СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Музыкальный калейдоскоп"4 кл

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Музыкальный калейдоскоп» призвана развивать музыкальную культуру школьников, направлена на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка в сфере общения с музыкальным фольклором и народной песней

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Музыкальный калейдоскоп"4 кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шимолинская средняя общеобразовательная школа »

Благовещенского района Алтайского края



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей начальных классов

по УВР

__________Г.А.Красницкая

Протокол №______________

___________Райковская А.А.

Приказ № ____________

от «____»____________2016г.

«____»_________2016г.

от «___» __________2016г.

Руководитель МО _________

Згорышева С.Н.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Музыкальный калейдоскоп»

(общекультурное направление)



Составитель: Тищенко Людмила Фёдоровна,

учитель первой категории













с. Шимолино – 2016

Пояснительная записка

Программа кружка «Музыкальный калейдоскоп » » реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Цель программы «Музыкальный калейдоскоп» - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры.

Задачами музыкального образования по данной программе являются:

  1. формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному фольклорному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, отображающих духовные ценности человечества;

  2. развитие музыкально-образного мышления школьников в процессе постижения музыкальных произведений.

  3. формирование опыта музыкально-творческой деятельности учащихся как выражения отношения к окружающему миру с позиции триединства: фольклорная музыка, исполнитель, слушатель.

  4. формирование у школьников потребности в музыкально - досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

Данное направление создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. Программа поможет глубже узнать народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей. Расширит пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к народному песенному творчеству.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа «Музыкальный калейдоскоп» призвана развивать музыкальную культуру школьников, направлена на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка в сфере общения с музыкальным фольклором и народной песней.

Это выражается:

– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

– в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов;

– в построении творческого диалога ребенка с педагогом с опорой на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию.

Русская и славянская народная музыкальная культура  одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала народной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания  гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Погружение ребенка в музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла занятий, каждое из которых становится определенным этапом единого творческого процесса. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций. Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми народной песни, попевок, фольклорной музыки. Выступления ансамбля народных инструментов и эскизные постановки инсценированных народных песен– это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями народной музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.

Программа кружка «Музыкальный калейдоскоп » рассчитана на 34 часа в 4 классе. Итогом занятий объединения является выступления на общешкольных мероприятиях и мероприятиях проводимых Шимолинским Домом культуры.

Основными ценностными ориентирами содержания программы являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

3. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения народных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

4. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

5. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (инсценировка и вокал) создает условия для целостного охвата фольклорного произведения в единстве его содержания и формы.

6. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

7. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи: принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях посёлка.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных компетенций младшего школьника.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» направлена на

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре славянских народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений народных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, посёлка.

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений народной музыки, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

  • программа позволит приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1. Личностные результаты: - наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; -реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. - коммуникативное развитие.

2. Предметные результаты: - устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности; - общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира; - элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.

3. Метапредметные результаты: - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; -наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности

Истоки возникновения народной песни, фольклорного творчества. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека. Народная песня, её разновидности ( попевки, заклички, колыбельные…).Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры, инсценировки и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Музыкальная фольклорная речь как способ общения между людьми. Интонационно-образное богатство народной песни. Знакомство с русскими народными инструментами. Освоение навыков игры на простейших народных инструментах (ложки, бубны, трещотки …). Создание фольклорного ансамбля. Современный фольклор:- вместе сочиняем частушки; - современная интерпретация (прочтение) песенного фольклора; - создание шуточных музыкальных композиций-коллажей на тему русских народных песен.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

4 класс

п/п

Тема занятия

Основной вид деятельности

Кол-во часов

Дата

1

Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора Старинные попевки.

Слушание музыкальных лири-ческих сцен. Разучивание попевок. Звукоимитация.

1

05.09

2

Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора Старинные попевки.

Слушание музыкальных лирических сцен. Разучивание попевок. Звукоимитация

1

12.09



3

Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора Старинные попевки.

Слушание музыкальных лирических сцен. Разучивание попевок. Звукоимитация

1

19.09

4

Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Звукоимитация. Исполнение попевок. Сочинение попевок.

1

26.09

5

Отечественные народные музыкальные традиции, праздники и обряды.

Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен

1

03.10

6

Отечественные народные музыкальные традиции, праздники и обряды.

Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен

1

10.10

7

Отечественные народные музыкальные традиции, праздники и обряды.

Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен

1

17.10

8

Народная песня. Её разновидности.

Слушание, разучивание, исполнение в движении.

1

24.10

9

Русская народная песня .

Игры, подпевание,танцы, импровизация, беседа.

1

07.10

10

Русская народная песня .

Прослушивание песен в испо-лнении учителя и мастеров эстрады. Разучивание. Инсценирование отрывков.

1

14.11

11

Частушки.

Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог

1

21.11

12

Частушки.


Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог

1

28.11

13

Вместе сочиняем частушки.

Слушание музыки, разучивание песни «На улице дождик».

Игра на народных инструмен-тах, инcценирование

1

05.12

14

Рождественские колядки.

Прослушивание песен в испол-нении учителя и мастеров эстрады. Разучивание. Инсценирование отрывков.

1

12.12

15

Рождественские колядки.

Слушание и разучивание коля-док и попевок. Инсценировка.

1

19.12

16

Рождественские колядки.

Слушание и разучивание коля-док и попевок. Инсценировка.

1

09.01

17

Русские народные инструменты.

Готовим праздник.

Приобретение первых навыков игры на шумовых народных инструментах,танцы, игры, подпевание, импровизация

1

16.01

18

Русские народные инструменты.

Готовим праздник.

Приобретение первых навыков игры на шумовых народных инструментах,танцы, игры,

подпевание, импровизация

1

23.01

19

Русские народные инструменты.

Готовим праздник.

Игры, танцы, сочинение «современных» частушек.

1

30.01

20

Русские народные инструменты.

Готовим праздник.

Игры, танцы, сочинение «современных» частушек

1

06.02

21

«Фабрика звёзд».

Исполнение песен, частушек, инcценирование, импровизация

1

13.02


22

Весенние заклички, попевки, хороводы.

Танцы, игры, подпевание, импровизация

1

20.02

23

Весенние заклички, попевки, хороводы.

Танцы, игры, подпевание, импровизация

1

27.02

24

Готовимся к «Масленице».

Танцы, игры, подпевание, импровизация

1

06.03

25

Готовимся к «Масленице».

Танцы, игры, подпевание, импровизация

1

13.03

26

Из истории возникновения танца. Танцы народов мира

Знакомство с историей возник-новения танца, танцами народов мира

1

20.03

27

Русский народный танец.

Разучивание хороводного тан-ца, игра на народных инстру-ментах, инcценирование

1

03.04

28

Русский народный танец.

Разучивание хороводного тан-ца, игра на народных инстру-ментах, инcценирование.

1

10.04

29

Русский народный танец.

Разучивание хороводного тан-ца, игра на народных инстру-ментах, инcценирование

1

17.04

30

Русский народный танец.

Разучивание хороводного тан-ца, игра на народных инстру-ментах, инcценирование

1

24.04

31

Шуточные музыкальные композиции.

Разучивание песни «Как хотела меня мать…», игра на народных инструментах, инcценирование

1

08.05

32

Шуточные музыкальные композиции .

Разучивание песен «Ой, ма-мочка!», игра на народных инструментах, инcценирование.

1

15.05

33

Шуточные музыкальные композиции.

Разучивание песни «Как хотела меня мать…», «Ой, мамочка!»игра на народных инструментах, инcценирование

1


22.05

34

Итоговое занятие.

Просмотр видеозаписей с выс-туплениями , концертн.номеров

1

29.05













Описание материально-технического обеспечения

1.Магнитофон/Компьютер

2. CD, DVD

3. Телевизор

4. Гармоника

5. Народные «шумовые» инструменты

6. Костюмы для выступлений

7. Холл(школа) /Актовый зал (Шимолинского Дома Культуры)

(для репетиций и выступлений)


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!