МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ «ДОМИНАНТА»
ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА»
«Музыка моего народа.
Связь народной музыки с творчеством великих композиторов»
Конспект урока по музыке
для учащихся 4 класса
Подготовила учитель музыки высшей квалификационной категории, старший учитель Лиходей Татьяна Григорьевна
Харцызск
2023
Урок музыки - 4 класс
Тема урока: Музыка моего народа. Связь народной музыки с творчеством великих композиторов
Цель урока: углубить знания обучающихся о жанрах народных песен - источнике многовековой народной духовной культуры, показать взаимосвязь народной песни с профессиональной музыкой.
Задачи урока:
Развивать вокально-хоровые навыки, творчество, фантазию.
Воспитывать интерес и любовь как к народной, так и к композиторской музыке.
Вспомнить и проанализировать произведения П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
предметные: научатся слушать музыку в исполнении симфонического оркестра, рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, объяснять термины «мелодия», «народная музыка», «композиторская музыка»;
метапредметные: регулятивные - формулировать и удерживать учебную задачу; познавательные -ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию;
личностные: внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.
Муз. материал: М. Хохлов. Гимн ДНР, рус. нар. песня. «Ах, вы сени», «Во поле береза стояла», плясовая песня «Камаринская», Ю. Антонов. «Родные места», рус. нар. песня «Зимняя дорога», В. Шебалин. «Зимняя дорога».
Оборудование: ноутбук, колонки, материал для прослушивания, иллюстрации к песням, рисунки, песенники, портрет композитора П. И. Чайковского
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Мотивация к учебной деятельности.
Задание № 1. Прослушать две песни и найти между ними разницу
Задание № 2.
Разгадывание кроссворда «Народная песня»
1 | | П | Е | С | Н | Я | | | | |
2 | | | | З | А | П | Е | В | | |
3 | | | Н | А | Р | О | Д | | | |
4 | | | | П | О | Э | Т | | | |
5 | М | Е | Л | О | Д | И | Я | | | |
6 | | В | Е | С | Н | Я | Н | К | А | |
7 | | А | | К | А | П | Е | Л | Л | А |
8 | | К | О | Л | Я | Д | К | А | | |
Стихотворение, которое поётся.
Часть песни с новыми словами.
Авторы народных песен
Человек, который сочиняет слова к песням.
Мелодическая основа песни.
Песня, посвященная встрече весны.
Пение без музыкального сопровождения.
Рождественская обрядовая песня.
III. Актуализация опорных знаний
- На уроках музыки мы слушали и пели разнообразные песни, как народные, так и композиторские.
? Чем отличаются народные песни от композиторских песен?
- Да, народные песни слагал народ. Раньше люди, особенно деревенские, в большинстве своем были неграмотные, песни сочиняли и передавали друг другу по памяти, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Народные песни проще композиторских и отличаются своей мелодичностью и певучестью. Композиторская же песня пишется композитором.
? Кто же такой - композитор?
- Правильно! Чтобы сохранить традиции, обычаи, песни стали издаваться сборники русских народных песен и обрядов. Первые такие издания появились в 18 веке и в их издании принимали участие и композиторы. Также в своих произведениях многие композиторы обращались к народному творчеству и среди них А.Н. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, П.И. Чайковский и другие.
Сегодня мы совершим путешествие в мир народных песен и узнаем о жанрах. Тема сегодняшнего урока звучит так – «Роль музыки в жизни народа. Жанры народных песен. Календарно-песенное творчество».
- Вспомним вместе жанры народных песен
ЛИРИЧЕСКИЕ,
ТРУДОВЫЕ,
ОБРЯДОВЫЕ,
ШУТОЧНЫЕ,
ПЛЯСОВЫЕ,
СОЛДАТСКИЕ,
КАЛЕНДАРНЫЕ,
ИГРОВЫЕ,
ХОРОВОДНЫЕ.
? О чем же поется в народных песнях? (о любви, о природе, о родине, о труде…)
? А может ли народная песня выразить настроение человека, его мысли, характер и почему?
- Потому, что музыка бывает разной: медленной, серьезной, лирической, печальной и наоборот, веселой, быстрой, шуточной. И в настоящее время народная песня пользуется большой популярностью. Она звучит и на радио и на телевидении, на конкурса, праздниках и вечерах и т.д.
Игра «Угадай ритм песни»
Перед вами карточки с заданиями, по котрым необходимо прохлопать заданный ритм и угадать какой песне она принадлежит.
? К какому жанру относится наша песня?
Песни к заданию:
«Во поле береза стояла», рус. нар. песня
«Солдатушки, бравы ребятушки», рус. военная песня
«Камаринская», рус. нар. песня
Наша Республика – многонациональная. На уроке прозвучала музыка русского народа «Во поле береза стояла». А какое главное движение этой песни? С чем это связано?
Предки русских людей, как и представители многих других народов, особо почитали солнце. Главная фигура хоровода – круг. Но песня «Во поле берёза стояла» не только хороводная. Она и обрядовая.
Какова разновидность этой обрядовой песни?
Верно. Наши предки по календарю выстраивали свой быт, отмечали праздники. Песня «Во поле берёза стояла» связана с праздником берёзы, который на Руси отмечали девушки.
? Какие ещё календарные песни нам известны? (Колядки, веснянки)
? А какие знаешь семейно-бытовые песни?
? У всех ли народов есть песни этого жанра?
? Какая из них звучит одной из первых в жизни каждого человека?
? Одинаково или по-разному звучит колыбельные разных народов? И как?
Музыка – уникальное искусство. Ей не нужен перевод на другие языки. Она понятна всем. И для сравнения послушаем и попробуем спеть композиторскую песню Ю. Антонова «Родные места»
? Найдите характерные особенности композиторской песни (ритмичная, яркая, современная, с четким построением … )
Слушание музыки
Архип Куинджи - Березовая роща, 1879 Виктор Михайлович Васнецов 1899
Ребята, перед вами картины известных художников – нашего земляка Архипа Куинджи (некогда родившегося в г. Мариуполе Донецкой области) и российского художника Виктора Васнецова.
Прослушайте два музыкальных фрагмента и соотнесите их скартинами.
1. П. Чайковский Симфония № 4 (финал)
2. Н.А. Римский Корсаков Действие IV, Финал. Хор "А мы просо сеяли"
Анализ картины «Березовая роща» А. Куинджи
Картина «Березовая роща» А. Куинджи написана художником в стиле романтического пейзажа. Обратите внимание на необычную комбинацию света и цвета, резкий контраст солнца и тени, который создаёт впечатление очень яркого солнечного освещения. Верхняя часть берёз не показана, видны только стволы и небольшие зелёные ветки, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса. Картина разделена на две части протекающим по центру ручьём.
? Интонации какой песни вы услышали? («Во поле береза стояла»)
? Что объединяет эти два фрагмента? (мелодия народной песни)
? Найдите отличительные особенности? (исполнители, интонации, ритм)
Анализ картины В. Васнецова «Снегурочка»
На картине Снегурочка - любимый сказочный персонаж Рождественских праздников. Художник Виктор Васнецов создал свою картину под впечатлением сказки Н. Островского и оперы Н. Римского-Корсакова.
Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом - лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.
Тревога наполняет картину, предчувствие беды. Огни деревни смотрят недобро, словно чудище из темноты. Нелегко Снегурочке сделать выбор. Но уже в следующий момент она смело шагнет навстречу новому, чужому, неизвестному.
Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане.
? Интонации какой песни вы услышали? («А мы просо сеяли»)
? Что объединяет эти два фрагмента? (народная песня)
? Найдите отличительные особенности? (исполнители, интонации, ритм)
Куинджи - Березовая роща, 1879 — стоковое изображение
1V. Рефлексия
Продолжите эти фразы…
Сегодня мы узнали …
Было интересно…
Я понял, что…
Я довольна своей работой, потому что…
Эти знания мне пригодятся, чтобы ….
V. Домашнее задание
Просмотреть мультфильм «Снегурочка» и рассказать о народных обрядах.