Путешествие в мир музыки
Музыкальная азбука
Воспитатель: Нагорных Ирина Евгеньевна
Коррекционная цель урока: Формирование у детей представления о природе и истоках
возникновения музыкальных звуков, об истории развития
музыкального искусства;
формирование музыкальных и творческих способностей детей
с учётом возможностей каждого ребёнка в процессе музыкальной
деятельности различных видов (слушание музыки, пение, игра на
музыкальных инструментах, импровизация, сочинение).
- знакомство с нотной грамотой.
Коррекционные задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие.
Образовательные:
- знакомство с историей музыки;
- дать понятия о нотной грамоте;
- научить запоминать и называть ноты;
- развивать музыкальный слух.
Воспитательные:
- умения выполнять коллективные действия;
- развить инициативу учащихся;
- пробудить интерес к музыкальной грамоте.
- воспитание любви к музыке, личностной значимости нравственных и эстетических свойств музыки , повышения мотивации к образовательной деятельности на уроках музыки
Развивающие:
- развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность;
- целостность восприятия.
– развитие метроритмических, вокально-хоровых
импровизационных навыков, умения игры на музыкальных инструментах;
Оборудование к уроку:
Доска, магниты, фортепиано, музыкальный центр, CD - диски, компьютер (презентация).
Музыкальный материал:
«Песня о школе» Д.Б. Кабалевский,
«До, ре, ми…»
ХОД УРОКА
1.Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас в хорошем настроении.
Сегодня, ребята, вы зашли в класс под музыку. Мы с вами недавно познакомились с музыкальными жанрами.
- Как они называются?
- Какой жанр музыки нас встретил?
- О чём поётся в этой песне?
Правильно. Школа всегда вам рада и уже многому вас научила за это время. На уроке математики вы подружились с цифрами, на уроке чтения вы открываете книгу- азбуку. В ней живут знаки – буквы, которые складываются в слова.
У музыки тоже есть такие знаки, которые живут в музыкальной азбуке. Так называется сегодня наш урок.
Вы, ребята, любите сказки?
Дети: Да!
2.Давайте посмотрим сейчас сказку о музыке.
Пою: Стоит в поле теремок, теремок, …
Мышка подбежала к теремку, постучала, пропищала свою песенку:
Мышка: Пи-пи-пи,
Учитель: теремок был музыкальным. И замок на нём был музыкальный, дверь –то сразу и не открылась.
Мышка, а ты попробуй взять колокольчик, и поиграй на нём, может дверь откроется?
Мышка: Звонит- дверь не открывается…
Учитель: Наверно мышка, не ту песенку ты играешь, посмотри, мышка, на столе лежат карточки, это ноты для разных инструментов, выбери подходящую карточку для своего инструмента. Инструмент-треугольник…
Посмотри внимательно и сыграй как там написано.
Скрип двери-мышка заходит в домик
Учитель: поёт. Стоит в поле теремок…
Лягушка подбежала к теремку и стучит и квакает..
лягушка, а ты возьми ложки, найди песенку свою и сыграй, может дверь и откроется..
Учитель поёт: Стоит в поле…
Медведь-металлофон…
Я медведь, я медведь,
Громко я могу реветь…
Учитель: Мишенька, возьми металлофон сыграй и спой свою песенку, может дверь теремка и тебе откроется.
Медведь играет и поёт, но дверь не открывается, попробуй ещё раз Мишенька, ребята кто хочет попробовать…дверь остаётся закрытой..
Ребята, наверно звучит не та музыка. Поэтому дверь не открывается..
Песенка записана настоящими нотами, а они не знают нот, и поэтому не могут сыграть правильно песенку
Как быть уважаемые зверята?
Звери выходят из домика
Давайте пригласим Енота, известного музыканта..
Енот раздаёт детям бумажное пианино и предлагает вспомнить названия нот
Кошка села на такси,
Кошку звать мадам Люси,
Пела кошка у окошка: До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
Песенка про ноты: муз Ж.Металлиди.
Поём и показываем ноты на бумажном пианино.
Учитель: Любят гамму все ребята,
Больше прочих гамм-сестёр,
Вы, конечно, догадались,
Что за гамма?..(до мажор)
Берём металлофоны играют и поют гамму до мажор включаю диск с ксилофоном.
Ребята, мы с вами выучили ноты, может сыграем песенку медведя по нотам?
Играют-не получается…
Ребята. А что же мы с вами ещё не знаем, чтобы правильно спеть эту мелодию?
Выходит, ребёнок в руках скрипичный ключ:
Чтобы ноты прочитать, надо очень точно знать,
Где какие Нотки тут,
На линеечках живут.
Спеть по нотам песню всем
Ключ поможет без проблем!
Смотрим интерактивную клавиатуру, и учим ноты- соль и ми.
На второй линейке –соль-сооль,
А на первой-нота ми-миии.
Соль-ми, соль-ми,
В руки палочку возьми.
Дети играют на металлофонах ровными четвертными, а мелодию в нужном ритме.
Раздаётся скрип, дверь открывается в теремок!
Ребята, мы с вами дверь сумели открыть, потому, что правильно спели песенку.
3.Оркестр
А давайте сыграем эту песенку на муз инстументах!
Как называется коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах?
Дети: Оркестр!
но кроме соль и ми есть и другие ноты. Пора с ними познакомиться.
4.Разминка А сейчас немного отдохнём и весёлую разминку проведём!
5. (презентация как возникли ноты)
Давным-давно музыку записывали знаками. Эти музыкальные знаки были очень неудобные для музыкантов. И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты. Все ноты живут в музыкальном доме.
Почему этот дом называют нотоносцем?
Его ещё называют нотный стан и состоит он из пяти линеек. Не зря же у нас дом пятиэтажный. Линейки мы считаем снизу. 1,2,3.4,5.
Чтобы попасть в этот дом, нам нужен ключ, да не простой, а музыкальный, скрипичный –без него мы не попадём в дом.
Посмотрите, как он пишется:
Я сначала нарисую закорючку-вот такую,
Дальше линию продлю,
На верхушке закруглю,
Ой. Какой-то вышел гусь,
Я чуть - чуть его боюсь.
Нет! Я сделаю вот так:
Чтобы был не гусь, а знак,
Быстро линию прямую
Жирной точкой завершу я.
Вот и вышел ключ отличный
А зовётся он-скрипичный.
- А кто из вас знает, сколько нот в музыке?
Правильно. Звуков музыкальных очень много, а вот нот семь. Звуки — это то, что мы слышим, поём, а ноты можем записать, прочитать по записи.
- Что у нас в жизни, в природе бывает с числом семь?
Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых,
Дружно весело живут.
Звонко песенки поют.
Раздаю пособия деревянные, давайте правильно расположим ноты по порядку,
вкл интерактивное пособие.
Молодцы, ребята, все справились с заданием, помогали друг другу!
6.Лесная песенка
А сейчас в весёлый час песенку лесного музыканта, исполню я для вас!
Вы мне будете помогать и припев подпевать!
Молодцы, все старались, пели весело.
VI. Заключение, рефлексия.
Ну что ж, вот и подошел к концу наше урок.
Узнали ли вы что-то новое? Что вам понравилось?
А что для вас было наиболее трудным?
Как назвали итальянцы музыкальные знаки?
Сколько нот в музыкальной азбуке?
Где записываются ноты?
А как попасть на нотный стан?
Я хочу отметить вашу дружную работу в классе, ваши замечательные творческие способности, ваш задор и энергию.
Спасибо.
В подарок для вас мультфильм «До, ре, ми…», про то, как телёнок учил ноты.