3 | ОНЗ | Словесный: беседа, обсуждение, рассказ, объяснение игры. Наглядный: презентация | - Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности. А кто из вас бывал на таком народном гулянье - тот знает, что это за праздник Масленица! - Почему этот праздник получил такое название? - Чем блины хозяйки смазывают? - Есть такое выражение в народе - замаслить, что это значит? - Кого ж надо было задобрить? - Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла. Зима недаром злиться, прошла ее пора, Весна в окно стучится и гонит со двора. - А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы. Масленицу? - Сегодня мы будем говорить об очень древнем празднике, который уходит своими корнями в Древнюю Русь. Во время этого праздника люди прощаются с зимой и встречают весну. Масленица бывает в конце февраля – начале марта. - Вы видите, как праздновали Масленицу в старину. Это веселые проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла, весеннего обновления природы. - Непременный атрибут Масленицы – БЛИНЫ. Круглые, румяные, горячие, как символ солнца, которое светит всё чаще и ярче и дни становятся длиннее. Масленица продолжается целых семь дней. - Давайте поиграем в игру, которая называется «Горячий блин». Вы будете передавать блин из картона, приговаривая: «Ты катись, горячий блинчик, быстро-быстро по рукам. У кого горячий блинчик, тот сейчас станцует нам». У кого в руках оказался блин, тот встает и танцует под русскую народную мелодию. - Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями, которые дошли и до наших дней. - А кто их придумывал? - Как эти песни дошли до нашего времени? - А знаете ли вы, что все дни масленой недели имеют свои названия? Кто знает? - Понедельник. Встреча. - К этому дню устраивали горки, качели, балаганы, столы со сладостями, катались на тройках - целый день звучало веселье. В первый день наряжали масленицу. - А из чего ее делали? (одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили) - Масленица любит, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили. - Давайте и мы послушаем отрывок одной из хороводных песен. («Как вставала я ранешенько») - Какая эта песня? - Так праздновали первый день праздника: понедельник – встреча. - Второй день заигрыши. - В какие игры играют на Масленицу? - Вот так на Руси отмечали Вторник – заигрыши, играли в разные игры. - Среда - «Лакомкой зовётся» - Каждая хозяюшка колдует у печи. Пекут всякие лакомства: кулебяки, сырники, пироги и блинчики. - Какое главное угощение на празднике? - На что блины похожи? - Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо, а потом ловили и съедали: кто быстрее. - Послушайте русскую народную песню «Блины». - Какая песня по настроению? Ответить на этот вопрос вам поможет Словарь эмоций на слайде. Физминутка. - Наступает четверг – середина масленицы, приходит раздольный «РАЗГУЛЯЙ»: Снежные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. - Всё это изображено на картине русского художника Бориса Кустодиева. Какой праздник здесь изображен? - Какие приметы праздника вы видите? - Внимательно приглядитесь, какую музыку, звуки можно услышать вглядываясь в эту картину? - Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон. Вот картина Б. Кустодиева ожила и зазвучала. - Вспомните, какой вопрос мы ставили перед собой в начале урока? - Теперь мы можем ответить на вопрос. - А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадаете, когда прослушаете музыкальный фрагмент. В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, Звонкая нарядная, русская двухрядная. - Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента. - Сейчас, Диана прочитает вам загадку, и вы поймёте, какой музыкальный инструмент является братом гармони. У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем, С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян Голосистый мой … - Где гармонист или баянист, там и задорная шуточная песенка - что за песня? - Ребята, что такое частушка? Какая она по характеру? - Частушка - это весёлая песенка, появились частушки 200 лет назад. - Кто сочиняет частушки? - Исполняются они в оживленном темпе, характер частушки - озорной, насмешливый, шутливый. - Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? - Прослушаем несколько частушек о Масленице и выберем одну, которая понравится вам больше всего и пропоем ее. - Какая частушка вам больше понравилась? Давайте пропоем ее все вместе хором. - Вот и прошёл четверг – «Разгуляй». Проводили мы его весёлой, звонкой, частушкой. - Ну а в пятницу и субботу ходили к родственникам в гости. Всю неделю славили, хвалили Масленицу, а в воскресенье с ней прощались. - А как прощались? - Для чего сжигали? - В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. - А кто знает, как называют в народе этот день? - Как только проснётесь утром в прощёное воскресенье, не забудьте попросить прощение у родителей, друг у друга, у тех, кого вы обидели, и вы, в свою очередь прощайте всех, кто у вас будет просить прощения. - Ну а расстаются с Масленицей с сожалением. А заканчивается веселый праздник большой ярмаркой. - Давайте вернемся к плану нашего урока и прочитаем 1 пункт плана, нам удалось его выполнить? - Прочитайте 2 пункт плана, приступим к его выполнению. - Сейчас мы внимательно прослушаем оперу Римского-Корсакова «Снегурочка». - Но для начала давайте вспомним, что же такое опера? - Опера- музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют в сопровождении оркестра. - Как мы должны слушать музыку, песни? - Давайте прослушаем оперу. - Понравилась вам эта опера? - Как музыка передает праздничное настроение? - Какое настроение у этой оперы? - О чем в ней поется? - Хорошо, мы выполнили 2 пункт плана. | - От традиции печь блины - Маслом - Задобрить - Зиму - Да Рассматривают фото на слайде. Играют в игру. - Народ - Передавались из уст в уста -Из соломы - Быстрая, веселая - Бой мешками Ледяной столб Снежный тир Кулачные бои Перетягивание каната Жмурки. - Блины - Солнце - Веселая, плясовая, задорная, завлекающая - Масленица. Перечисляют. - Весёлую, задорную, плясовую - Могут ли картины звучать? Отвечают. - Гармонь. - Баян - Частушка - Короткая весёлая, задорная песенка - Народ Высказывают мнение. Внимательно слушают частушки. Выбирают и поют. - Сжигали чучело на костре - Чтобы показать, что весна победила, лютую зиму. - Прощеное воскресенье. - Да! Отвечают на вопрос. - Внимательно, не отвлекаясь. - Поется хором, хороводы, веселье. | Ф | Устный фронтальный контроль |