СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальный анализ вокального цикла М.П. Мусоргского "Без солнца"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания, общая структура и музыкальный анализ вокального цикла М. Мусоргского "Без солнца"

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный анализ вокального цикла М.П. Мусоргского "Без солнца"»

Кузнецов Вячеслав Сергеевич

Преподаватель Вокального отделения
КГБПОУ «Камчатский колледж искусств»











Музыкальный анализ вокального цикла

М. Мусоргского «Без солнца»











  1. История создания.



Цикл «Без солнца» создан в 1874 году.

70-е годы XIX века вошли в историю России как период реакции и застоя, последовавший после демократического подъема 60-х годов. В эти годы многие писатели, поэты, художники воспринимают мир трагедийно. Мусоргский не становится исключением, поэтому в вокальном цикле «Без солнца» композитор раскрывает тему трагического одиночества личности, погружает слушателя в мир чувств героя. В лице поэта Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова Мусоргский нашел поэтические тексты, способные отразить его авторские замыслы. Его подкупили искренность, тревожные и беспокойные думы о жизни, поэтому обращение к текстам Кутузова было неоднократным. Мусоргский сам их выбирал, извлекая нужное ему настроение, тему и в результате создал потрясающую, далекую от традиционной, музыку.













  1. Общая структура цикла.



Содержание цикла «Без солнца» составляют шесть песен-раздумий или монологов:



  1. «В четырех стенах», Andante tranquillo, D dur;



  1. «Меня ты в толпе не узнала», Andante con moto, D dur;



  1. «Окончен праздный, шумный день», Moderato assai, C dur;



  1. «Скучай», Andantino, h moll;



  1. «Элегия», Andantino mosso, Fis;



  1. «Над рекой», Andante molto, Cis.







  1. Анализ частей цикла



  1. «В четырех стенах». Andante tranquillo. D dur.

Эмоционально сдержанный по характеру монолог. Текст, состоящий из двух строф, не столько передает переживания, сколько констатирует факты жизненной ситуации.

Мелодия строится на коротких фразах маленького диапазона, где преобладают интервалы секунды, терции и кварты. Преобладают декламационные черты, где отсутствуют распевы, длительности ровные, но не протяженные. Почти везде Мусоргский отделяет одну строку поэтического текста от другой ферматой, внутри фраз делает паузы, и это также придает повествовательность. В сдержанной аккордовой фактуре иногда появляются подголоски, унисонно повторяющие вокальную партию, либо образующие второй голос. Создается эффект внутреннего диалога.

Музыка монолога воспринимается как застывшая скорбь одиночества. Почти все произведение идет на тоническом органном пункте, что способствует ощущению статики, вызывает аналогии с некоторыми болезненными состояниями психики и в этом смысле предвосхищает два последних монолога цикла.

Тональность монолога – D dur. Мусоргский впервые трактует эту тональность как трагедийную.

Структура музыкального построения повторяет структуру поэтического текста, образуя две тексто-музыкальных строфы. Обе они достаточно четкие, правильные по строению, 1 строфа – 8 тактов, 2 строфа – 9 тактов, его структура 4+5 («лишний» такт, нарушающий квадратность, возникает за счет укрупнения длительностей в словах «ночь одинокая»).

По форме данный номер представляет собой неквадратный простой период, не повторного строения, состоящий из двух предложений, второе предложение с расширением. Тематически монолог состоит из двухтактных фраз. Есть вступление - 1 такт – аккорд. Кульминация – в 6 такте второго предложения, она характеризуется самой высокой нотой части (до диез) и предшествующему нагнетающему accelerando.


17 т

4 + 4 4 + 4 + 1 (расширение)