СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Музыка в семействе муз»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ещё древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине «священной» горы Парнас или на склонах лесистого Геликона собирались на празднества прекрасные девушки – девять сестёр, девять дочерей владыки богов Зевса.

Просмотр содержимого документа
«« Музыка в семействе муз»»

Конкурсный урок музыки в 5 классе по теме:

« Музыка в семействе муз»



Цель урока: Формирование музыкальной культуры и

культурологических компетенций.

Задачи урока:

  • Показать значение музыки в семействе муз. Познакомить с новыми произведениями в музыке и живописи.

  • Продолжить работу над развитием навыков пения, слушания музыкальных произведений, воображения и фантазии, внутреннему видению картин при слушании музыкальных произведений.

  • Воспитывать любовь к лучшим образцам искусства.


Оборудование: Музыкальный центр, фортепиано, синтезатор,

интерактивная доска.


Музыкальный ряд: 1. И.Исакова «Музыка»;

2. В.А. Моцарт симфония «Юпитер» (фрагмент);

3. П.И. Чайковский из цикла «Времена года»,

«Подснежник».

Зрительный ряд: презентация:

портреты П. И. Чайковского, В. А. Моцарта;

произведения изобразительного искусства:

М. Караваджо «Лютнист», Д. Ватто «Гамма

любви».


Ход урока:

1. Организационно - мотивационный аспект.

(Урок сопровождается презентацией на мультимедиа)

(1 слайд)

- Ещё древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине «священной» горы Парнас или на склонах лесистого Геликона собирались на празднества прекрасные девушки – девять сестёр, девять дочерей владыки богов Зевса.

(2 слайд)

- Их звали музами, они покровительствовали искусствам и наукам. Черпая воду из Кастальского ключа, музы одаривали ею избранных: художников, поэтов, музыкантов, танцоров, учёных.

Музыкальными инструментами были наделены три музы: на флейте играла Эвтерпа – покровительница лирической поэзии, с лирой изображались Эрато, воспевающая любовь, Терпсихора – муза танцев и хоровой поэзии.

Все эти музы были родственно связаны между собой. Образуя дружные хороводы, они танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл Бог солнца и искусства Аполлон - предводитель муз.

(3слайд)

2. Содержательный аспект урока.

Нам тоже известны примеры взаимосвязи музыки с другими видами искусства, но сегодня нам предстоит увидеть, насколько тесно связаны между собою музыка и изобразительное искусство.

- В чём же прослеживается эта взаимосвязь?

(Предполагаемые ответы)

- Они отображают жизнь, но каждый своими средствами.

- Музыка и изобразительное искусство имеют общие термины: звуковая и цветовая гамма, музыкальная палитра, оттенки …

- Музыка и изобразительное искусство учат фантазировать, размышлять об увиденном или услышанном, учат ценить прекрасное вокруг себя.

- Это верно, а как ответить на вопрос: можем ли мы увидеть музыку? Ведь чаще всего глагол «видеть» мы относим к изобразительному искусству? Для этого я предлагаю прослушать фрагмент рассказа К.Паустовского «Старый повар».

Чтение рассказа.

(4 слайд)

Слушание симфонии В.А.Моцарта «Юпитер»

- Ребята, так что же увидел наш герой в рассказе и каким образом ему это удалось?

(предполагаемые ответы)

- Он всё увидел в своем воображении, а помогло ему в этом прекрасное исполнение произведение В. А. Моцарта.

(5cлайд)

- Посмотрите, каким видит мир фотограф.

Эти фотографии сделал наш земляк Кафиль Амиров.

- Ребята, а можем ли мы увидеть музыку в природе?

(предполагаемые ответы)

- В капельках дождя.

- В морских приливах и отливах.

- В танцевальном хороводе осенних листьев.

3. Этап формирования основных культурологических компетенций.

- Именно это и увидела московская школьница Ира Исакова, которая и стала автором песни «Музыка». Предлагаю вам её исполнить.

(правила пения, исполнение сложных фрагментов)

(6 слайд)

Исполнение песни.

(7 слайд)

- Во все эпохи во все времена известные художники часто изображали на своих полотнах музыкантов – современников своей эпохи.

Через героев картин художники обращались к потомкам, передавая им свои послания.

В картине М. Караваджо «Лютнист» перед музыкантами лежат ноты. Долгое время считали, что в нотной тетради набросан случайный набор знаков, но художник, столь тщательно выписавший все детали на холсте, не мог позволить себе такую вольность.

Совсем недавно учёные определили мелодию: юноша исполняет мадригал композитора Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю».

4. Рефлекторный аспект.

- И вновь я задаю вам вопрос: Можем ли мы увидеть музыку?

(предполагаемые ответы)

- Можем увидеть её в окружающем мире, явлениях природы

- Можем представить её, глядя на произведения художников

- Слушая музыкальные произведения, можем нарисовать музыку в нашем воображении.

- Что я и предлагаю вам сейчас сделать, слушая музыку из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

(6 слайд)

(слушание произведения)

- Так что же вы сумели увидеть, прослушав произведение П. И.Чайковского?

(предполагаемые ответы)

- Легкий танец…

- Природные картинки…

Надеюсь, что теперь вам понятны слова известного французского писателя Ромена Ролана «Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем ею овладевает разум».

- Молодцы, сегодня вы хорошо поработали, я благодарю вас за урок. До новых встреч!

(Выход под музыку)