СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыка и война"(тематический вечер)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический вечер "Музам Великой Отечественной войны посвящается..." Расскажет  о роли музыки в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«текст к презентации»

«Музам Великой Отечественной войны посвящается…»

(тематический вечер)

СЛАЙД. Заставка победа

Фон 1 концерт чайковского.

Ни один вид искусства не может гордиться такой весомостью своих завоеваний в эти суровые годы, как музыка

Музыка стала жизненно необходимой как для бойцов, сражавшихся на фронте, так и для тех, кто остался в тылу или оказался на временно оккупированной территории. для музыканта выполнение его прямых профессиональных обязанностей стало патриотическим долгом. Возможно, никогда прежде деятели музыки не ощущали себя столь нужными своему народу. И то искусство, которое они несли людям, по своей глубокой внутренней сути было чуждо войне, чуждо самой идее разрушения и убийства — оно поднимало и укрепляло в людях их человеческое достоинство.


СЛАЙД. МИРНАЯ ЖИЗНЬ.

Мимо фасада большого театра

Мчатся на отдых, трезвоня, трамваи.

В классах десятых экзамены завтра,

Вечный огонь у Кремля не пылает.


Все впереди, все пока накануне…

Двадцать рассветов осталось счастливых

Год сорок первый, начало июня.

Все еще живы, все, все, все…


РОМАНС «НОЧЬ СВЕТЛА» СЛ. М. ЯЗЫКОВА, МУЗ. М. ШИШКИНА


СЛАЙД. ВСТАВАЙ СТРАНА ОГРОМНАЯ (ФОН)


Через секунду мир взорвется,

Смерть поведет парад- алле,

И навсегда погаснет солнце

Для миллионов на земле.




Безумный шквал огня и стали

Не повернется сам назад.

Два «супербога»: Гитлер – Сталин,

А между ними страшный ад.


Июнь. Россия. Воскресенье.

Страна на грани: быть не быть…

И это жуткое мгновенье

Нам никогда не позабыть…


СЛАЙДЫ. ЖИЗНЬ МОСКВЫ, ЛЕНИНГРАДА

На фоне 6 симфонии Чайковского
Несмотря на значительные трудности, не прерывалась музыкальная жизнь в двух крупнейших культурных центрах страны — Москве и Ленинграде. Вплоть до октября 1941 года в Москве постоянно проводились концерты, оперные спектакли. Но неумолимое приближение фронта, достигшего в памятные дни битвы за Москву окрестностей столицы (октябрь — ноябрь 1941 года), заставило эвакуировать в тыловые города значительные артистические силы. Основной состав Большого театра был перебазирован в Куйбышев (Самару), в других городах оказались известнейшие композиторы, певцы, инструменталисты.
уже в конце октября 1941 г. в Москве стал действовать Филиал Большого театра. В его репертуар входили шедевры оперной и балетной классики: "Евгений Онегин", "Лебединое озеро" Чайковского, "Русалка" Даргомыжского, "Демон" Рубинштейна, "Риголетто" и "Травиата" Верди, и другие спектакли. Остался в Москве Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, на сцене которого наряду с произведениями, поставленными еще до войны, были показаны новые произведения.


В осажденном Ленинграде. Лишь на три месяца после начала блокады приостановилась концертная жизнь. Но уже в марте 1942 года в условиях непрекращавшегося артиллерийского обстрела началась работа по восстановлению оркестра Ленинградского радиокомитета — его первый концерт состоялся 5 апреля 1942 года. В переполненном зале при температуре 7 — 8° ниже нуля прозвучала 6-я симфония Чайковского под управлением К. Элиасберга. Воспоминания дирижера рисуют потрясающие картины изнурительной работы полуголодных людей, нашедших в себе силы выполнять свой долг: "Мы возвращались с концертов, буквально держась за стены домов. Наши товарищи, выходя из дому на репетицию, зачастую падали по дороге без сознания".
В репертуаре концертных залов и театров осажденного города в первую очередь были представлены творения отечественной классики — Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. В блокадном Ленинграде состоялись 81 оперный и 55 балетных спектаклей, из них 40 раз шел "Евгений Онегин", 29 раз — "Пиковая дама". Но важно подчеркнуть и другое: наряду с шедеврами отечественной и мировой классики звучала музыка великих мастеров даже тех государств, которые находились с нашей страной в состоянии войны. Оперы Россини, Верди, Пуччини пользовались неизменным успехом у публики, в том числе и военной, в концертах и по радио звучали произведения Баха, Моцарта и Бетховена, исключительной популярностью пользовались вальсы И. Штрауса.

МУЗ. НОМЕР.

К. ВЕБЕР «ХОР ОХОТНИКОВ» ИЗ ОПЕРЫ «ВОЛШЕБНЫЙ СТРЕЛОК»

П.И. ЧАЙКОВСКИЙ «ПЕСЕНКА БЕЗ СЛОВ»


СЛАЙД. 7 СИМФОНИЯ, МУЗЫКА.


7-я симфония Д. Шостаковича, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала. Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом деле обладают огромной силой художественного воздействия.

9 августа 1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. С тех пор, как оркестром Радиокомитета дирижировал К.И.Элиасберг, минуло 73 года Ленинградская симфония была написана в блокадном городе Дмитрием Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.



СЛАЙД РАХМАНИНОВ.

Русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз, дирижёр. Родился в дворянской семье в Новгородской губернии.

В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.


МУЗ. НОМЕР

С. РАХМАНИНОВ. «ПРЕЛЮДИЯ ДО ДИЕЗ МИНОР»


СЛАЙД КОНЦЕРТНЫЕ БРИГАДЫ


Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, М. Михайлова, В. Барсову, Н. Обухову, Е. Крутикову, скрипача Д. Ойстраха, пианистов Э. Гилельса и Я. Флиера, квартет им. Бетховена. Именно на военные годы приходится взлет популярности выдающегося мастера советской эстрады Клавдии Шульженко.


СЛАЙД.

РОМАНС

«ОТЦВЕЛИ ХРИЗАНТЕМЫ» СЛ. В. ШУМСКОГО, МУЗ. И. ХАРИТО


СЛАЙД. ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...».

МУЗ. НОМЕР.

Ансамбль СИНИЙ ПЛАТОЧЕК.

СЛАЙД.

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грам­пластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп.

Песням тех военных лет поверьте

Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырех шагах от смерти

О родном заветном огоньке

И не зря про путь к Берлину пели

Как он был нелегок и не скор…

Песни с нами вместе постарели,

Но в строю остались до сих пор….


Муз. номер «Катюша»

МУЗ. НОМЕР.

А. НОВИКОВ «ДОРОГИ»


МУЗ. Б. ФОМИН, СЛ. П. ГЕРМАНА РОМАНС «ТОЛЬКО РАЗ БЫВАЮТ В ЖИЗНИ ВСТРЕЧИ»


СЛАЙД. О РОЛИ МУЗЫКИ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Война - это горе для человека, а о человеческом горе слагается множество песен и пишется множество классических музыкальных произведений. Именно они помогают в трудную минуту вспомнить о том, что необходимо бороться до конца. Это и есть то оружие, которое может все, даже остановить танки…

СЛАЙД

«МАЙСКИЙ ВАЛЬС»

СЛАЙД ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ

Уходит война и приходит любовь

Батальные блекнут полотна


4


Просмотр содержимого презентации
«музыка и война»

М У З А М  Великой  Отечественной  войны    П О С В Я Щ А Е Т С Я

М У З А М

Великой

Отечественной

войны

П О С В Я Щ А Е Т С Я

Рахманинов С.В

Рахманинов С.В

Какая музыка была!  Какая музыка играла,  Когда и души и тела  Война проклятая попрала. А. П. Межиров

Какая музыка была! Какая музыка играла, Когда и души и тела Война проклятая попрала.

А. П. Межиров