Урок в 1 классе по теме «Музыка утра».
Цель урока: на примере схожих по настроению произведений , выяснить, как музыка рисует картину утра ,
Закреплять исполнительские навыки; понятие одночастной формы произведения
Вход без музыки
Учитель : Доброе утро
-приветствие исполнить интонацию восхода солнца,
-выразительность: светлые лица, как будто озаренные лучами восходящего солнца.
(Садятся )
Наигрыш пастушьей песни на дудочке (исполняет ребенок)/
Учитель: Узнали эту мелодию? / французская нар. песня/
Исполнить1 куплет
Учитель: Понравилось исполнение? Как нужно исполнить?
( настроение утром -хорошее, люди встают с надеждой, на добрый день )
Исполнить, внимание на культуру пения /звонкий звук, не кричать, на хорошем дыхании /
Учитель: А сейчас мы с вами попробуем исполнить эту песню как на концерте: вступление исполнит Наташа,( на дудочке ), куплет-хор, заключение на дудочке. Исп. стоя.
Исполнение
( напомнить: спеть нужно так, чтобы у слушателей поднялось настроение, появилась улыбка )
Вам понравилось ваше исполнение?
Садятся
Учитель читает стихи на тему утра. С.Есенин
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепались шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром,
И качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром,»
Эдвард Григ « УТРО »
Наиграть интонацию на фортепиано,
Учитель: знакома ли интонация? ( название и портрет композитора на доске)
- сравнить с Пастушьей песней
- французская и норвежская
- композиторская и народна
-обе мажорные
-одинаковое настроение
Почему так много общего? Ведь Это музыка разных народов?
/ потому что утро везде начинается с восхода солнца, утром везде светлеют краски, ,утро дарит Людям надежду на добрый день /
-.А музыкальная форма этих произведений какая? / тоже одинаковая - одночастная /.
Расставляю ряд картин с изображением утра.
- Выбираем картину, которая ближе к музыке этих композиторов.
/ лишние картины убираю, оставляю только нужные /
Слушание «Утро» Э.Григ
- Помогала ли картина слушать музыку? Совпадает ли настроение картины и музыки?
- Вы, наверное, помните, что " Утро " не простое муз. np-ние, оно звучит в музыкальном рассказе , которое называется «Сюитой» (пишу это слово на доске)
-О ком же этот рассказ?
( о Пере Гюнте ,охотнике, отправившемся странствовать в поисках счастья и т.д... Название на доске)
Исполняю " ПЕСНЮ СОЛЬВЕЙГ
"
( « Сольвейг» на доске )
Учитель: Как вы думаете: спасла Сольвейг Пера Гюнта? - Почему? /исходя из музыки - она любила его и не могла поверить, что в Пере исчезло всё хорошее/
-Какая была Сольвейг?( Красивая- она уже состарилась ,но душа-. и сердце оставались такими же красивыми как и в молодости)/
-..( хором сказать "СОЛЬВЕЙГ ", тихо.)
- исполнить 1-ую фразу.( внимание на выразительность)
.
-Так пусть частица доброты Сольвейг проникнет и в наше сердце, и пусть тепло Сольвейг дольше греет людей.
-А вас оно согрело?