Министерство образования и науки Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Красноярский индустриально-металлургический техникум»
МУЗЫКА И МЕТАЛЛУРГИЯ
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Преподаватель
Минакова Лариса Николаевна
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии 150000
Протокол № ____ от «____»__________ 20____ г.
Председатель цикловой комиссии ___________ О.В. Сенькова
Красноярск
2013
Цели мероприятия
Воспитательная цель
Положительное отношение к металлургии как к области человеческой деятельности
Познавательные цели
интерес к явлениям окружающего мира
представление о строении мира, его единстве и многообразии;
ощущение радости познания;
стремление к самообразованию.
Развивающие цели
умение слушать, выступать, дискутировать;
умение систематизировать знания, видеть их целостность и взаимосвязь;
Социальные цели:
гуманистические и коллективистические убеждения, стремление принести людям пользу;
ориентация на познание и преобразование окружающей действительности,
умение осуществлять оптимальный выбор в различных жизненных, учебных и производственных ситуациях.
Личностные цели:
эмоциональное восприятие мира;
творческий подход к любой деятельности;
развитие и реализация своих способностей;
Ход мероприятия
1 Организационное начало:
- Объявляется тема
- Определяется общая цель (воспитательная, развивающая, личностная)
2. Структура урока
Последовательность
Насыщенность и темп
Рефлексия (Что дал мне этот урок)
Научился видеть проявления металлургии и музыки в природе, технике, повседневной жизни;
хочу глубже изучить отдельные вопросы;
хочу развивать свои способности (какие?);
научился внимательно слушать, грамотно говорить, аргументированно спорить .
ПРОЛОГ
Музыка нужна всем. Она может дать человеку радость, наполнить восторгом и счастьем, может взволновать, вызвать слезы и грусть. Во все времена музыка является неотъемлемым элементом культуры, она досказывает то, что словами почти нельзя выразить.
Музыка и металлургия – на первый взгляд, очень далёкие друг от друга области деятельности и творчества человека. Но на самом деле у них много общего. Во-первых, никто не знает, когда они возникли, а во-вторых, кто же был первым металлургом или музыкантом?!
В древности выплавка металлов приравнивалась к священнодействию, и потому ей всегда сопутствовали различные обряды, строгое соблюдение которых (по мнению древних металлургов) должно было гарантировать успех. Законы одних племён требовали, чтобы плавильщики работали обязательно голыми (совершенно никакой охраны труда!!), другие строго запрещали женщинам посещать территорию "металлургического предприятия". Но у всех выплавка металла, как правило, сопровождалась плясками и песнями – гимнами, исполнявшимися самими "сталеварами" и "медеплавильщиками".
Но главное, что их объединяет, это то, что невозможно представить современную жизнь и без музыки, и без металлургии. А значит, они не могут не переплетаться, не могут не влиять друг на друга, иногда совершенно необыкновенно.
"БОЛЕРО", БАЛЕТ И ИНДУСТРИЯ
Начнём с самой парадоксальной, породившей весьма противоречивые мнения и суждения, но ставшей одной из вершин французского симфонизма мелодии. Эта музыка демократична по своей сущности и неотразима по производимому впечатлению.
Как же возникло это произведение? Кто композитор, создавший "БОЛЕРО"?
Его отец, Жозеф Равель, был музыкально очень одарён, играл на флейте и трубе. Талантливый инженер – изобретатель, он ещё в 1868 г. разъезжал в самоходном экипаже с керосиновым двигателем. По решению местных властей скорость не должна была превышать 6 км/час, и экипаж двигался в сопровождении двух полицейских.
Когда Жозеф Равель работал на строительстве железной дороги в Испании, он женился на образованной девушке из баскской семьи, и 7 марта 1875 г. в маленьком французском городке Сибур родился Морис Равель, будущий великий композитор. Стремясь приобщить своих сыновей к дорогому для него миру техники, отец водил Мориса с братом на заводы, и они унаследовали от отца любовь к машинам и механизмам.
В 1889 г. Морис Равель поступает в Парижскую консерваторию, и в этом же году в Париже состоялась Всемирная выставка, где широко пропагандировались передовые достижения науки и техники. Специально для выставки инженер Эйфель возвёл 300 – метровую башню из металла, ещё раз доказав огромные возможности этого материала.
Летом 1905 г. Равель путешествует с друзьями на яхте по рекам Европы. Поездка оказалась интересной и богатой впечатлениями, всё поражало новизной, изумляло и радовало. Рядом с патриархальным пейзажем широко раскинувшихся полей перед ним раскрывались берега индустриального Рейна. Увиденное буквально потрясло композитора. В одном из писем он пишет:
"То, что я видел вчера, врезалось мне в память и сохранится навсегда. После скучного дня на широкой реке, между безнадёжно плоскими невыразительными берегами, открывается целый город труб, громад, извергающих пламя и клубы рыжеватого или синего дыма... Мы поравнялись с заводами, когда уже смеркалось. Как передать Вам впечатление от этого царства металла, этих пышущих огнём соборов, от этой чудесной симфонии свистков, шума приводных ремней, грохота молотов, которые обрушиваются на вас! Над ними – красное, тёмное и пылающее небо. К тому же ещё разразилась гроза... Как всё это музыкально! Непременно использую".
Свой замысел композитор воплотил в жизнь лишь спустя почти четверть века. А тем временем его сильная и своеобразная творческая индивидуальность, широта интересов и увлечений, сочинение необыкновенных, оригинальных произведений, сделали его знаменитым.
Во время первой мировой войны, несмотря на освобождение от воинской обязанности, Равель добровольцем вступает в действующую армию. Сначала работает санитаром в госпитале, а затем шофёром грузовика Красного креста на фронте. В 1917 г. был демобилизован по болезни. В 1920 г. Равель отказался от ордена Почётного легиона из – за последовательного неприятия им официальных почестей. Но присуждение ему степени доктор музыки Оксфордского университета Равель принял с воодушевлением, говоря, что эту награду дают не чиновники, а сведущие в музыке люди.
Война с её насилием, жестокостью, пошлостью вызвала появление новых образов: Равель по просьбе австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку, написал фортепианный концерт для левой руки. В 1928 г. он написал музыку для небольшого балета "БОЛЕРО".
Послушайте – в музыке явственно слышатся индустриальные ритмы – более четырёх тысяч ударов барабана за 17 минут звучания. Поистине симфония металла! В этой музыке выступают черты человека начала 20 века, когда техника активно входила в повседневную жизнь и уже оказывала влияние и на мировоззрение.
"БОЛЕРО" стало одним из известнейших произведений не только Равеля, но и всего европейского искусства 20 века. Это единственное в своём роде произведение, и успех его у публики удивил не только критиков, но и самого композитора. Неожиданно Равель оказался создателем музыки, доступной для восприятия самого неискушённого слушателя. Никто не устоит перед красотой спокойно развёртывающейся мелодии, стальным ритмом и неуклонным динамическим нарастанием. Пьеса содержит пять проведений мелодии, причём в четырёх проведениях обе её части повторяются, а пятое проведение – мощная экспрессия оркестра. Мелодию ведет квартет труб, затем подключаются тромбоны. Так "БОЛЕРО", вначале строгое и даже логичное, заканчивается финалом, разрывающим всякое подобие структурных связей - это гениальная находка Равеля!
"В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ"
Никель и кобальт серебристо – белые металлы VIII группы Периодической системы. Кобальт был открыт шведским химиком Брандтом в 1735 году, а никель – шведским минералогом и химиком Кронштедтом в 1751 году. Скандинавские учёные, открывшие эти металлы, знали, что труд горняков, рударей всегда был тяжёлым, а рассеянность и недоступность никеля и кобальта издавна считались проделками злых гномов – кобольдов и их предводителя – старого чёрта Ника. Металлы и были названы именами фантастических существ народного фольклора:
Kobold – домовой, гном
Nickel – злой дух, якобы мешавший горнякам.
Но что же их связывает с музыкой?
Имя великого норвежца Эдварда Хагерупа Грига. Силой своего гения Григ возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики. В его музыке изящно переплетены поэзия норвежской природы, картины сельского и городского быта, веяния современности и дух неумирающих легенд, народных сказаний и песен. Причудливые образы народной фантастики отображены в названиях его музыкальных сюит "Шествие гномов" и "Кобольды".
Мы послушаем сюиту "В пещере горного короля" из музыки к драме Генрика Ибсена "Пер Гюнт". Прислушайтесь: здесь мрак и сырость, тяжёлая поступь хозяина подземелья, топот гномов и их неистовое желание запугать, не допустить людей до подземных сокровищ.
В 1874 году, всего в 31 год, ему была предоставлена пожизненная государственная стипендия. Широкая известность и материальная обеспеченность позволили Григу переселиться из столицы Норвегии Христиании в городок Берген. Страстно любивший родную природу, Григ до конца жизни останется своём доме на берегу моря. Он совершает длительные походы в горы, подолгу живёт в деревнях среди крестьян, лесорубов, рыбаков. Но наедине с природой Григ не прекращает композиторскую и исполнительскую деятельность, организует в Бергене фестиваль норвежской музыки, который проводится и поныне.
В 1893 году, одновременно с П.И. Чайковским, Григу присваивается звание почётного доктора музыки Оксфордского университета. Умер Григ 28 декабря 1907 года, и похоронен в скале над фьордом, недалеко от своего дома.
3 БРОНЗОВЫЕ КОЛОКОЛА
Если с никелем и кобальтом всё понятно – кто и когда открыл, назвал, то о меди такого сказать нельзя. Медь – один из первых металлов известных человеку и используемых им с древнейших времён. Важнейший медный сплав – бронзу люди узнали более 6 тыс. лет назад, и музыкальные способности бронзы известны были ещё в древности.
С 4 века в Европе начали изготовлять большие колокола. С середины 9 века колокольный звон становится частью церковных обрядов. Колокол – ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Существует два типа колоколов: с языком и без языка (ударяемый извне).
Из каких только металлов и сплавов не пробовали отливать колокола – из стали, чугуна, латуни, даже серебра и золота, а позже и из алюминия, – но ни один из них не мог конкурировать с бронзовым колоколом по силе и продолжительности звучания. Меняя состав бронзы и размеры отливки, мастера – литейщики создавали удивительные стозвонные колокола, звучавшие "во дни торжеств и бед народных".
До наших дней дошло множество старинных бронзовых колоколов – от маленьких бубенчиков до набатных исполинов. Так, в Корее сохранился отлитый в 8 веке 48 – тонный колокол. Самые большие в мире колокола были отлиты в России: 35, 50 и более тонн. Памятником литейного искусства 18 века является отлитый в 1735 году "Царь – колокол" весом более 200 тонн, установленный в Московском Кремле. Два года отец и сын Маторины провели в непрерывной работе по подготовке, а затем и литью колокола. Но услышать его звучание так и не довелось. Во время пожара в 1737 году от "Царь – колокола" отвалился кусок в 11,5 тонн.
Колокола используются в культовом обиходе преимущественно у христиан и буддистов. В православной церкви колокольные звоны развились в самобытное искусство: благовест – праздничный звон одного колокола, трезвон – звон во все колокола. О том, что это значит для каждого верующего или просто любящего свою малую родину человека, рассказывается в песне "ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН":
"Вечерний звон, вечерний звон,
Как много дум наводит он.
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом"
Невозможно представить русскую народную песню о дороге без упоминания о колокольчиках и бубенчиках:
"Вдоль по Питерской, по Тверской–Ямской,
Да, ой да по Тверской–Ямской, да с колокольчиком..."
"Однозвучно звенит колокольчик,
И дорога пылится вдали..."
"Слышен звон бубенцов издалёка,
Это тройки залётной разбег,
А вокруг расстелился широко
Белым саваном искристый снег."
"Ехали на тройке с бубенцами..." и т. д.
А вот современная песня:
"Малиновый звон на заре
Скажи моей милой земле,
Что я в неё вечно влюблён,
Как в этот малиновый звон."
Малиновый звон – это, насколько мы можем догадываться, красивая мелодия колокольного звона. Но почему – малиновый? А вот почему…
В Бельгии на реке Диль расположен старинный фламандский город Мехелен, а по французски – Малин. И местный собор Синт – Ромбаутскерк, построенный в 13–16 веках, прославился своим колокольным (малиновым) звоном.
ОРГАН. "АДАЖИО" Альбинони
Если православие нельзя представить без колокольного звона, то католическую церковь – без органа, где он используется с 7 века.
Орган – это клавишный музыкальный инструмент, класса аэрофонов (греч. аэро– воздух, фоно– звук), где звук возникает при прохождении воздуха через деревянные и металлические трубы. Аналогичные инструменты существовали в Древней Греции, Древнем Риме, Византии.
Современный вид орган имеет с 16 века. Он состоит из воздухонагнетательного механизма, металлических труб разного диаметра, ручных клавиатур (мануалов) и ножных (педалей). С помощью рычагов и кнопок можно менять регистр (тембр) звучания. Весь орган спрятан в специальной кафедре, зрителям его не видно.
В сознании большинства людей органная музыка связана с именем Иоганна Себастьяна Баха. Действительно, 6 поколений Бахов служили музыкантами – органистами в церквях и соборах, писали духовную музыку.
Сегодня послушаем самую прекрасную музыку для органа - "Адажио" композитора Альбинони.
ДУХОВЫЕ МЕДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ДЖАЗ
Вот ещё одна современная проблемная песня:
"Если у вас нету тёти, её вам не потерять.
И если вы не живёте, то вам и не умирать.
Оркестр гремит басами, трубач выдувает медь.
Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь."
Проблемы эти каждый должен решать для себя сам, а мы обратим внимание – какую же "трубач выдувает медь"?
Поэзия – великое чудо выражения одним словом целого понятия. В данном случае МЕДЬ – обозначение духового медного (а есть духовые деревянные) инструмента. Существует целая группа медных духовых инструментов: труба, тромбон, горн, саксофон.
Сейчас прозвучит красивая джазовая композиция "Лили была здесь", соло на саксофоне.
В 1846 году во Франции бельгийский мастер духовых инструментов Адольф Сакс получил патент на своё изобретение – духовой язычковый музыкальный инструмент - саксофон. С 1860 – х годов известен и тромбон.
На рубеже 19–20 веков в южных штатах США возник ДЖАЗ, как синтез европейской и африканской музыкальных культур. Американские негры, потомки вывезенных из Африки рабов, сохранили традиции своей древней родины.
Слово ДЖАЗ вошло в употребление в 1910–х годах применительно к небольшим ансамблям в составе: труба, кларнет, тромбон, а также ритм – секция (гитара, банджо, контрабас, ударные и фортепьяно).
К началу 1930–х годов пришёл стиль "свинг", от "swing" – качание. Музыку стали исполнять большие оркестры (биг–бэнд), включающие 3 саксофона, 3 трубы, 3 тромбона и ритм – секцию. Имена Дюка Эллингтона, Уильяма Уэббера и др. становятся известны по обе стороны океана. Позднее слияние джаза с европейской музыкой породило творчество Джорджа Гершвина, яркого представителя симфонического джаза.
ПЕСНЯ МЕТАЛЛУРГА
А теперь - образец творчества участников художественной самодеятельности Красноярского алюминиевого завода. Слова и музыка этой песни созданы заводскими авторами.
АЛЮМИНИЕВЫЕ ОГУРЦЫ
Некоторые музыкальные группы взяли себе названия, так или иначе связанные с металлургией: "Коррозия металла", "Металлика", направления хард–рок, хеви–метал.
И в заключение нашей встречи – замечательная песня для нас всех «Алюминиевые огурцы». Незабвенный символ эпохи Виктор Цой и группа "Кино".
Список использованных источников
Венецкий С.И. О редких и рассеянных. Рассказы о металлах, М.: Металлургия, 1980.
Розен Б.Я., Розен Я.Б. Металл особой ценности. М.: Металлургия, 1980.
Родзинский Л.П., Серебристый кудесник, М.: Металлургия, 1979.
Интернет-ресурсы
http://wdohnowenie.ucoz.ru/publ/skazki_o_muzyke/1
http://svetlana-musiclessons.blogspot.ru/p/blog-page_5521.html
http://www.youtube.com/watch?v=cqTw5vQvtu4
http://gitarin.ru/v-coj-kino-alyuminievye-ogurcy/