Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Искусство» Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: 2010.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся..
При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенциймладшего школьника.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год – 17.
Рабочая программа по музыке для 9 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики».
Изучение музыки как вида искусства в 9 классе направлено на достижение следующей цели: формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод игры
Результаты изучения предмета
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки(в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Планируемые результаты:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Программно-методическое обеспечение
1.УМК.
Учебник
Сергеева Г.П., КашековаИ.Э.,Критская Е. Д. Искусство: учеб. для 8–9 кл.общеобразовательных учреждений, -М.: Просвещение, 2012
2.Электронные пособия:
1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://scool-collection.edu.ru
2.Журнал Искусство. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php
3. Искусство. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: 2010.
4.Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012
(Электронный ресурс): методическое пособие/Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская – Режим доступа:
http://www.prosv.ru/metod/mus 8-9/index.htm
3.Материально-техническое обеспечение.
1.Телевизор
2.Магнитофон
3.DVD – плеер
4.Ноутбук
5.Интерактивная
6.Доска
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Дата | Тема урока Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню достижений ЗУН | Контрольно-оценочная деятельность | ИКТ средство обучения - Д/З |
план | Факт |
вид | форма | |
Тема года ««МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА» |
1 | | | 1. О понятии «современная музыка» (1 ч) | Полисемичность понятия «современная музыка». Тема утраченной гармонии в современной музыке (на примере Симфонии № 6 Г. Канчели). Музыкальный материал: Г. Канчели. Симфония №6. I часть. Фрагменты (слушание) | 1. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве. 2. Анализировать стилевое своеобразие музыки XX века. 3. Анализировать приемы взаимодействия и развития образов в музыкальном произведении. 4. Эмоционально воспринимать художественные образы музыкального произведения | Входной | Беседа пение | |
2 | | | 2. Почему меняется музыка (1 ч) | Эволюционные процессы в музыке как следствие эволюции в окружающем мире. Образы ушедшего прошлого в произведениях искусства (на примере стихотворения Д. Самойлова «Двор моего детства» и вокальной пьесы Г. Свиридова «По-осеннему кычет сова...). Художественный материал: П о э з и я Д. Самойлов. Двор моего детства. М у з ы к а Г. Свиридов. По-осеннему кычет сова... Из поэмы для баритона и фортепиано «Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина (слушание). Ж и в о п и с ь Е. Куманьков. У Сивцева Вражка; Петровские ворота; Последние дни. Гнездниковский переулок; В. Семенов. Шарманщик | 1. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивостьк произведениям искусства при их восприятии. 2. Воспринимать и выявлять внутренние связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства. 3. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Показ слайдов с репродукциями, портретами композиторов, поэтов, художников |
|
3 | | | 3. Как меняется музыка (1 ч) | Воплощение различных граней «стиля времени» в искусстве XX века (на примере I части концерта для фортепиано с оркестром Б. Чайковского). Музыкальный материал: Б. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром. I часть (слушание) | 1. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве. 2. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. 3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | БИОГРАФИЯ ЧЕЙКОВСКОГО |
4 | | | 4. О неизменном в музыке (1 ч) | Воплощение красоты и гармонии в музыкеХХ века (на примере I части концерта для кларнета и камерного оркестра Б. Чайковского). Преходящее и неизменное в искусстве (на примере стихотворения Р. Гамзатова «Вернулся я...»). Художественный материал: М у з ы к а Б. Чайковский. Концерт для кларнета и камерного оркестра. I часть (слушание). П о э з и я Р. Гамзатов. Вернулся я... | 1. Исследовать разнообразие и специфику современной музыки. 2. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 3. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Показ слайдов с портретами композитора, поэта ТВОРЧЕСТВО ЧАЙКОВСКОГО |
5 | | | 5. Музыкальная среда (1 ч) | Полифоничность современной звуковойсреды. Коллективное обсуждение вопросов «Что такое искусство и что — попса?», «Как человек может противостоять агрессии сегодняшней музыкальной среды?». Поэтический материал: А. Банников. Сбежать бы из дому сейчас... Музыкальный репертуар по выбору учащихся | 1. Осознавать значение искусствав жизни современного человека. 2. Размышлять о позитивном и негативном воздействии средств массовой информации на эмоциональное состояние человека и духовно-нравственное состояние общества. 3. Подбирать необходимый материал для выполнения творческих проектов (презентации музыки различного образного содержания) | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ВОКАЛИЗ, ПЕСНЯ, ХОР, АНСАМБЛЬ… ЗОЛОТОЙ ВЕК… |
6 | | | 6. Какая музыка нам нужна(1 ч) | Многообразие функций музыки. Мода в музыке. Воплощение традиций в музыке (на примере фортепианной пьесы А. Караманова «АvеМаriа»). Музыкальный материал: А. Караманов. АvеМаriа (слушание) | 1. Осознавать значение искусства в жизни современного человека. 2. Исследовать техники современной музыкальной композиции. 3. Оценивать и соотносить характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ. ЗОЛОТОЙ ВЕК. |
7 | | | 7. «Новая» жизнь «старой» музыки (1 ч) | «Старая» музыка в условиях духовных запросов нашего современника. Новые варианты интерпретаций «старых» произведений(на примере I части «Неоконченной» симфонии Ф.Шуберта). Музыкальный материал: Ф. Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». I часть. Экспозиция (слушание) | 1. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве. 2. Анализировать многообразие связей музыки и киноискусства. 3. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ШУБЕРТ, БАХ, КАЧЧИНИ… «АВЕ МАРИЯ» |
8 | | | Современное. композиторское творчество (1 ч) | Профессия «композитор» сегодня. Традициии инновации в творчестве Э. Денисова. Музыкальный материал: Э. Денисов. Живопись (слушание) | 1. Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в различных видах искусства. 4. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. 5. Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ЗОЛОТОЙ ВЕК |
| | | | | | | | |
9 10 | | | Виды музыки в современном мире(2 ч) | Многообразие стилей и жанров в области академической и массовой музыки XX века. Знакомство с некоторыми из них и их обсуждение. Музыкальный материал: по выбору учащихся | 1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. 2. Самостоятельно исследовать техники современной музыкальной композиции. 3. Собирать и классифицировать художественную коллекцию песен, танцев, обрядовых действ, музыкальных инструментов народов мира. 4. Самостоятельно исследовать многообразие современной этнической музыки (звучание народных инструментов, характерные мелодии и ритмы, манера исполнения и т. д.) | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | презентация – |
ЧЕЛОВЕК В МУЗЫКЕ |
11 | | | 12 «Искусство — это твой собственный голос» (1 ч) | Любительское пение как форма самовыражения человека. Коллективное обсуждение вопросов, связанных с любительским пением. Музыкальный материал по выбору учителя и учащихся | 1. Участвовать в различных видах вокального исполнительства. 2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их исполнении. 3. Передавать в вокально-исполнительской деятельности интонационные черты исполняемой музыки. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | |
12 | | | 13 Музыка и музицирование (1 ч) | Облагораживающая роль музицированияв жизни людей. Различные виды музицирования. Домашние концерты как средство досуга, как воплощение душевного единениясемьи, друзей (на примере фрагмента романаМ. Булгакова «Белая гвардия»). Художественный материал: Л и т е р а т у р а М. Булгаков. Белая гвардия. Фрагмент. М у з ы к а Ш. Гуно. Каватина Валентина; Куплеты Мефистофеля. Из оперы «Фауст» (слушание) | 1. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. 2. Принимать участие в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. 3. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства к изучаемой теме | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | видеоролик Ш. Гуно. Каватина Валентина; Куплеты Мефистофеля. Из оперы «Фауст» -ПАГАНИНИ- |
13 | | | 14 О любительской музыке (1 ч) | Различные культуры музицирования. Жанры и жанровые разновидности «прошлой» и современной любительской музыки. Вторая половина XX века — период расцвета любительской песни (репертуар, тематика, обстановка исполнения). Музыкальный материал: Романс «Когда на него ты глядишь» (в исполнении В. Паниной, слушание); А. Дольский. Исполнение желаний (слушание, участие в исполнении); Р. Щедрин. Веселый марш монтажников-высотников. Из кинофильма «Высота» (слушание) | 1. Осознавать значение искусствав жизни современного человека. 2. Исследовать разнообразие и специфику современной музыки. 3. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | презентация |
14 | | | 15 Авторская песня (1 ч) | Отличительные особенности авторской песни (время возникновения, лирическая и гражданская направленность, соотношение стихов и музыки). Кто был создателями авторской песни. Музыкальный материал: В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль» (слушание, участие в исполнении); Б. Окуджава. Песенка об Арбате (слушание, участие в исполнении) | 1. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в вокальном искусстве. 2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей. 3. Собирать художественную коллекцию песен | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Авторская песня» |
15 | | | 16 Герой авторской песни (1 ч) | Авторская песня как социальное явление. «Осуществление» идеологических противоречий советского времени в произведениях искусства. Образ героя авторской песни; его приоритеты и ценности (на примере песен Б. Окуджавы «Настоящих людей так немного...» и А. Галича «Я в путь собирался всегда налегке...»). Музыкальный материал: Б. Окуджава. Настоящих людей так немного (слушание, участие в исполнении); А. Галич. Я в путь собирался всегда налегке...(слушание, участие в исполнении); С. Никитин, стихи Д.Сухарева, Ю. Визбора. Александра (слушание, участие в исполнении) | 1. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в вокальном искусстве. 2. Исследовать разнообразие и специфику современной музыки. 3. Собирать художественную коллекцию песен | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презентация «Герой авторской песни» Видеоролик с выступлением Окуджавы, Галича, Никитина, Визбора |
|
16 | | | Рок-музыка (1 ч) | Революционное значение рок-музыки в массовой музыкальной культуре. Черты общности и отличия авторской песни и рок-песни. «Битлз» и «битломания». Современныенаправления рок-музыки. Музыкальный материал: Песни из репертуара группы «Битлз»: Мишель; Вчера; Земляничные поляны; Помогите! | 1. Осознавать значение искусствав жизни современного человека. 2. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве. 3. Собирать художественную коллекцию песен | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презентация «Рок – музыка» Видеоролик выступления группы Битлз |
17 | | | Герой рок-песни(1 ч) | Образ героя рок-песни (его жизненная позиция, нравственные установки, отношениек окружающему миру). Рок-музыка в СССР, ее отличие от музыки, исполняемой ВИА. Рок сегодня: тенденции, перспективы. Коллективное обсуждение и прослушивание музыкальных произведений на темы, предложенные в §16 (задание 7). Музыкальный материал: А. Макаревич. Однажды мир прогнется под нас; Ю. Шевчук. Родина; Осень; В. Цой. Звезда по имени солнце; Хочу перемен; А также материал по выбору учителя и учащихся | 1. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве. 2. Исследовать разнообразие и специфику современной музыки. 3. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое — ложное, красивое — уродливое). 4. Понимать специфику популярной отечественной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. 5. Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов | текущий | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презентация «Герой рок- песни» видеоролик выступления Макаревича, Шевчука, Цоя |