СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка -мелодия души

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыка -мелодия души»

«Мелодия – душа музыки»


Задача: продолжить формирование представления о мелодизме как основном свойстве русской музыки, на примере знакомства с произведениями С. Рахманинова.

- «Камаринская»

«Светит месяц» и др

игра на ДМИ



- М. Глинка Ария Ивана Сусанина

хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

из оперы «Хованщина»

П. Чайковский «Симфония № 4 II ч.»

Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

вокализация тем,

слушание фрагментов



- С. Рахманинов Концерт № 3 I ч.

вокализация главной темы, слушание



- «Ты, река ль, моя реченька» р.н.п.

разучивание



- В. Локтев «Песня о России» (сл. О. Высоцкой)

разучивание



С. Рахманинов «Вокализ»

вокализация темы, пластическое интонирование, слушание


Беседуем о летних «встречах» с музыкой, исполняем знакомые песни о России, русские народные песни, народные инструментальные наигрыши.

Предлагаем задуматься над смыслом эпиграфа к этому разделу учебника: «Вся Россия просится в песню…»


Читаем текст с. 8 (1 абзац), вспоминаем (темы произведений играет учитель) и поём мелодии знакомых произведении. Все они обладают общим качеством – песенностью.


Предлагаем познакомиться с музыкой ещё одного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943). Читаем текст на с. 8-9.

Учим главную тему концерта № 3 (с. 9).

Обращаем внимание на небольшой диапазон, поступенное движение, минорный лад, остановки на длинных звуках в конце фраз, на широту, певучесть. Сначала поём мелодию a`cappella, затем под аккомпанемент учителя (сопровождение не поддерживает главную тему).

Сравниваем мелодию Рахманинова с уже звучавшими мелодиями, подчеркиваем их интонационное единство, родство с народными напевами.

Вспоминаем, что слово «концерт» - в переводе с латинского означает – состязаться, а с итальянского – согласие.


Слушаем I часть «Концерта № 3» в исполнении автора и Филадельфийского симфонического оркестра.

Выясняем, что главная мелодия звучит сначала у солиста – пианиста, а затем её «подхватывает» и «распевает» весь оркестр. Солист, соревнуясь с оркестром, в то же время согласует с ним свою игру. В этом – особенность жанра концерта.


Разучиваем песни, мелодии которых интонационно близки теме концерта.

«Ты река ль, моя реченька» - в этой песне образ девушки – невесты, которая грустит при мысли о предстоящем замужестве, печалится потому, что ей придётся покинуть отчий дом, родителей. Характер звучания – негромкий, сдержанный, словно затаённый. Трудность – распевы.


В «Песне о России» - необходимо стремиться к кантилене, устремленности каждой фразы к кульминации, мягкому нефорсированному звучанию высоких звуков. Можно в припеве использовать терцовое двухголосие только фрагментарно, а не целиком (в каденциях, на кульминациях фраз).


В вокальной музыке передать разнообразные чувства человека может не только пение со словами, но и пение без слов.

Читаем текст на с. 12. Пропеваем мелодию вокализа на какой-либо слог (лё, лю), следя по нотной записи. Вслушиваемся в сопровождение (играет учитель), в нём выделяются два «пласта» - мерно повторяющиеся аккорды и выразительный нисходящий подголосок. Исполняем группами класса мелодию на воображаемых скрипках, подголосок – на виолончели, аккорды – на «немой» клавиатуре воображаемого пианино.

Слушаем «Вокализ».

Какие чувства передает эта музыка? (печаль и радость, покой и взволнованность, тревога и умиротворение).

В чём красота этого сочинения?

В какой части «Вокализа» слышен диалог между голосом и фортепиано?

Чем жанр вокализа отличается от жанров песни и романса?

Каким человеком предстает перед слушателями создатель «Вокализа» - композитор Рахманинов?

Просматриваем портреты Неждановой и Рахманинова (одухотворенность, сосредоточенность на своём творчестве, погружённость в мир человеческих чувств и эмоций).


Читаем рассказ «Русь» (тетрадь с. 3) на фоне звучания I ч. Концерта № 3.


Д/з:


Выполнить задания в тетради на развороте «Мелодия – душа музыки» (с. 4-5).