. Воронина Любовь Анатольевна, учитель музыки
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Исилькуль
Краткосрочная программа внеурочной деятельности
Мировая художественная культура.
«Музыка и МЫ»
(8 часов)
Проблема эстетического воспитания в настоящее время стоит очень остро. Эпоха компьютеризации внесла свои отнюдь не позитивные изменения в подростковое сознание. Всерьёз увлекаясь низкопробной и даже вредоносной музыкальной антикультурой, подростки не принимают классическую музыку, которая прекрасно себя проявляет и в условиях современности. Без всесторонне развитой личности, обладающей глубокими знаниями в области отечественной и мировой истории и культуры развития нашего государства невозможно.
Данная краткосрочная программа внеурочной деятельности способствует воспитанию любви музыкальному искусству, развитию творческих способностей, приобщению школьников к истории классической и современной музыки, помогает уяснить неразрывную связь музыкальных традиций разных эпох и народов.
Количество часов: 8
Возраст школьников: 8 класс
Цель данной программы - активизация интереса подростков к отечественной и мировой музыкальной культуре, развитие личности ребёнка через приобщение к лучшим образцам классической и современной музыке, осознание
Планируемые результаты
У обучающегося будут сформированы:
Личностные:
ознакомление с историей создания музыкальных произведений, которые признаны лучшими шедеврами мировой музыкальной культуры;
умение представлять личностную позицию в рассуждении о возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
2. Метапредметные:
сформировать навыки анализа своей деятельности;
развить познавательные способности;
способствовать формированию устойчивого внимания,
способствовать развитию памяти, смысловому чтению, умению выражать собственные мысли;
3. Предметные:
развить умение правильно оценивать прекрасное и видеть красоту во всех сферах жизни;
развить познавательный интерес, творческие способности;
привлечь внимание подростков к отечественному и мировому культурному наследию;
развивать умение эмоционально, образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
развивать умение узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.
Содержание курса
1. Мы и музыка (8 часов)
1.1. Наш музыкальные опыт. Активное и пассивное музицирование. Домашнее музыкальное воспитание. Музыкальные предпочтения в семье. Исполнение или слушание любимого исполнителя. Презентация его творчества. (2ч)
Тестовая работа:
От каких обстоятельств зависят музыкальные предпочтения человека? Свободен ли их выбор?
Может ли человек обладать музыкальным опытом без музыкальных навыков и умений?
Мешают ли восприятию нового музыкального материала уже существующие у слушателя предпочтения?
Как формируется музыкальный опыт современного массового слушателя?
Какова роль эмоций в приобретении музыкального опыта?
1.2. Мир музыки в зеркале музыкальной науки. Роль средств массовой информации в формировании музыкального вкуса. Воздействие разных музыкальных жанров на эмоциональное состояние слушателя. Музыка как наука. Музыка не только феномен духовной культуры, но и явление материальное. Её природа обусловлена тем, что человек слышит музыку. Виды музыкальной науки: музыкальная акустика и инструментоведение, Музыкальная физиология, психология музыки, музыкальная эстетика и философия. (2ч)
1.3. Что происходит, когда мы слушаем музыку? Вербальный и невербальный языки искусства. Любой звук несёт информацию о своём источнике. Музыкальный образ. Композитор — исполнитель - слушатель - коммуникационная связь. Язык музыки. Литературно-зрительные ассоциации как помощь при постижении музыкальной информации. Задание на дом: прослушать одно из классических произведений и составить схему литературно-зрительных ассоциаций. (2ч)
1.4. Общие принципы создания музыкального образа: эмоции и музыка. Связь музыкального образа с внешним миром. Теория звукоподражания. Имитирование звуков природы и цивилизации. Направленность музыки на отражение изменений, развития, движения. Творческая работа. Защита проектов. (2ч)
Тематическое планирование
№ п\п | Раздел, тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Мы и музыка | 8 | 4 | 4 |
1.1. | Наш музыкальный опыт | 2 | 1 | 1 |
1.2. | Мир музыки в зеркале музыкальной науки | 2 | 1 | 1 |
1.3. | Что происходит, когда мы слушаем музыку? | 2 | 1 | 1 |
1.4. | Общие принципы создания музыкального образа: эмоции и музыка. Творческая работа. Защита проектов. | 2 | 1 | 1 |
Формы, методы и приемы работы:
Формы:
групповая,
индивидуальная.
Методы и приемы:
словесные (рассказ, беседа),
наглядные (иллюстрация, демонстрация),
практические,
работа с литературой, Интернет-ресурсами.
Техническое оснащение:
ТСО (компьютер, магнитофон, музыкальный центр),
Аккордеон;
кабинет для занятий
Формы подведения итогов:
Творческая работа; защита проектов;
рефлексия мероприятия.
Список литературы
1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
2. Березовчук Л.Н. Музыка и мы. «Бояныч» - Спб.: 1995.
3. Казинник М. С. Тайны гениев. - М.: 2007.
4. Казинник М. С. Тайны гениев-2 или Волновые пути к музыке. - М.: 2010.