Урок музыки №2 в 1 классе. Тема четверти: “Музыка вокруг нас”. Тема урока: Хоровод муз.
Цель: познакомить с понятиями «хор» и «хоровод»; познакомить с характерными особенностями песен и танцев разных народов;
Планируемые результаты: Предметные: формировать первоначальные певческие навыки, исполнять композиторские песни, определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка); - проявлять навыки вокально- хоровой деятельности Метапредметные: Регулятивные УУД: - умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме. Познавательные УУД: - умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям. Коммуникативные УУД: - наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач. Личностные УУД: - наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; - позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей. Оборудование: компьютер, фортепиано, учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса, словарь эстетических эмоций. Музыкальный материал: «Берёзка» р. хоровод, обр. У. Кузнецова; «Хора и сырба», молдавские народные наигрыши; «Сиртаки», М. Теодоракис; «Улыбка», В. Шаинский; “Песня о школе”, музыка Д. Кабалевского, Песня о школе”, музыка Н. В. Дремлюги.
Ход урока.
Под песню «Улыбка» дети входят в класс.
- На прошлом уроке мы с вами начали путешествие в удивительный мир музыки. А сопровождала нас муза.
- Ребята, а кто такие музы? (Покровительницы искусства).
И сегодня мы продолжим наше путешествие, продолжим учиться слушать и слышать музыку.
- Ребята, вспомните, какие бывают звуки? (Музыкальные и шумовые).
- Чем они отличаются? (музыкальные звуки можно пропеть, проиграть, записать нотами, а немузыкальные – нельзя повторить голосом).
- Назовите примеры шумовых звуков?
- А если мы будем петь, какие это будут звуки? (Музыкальные).
- Кто сочиняет музыку? (композитор). Исполняет её? (исполнитель). Может услышать? (слушатель).
- Как записывают звуки? (нотами).
- Кто руководит хором или оркестром? (дирижёр).
Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
Давайте вспомним песню «Песня о школе», которую начали разучивать на прошлом уроке. (Исполнение 1-го куплета). Н. В. Дремлюга - советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель 20 века, автор первого концерта для бандуры.
- Молодцы! Вы старались петь дружно, слаженно, как настоящий ХОР.
- Ребята, а что такое хор?
- Что такое хоровод?
Хоровод – древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод - это всегда движение, чаще всего по кругу. В нём сочетаются песня, игра и танец.
- Как вы думаете, слова «хор» и «хоровод» родственные или нет?
Посмотрите: ХОР – много певцов; ВОД (водить) – танцевать. Вот и получается, что ХОРОВОД – песня-танец.
Муза приглашает нас немного попутешествовать по разным странам, послушать разные хороводы. Название первого хоровода я пока не буду вам говорить. Послушайте и скажите, какая иллюстрация на 11 странице подойдёт к этой музыке.
(Звучит «Берёзка» - русский хоровод)
- Какая иллюстрация соответствует этой музыке? (Хоровод русских девушек).
- Какой характер этого хоровода? (Неторопливый, плавный, мягкий, певучий).
Но муза приглашает нас отправиться в Молдавию и послушать танец «Хора и сырба». Молдавская хора – это хороводная пляска с пением.
- Послушайте и скажите, отличается молдавский танец от русского хоровода или нет?
(Звучит «Хора и сырба»).
- Разные танцы по характеру или нет? (Разные).
- Какой по характеру молдавский танец? (Быстрый, веселый, задорный, энергичный).
А сейчас мы отправляемся в Грецию, чтобы познакомиться с новым хороводом. Греция известна всему миру танцем-хороводом под названием СИРТАКИ. Представьте себе: мужчины, взявшись за плечи, неторопливо заводят этот танец…
(Звучит «Сиртаки»).
- Ребята, какие изменения вы заметили в музыке греческого танца «Сиртаки»? (Вначале танец звучит медленно, но постепенно ускоряется, становится стремительным).
Вот и подходит к концу наше маленькое путешествие по странам. Музы познакомила нас сегодня с древнейшим видом искусства – песнями-танцами, в которых исполнители двигаются по кругу.
Как называют такие песни-танцы? (Хоровод).
Хороводы каких стран прозвучали сегодня на уроке? (России, Молдавии, Греции).
Танцы разные были по характеру или отличались друг от друга? (Разные).
Как вы думаете, что между ними общего? (Это все были Хороводы).
Какой хоровод вам понравился больше всего?
Ребята, а кем мы сегодня были на уроке, когда слушали музыку? (Слушателями).
Дети выходят из класса под “Песня о школе”, музыка Д. Кабалевского.