Актуализация опорных знаний 2 мин. | Подвести детей к теме урока. Заинтересовать детей темой урока, настроить на эмоциональное восприятие материала учебного занятия. | Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! Герман Гессе, швейцарский писатель Ребята, постарайтесь найти в этом эпиграфе взаимосвязь двух видов искусства: живописи и музыки. Автор стремиться понять, как цвет выражается в музыке и наоборот, как музыка выражается в цвете. Ребята, отгадайте загадку: Стоит за кульманом чертежник. А перед чем стоит художник? Может кто-нибудь скажет, что за тема урока нас ждет сегодня? Молодцы, я вам предлагаю нашу тему урока назвать «Музыка на мольберте». Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? Мы познакомимся с творчеством литовского композитора, послушаем фрагменты музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в них рассказать. | Звук – основа музыки, цвет – основа живописи. Музыка – в звуках, живопись – красками. Мольберт. Ответы детей. Ответы детей. | Коллективная форма работы. Беседа. |
Основная часть Слушание музыки М.Чюрленис «Прелюдии» ми минор, симфоническая поэма «Море», триптих «Соната моря». 20 мин. | Слушать музыку, проявлять интерес к ней; Поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска; Научить анализировать, сравнивать произведения | Краткая справка о художнике и композиторе. Видеофильм о М.К. Чюрлёнис (до 3:19) Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы прошли в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом в костёле. Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно музицирует. С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок, все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899 году. Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы. В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной интенсивностью в этих областях. Первые картины написаны в 1903 году – «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина «Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка; прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который колеблет звучащие струны. В начале 20-го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры. Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди авторитетных искусствоведов того времени, как огромный, оригинальный талант. 10 апреля тяжелая болезнь сводит в могилу выдающегося художника и музыканта, не дожившего до 35 лет. После кончины художника устраиваются выставки его работ в Москве, Вильнюсе, Петербурге; его картины выставляются на второй международной выставке импрессионистов в Лондоне. На концертах начинают играть его музыку, о нем пишут статьи и книги. Чюрлёнис глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, и поэтому ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. В своё время много было сказано и написано о том, что художник своими картинами хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки. Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой: «Музыка леса», «Соната звёзд», «Соната весны», «Соната Солнца». Самая известный живописный триптих Чюрлениса «Соната моря». Триптих — произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей (складень). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом. Картина «Соната моря». Что привлекает ваше внимание на первой картине «Сонаты моря» - «Аллегро»? Что вы можете сказать о деталях картины? Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Искусствовед Генрих Альтшуллер так рассказывает о картине М.К.Чюрлёниса: «На первой картине, на одном пространстве – три картины. Первая – вид на побережье с высоты птичьего полета; виден берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах – очень маленькие с большой высоты. Вторая – глазами человека, зашедшего у берега в воду; на расстоянии вытянутой руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. И третья картина – подсистемы моря. Море состоит из капелек, и по всей картине идут желтые капли моря. Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Система обладает свойствами, которые не имеют ее части. Вроде, все просто в отдельности, а результат магический, чарующий. Меня удивило, почему капельки желтые. Потом в Каунасе я общался с музыковедами, литературоведами, художниками, и неизменно задавал этот вопрос. «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря». Вторая картина «Сонаты моря» - «Анданте». Каково ваше впечатление о картине? Что вы можете сказать о деталях картины? Какова «динамика» произведения? Третья картина «Сонаты моря» - «Финал». Все верно. Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища. Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны – маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как символ победы человека и творца над силами природы. Физминутка. В то же время Микалоюс Чюрленис написал и музыкальное произведение, рисующее картину моря, находясь на Кавказе, и назвал его поэмой «Море». Послушайте симфоническую поэму «Море» и ответьте на вопросы. Звучит симфоническая поэма «Море» М.К. Чюрлениса Молодцы. Т.е. в данной симфонической поэме мы видим слияние 3 видов искусства, каких? Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с симфонической поэмой «Море», картины соната «Моря» какое состояние моря изобразил на них Чюрлёнис? А если сопоставить с музыкой эти картины, мы увидим сходство этих произведений? Чюрлёнис показывает море как организм, в котором есть своя жизнь. Обратите внимание, какие цвета используются в передаче картины? Здесь почти нет голубого и синего цветов. Знаете почему? Потому что море, которое отразил Чюрленис – это Балтийское море, богатое янтарем, поэтому оно такое желтое. Послушайте еще одно произведение композитора. Знакомо ли вам оно? Звучит Прелюдия «У моря» М. Чюрлениса. Это Прелюдия «У моря». Какую цветовую гамму вы бы использовали, рисуя картину к прелюдии? Сравните прелюдию и симфоническую поэму, что в них общего и каковы различия? Давайте послушаем «Прелюдию ля минор» и поговорим о характере, определим форму и средства музыкальной выразительности. (Лирическое настроение. Трехчастная форма. В середине пьесы появление нового эмоционального состояния (взволнованность, страстность, порывистость), передающегося тем же напевом, который композитор переносит в более высокий регистр, насыщая новыми красками (мажор), яркой динамикой, кульминацией. 3-я часть прелюдии повторяет 1-ю, принося успокоение и тишину) Так в творчестве М.Чюрлёниса тесно переплетаются жанры музыки и живописи. | Сонаты - это музыкальные произведения, глубокие и значительные по содержанию, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим худ. замыслом. Будто шквал эмоций: ее «программа» развивается от бурного утреннего прибоя. Вот море взволнованно пенится. Плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на их фоне. Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины – затонувший корабль на ладони морского царя. Состояние покоя художник передает пастельными красками. Мощный взрыв стихии сотрясает динамический «Финал». Огромные гребни обезумевшего моря. Волны готовые обрушиться на обреченные, беспомощные парусники. Человек бессилен перед разгулом стихии. Покой, величие, могущество, взволнованность. Чередование звучания отдельных инструментов и всего оркестра, дин.оттенки. Утверждение величия морской стихии. Литература. Музыка, литература, живопись. Спокойное, бушующее. Желтые, коричневые. (Внимательно слушают) Оно словно гимн красоте природы. Сочетание тишины и бури, страсти и нежной любви. Ответы детей. Ответы детей. | Словесный метод; беседа-диалог; словесные пояснения; слуховая наглядность- музыкальное произведение в «неживом» исполнении; практический метод. |