Музыка в красках
Резник Раиса Маратбековна - учитель музыки
МОШИ РОШИ ООО им. С.И. Ирикова
Всех звуков и цветов соотношенье, А также способы переложения Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! Гессе
Арттерапия
- метод художественных приёмов и творчества:
рисование,
лепка,
музыка,
фотография,
создание историй
и многое другое.
Цель : изучение особенностей развития цветомузыкального восприятия у школьников.
Объект: педагогический процесс формирования музыкально-цветового восприятия, как составляющей фактора развития музыкальной культуры личности.
Предмет: особенности развития эмоционального восприятия музыкальных произведений детьми через цветовое отражение. Рабочая гипотеза: арттерапия повышает эмоциональную отзывчивость ученика, и осознанный выбор им цветовой гаммы в процессе прослушивания музыкального произведения.
Теоретическая база:
- Музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства) с жизнью.
- Психологическая концепция Л.С. Выготского о целостности и единстве художественной деятельности ребёнка.
- Концепция поли художественного воспитания, теория интегрированного преподавания искусства Б.П. Юсова.
- Теоретические положения музыковедения о роли музыки в формировании личности человека.
- Исследования по семиотике музыки и цвета по проблемам развития детского изобразительного творчества .
- Данные психолого-педагогических исследований о цветном слухе.
Задачи :
- познакомиться с приемами арттерапии;
- обосновать содержание понятия цветомузыкального восприятия как средства эстетического развития детей;
- изучить особенности развития цветомузыкального восприятия ;
- разработать методы и приемы развития цветомузыкального восприятия у обучающихся как средство формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения школьников к произведениям искусства;
- создать и пополнять банк творческих работ учащихся;
- разработать критерии оценивания творческих работы;
- исследовать влияние цветомузыкального восприятия на формирование музыкальной культуры школьников.
Положения для экспериментальной проверки:
- эмоциональная активность восприятия музыки у детей индивидуальна и характеризуется определенной возрастной динамикой;
- музыкальное восприятие детей зависит от использования творческих методов обучения и от эмоционального преподнесения музыкального материала.
Методы решения задач:
- теоретический анализ научных источников;
- диагностические методики по выявлению особенностей развития цветомузыкального восприятия;
- психолого-педагогические методы (наблюдение, анализ детских работ, замеры длительности слушания музыки) на различных этапах работы;
- статистическая обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость:
- изучены особенности проявления цветомузыкального восприятия в процессе слушания музыки;
- осуществлён отбор искусствоведческого материала, доступного детям, на основе синтеза музыкального и изобразительного искусств.
Практическая значимость
На уроках и во внеурочной деятельности взаимодействие музыки и цвета позволит:
развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образному мышлению и творческих способностей;
осваивать знания о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;
овладевать элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности( хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
воспитывать художественный вкус, нравственно-эстетические чувства обучающихся, любовь к родной природе, своему народу, любовь к Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
Прогнозируемый результат:
- повышение качества преподавания уроков музыки;
- способность мысленно, внутри себя, слышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и видеть то, что в действительности в данный момент не видят (основа творческого воображения);
- наличие у ребенка способности «открывать себя» через музыку, сопричастности ребенка к содержанию музыки, к стоящим за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально - цветовое содержание.
Направления в работе:
Прослушивание музыки и описание чувств, которые она вызывает у слушателей.
Слушание музыки
и передача возникающих
цветовых ассоциаций
Слушание музыки и передача ее
графического изображения
Слушание музыки и передача ее
цветографического изображения
(графическое изображение с
использованием цвета)
Торжественный,
Радостныйсолнечный
Нежный, добрый
глухой
Ряд цветовых индикаторов эмоциональных
состояний
спокойный
Яркий, цветущий
прозрачный
Уверенный, твёрдый
Злойковарный
Тучный,
тревожный
Преимущества приемов арттерапии:
- Безоценочное восприятие всех работ: в арттерапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно чётко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов – это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
- Дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка – опыт каждого ребёнка. В этом смысле дети – «эксперты» в отношении своих работ.
- Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
- Сохранение тайны необходимо, поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно сохранять.
- Рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребёнка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребёнка (это может делать только сам автор, по желанию), детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они этого желают.
Список основных правил:
- Внимательно слушать друг друга.
- Не перебивать говорящего.
- Уважать мнение друг друга.
- Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
- Все должны чувствовать себя комфортно.
- Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным – если иного решения не было принято.
Факторы педагогического воздействия:
- Подбор музыкального материала.
- Информация о создании музыкального произведения.
- Информация о структуре и содержании музыкального произведения.
- Качество подготовки урока, его форма и структура.
- Количество музыкального материала.
- Количество времени.
- Способ изложения музыкального материала.
- Индивидуальные способности учащихся.
- Эстетические условия.
Перечень произведений, используемых для исследования музыкально-цветового восприятия учащихся :
- Бетховен «Весело. Грустно»
- Глинка М. «Жаворонок»
- Глинка М. «Попутная песня»
- Григ Э. «Пер Гюнт»
- Дунаевский И. «Марш» из к\ф «Веселые ребята»
- Кабалевский Д. «Кавалеристская», «Клоуны», «Карусель», «Монтер», «Три подружки»
- Книппер Л. «Полюшко»
- Коваль М. «Волк и семеро козлят»
- Лядов А.К. «Кикимора»
- Лядов А.К. «Музыкальная табакерка»
- Моцарт «Симфония №40»
- Мусоргский М. «Картинки с выставки»
- Прокофьев С. «Вальс с часами» «Золушка»
- Прокофьев С. темы из симфонической сюиты «Петя и волк»
- Русская плясовая «Камаринская»
- Салманов «Утро в лесу», «Вечер»
- Свиридов Г. «Тройка»
- Сен-санс К. «Карнавал животных»
- Филиппенко «Веселый музыкант»
- Чайковский П.И. «Четвертая симфония» финал
- Чайковский П.И. «Детский альбом»
- Чайковский П.И. «Лебединое озеро»
- Чайковский П.И. фрагменты из балета «Спящая красавица»
- Чайковский П.И. фрагменты из балета «Щелкунчик»
- Шостакович Д. «Вальс-шутка»
Прогнозирование результатов:
- Устанавливается тесный психологический контакт всех участников творческого процесса.
- У ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка.
- Воспитывается чувство коллективизма.
- Отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка.
- На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого.
- Стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с разных точек зрения.
- Формируется умение слушать и принимать иную точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения.
- Развитие речи и коммуникативных навыков: умение четко и ёмко излагать свои мысли.
- Формируется более эмоциональное и глубокое восприятие обучающихся, что отражается на качестве преподаваемого предмета.
- У школьников сохраняется познавательный интерес к изучаемому предмету, что обеспечивает высокую мотивацию.
Критерии оценивания творческих работ
Вид творческой работы
Критерии
Рисунок
графическое изображение
1. Соответствие рисунка (художественного образа) теме музыкального произведения (музыкальному образу). 2. Соответствие художественной палитры (светлые и темные тона) звучанию музыкального произведения (характер, тональность, тембр, регистр). 3. Оригинальность рисунка, проявление фантазии по теме. 4. Соответствие названия рисунка теме музыкального произведения (музыкальному образу). 5. Отношение, интересы: эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому образу, волевые свойства личности, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов, возникновение потребностей, интересов к творчеству.
Адресная направленность:
Предлагаемая модель развития творческих способностей через цвето- эмоциональное восприятие музыки на уроках и во внеурочной деятельности может быть интересна учителям художественно-эстетического цикла и педагогам дополнительного образования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Восходская основная общеобразовательная школа»
Покажи своё
настроение
Урок музыки а 5 классе
Тема: “Образ Снегурочки в музыке, в живописи, литературных произведениях”.
Учитель: Королёва Лариса Германовна