СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыка моего народа"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Музыка моего народа"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ «ДОМИНАНТА»

ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА»











«Музыка моего народа.

Связь народной музыки с творчеством великих композиторов»



Конспект урока по музыке

для учащихся 4 класса








Подготовила учитель музыки высшей квалификационной категории, старший учитель Лиходей Татьяна Григорьевна









Харцызск

2023



Урок музыки - 4 класс

Тема урока: Музыка моего народа. Связь народной музыки с творчеством великих композиторов


Цель урока: углубить знания обучающихся о жанрах народных песен - источнике многовековой народной духовной культуры, показать взаимосвязь народной песни с профессиональной музыкой.

Задачи урока:

  • Развивать вокально-хоровые навыки, творчество, фантазию.

  • Воспитывать интерес и любовь как к народной, так и к композиторской музыке.

  • Вспомнить и проанализировать произведения П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

  • предметные: научатся слушать музыку в исполнении симфонического оркестра, рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, объяснять термины «мелодия», «народная музыка», «композиторская музыка»;

  • метапредметные: регулятивные - формулировать и удерживать учебную задачу; познавательные -ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию;

  • личностные: внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.


Муз. материал: М. Хохлов. Гимн ДНР, рус. нар. песня. «Ах, вы сени», «Во поле береза стояла», плясовая песня «Камаринская», Ю. Антонов. «Родные места», рус. нар. песня «Зимняя дорога», В. Шебалин. «Зимняя дорога».

Оборудование: ноутбук, колонки, материал для прослушивания, иллюстрации к песням, рисунки, песенники, портрет композитора П. И. Чайковского


Ход урока

I. Организационный этап.

  • Музыкальное приветствие.

  • Дыхательная гимнастика

  • Скороговорка на один вдох.

  • Распевка «Тучка»

II. Мотивация к учебной деятельности.

Задание № 1. Прослушать две песни и найти между ними разницу

      • М. Хохлов. Гимн ДНР,

      • рус. нар. песня. «Ах, вы сени»,

Задание № 2.

Разгадывание кроссворда «Народная песня»


1


П

Е

С

Н

Я





2




З

А

П

Е

В



3



Н

А

Р

О

Д




4




П

О

Э

Т




5

М

Е

Л

О

Д

И

Я




6


В

Е

С

Н

Я

Н

К

А


7


А


К

А

П

Е

Л

Л

А

8


К

О

Л

Я

Д

К

А



  1. Стихотворение, которое поётся.

  2. Часть песни с новыми словами.

  3. Авторы народных песен

  4. Человек, который сочиняет слова к песням.

  5. Мелодическая основа песни.

  6. Песня, посвященная встрече весны.

  7. Пение без музыкального сопровождения.

  8. Рождественская обрядовая песня.


III. Актуализация опорных знаний

- На уроках музыки мы слушали и пели разнообразные песни, как народные, так и компо­зиторские.

? Чем отличаются народные песни от композиторских песен?

- Да, народные песни слагал народ. Раньше люди, особенно деревенские, в большинстве своем были неграмотные, песни сочиняли и передавали друг другу по памя­ти, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Народные песни проще композиторских и отличаются своей мелодичностью и певучестью. Композитор­ская же песня пишется композитором.

? Кто же такой - композитор?

- Правильно! Чтобы сохранить традиции, обычаи, песни стали изда­ваться сборники русских народных песен и обрядов. Первые такие издания появились в 18 веке и в их издании принимали участие и композиторы. Также в своих произведениях многие композиторы обращались к народному творчеству и среди них А.Н. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, П.И. Чайковский и другие.

Сегодня мы совершим пу­тешествие в мир народных песен и узнаем о жанрах. Тема сегодняшнего урока звучит так – «Роль музыки в жизни народа. Жанры народных песен. Календарно-песенное творчество».

-  Вспомним вместе жанры народных песен

ЛИРИЧЕСКИЕ,

ТРУДОВЫЕ,

ОБРЯДОВЫЕ,

ШУТОЧНЫЕ,

ПЛЯСОВЫЕ,

СОЛДАТСКИЕ,

КАЛЕНДАРНЫЕ,

ИГРОВЫЕ,

ХОРОВОДНЫЕ.

? О чем же поется в народных песнях? (о любви, о природе, о родине, о труде…)

? А может ли народная песня выразить настроение человека, его мысли, харак­тер и почему?

- Потому, что музыка бывает разной: медленной, серьезной, лирической, печальной и наоборот, веселой, быстрой, шуточной. И в настоящее время народная песня пользуется большой популярностью. Она звучит и на радио и на телевидении, на конкурса, праздниках и вечерах и т.д.


Игра «Угадай ритм песни»

Перед вами карточки с заданиями, по котрым необходимо прохлопать заданный ритм и угадать какой песне она принадлежит.

? К какому жанру относится наша песня?

Песни к заданию:

  1. «Во поле береза стояла», рус. нар. песня

  2. «Солдатушки, бравы ребятушки», рус. военная песня

  3. «Камаринская», рус. нар. песня

Наша Республика – многонациональная. На уроке прозвучала музыка русского народа «Во поле береза стояла». А какое главное движение этой песни? С чем это связано?

Предки русских людей, как и представители многих других народов, особо почитали солнце. Главная фигура хоровода – круг. Но песня «Во поле берёза стояла» не только хороводная. Она и обрядовая.

Какова разновидность этой обрядовой песни?

Верно. Наши предки по календарю выстраивали свой быт, отмечали праздники. Песня «Во поле берёза стояла» связана с праздником берёзы, который на Руси отмечали девушки.

? Какие ещё календарные песни нам известны? (Колядки, веснянки)

? А какие знаешь семейно-бытовые песни?

? У всех ли народов есть песни этого жанра?

? Какая из них звучит одной из первых в жизни каждого человека?

? Одинаково или по-разному звучит колыбельные разных народов? И как?

Музыка – уникальное искусство. Ей не нужен перевод на другие языки. Она понятна всем. И для сравнения послушаем и попробуем спеть композиторскую песню Ю. Антонова «Родные места»

? Найдите характерные особенности композиторской песни (ритмичная, яркая, современная, с четким построением … )

Слушание музыки

Архип Куинджи - Березовая роща, 1879 Виктор Михайлович Васнецов 1899

Ребята, перед вами картины известных художников – нашего земляка Архипа Куинджи (некогда родившегося в г. Мариуполе Донецкой области) и российского художника Виктора Васнецова.

Прослушайте два музыкальных фрагмента и соотнесите их скартинами.

1. П. Чайковский Симфония № 4 (финал)

2. Н.А. Римский Корсаков Действие IV, Финал. Хор "А мы просо сеяли"



Анализ картины «Березовая роща» А. Куинджи

Картина «Березовая роща» А. Куинджи написана художником в стиле романтического пейзажа. Обратите внимание на необычную комбинацию света и цвета, резкий контраст солнца и тени, который создаёт впечатление очень яркого солнечного освещения. Верхняя часть берёз не показана, видны только стволы и небольшие зелёные ветки, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса. Картина разделена на две части протекающим по центру ручьём.

? Интонации какой песни вы услышали? («Во поле береза стояла»)

? Что объединяет эти два фрагмента? (мелодия народной песни)

? Найдите отличительные особенности? (исполнители, интонации, ритм)


Анализ картины В. Васнецова «Снегурочка»

На картине Снегурочка - любимый сказочный персонаж Рождественских праздников. Художник Виктор Васнецов создал свою картину под впечатлением сказки Н. Островского и оперы Н. Римского-Корсакова.

Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом - лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.
   Тревога наполняет картину, предчувствие беды. Огни деревни смотрят недобро, словно чудище из темноты. Нелегко Снегурочке сделать выбор. Но уже в следующий момент она смело шагнет навстречу новому, чужому, неизвестному.
   Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане.

? Интонации какой песни вы услышали? («А мы просо сеяли»)

? Что объединяет эти два фрагмента? (народная песня)

? Найдите отличительные особенности? (исполнители, интонации, ритм)

Куинджи - Березовая роща, 1879 — стоковое изображение

1V. Рефлексия

Продолжите эти фразы…

  • Сегодня мы узнали …

  • Было интересно…

  • Я понял, что…

  • Я довольна своей работой, потому что…

  • Эти знания мне пригодятся, чтобы ….

V. Домашнее задание

Просмотреть мультфильм «Снегурочка» и рассказать о народных обрядах.