Музыка грузинского народа
Цель урока: Создать условия для закрепления знаний учащихся о музыке грузинского народа
Задачи:
1. Развивать музыкальный слух, голос, чувство ритма, пульса, творчество воображения мыслей.
2. Воспитывать культурного слушателя и исполнителя.
3. Подчеркнуть близость народностей музыкального языка.
4. Разучить грузинскую песню «Сулико».
5. Разучить танец «Лезгинка»
6. Проиграть с ансамблем грузинский танец.
Оборудование к уроку: компьютер, песня «Сулико», танец «Лезгинка», фортепиано, баян, картинки национальных народных костюмов Грузии, грузинский костюм, презентация «Национальные инструменты Грузии», «Природа Грузии и достопримечательности»,
Ход урока
Приветствие - распевка «Добрый день».
Учитель: На уроке сегодня мы еще раз убедимся в том, что «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (тема написана на доске). Мы уже познакомились с культурой многих народов, давайте вспомним, каких?
Дети: С музыкальной культурой русского, белорусского, украинского, чувашского, татарского народов.
Учитель: Молодцы. Действительно, каждый народ имеет свою культуру и музыкальную, и бытовую, музыку и композиторскую, и народную. Иногда музыка похожа с русской музыкой, а иногда совсем отличается от нее.
Мы сегодня познакомимся с культурой еще одного народа, очень интересного и музыкального. С каким народом, Вы мне ответите сами.
Сейчас я сыграю один мотив, а вы внимательно послушайте, попробуйте понять характер песни, интонации и отгадать к какому народу он может принадлежать.
( Играю грузинскую песню «Сулико»)
Дети не отгадали.
Учитель: А теперь спою со словами.
Дети: в этой песне есть восточные мотивы, похоже на кавказскую, грузинскую песню.
Учитель: Правильно, это грузинская песня.
И так, значит темой нашего урока будет..
Дети: Культура грузинского народа
Учитель: О чем песня, какой у нее характер? Что особенного в этой песне? Что можно сказать о человеке, который поет эту песню?
Дети: Эта песня о женщине, ее зовут Сулико, о любви к ней, об уважении, песня плавная, мелодичная.
Человек, который поет любит ее, уважительно относиться, добрый, гордый, свободный.
Учитель: Вы все правильно сказали, молодцы! Песня эта называется «Сулико», ее написал Варинкой Церетели на слова Акакия Церетели. Сулико - грузинское женское или мужское имя, происходящее от корня со значением «душа». Часто ее называют народной. Ребята, скажите в чем же разница между народной и композиторской песней?
Ответы детей.
Разучивание грузинской песни «Сулико».
Учитель: Мы немного узнали о народе по песне. Какие еще виды искусства нам могут помочь еще больше узнать про этот народ?
Дети: Через песни, инструменты, страну, язык и танцы.
Учитель: Да, правильно. Танцы.. у каждого народа есть национальный танец, наверно, кто-то из вас уже видел знаменитый грузинский танец «Лезгинка», давайте посмотрим, чем же нас удивит этот танец. Обратите внимание на движения, костюмы, если есть инструменты, на них.
(Просмотр видеофрагмента танца «Лезгинка»)
Дети: У девушек плавные, мягкие движения, гордой осанкой ходят. В длинных платьях, в платках. Очень красивые, как лебеди. А мужчины очень сильно танцуют, летят, быстрые, четкие движения, костюмы черные, свободные. Видно, как уважительно относятся к девушкам, руками не приекасаются, приглашают их танцевать, очень к ним уважительно относятся. Видно, что народ очень сильный, уважительно относится, гордятся своим народом, страной.
Учитель: А вы обратили внимание, были ли инструменты?
Дети: Да, у них были разные инструменты: барабаны, аккордеоны и незнакомые новые. Играли они с оркестром.
Учитель: Давайте, вспомним, что же такое оркестр? И какие оркестры у бывают?
Ответы детей.
Учитель: как и у каждого народа, у грузин тоже есть свои национальные инструменты, с которыми мы сейчас познакомимся. (Презентация «народные инструменты Грузии», прослушивание ансамбля народных инструментов)
Обсуждение инструментов, как они звучат, как выглядят, сравнение с инструментами других народов.
Учитель: А мы можем создать свой ансамбль? У нас есть барабаны (адаул), трещотки (аинкяга), а вместо амырзакана (гармоники) у нас будет баян.
Дети: Да! (Проигрывание мелодии с готовым ансамблем класса).
Молодцы, у нас получилось очень хорошо. Ну как вы уже заметили, грузины очень любят танцевать и движения у них очень красивые и не очень сложные. Давайте мы тоже попробуем разучить несколько движений.
(Разучивание движений танца «Лезгинка». У кого хорошо получилось вышли танцевать перед классом).
Учитель: Молодцы, ребята. Получилось очень хорошо. Так, у нас инструменты есть, ансамбль есть. Можно сделать маленький танцевальный номер.
Дети: Да. Это будет очень красиво.
Учитель: Но нам чего-то не хватает. Вы, наверное, в начале урока заметили вот это красивый таинственный мешочек, который нам часто помогает и дает подсказки. Посмотрим что же там сегодня?
(Достаю грузинский национальный костюм).
Дети: Это женский национальный костюм Грузии. Теперь у нас будет настоящий грузинский ансамбль.
Учитель: Молодцы, ребята. Это грузинский костюм. Скажите, где обычно выступают, танцуют коллективы, ансамбли песни и танца? А чтоб у нас был настоящий дух грузинский дух Начнем наш мини концерт?
Дети: В концертных заведениях, театрах, филармониях.
Учитель: Правильно! А вы готовы отправиться вместе со мной в путешествие и выступить в Грузинском театре?
(Презентация «Природа Грузии и достопримечательности» под музыку «дудук»)
Обсуждение с детьми о природе и музыкальных заведениях.
Ребята, в каком заведении мы находимся?
Дети: В филармонии.
Учитель: Вы готовы выступать?
Дети: Да.
(Дети поют песню «Сулико», танцуют танец «Лезгинка» с инструментальным ансамблем)
Учитель: Молодцы, ребята. Мы сегодня побывали в такой замечательной стране – Грузия. И что же мы узнали? (дети отвечают по одному)
Ответы детей: узнали о народе, природе, об инструментах (перечислили), костюмах, научились танцевать танец «Лезгинка», разучили песню «Сулико», узнали композитора - Варинкой Церетели. Написала слова песни «Сулико» Акакия Церетели. Вспомнили музыкальные термины «народный оркестр», «Симфонический оркестр», «Хор», «Ансамбль», «народная и композиторская музыка». Узнали о характере этого народа (гордый, вежливый, сильный). Они любят делать то, что любят. Они любят жить. Это народ уважительно относиться к своему народу и другим народом тоже. И очень гордятся своей культурой и народом.
Учитель: Действительно, вы правы. Все люди, должны уважать друг друга, жить дружно со всеми людьми, гордиться своей страной, культурой своими обычаями и самим собой! И мы еще раз убедились в том, что музыкой моего народа..
Дети: и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.
Учитель: Спасибо Вам за урок. До свидания!
Дети: До свидания!