии нашего общества наблюдается тенденция преодоления разрывов между культурой прошлого, настоящего и будущего. Нынешним школьникам предстоит строить здание культуры 21 века. Фундамент этого здания заложен предыдущими поколениями, но в большинстве случаев культурные традиции осваиваются на основе того, что бытует в народе в настоящее время. Иногда в силу этнических изменений или политических обстоятельств народ, в особенности в городах, забывает существенные элементы своей культуры. В определенные же моменты истории возникает потребность в их возрождении. В таких случаях неоценимую помощь оказывают произведения искусства и их хранилища – музеи. Перемены в обществе диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно – нравственное творчество каждого человека. В современной ситуации важен единый музейный процесс образовательного пространства, который создает условия для творческого самоопределения личности. Основной целью работы педагогического коллектива школы и учреждений культуры является формирование мыслящей и творческой личности, которая усвоит духовные ценности и традиции русской культуры, сумеет осознано строить, проектировать свою жизнь, опираясь на народную мудрость и на духовное бытие земляков. Всякое дошедшее до нас произведение народного искусства способно дать обильную пищу сердцу, уму, побудить к глубокому размышлению о сохранении собственного национального лица. Духовное бытие земляков продолжается теперь в музейных экспозициях, картинных галереях, мемориальных комнатах, на театральной сцене и в музыкальном зале.

С этой целью у нас в школе работают два музея: исторический музей: «Русская изба» - руководитель учитель истории. Музей – мастерская: «Детское творчество» - руководитель учитель изобразительного искусства, МХК и искусства. Кроме этого в школе есть музейная экспозиция географического, художественного и литературного краеведения, они отражают работу по краеведению дополнительного и основного образования.

При составлении программы по краеведению руководители должны четко представлять структуру всей музейной педагогики. В нашей школе образовательные и воспитательные функции краеведения направлены на сетевое взаимодействие с учреждениями культуры, музеями – отражение народной души. Дополнительное образование географического и художественного краеведения включает : 1) экскурсионную работу; 2) кружковое занятие по декоративно – прикладному искусству в школе с последующим участием в музейных выставках и конкурсах; 3) проведение занятий «Мастер – класс» на базе учреждений культуры; 4) проектно – исследовательская деятельность: «Народные промыслы малой Родины»; «Загрязнение озера Богатое в результате хозяйственной деятельности человека». 5)сотрудничество по созданию педагогически направленной экспозиции.

А также изучение родного края в школе должно работать по направлениям основного образования. С этой целью учителя географического и художественного краеведения разработали тематические рубрики в рабочих программах по предмету. Так, например

в основное образование географического краеведения входит рубрика, «Аномальные явления природы». Это направление ставит своей целью углубить и расширить представления о тайнах и загадках природы, объяснить кажущиеся на первый взгляд непонятными и сверхъестественными, «чудесные дожди», «светящиеся кресты», когда с неба падают рыбы и раки, о физико – географических процессах и явлениях, происходящих на земле. Используя при этом проектно – исследовательскую деятельность учащиеся дают научное объяснение всем этим и многим другим явлениям природы.

Рубрика «Глобус» - это обыкновенные вещи на карте. Расширяют представления детей об окружающем мире, формируют у них понятие о материальной культуре .Брюки, плащ «болонья»; панама или гамаши; одежда из кашемира, бостона, вешаем тюлевые занавески на окна, используем соус «майонез» и «провансаль» в пищу, лакомимся мороженым «пломбир», пьем минеральную воду «боржоми», но многие и не подозревают, что все эти названия географические, указывающие, откуда были выходцами.

Рубрика «Следопыт» предусматривает географические путешествия по музеям родного края, заповедникам и Святым местам.

Учителем изобразительного искусства разработаны тематические рубрики для художественного и духовного краеведения как

«Очевидное – невероятное», которое знакомит детей с тайнами и загадками окружающего мира, законами мироздания, с искусством древних цивилизаций, с последним словом науки и предусматривает разную художественную деятельность учащихся.

Рубрика «На завалинке» доставит учащимся радость познания и радость творчества, получат возможность соприкоснуться с духовной культурой человечества, следы которой оставлены в произведениях декоративно – прикладного искусства.

«Уроки духовности» приобщают детей к классическому искусству, знакомят с традициями древнерусской иконографии. Была организована встреча с иконописцем Верхотиным Андреем Николаевичем, который рассказал о своем творчестве и показал свои работы.

«Моделирование» включает разную творческую и художественную деятельность учащихся. Эти направления расширяют программный материал географии, краеведения, изобразительного искусства, искусства и выходят за страницы учебника. Продолжением музейной педагогики является сетевое взаимодействие с учреждениями культуры: областными, районными музеями, центральной Районной библиотекой, тесная взаимосвязь с городским краеведческим музеем, на базе которого проходят занятия «Мастер – класс», где дети знакомятся с техникой живописи, графики, с разными видами искусства. Занятия проводят квалифицированные художники Аникеев Александр Владимирович заслуженный деятель культуры, директор краеведческого музея, г Лиски. Корчагин Юрий Витальевич художник – живописец, резчик по дереву, член творческого Союза художников и Международной Федерации художников. Митин Александр Рудольфович художник – живописец, акварелист. В краеведческом музее посетили выставочный зал на темы: «Искусство и природа», «Искусство наших земляков», где школьники побывали на персональных выставках художников нашего края, узнали о жизни и творчестве мастеров, познакомились с живописцами. С целью активизации внимания учащихся во время экскурсии выполнили поисковый – исследовательский проект: сделали графические наброски заинтересовавших их композиций, фотографии, необходимые записи с последующей его обработкой. А затем, на уроке изобразительного искусства выполнили живописные работы на тему: «Край ты мой, любимый край». Совершили цикл экскурсий на выставки: «Народные умельцы» района. Увидели народные изделия: кружевные салфетки, вышивку, кукол в народных костюмах, аппликацию соломкой, работы из бисера, резьбу по дереву. Мастерицы познакомили учащихся со своим творчеством. Дети приняли участие в выставке своих работ в музее по изобразительному фольклору, а затем и в области. Экскурсовод Медведева Мария Васильевна провела рубрику: «Круглый стол» на тему: «Развитие народного творчества в городе Лиски». Экскурсия в музей «Бирюльки» г. Рамонь дала возможность детям познакомиться с народными играми с убранством русской избы и соприкоснуться с деревообрабатывающим станком, на котором работали наши предки. Школьники побывали на уроках «Мастер – класс» в музее романовской игрушки, Липецкой области. Они изготовили народную тряпичную и глиняную игрушки, провели чайную церемонию, узнали традиции и обычаи русского народа. Совершили экскурсию в «Загадочный замок принцессы Е. М. Ольденбургской». На основании путешествий по родному краю

учащиеся выполнили поисково – исследовательский проект: «Народные промыслы Малой Родины». Для этого среди детей были сформированы группы: журналисты, художники, фоторепортеры, главный редактор, который контролировал ход всей работы. Художники проявили творческую активность в создании живописных работ: «Иллюстрация народных пословиц и поговорок, сказок и загадок». Изобразили в рисунках образ народного быта. Фоторепортеры приготовили серию фотографий для экспозиции музейной педагогики и презентации для уроков. Журналисты наметили разделы для школьной географической газеты: «Новости», «Вести с урока», «Поздравляем», «Это интересно». Они написали текст для каждого раздела газеты, а художники- фоторепортеры подобрали сюжеты для фотоэтюдов. Затем учащиеся применили знания в работе с текстовым редактором, форматировали и редактировали документы. Идеальный случай – соединение теоретического изучения географии, искусства художественной культуры с собственной практической работой учеников по созданию художественных произведений. Для этого требуется согласованность в работе сотрудников учреждений культуры и учителей краеведения. Краеведение в школе включает кружковую работу по географии и по декоративно прикладному искусству народного творчества, поисковую, проектно-исследовательскую, интегрированные уроки, изобразительный, литературный и музыкальный фольклор, традиции и обычаи русского народа, народные гулянья и праздники проходят в театрализованной импровизации. Все это содействует созданию полезных и красивых вещей: фольклорных игрушек, росписи разделочных досок, элементов народного костюма и других предметов народного творчества, которые хранятся в музее-мастерской: «Детское творчество», где проходят выставки творческих работ детей. Здесь ученики могут увидеть свои работы и получить эстетическое удовольствие от работ своих сверстников, провести классные часы и беседы эстетической направленности. Не менее популярны в городском музее праздники, на которых дети с удовольствием исполняют роли в сценках, связанных с изучаемым периодом художественной культуры. Побывали на музыкальных вечерах, театрализованных представлениях, на защите презентаций, посвященных народному творчеству. Ценность подобных занятий с детьми в том, что в этом случае художественная культура осваивается целостно через произведения декоративного искусства, художественное слово, музыку, театральное действо, и т. д. При написании сценария, корректировке его на репетициях, создании костюмов, подготовке индивидуальных номеров дети проявляют свои творческие способности. При новом подходе в центре внимания сотрудников музея и педагогов попадает воспринимающий человек, забота о его эстетическом и нравственном развитии, о создании ситуации, которая способствует раскрытия смысла, который заложен в концепцию экспозиции. Ученик Селютин Артем вместе с учителем изобразительного искусства Булдыженко Е. А. создали эмблему для школьных музеев и написали стихотворение, которое раскрывает суть музейной педагогики.

Музеи – отражение народной души

В нашей школе есть музей. Он открыт для всех детей.

Чтобы лучше рисовалось тем, кто любит рисовать,

Чтобы лучше изучалось тем, кто хочет изучать.

Дети любят выжигать, мастерить и рисовать.

Убедитесь сами в этом и взгляните на макеты,

На игрушки и на вазы, на посуду, на все сразу.

Вы находитесь в музее. Можно кисти в руки взять

И пейзаж нарисовать. Ну, а если надоело,

Можно вылепить оленя, тарарушку расписать

И себя разрисовать. Все, что хочешь, создавай,

Свою личность проявляй.

А теперь, во второй зайдем музей.

Здесь предметы старины: ложки, кружки - хохломы

И посуда непростая, вся такая расписная.

Печка русская стоит, люлька рядом тут висит.

Сундуки стоят напротив, прялки выстроились в ряд-

Украшают весь обряд.

А хозяин и хозяйка, чтобы встретить всех гостей

И на стол накрыть скорей, подметают, убирают

Свечку быстро зажигают, одеваются, наряжаются,

Гостей встречать собираются, гостей встречать собираются,

Песней русской зазываются.

После школьного музея в городской пойдем музей

Здесь развешены картины, стенды есть и есть витрины,

По выставке пройдем мы не спеша. Не правда ли Россия хороша!

Ее поля, леса и реки проникнут в душу к нам навеки.

Увидим чудо тут народное и восхитимся благородно мы.

Услышим трели соловья. Все это русская земля.

Любите Родину, друзья, жить без нее никак нельзя!

Музейные выставки вы посещайте, нашу культуру не забывайте!

На основе музейной образовательно-просветительской деятельности как пространство интеграции основного и дополнительного образования детей, общество приобретет воспитанную, мыслящую, творческую личность, которая усвоит духовные ценности и традиции русской культуры, сумеет осознанно строить, проектировать свою жизнь, опираясь на народную мудрость и на духовное бытие, сумеет свободно использовать информационные технологии в своей жизни.

На основании выше изложенного вы посмотрите интегрированный урок географического и художественного краеведения.