Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шимолинская средняя общеобразовательная школа »
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
методическим объединением | Заместитель директора | Директор школы |
учителей начальных классов | по УВР | __________Г.А.Красницкая |
Протокол №______________ | ___________Райковская А.А. | Приказ № ____________ |
от «____»____________2016г. | «____»_________2016г. | от «___» __________2016г. |
Руководитель МО _________ Згорышева С.Н. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Музыкальный калейдоскоп»
(общекультурное направление)
Составитель: Тищенко Людмила Фёдоровна,
учитель первой категории
с. Шимолино – 2016
Пояснительная записка
Программа кружка «Музыкальный калейдоскоп » » реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Цель программы «Музыкальный калейдоскоп» - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры.
Задачами музыкального образования по данной программе являются:
формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному фольклорному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, отображающих духовные ценности человечества;
развитие музыкально-образного мышления школьников в процессе постижения музыкальных произведений.
формирование опыта музыкально-творческой деятельности учащихся как выражения отношения к окружающему миру с позиции триединства: фольклорная музыка, исполнитель, слушатель.
формирование у школьников потребности в музыкально - досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.
Данное направление создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. Программа поможет глубже узнать народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей. Расширит пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к народному песенному творчеству.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа «Музыкальный калейдоскоп» призвана развивать музыкальную культуру школьников, направлена на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка в сфере общения с музыкальным фольклором и народной песней.
Это выражается:
– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;
– в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов;
– в построении творческого диалога ребенка с педагогом с опорой на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию.
Русская и славянская народная музыкальная культура одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала народной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.
Погружение ребенка в музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла занятий, каждое из которых становится определенным этапом единого творческого процесса. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций. Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми народной песни, попевок, фольклорной музыки. Выступления ансамбля народных инструментов и эскизные постановки инсценированных народных песен– это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями народной музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.
Программа кружка «Музыкальный калейдоскоп » рассчитана на 34 часа в 4 классе. Итогом занятий объединения является выступления на общешкольных мероприятиях и мероприятиях проводимых Шимолинским Домом культуры.
Основными ценностными ориентирами содержания программы являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
3. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения народных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
4. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
5. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (инсценировка и вокал) создает условия для целостного охвата фольклорного произведения в единстве его содержания и формы.
6. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
7. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи: принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях посёлка.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных компетенций младшего школьника.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» направлена на
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре славянских народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений народных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, посёлка.
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений народной музыки, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
У учащихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1. Личностные результаты: - наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; -реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. - коммуникативное развитие.
2. Предметные результаты: - устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности; - общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира; - элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.
3. Метапредметные результаты: - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; -наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности
Истоки возникновения народной песни, фольклорного творчества. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека. Народная песня, её разновидности ( попевки, заклички, колыбельные…).Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры, инсценировки и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Музыкальная фольклорная речь как способ общения между людьми. Интонационно-образное богатство народной песни. Знакомство с русскими народными инструментами. Освоение навыков игры на простейших народных инструментах (ложки, бубны, трещотки …). Создание фольклорного ансамбля. Современный фольклор:- вместе сочиняем частушки; - современная интерпретация (прочтение) песенного фольклора; - создание шуточных музыкальных композиций-коллажей на тему русских народных песен.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Основной вид деятельности | Кол-во часов | Дата |
1 | Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора Старинные попевки. | Слушание музыкальных лири-ческих сцен. Разучивание попевок. Звукоимитация. | 1 | 05.09 |
2 | Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора Старинные попевки. | Слушание музыкальных лирических сцен. Разучивание попевок. Звукоимитация | 1 | 12.09 |
3 | Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора Старинные попевки. | Слушание музыкальных лирических сцен. Разучивание попевок. Звукоимитация | 1 | 19.09 |
4 | Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека. | Звукоимитация. Исполнение попевок. Сочинение попевок. | 1 | 26.09 |
5 | Отечественные народные музыкальные традиции, праздники и обряды. | Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен | 1 | 03.10 |
6 | Отечественные народные музыкальные традиции, праздники и обряды. | Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен | 1 | 10.10 |
7 | Отечественные народные музыкальные традиции, праздники и обряды. | Беседа, разучивание попевок, закличек, постановка мини-сцен | 1 | 17.10 |
8 | Народная песня. Её разновидности. | Слушание, разучивание, исполнение в движении. | 1 | 24.10 |
9 | Русская народная песня . | Игры, подпевание,танцы, импровизация, беседа. | 1 | 07.10 |
10 | Русская народная песня . | Прослушивание песен в испо-лнении учителя и мастеров эстрады. Разучивание. Инсценирование отрывков. | 1 | 14.11 |
11 | Частушки. | Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог | 1 | 21.11 |
12 | Частушки. | Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог | 1 | 28.11 |
13 | Вместе сочиняем частушки. | Слушание музыки, разучивание песни «На улице дождик». Игра на народных инструмен-тах, инcценирование | 1 | 05.12 |
14 | Рождественские колядки. | Прослушивание песен в испол-нении учителя и мастеров эстрады. Разучивание. Инсценирование отрывков. | 1 | 12.12 |
15 | Рождественские колядки. | Слушание и разучивание коля-док и попевок. Инсценировка. | 1 | 19.12 |
16 | Рождественские колядки. | Слушание и разучивание коля-док и попевок. Инсценировка. | 1 | 09.01 |
17 | Русские народные инструменты. Готовим праздник. | Приобретение первых навыков игры на шумовых народных инструментах,танцы, игры, подпевание, импровизация | 1 | 16.01 |
18 | Русские народные инструменты. Готовим праздник. | Приобретение первых навыков игры на шумовых народных инструментах,танцы, игры, подпевание, импровизация | 1 | 23.01 |
19 | Русские народные инструменты. Готовим праздник. | Игры, танцы, сочинение «современных» частушек. | 1 | 30.01 |
20 | Русские народные инструменты. Готовим праздник. | Игры, танцы, сочинение «современных» частушек | 1 | 06.02 |
21 | «Фабрика звёзд». | Исполнение песен, частушек, инcценирование, импровизация | 1 | 13.02 |
22 | Весенние заклички, попевки, хороводы. | Танцы, игры, подпевание, импровизация | 1 | 20.02 |
23 | Весенние заклички, попевки, хороводы. | Танцы, игры, подпевание, импровизация | 1 | 27.02 |
24 | Готовимся к «Масленице». | Танцы, игры, подпевание, импровизация | 1 | 06.03 |
25 | Готовимся к «Масленице». | Танцы, игры, подпевание, импровизация | 1 | 13.03 |
26 | Из истории возникновения танца. Танцы народов мира | Знакомство с историей возник-новения танца, танцами народов мира | 1 | 20.03 |
27 | Русский народный танец. | Разучивание хороводного тан-ца, игра на народных инстру-ментах, инcценирование | 1 | 03.04 |
28 | Русский народный танец. | Разучивание хороводного тан-ца, игра на народных инстру-ментах, инcценирование. | 1 | 10.04 |
29 | Русский народный танец. | Разучивание хороводного тан-ца, игра на народных инстру-ментах, инcценирование | 1 | 17.04 |
30 | Русский народный танец. | Разучивание хороводного тан-ца, игра на народных инстру-ментах, инcценирование | 1 | 24.04 |
31 | Шуточные музыкальные композиции. | Разучивание песни «Как хотела меня мать…», игра на народных инструментах, инcценирование | 1 | 08.05 |
32 | Шуточные музыкальные композиции . | Разучивание песен «Ой, ма-мочка!», игра на народных инструментах, инcценирование. | 1 | 15.05 |
33 | Шуточные музыкальные композиции. | Разучивание песни «Как хотела меня мать…», «Ой, мамочка!»игра на народных инструментах, инcценирование | 1 | 22.05 |
34 | Итоговое занятие. | Просмотр видеозаписей с выс-туплениями , концертн.номеров | 1 | 29.05 |
Описание материально-технического обеспечения
1.Магнитофон/Компьютер
2. CD, DVD
3. Телевизор
4. Гармоника
5. Народные «шумовые» инструменты
6. Костюмы для выступлений
7. Холл(школа) /Актовый зал (Шимолинского Дома Культуры)
(для репетиций и выступлений)