СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музыка моего народа»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Музыка моего народа»»

Технологическая карта урока по музыке

Тема

«Музыка моего народа»

Педагогические цели

Способствовать умению различать интонационные особенности русской народной и композиторской музыки; выявить уровень музыкальных знаний; развивать интеллект и находчивость; формировать навыки коммуникативного поведения.

Тип

Введение нового знания

Проблема

Как появилась русская народная песня? Какие есть основные особенности русской народной песни?

Задачи:


Предметные

Узнать, что такое русская народная песня, как она появилась. Выявит основные особенности русской народной песни.

Учиться: размышлять о музыке, видеть воображаемые картины, слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять характер, настроение, средство муз. выразительности в музыкальном произведении; исполнять хоровое произведение.

Личностные

Способствовать проявлению эмоционального отношения к искусству, эстетический взгляд на мир, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознанию своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов

Метапредметные

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные:осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками; развивать умение вести диалог, слушать и понимать собеседника

Основное содержание темы, понятия и термины

Русская народная песня. Признаки: Песни поют без сопровождения (а капелла) или с народными инструментами. Начинает солист, а потом помогают другие. Многоголосие. Много распевов. Простые мелодия и слова.

Музыкальный материал

Русские народные песни «Во поле береза стояла», «на горе – то калина».


Сценарий урока


Этапы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный этап с мотивацией

Музыкальное приветствие учителя с учащимися.


Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Этап актуализации

  • Россия… Родина… 

  • Что мы означает слово Родина? -
    Кто выразительно прочитает стихотворение со слайда?

“Россия… какое красивое слово! 
И роса, и сила, и синее что-то”
Россия… как из песни слово, 
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия, 
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют, 
Одним широким словом “Русь”

  • В чем главная мысль стихотворения?

  • Как вы думаете, с какими музыкальными произведениями мы познакомимся на уроке?

  • Мы поговорим сегодня о русских народных песнях.

  • Значит тема урока будет?


  • Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает. 










Россия, Русь – это Родина, красота людей и природы (познакомимся с песнями о родине)


Русская народная песня

Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.

Коммуникативные: высказывают своё мнение

Этап выявления места и причины затруднения

Ребята, что такое «Русская народная песня»?

Вы затрудняетесь ответить, объясните, почему?


Слушают учителя. Дают предположительные ответы.

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других

Этап введения нового знания

— Значит, какую цель мы поставим с вами на уроке?


  • Предположите, что еще нам нужно узнать?

Прочитайте со слайда план нашего урока:

  1. Узнать что такое «Русская народная песня», её историю

  2. Познакомиться с особенностями русской народной песни (под пунктами на доске детям подсказка сколько особенностей (признаков) необходимо найти

Ребята, что такое «песня»?


Прослушайте одну очень известную русскую народную песню. Скажите, как она называется.

Звучит «Во поле берёза стояла» (1 куплет).

Прослушали.

Как называется эта песня?

Каким символом для России являлась береза?

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Березу считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций)

- Какие загадки, стихи, песни о березе вы знаете?

Прочитайте со слайда текст:
На полях девчонки.
В белых рубашонках, 
В зеленых полушалках.
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.

А теперь послушайте песню и подумайте: О какой березе здесь поется?


Какой в песне ритм, темп?


Вы обратили внимание на то, как исполняется музыка?

Есть сопровождение, звучат русские музыкальные инструменты или нет?


Музыка, которая исполняется без музыкальных инструментов называется, «а капелла». На слайде появляется определение понятия «а капелла». Это и будет первой особенностью русской народной песни.(слово «а капелла» крепится на доске)

Но бывает и такое, что русские народные песни звучат и с сопровождением, тогда какие музыкальные инструменты сопровождают, аккомпанируют певцам?

А какие русские народные инструменты вы знаете?

На слайде позже появляется картинка:

Давайте еще раз прослушаем музыкальное произведение и найдем следующую особенность (признак).

Что еще вы заметили в песне? Сколько человек поют эту песню? Как начинают ее петь?


А как мы называем такого человека, который один начинает петь песню?

Значит какую вторую особенность мы с вами нашли? (сначала поет солист, а потом помогают другие)

Вторая особенность крепится на доску.

А сколько голосов вы услышали в песне?

В музыке мы называем это многоголосие.

Чаще всего в русских народных песнях слышно много голосов, как вы думаете, для чего эту нужно? Как звучит песня благодаря многоголосию?



Какой третью особенность мы с вами нашли?

Третья особенность «многоголосие» крепится на доску.

Прослушайте песню еще раз и обратите внимание, как поется песня: быстро, медленно, протяжно или не протяжно и т.д.?

Как поется песня?

Это мы называем распевом. Распев – это вид русского пения, где распевали гласные звуки в словах. Т.Е. протяжное пение.

Как вы думаете, для чего распевали гласные звуки в словах?


Значит, какую еще особенность русских народных песен мы нашли? «Много распевов» - крепится на доске

Сложная ли мелодия в русских народных песнях? Какие слова, трудные или простые?

Как вы думаете, зачем русский народ сочинял музыку и слова, которые легко запоминались?



Какую пятую особенность мы нашли? Особенность крепится на доске

Вот мы с вами и познакомились с особенностями русской народной песни. Теперь откройте тетради, запишите определение русской народной песни.


Русская народная песня – это песня, которая передавалась из уст в уста.

Ниже в тетради запишите самостоятельно признаки песни:

Дописать



Раскрыть понятие «русская народная песня»







- Это музыкальный жанр, где объединились текст и мелодия.




Во поле береза стояла

Это дерево всегда олицетворяло чистоту души, красоту и хрупкость природы, но при этом волевой характер и могучую силу нашей Родины.









Кудрявой, белой, нежной, простой.

Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы


Исполняется без сопровождения музыкальных инструментов






Это русские народные инструменты.


















Песню начинает петь один человек


Солист




Много голосов


Песня звучит красиво, богато, с полным звучанием многих голосов.





Медленно, протяжно



Чтобы подчеркнуть значение слов



Слова и мелодия простые




Мелодия и слова простые

Чтобы можно было легко запомнить слова песни.

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи.

Регулятивные: формулируют учебную цель под руководством учителя.

Личностные: проявляют чувство сопричастности к своей Родине, осознают свою этническую принадлежность и культурную идентичность на основе осознания «Я» как гражданина России, выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Этап первичного закрепления знаний



















Этап включения в систему знаний и повторения

Так что же такое «русская народная песня»? это песня, сложенная неизвестными авторами, которая устно передавалась друг от друга из поколения в поколение.

Как вы думаете, как же зародилась русская народная песня?

Русская народная песня родилась очень давно, точной даты неизвестно. У народной песни нет определенного автора. В песнях отражались реальные события народной жизни, обычаи, традиции. Русские песни обычно начинал один человек, а потом подхватывали другие и пели хором. А часто не просто пели, но и танцевали. Водили хороводы. Они проводились на открытых больших лугах, возвышенных местах, чтобы вся деревня могла любоваться этим красочным действием. Русские песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом постоянно изменяясь.


Как вы думаете, почему русская песня сохранилась до нашего времени?


Сейчас послушайте русскую народную песню «На горе -то калина» и охарактеризуйте мелодию.

Слушание.

- Какой характер музыки?



- Какую картину рисует музыка?

- О чем поется в песне?

- Ребята, просмотрите текст песни.

Что вы заметили в словах песни?
- Из скольких частей состоит песня.

Все ли признаки русской народной песни, которые мы записали в тетрадь , есть в этой песне? Перечислите

- Что же еще хочется делать в песне, кроме как петь?

Сейчас встанем и подчеркнем веселый характер песни танцевальными движениями.

Исполнение.

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Какой вывод можем сделать?

Русская народная песня помогала жить и работать, радоваться и грустить.









Слушают песню


Отвечают на вопросы.




Потому что она передавалась из поколения в поколение, её все пели.


Бодрая, быстрая, динамичная, ритмичная, чёткая, торжественна.

-яркую, красочную,

-в песне поётся о ягоде калине

Повторение слов


Куплета и припева




Танцевать


Приподнятое, радостное

Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной цели урока.

Коммуникативные: приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; полно и точно выражают свои мысли; допускают существование разных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.

Личностные: развивают мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; овладевают навыками сотрудничества, с учителем и сверстниками, проявляют отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

- Оцените свою работу на занятии по сигнальным карточкам

- Какую цель мы ставили в начале занятия?

- Удалось её нам достичь? Как?

- О чем ещё вы хотели узнать?

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения


Далее учитель музыки школы берет время для разучивания Гимна России

2