Музейная педагогика в дошкольном образовании в свете Федеральных государственных образовательных стандартов.
Мини-музеи в ДОУ как интерактивная
развивающая среда
« История — свидетель прошлого, свет истины, живая память,
учитель жизни, вестник старины».
Цицерон.
Музейная педагогика имеет интегрированный характер
Музейная педагогика -
отрасль музееведения,
сформировавшаяся в научную
дисциплину и особый
образовательный ресурс на стыке:
Н аука оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин
- «музейный предмет»
- «музейная культура»
- «музейная коммуникация»
- «воспитание»
- «дидактика»
- «музейное образование»
- «музейный педагог»
- «визуальное мышление»
Музейная педагогика в ДОУ
- это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива , который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает чувства и развивает художественный вкус .
- Носит иное название – образовательное направление - «мини-музей» .
«Мини-музей» в логике ФГОС
- Имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический (методы и формы взаимодействия с детьми) аспект, для познавательно го, речевого, социально- коммуникативного , художественно-эстетического и физического развития дошкольников .
- Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности ( игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение ).
- Представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОУ .
ДЛЯ ДОУ музейная педагогика = проектная деятельности
- Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.
- При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками.
- Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками. Каждый мини-музей — результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей.
Проекты по музейной педагогике включают в себя
Направления работы в ходе реализации проектов по музейной педагогике
Интегрированные тематические блоки НОД с использованием ИКТ
Создание тематических коллекций и экспозиций
Исследовательская деятельность
Музейная педагогика Реализация проектов
Фольклорные праздники, совместные экскурсии и другие эстетические события
Презентации детско-родительских исследовательских проектов
Специально организованная и самостоятельная художественная деятельность
Совместная художественная деятельность для детей и родителей, в результате которой создаются экспонаты музея
Работа по созданию мини-музея
Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа: 1. Подготовительный этап В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. 2. Практический этап Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. 3. Подведение итогов Тематика мини-музев может быть различной («Чудо-дерево», «Город мастеров», «Лучший друг», «Игрушки-забавы», «Мой родной город», «Театральные куклы», «Воинской доблести и славы» и т. д.). Результатом деятельности в рамках подобного проекта может быть альбом с фотографиями, рисунками, рассказами детей ; большой тематический праздник, выездное мероприятие совместно с родителями и т. п.
Принципы организации мини-музея в ДОУ:
Цели и задачи мини-музея
- позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
- является действенным модулем развивающей предметной среды;
- средством индивидуализации образовательного процесса;
- способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;
- расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы и решать образовательные задачи
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Виды оформления мини-музея : 1.Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости (музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости). 2.Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже). (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах). 3.На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).
Формы работы в мини-музее
1. мини-беседы с детьми. 2. Экскурсии для детей и родителей. 3. Самостоятельное рассматривание экспонатов. 4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов. 5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.
6. Творческие игры, образовательные путешествия.
7. чтение художественной литературы.
8. исследовательская деятельность, экспериментировнаие.
9. музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.
Если мы рассмотрим Что – то,
Это Что – то для чего – то,
Это Что – то из чего – то,
Это Что – то – часть чего – то.
Чем – то было раньше Что – то.
Есть противники у Что – то,
Много есть друзей у Что – то.
Всё нейтральное у Что – то
Делает своё чего – то.
Что – то ты теперь возьми
И в музее рассмотри.