Принята педагогическим советом «Средняя общеобразовательная школа № 46» протокол от «__» __________20___г № ___ | Утверждена приказом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» от «__»_________20___г. №___ Директор_____/Т.Г.Скрипкина/ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 46»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
детского объединения «Театральная студия «Калейдоскоп» (музыкальный театр), ___________________7 – 17 лет (разновозрастный коллектив)___________________
предмет, класс
Разработано _творческой группой учителей:
_Ворожцовой Ириной Геннадьевной,
Ф.И.О., категория
учителем театра Высшей
квалификационной категории,
_Рудзик Еленой Евгеньевной,
Ф.И.О., категория
учителем музыки Высшей
квалификационной категории,
20_16_- 20_17_ учебный год
Курск
ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «КАЛЕЙДОКОП»
(музыкальный театр)
В 2014 г. театральной студии «Калейдоскоп» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» города Курска присвоено звание «Образцовый детский коллектив» на 2014-2018 годы (приказ Министерства образования и науки России «О присвоении звания «Образцовый детский коллектив» № 713 от 01.07.2014 г.).
Пояснительная записка
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушливый цветок.
В.А. Сухомлинский
На сегодняшний день педагогическая наука, как и общество в целом, переживает переходный период, связанный с обновлением, как содержания, так и форм образовательного процесса. А.Г. Асмолов назвал современный этап развития дополнительного образования как педагогической науки «непройденным путем: от культуры полезности – к культуре достоинства» Следовательно, для школьной важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения осознания собственной взаимосвязи с окружающим миром, с другими людьми, умения строить взаимоотношения и процесс взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть, то есть быть толерантными. Занятия детей в школьных театрах как нельзя лучше способствуют воспитанию этих драгоценных личностных качеств.
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании все новые требования. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей школьников. Поэтому, новые Федеральные государственные образовательные стандарты особо указывают на необходимость оказания помощи во включении ученика в различные творческие сообщества уже с момента поступления ребенка в школу.
Стремление к актерству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть, исполнять роль – это показатель культуры как личности, так и общества в целом.
Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Эго становится возможным при обеспечении условий для развития личности. Дополнительные занятия в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении, работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребёнок ощущает свою необходимость, свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли; воспитывает в себе чувство ответственности и обязательности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей.
Наряду с этими неоспоримо важными функциями дополнительные занятия в творческом объединении театрального направления формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют культуру устной и сценической речи; развивают память, формируют художественный вкус ребёнка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими е ощущениями.
Представленная нами программа детского объединения «Театральная студия «Калейдоскоп» имеет художественно-эстетическую направленность, становится логическим продолжением и расширяет содержание предмета «Народный театр», синтезирует полученные знаний и навыки при освоении школьниками комплекса образовательных программ внеурочной деятельности «Актерская грамота», «Сценическое движение», «Грим», «История театрального искусства».
Программа ориентирована на работу с одаренными детьми, которые составляют основу постоянно действующей школьной театральной труппы, а также выполняет профессионально-ориентированную роль (выпускники, прошедшие студийные путь, успешно продолжают обучение в творческих учреждениях высшего и среднего профессионального образования).
Театрализованная деятельность воспитанников студии является стержнем культурно-массовой работы в общеобразовательной организации, объединяющим началом общешкольных коллективно-творческих дел.
Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств детей, усвоению норм достойного поведения. Одна из задач педагогов студии – создание комфортного микроклимата. Дружный творческий коллектив, атмосфера сотрудничества воспитанников и руководителей студии помогают детям обогащать себя новыми знаниями и практическими умениями, чувствовать себя единым целым в процессе подготовки спектакля или коллективно-творческого дела.
Программа детского объединения «Театральная студия «Калейдоскоп» рассчитана на один год обучения для дополнительных занятий с детьми разновозрастного коллектива: от 7 до 17 лет. Годовой объем занятий в студии равен 68 часам (из расчёта – 2х-часовое занятие в неделю).
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями школьников, выбранным постановочным репертуаром, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Программа разработана с учетом трех основных компонентов деятельности современного педагога:
- гуманизация педагогического процесса;
- индивидуально-дифференцированный и системно-деятельностный подходы;
- демократизация творческого процесса.
Цель программы: гармоничное развитие личности обучающихся, их социализация средствами музыкально-театрального искусства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- формирование общей культуры, развитие духовно-нравственного потенциала детей и подростков;
- приобретение теоретических знаний и практических навыков в области музыкально-театральной культуры;
- обеспечение необходимых условий для личностного творческого развития детей, создание ситуации успеха у детей разных возрастов;
- развитие художественно-творческих, импровизационных умений школьников;
- использование арттерапевтического потенциала искусства (нормализация физиологических функций всех систем организма ребенка посредством специальных тренингов, создание благоприятной психологической атмосферы, устранение зажатости и эмоциональное раскрепощение, преодоление «боязни сцены»);
- нацеленность и активное участие детей в сохранении школьных театральных традиций.
Основные методы реализации данной программы:
- метод театрализации;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод работы «от простого к сложному»;
- игру.
Формы занятий: занятие – беседа; занятие – игра; занятие – тренинг; занятие – творческая мастерская; читальный зал; хоровой класс; репетиции; занятие – дискуссия (обсуждение); «круглый стол»; мастер-класс; посещение театра; видеопросмотр; и др.
Формы мониторинга деятельности: взаимооценка, отзывы зрителей, итоги конкурсов и фестивалей, статьи и отзывы в СМИ, благодарственные письма организаций, научные статьи и публикации в сети Интернет о деятельности студии.
Материально-техническое обеспечение занятий в студии представлено специализированным театральным классом со сценической площадкой и оборудованным зрительным залом, наличием светового оборудования, фортепиано, музыкально-технического оборудования (музыкальный центр, синтезатор, видеотехника, звукоусиливающая аппаратура), интерактивного компьютерного оборудования (ноутбук, мультимедийный проектор, передвижной экран, колонки). Имеются два дополнительных помещения, выполняющие роль костюмерной и реквизиторской, используемые для хранения декораций и звукоусиливающего оборудования (микрофонов, микшерного пульта, колонок и пр.). Также в школе оборудованы специализированные кабинеты музыки (вокально-хоровая подготовка воспитанников студии) и кабинеты хореографии (хореографическая подготовка обучающихся).
Кадровое обеспечение: театральная студия «Калейдоскоп» сегодня – это коллектив единомышленников, состоящий из 9 педагогов:
Ирина Геннадьевна Ворожцова, учитель Высшей категории, Почетный работник общего образования РФ – художественный руководитель, режиссер, педагог по актерской грамоте и сценической речи
Елена Евгеньевна Рудзик, учитель Высшей категории, Почетный работник общего образования РФ – музыкальный руководитель, педагог по вокалу, автор музыки к спектаклям;
Виктория Сергеевна Росоха, учитель Высшей категории – музыкальный руководитель, автор музыки к спектаклям, педагог вокалу и по сценическому движению;
Любовь Алексеевна Самсонова, учитель первой категории – педагог по хореографии и пластике;
Татьяна Валерьевна Курицкая, педагог дополнительного образования – педагог по сценической речи, по истории театрального искусства;
Ирина Николаевна Миткалёва, учитель Высшей категории – художник-декоратор, педагог по сценографии;
Наталья Алексеевна Марова, учитель первой категории – художник по костюмам, педагог по гриму;
Игорь Викторович Сазонов, учитель Высшей категории – художник-декоратор, педагог по народному декоративно-прикладному искусству;
Алексей Робертович Волохов – звукорежиссер, запись и редактирование музыки к спектаклям.
Содержание разделов программы детского объединения
«Театральная студия «Калейдоскоп»
Программа включает несколько разделов, которые делятся на практические и теоретические.
К теоретическим разделам относятся «Актёрская азбука» и «Музыкально-теоретическая подготовка». Учащиеся знакомятся с театральной и музыкальной терминологией, средствами музыкальной выразительности, элементами нотной грамоты, композиторами и исполнителями, актерами и драматургами, историей театрального искусства, основами системы К. Станиславского, особенностями и многообразием музыкально-театральных жанров.
Раздел «Вокально-хоровая деятельность» включает в себя практическую работу над певческим дыханием, грамотным звукообразованием и звукоизвлечением, дикцией и артикуляцией, выразительностью исполнения. Основные формы деятельности – групповая (подготовка массовых хоровых и ансамблевых номеров к спектаклям) и индивидуальная (репетиции с солистами и дуэтами). Определенное количество времени отводится и на работу в студии звукозаписи.
Практические разделы «Актёрское мастерство», «Сценическое движение» и «Художественное чтение» направлены на освоение учащимися навыков пантомимы и сценического движения, этюдной работы, танцевально-хореографическую подготовку, развитие умений работать с тектами пьес, использовать образную импровизацию при прочтении текста и его сценическом воплощении, на овладение сценической речью и образным перевоплощением.
В раздел «Исполнительская деятельность (показ спектакля)» уделено внимание не только репетициям и показам спектаклей, но и овладению искусством сценографии (изготовление костюмов, декораций, реквизита, использование грима, подготовка сцены и освещения, музыкального оформления). В данный раздел включены гастрольная (в т. ч. благотворительная) деятельности коллектива, выездные конкурсные и фестивальные выступления.
Не менее важным для сплочения коллектива является раздел «Культурно-досуговая деятельность», который включает в себя проведение тематических вечеров, посещение театров и анализ просмотренных спектаклей (написание эссе, рецензий и др.), обсуждение проведённых коллективно-творческих дел, организаций экскурсионных поездок, совместных культурно-досуговых мероприятий для воспитанников, их родителей и педагогов студии.
Ожидаемые результаты освоения содержания программы детского объединения
«Театральная студия «Калейдоскоп»
В результате освоения программы детского объединения учащиеся должны:
- приобрести слушательский и зрительский опыт;
- получить навыки владения голосом в сольном и в ансамблевом (многоголосном) пении;
- достигнуть состояния актёрской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет, импровизировать;
- сформировать такие нравственные качества личности, как отзывчивость, внимательность, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность, ответственность;
- осуществлять наставническую роль, выработать самостоятельность и самоорганизованность;
- овладеть коммуникативными навыками, умением быстро адаптироваться и чувствовать себя комфортно в новой обстановке.
Студийная работа с воспитанниками направлена также на приобретение ими предметных (специфических для музыкально-сценической деятельности) и надпредметных компетенций:
- в области ансамблевого и сольного пения;
- в области художественного чтения;
- в области актёрского мастерства и сценической деятельности;
- в области танцевально-хореографического искусства;
- в области практической подготовки спектакля (изготовление декораций, элементов костюма, реквизита, нанесение грима)
- в области музыкальной грамоты, актёрского искусства и истории театра;
- в области эффективной коммуникации и создания благоприятного психологического климата внутри разновозрастного коллектива;
- в области личностной самооценки и ответственности за выполнение общего дела.
Тематическое планирование деятельности детского объединения
«Театральная студия «Калейдоскоп»
(из расчета – 2 часа в неделю в течение 1го учебного года)
№ | Разделы программы | количество часов | теория | практика |
1. | Актёрская азбука | 4 | 4 | |
2. | Музыкально-теоретическая подготовка | 4 | 4 | |
3. | Вокально-хоровая деятельность | 14 | | 14 |
4. | Актёрское мастерство | 12 | | 12 |
5. | Сценическое движение | 6 | | 6 |
6. | Художественное чтение | 8 | | 8 |
7. | Исполнительская деятельность (показ спектакля) | 12 | | 12 |
8. | Культурно-досуговая деятельность | 8 | | 8 |
| Всего часов: | 68 | 8 | 60 |
Ребенок любознателен, он познает мир через общение с окружающими, с науками, с природой, с искусством, с социальной средой, ищет пути решения многих не решенных пока для него вопросов. Позитивная деятельность, направленная на развитие многих значимых сторон жизни ребенка очень важна для него и для его социального становления как гражданина страны, формирования интеллектуального и культурного человека. Участие в коллективной деятельности, публичные выступления перед школьной аудиторией помогают ему самоутвердиться и самовыразиться, проявить свою индивидуальность, избавиться от многих комплексов.
Реализация данной программы решает и вопрос занятости свободного времени детей и подростков после уроков. Занятия проходят во второй половине дня, когда учебный процесс завершен и у многих учащихся появляется свободное время, которым каждый распоряжается по-своему усмотрению. Творческое объединение дает возможность организовать своё свободное время интересно и с пользой для себя.
Стержнем совместной деятельности в театральном коллективе является своеобразный кодекс, положения которого звучат следующим образом:
- мы сильны своим сплоченным коллективом;
- мы любим свое дело и свою школу;
- мы доводим начатое дело до конца;
- мы объединены общей идей – создавать прекрасное;
- мы дружны с детьми, и они доверяют нам;
- мы ценим сотрудничество на благо нашего коллектива;
- мы стремимся к высоким результатам.
Примерный постановочный репертуар
(сказки, драматические пьесы, мюзиклы, детские оперы,
инсценировки стихотворений, музыкальные спектакли, фольклорные постановки)
А. Волков, А. Богачёва «Волшебник Изумрудного города».
Э.Т.А. Гофман, Ф. Ландрин – П. Чайковский «Щелкунчик».
А. и Л. Измайловы «Маленькая Баба Яга».
А. Рыбников «Волк и семеро козлят на новый лад».
А. Усачёв «Доктор Айболит».
А. Усачёв «Крылья для Дюймовочки».
А. Усачёв «Страсти по Насте».
А.Н. Островский «Снегурочка».
А.Н. Толстой, Ю. Жигульский «Золотой ключик».
В. Зимин «Волшебные пилюли, или Вовка в стране Паутиния».
В. Зимин «Жила-была Сыроежка».
В. Илюхов – М. Дунаевский «Летучий корабль».
Г. Авласенко «Сказка о мушке, которая любила работать».
Г. Гладков – В. Ливанов и Ю. Энтин «Трубадур и его друзья».
Г. Гладков – В. Луговой «Новогодние приключения Маши и Вити».
Г. Гладков – Ю. Энтин «Голубой щенок».
Е. Шварц «Голый король».
Е. Шварц «Золушка».
Е. Шварц «Красная шапочка».
Е. Шварц «Снежная королева».
И. Баина «Тайна старого сундука».
И. Токмакова «Ку-ка-ре-ку».
К. Драгунская «Вверх тормашками!».
К. Драгунская «Рыжая пьеса».
К. Степанычева «Розовый бантик».
К. Чуковский «Путаница».
К. Чуковский «Топтыгин и Лиса».
К. Чуковский и М. Клокова – М. Красин «Муха-Цокотуха».
Л. Кэрролл – Е. Геворгян и В. Высоцкий «Алиса в Стране чудес».
Л. Устинов «Город без любви».
М. Зощенко «Монтер».
С. Маршак «Кошкин дом».
С. Маршак «Петрушка-иностранец».
С. Михалков «Трусохвостик».
Т. Дурова, Р. Белецкий «Шапочка красного цвета».
Э. Успенский «Деревня Простоквашино».
Ю. Энтин «Шиворот-навыворот».
Я. Дубравин – В. Зимин и В. Гин «Брысь!».
Б. Чайковский – С. Прокофьева «Лоскутик и облачко».
Г. Портнов – Б. Поттер «Ухти-Тухти».
Список литературы
Абалкин Н.А. Диалог с актером. – М.: ВТО, 1985.
Абелян Л.М., Гембицкая Е.Я., Попов В.С. Хор: Программа. – М., 1974.
Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру и кино. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Алянский Ю. Азбука театра. – Л., 1978.
Анастасьев А.Н. Театр и время. – М.: Искусство, 1985.
Андерсон Д. Мир – театр. Будь актером! / Пер. с англ. А. Петровой. - Вильнюс. – М., 1998.
Артоболевский А.В. Художественное чтение. – М., 1978.
Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А., Шишова К.Б., Коняшов А.И. Детский музыкальный театр: программы, разработки, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009.
Белибихина Н.А, Королева Л.А. Организация дополнительного образования в школе. – Волгоград, 2009.
Бритаева Н.Х. Эмоции чувства в сценическом творчестве. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986.
Букатов В.М. Художественное чтение: программа факультатива. – М: Просвещение, 1995.
Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. – М.: Просвещение, 1992.
Буренина А.И. Играем в театр. Видеоприложение к уч.-методич. пособию «Театр всевозможного: От игры до спектакля». – СПб.: ЛОИРО, 2002.
Буренина А.И. Театр всевозможного. – Вып. 1: От игры до спектакля. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2002.
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
Волков И.П. Приобщение школьников к искусству. – М., 1982.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 1997.
Герасимова О.А. Мастерство будущего. – М., 1998.
Голубовский Б.Г. Наблюдения, этюд, образ. – М.: ГИТИС, 1990.
Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. – М.: Искусство, 1986.
Данилюк А.Я. , Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
Детский музыкальный театр: Программы, разработки занятий, рекомендации / Авт.-сост. Е.Х. Афанасенко и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Ершов П.М. Режиссура как практическая психология (Взаимодействие людей в жизни и на сцене). – М.: Искусство, 1972.
Ершов П.М. Технология актерского искусства. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1992.
Ершова А.П. Программа и методические рекомендации по театральному обучению школьников 1-4 классов. – М.: Просвещение, 1995.
Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М.: Просвещение, 1995.
Ершова А.П., Букатов В. М. Актёрская грамота. Программа. – М: Просвещение, 1995.
Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота – подросткам. – М., 1994.
Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. – М.: АКМЭ, 1995.
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. – М., 1998.
Калмановский Е.С. Книга о театральном актере. Введение в изучение актерского творчества. – Л.: Искусство, 1984.
Карпов Н.В. Уроки сценического движения. – М., 1999.
Киященко Н. Театр – школе // Иск-во в школе. – 1993, № 3. – С. 4-6.
Когтев. Грим и сценический образ. – М., 1981.
Козлова И.С. Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитательного и образовательного компонента на уроке и во внеурочной деятельности // Инновационные технологии образовательной области «Искусство»: Мат-лы пед. чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии». – М., 2002.
Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества // Иск-во в школе. – 1994, № 2. – С. 3-9.
Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. – М.: Искусство, 1978.
Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. – Вып. 1, 2. – М.: Искусство, 1970-71.
Крымова Н.А. Любите ли вы театр? – М., 1987.
Кудинова Т.Н. От водевиля до мюзикла. – М.: Сов. композитор, 1985.
Кузьмин А.И. У истоков русского театра. – М., 1984.
Курышева Т.А. Театральность и музыка. - Москва, 1984.
Лопатина А.А., Скребцова М.В. 600 творческих игр для больших и маленьких. – М., 2004.
Лопатина А.А., Скребцова М.В. Начала мудрости: 50 уроков о добрых качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания). – М., 2003.
Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М., 2002.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Трансформация детской игры в художественное творчество // Иск-во в школе. – 1994, № 2. – С. 9-20.
Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. – М., 1981.
Муравьев Б.Л. От дыхания – к голосу. Работа над речевым дыханием актера. – Л., 1982.
Надолинская Т.В. Интегрированные технологии в современном музыкальном образовании. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006.
Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – М., 2001.
Николаева М.Н. Программа театрального кружка. – М., 2006.
Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Яр., 1998.
Опарина Н.А. Пьесы, сценарии для детей и юношества: Методика сценарно-режиссерской деятельности. – М.: Владос, 2003.
Основы системы Станиславского: Учебное пособие / Авт.-сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. – Ростов н/Д, 2000.
Петрова Л.А. О технике речи. – М., 1981.
Покровский Б.А. Ступени профессии. – М.: ВТО, 1984.
Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. – М.: Сов. Россия, 1986.
Ремез О.Я. Ваш первый спектакль. – М.: Искусство, 1971.
Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной деятельностью. – М., 1993.
Рубина Ю.И., Перельман Е. И., Яковлева Т.В. Театральный кружок: программа. – М: Просвещение, 1974.
Рудзик М.Ф. Основы театрального искусства и драматизация. Методическое пособие. – Курск: ИПКиПРО, 1994.
Рябкова Л.П. Речь-движение-мастерство актера (проблемы, поиски). – М., 1998.
Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: Худож. литература, 1938.
Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном классе. – Челябинск, 1991.
Театр (I-ХI классы). Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995.
Театр, где играют дети: Пособие для педагогов / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Топорков В.О. О технике актера. – 2-е изд. – М.: ВТО,1959.
Фельзенштейн Вальтер. О музыкальном театре. – М.: Радуга, 1984.
Фольклор – музыка – театр: Программно-методическое пособие / Под ред. С.И. Мерзляковой. – М., 1999.
Чепуров В.Н. Театр в школе. – М.: Просвещение, 1983.
Шахматов Л.М. Сценические этюды. – М., 1971.
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.
Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра. – М.: ВЛАДОС, 2003.
10