СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка "Люблю я грусть твоих просторов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыка "Люблю я грусть твоих просторов"»

ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В. М. Клыкова»















План-конспект

Урока музыки

на тему: «Люблю я грусть твоих просторов»

проведенного в 3 классе

МКОУ «Введенская ООШ»









Подготовила: студентка 4 курса 41 группы

Каськова Александра

Учитель: Сотникова Ольга

Витальевна _______

Оценка: _______

Дата: _______

2021 г.

Коммунар


Тема урока:  «Люблю я грусть твоих просторов…»

Тип урока:  урок открытия нового знания

Цель урока:  формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека; понимание жанрово-стилистических особенностей и музыкального языка на примере творчества Г. Свиридова, расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных терминов и понятий.

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  1. умение выражать свое отношение к исполняемому произведению.

  2. формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;

направленные на достижение метапредметных  результатов обучения

  1. Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке

  2. Формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству.

  3. Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности

направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

  2. сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно- нравственном развитии человека.

Содержание урока:

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь

- Г.Свиридов Мелодия «Запевки», «Весна», «Тройка», «Снег идет»;

- Е. Плотникова «Счастье русской земли»

Оснащение урока:

Музыкальный ряд: Г.В. Свиридов. «Весна», «Тройка», «Снег идет»

Литературный ряд: Стихотворение Б. Пастернака «Снег идет»

Зрительный ряд: картины художников, видео-пейзажи

Материалы для учащихся: тетрадь,  учебник,  пенал

Материалы для учителя (оборудование)презентация,  видео.












Ход урока:

  1. Орг. момент.

Музыкальное приветствие.

Музыкальная загадка.

Ребята, прослушайте  музыкальный фрагмент. Знакома вам эта мелодия или нет?

  • Слушание  фрагмента «Время, вперед!»  Г.В. Свиридова

У: Где вы слышали  эту мелодию?

Д: Информационная программа «Время»

У: Кто может назвать имя композитора, создавшего это произведение?

Д: Георгий Васильевич Свиридов.

  1. Знакомство с творчеством  Г.В. Свиридова

У: Сегодня урок будет посвящён  «певцу России» - Георгию Васильевичу Свиридову.

Нам предстоит ответить на вопрос: Как образ Родины воплотился в произведениях Г.Свиридова и почему его называют «певцом России»?

Откройте учебник на стр.120. Назовите тему урока?

Д: Люблю я грусть твоих просторов.

У: - Прочтите 1 абзац.

- Стих Игоря Северянина пропитан любовью к России, он боготворит её, преклоняется перед её могуществом и величием. Об этом говорит и название "Запевка". Не полная песнь, а лишь начало, запевка. Потому что невозможно спеть о России, настолько она необычна и необъятна. Об это и говорит автор в строках "О России петь - что тоску забыть, Что Любовь любить, что бессмертным быть!"..Так же невозможно петь о России, как быть бессмертным. Интересно использование слова "храм" в стихе. Складывается впечатление о нём, как о чём то недоступном, божественном. И путь туда лежит через нечто необычное, красивое, не через простые поля и луга, а через "полевые ковры". Стихотворение оставляет светлый осадок патриотизма, любви к Родине. Наверное, именно с таким чувством автор представлял себе состояние в конечной точке рути, том самом приходе в "храм".

Попробуйте её исполнить хором.

  • Слушание «Запевки» Г. Свиридова

 - Это оркестровое произведение или хоровое? — хоровая миниатюра

- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для выражения огромного чувства любви к родному краю, которое захватывает и нас?

Ответы детей. (Широта мелодии, поступенное движение, плавная линия…)

Давайте с вами поближе познакомимся с Г. В. Свиридовым

2. Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области. С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.

В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.

Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.

Георгий Васильевич Свиридов – российский композитор и пианист, обладатель множества различных государственных наград. Одно из его наиболее известных произведений украшает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель».

  • Слушание.  Г.В. Свиридов «Тройка» из иллюстраций к повести А. С. Пушкина

«Тройка» — начинается «с полуслова» мощно, фортиссимо, аккордами медной группы, сопровождаемыми непрерывной дробью малого барабана, четкими ударами  бубна, тремоло литавр. Затем  вступают струнные — активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот внезапно звучность стихает до пианиссимо, остаются только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных, и на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русская в своей диатонике, с широким распевом. Она длится, переходит к кларнету, затем ее подхватывает фагот и, наконец, скрипки. Потом она начинает звучать более полно у скрипок вместе с деревянными, обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно медная группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихают: удаляется тройка, напев растворяется в восходящем ходе арфы.

3. Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.

  • Слушание. Г.В. Свиридов «Весна и осень» из иллюстраций к повести А. С. Пушкина»Метель»

«Весна и осень», — это две крошечные миниатюры. Первая — нежный флейтовый напев в темпе allegretto, сопровождаемый еле слышными аккордами струнных. Затем флейту сменяет скрипка с тем же напевом. После паузы начинается вторая миниатюра (это осень, пора отцветания и усталости), с тем же мотивом, но приглушенным, у солирующей скрипки с сурдиной, и аккомпанируют ей своими мягкими аккордами теперь кларнеты и валторны — пианиссимо, с сурдинами. Скрипке подпевает английский рожок, гобой вставляет свою реплику, и все угасает на тончайшем пианиссимо.

  1. Играем в композитора.

У каждого лист с заданием, которое учащиеся выполняют самостоятельно.

«Снег идёт...» — часть из «Маленькой кантаты» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака — лирическая зарисовка зимней природы. Прежде чем послушать эту музыку в записи, учащиеся пробуют спеть мелодическую импровизацию на стихи Б. Пастернака, затем сравнивают звучание стихов Б. Пастернака и А. Плещеева и сочиняют мелодии, в основе которых — ритмические формулы, выписанные в рабочей тетради («Играем в композитора», с. 22—23).

• В каком характере будет звучать каждая из мелодий?

• В какой из них окажется более развитая, развёрнутая мелодическая линия?

• В чём будет состоять особенность мелодии на многократно повторяющиеся слова «снег идёт»?

Системой подобных заданий учитель ставит перед учащимися художественно-творческие проблемы, решение которых активно развивает их образное мышление. Важно, чтобы оно осуществлялось на языке музыки, а не словесным путём. После этого слушание музыки Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака, которая сопоставляется с мелодиями, сочинёнными детьми. Затем учащиеся поют мелодию этой части «Маленькой кантаты» по нотам, которые даны в учебнике.

Стихи звучат приглушённо, почти шёпотом, в замедленном темпе спокойно падающего снега — и музыка Г. Свиридова звучит как бы вполголоса, словно с сурдиной, «в том же темпе, с ленью той...». В мелодии поочерёдно  скандируются всего два звука (фа-диез и ля). За каждым из этих звуков закреплён «свой» тембр (группу альтов сменяет группа сопрано), «свой» гармонический фон из двух аккордов (переменный лад).

  • Слушание. 1-я часть кантаты «Снег идёт...»

Равномерное, многократное повторение основной интонации на одном звуке у разных голосов придаёт прозрачность, таинственность звучанию. Слушая музыку, испытываешь на себе завораживающее, почти гипнотическое воздействие этой музыкальной картины — снег идёт. Обратите внимание детей на сопровождение хора, звучание арфы, челесты, флейты, которые передают ощущение, с одной стороны, некоторой фантастичности, с другой — колокольности, устремлённости ввысь.

• Но только ли это пейзаж?

• Что ещё напоминает такая метрическая равномерность?

Учащиеся, как правило, слышат ход маятника, отсчёт времени. Музыка воспроизводит не только падение или полёт снега — звуковая картина Г. Свиридова есть и изображение самого Времени, которому противопоставляется тема творчества.

• Как вплетается творчество во Время?

• Как идут годы — бесстрастным снегопадом или осмысленно, «как слова в поэме»? Так, пейзаж, знакомый и близкий всем нам с детства, претворён в музыке с помощью поэта Б. Пастернака как мысль о предназначении художника.

Может быть, за годом год

Следует, как снег идёт,

Или как слова в поэме?

Последние слова фразы исполняются солистом. Тем самым композитор выделяет их особо, подчёркивая значимость в общем смысле произведения. Вопрос остаётся без ответа. Как магическое заклинание звучит неизменный рефрен «Снег идёт, снег идёт» — альты поют на самом низком звуке (октавой ниже), и вновь повторяется начальная строфа стихов.

  1. Разучивание и исполнение песни «Выглянуло солнышко»

Разучивание  по фразам.  Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

Выглянуло солнышко.



  1. Выглянуло солнышко, блещет на лугу.

Я навстречу солнышку по траве бегу

И ромашки белые рву я на лету,

Я веночек делаю, солнышко плету.



  1. День искрится радостью, вдаль меня манит.

Надо мною радуга весело звенит.

У ручья под ивою слышу соловья,

Самая счастливая в это утро я.



  1. Собрала в ладошку я чистую росу,

Радугу и солнышко я в руках несу

И дразню я песенкой ветер озорной

И танцуют весело все друзья со мной.

  1. Итог урока

«Россия – страна простора, страна  песни, страна минора, страна Христа»

Свиридов Георгий Васильевич

Для Г. В. Свиридова музыка немыслима без постоянного общения с природой. Осень и зима, весна и лето, необозримые поля и дремучие леса, прозрачные озера и полноводные реки представлены в его творчестве.

«Время, вперед!» — и время действительно мчится вперед, а Россия должна оставаться сильной, гордой, богатой прекрасными людьми, любящими сынами Отечества, такими, как Георгий Свиридов!