СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».Конспект урока.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания. Показать их самобытность и место в жизни русского человека. 

Просмотр содержимого документа
««Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».Конспект урока.»

Конспект урока музыки по теме "Музыкальные инструменты России"

  • Степанова Анна Ивановнаучитель музыки

Разделы: Музыка

Класс: 4

Учебник: «Музыка» Г.П.Сергеева, Т.Шмагина, М., «Просвещение»

Цель: формирование и развитие творчески активной личности, знающей и понима­ющей культуру своего народа, уважительно к ней относящейся.

Образовательные задачи:

  • формирование практических умений и навыков;

  • пополнение знаний по темам «Музыкальные инструменты России», «Русские народные песни»;

  • совершенствование исполнительской культуры хорового, ансамблевого пения;

  • закрепление навыков игры на народных инструментах.

Воспитательная направленность урока:

  • пробуждение интереса к истории и бытованию, к красоте звучания русских народных инструментов;

  • воспитание любви к родной земле, к истории своего народа ;

  • приобщение к старинным календарным традициям.

Развивающие задачи:

  • развитие исследовательских и ана­литических способностей, исполнительско-творческих навыков и умений;

  • активизация творческого воображения, фантазии;

  • формирование социально-активной личности, навыков интеллектуальной деятельности.

Здоровьесберегающие задачи: :

  • сохранение и укрепление здоровья школьников;

  • создание благоприятного психологического климата, способ­ствующего раскрытию индивидуальных свойств личности ребенка;

  • снятие физического утомления и нервно-психических перегрузок;

  • повышение эмоционального тонуса благодаря живой форме слухового и игрового общения учащихся с музыкой.

Тип урока: комбинированный (урок-концерт) с элементами мастер-класса
Методы: беседа, исполнение, исследование, игра, показ, разыгрывание, драматизация с включением танцевальных движений, игра  на музыкальных инструментах

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, набор музыкальных инструментов, ПК , мультимедийный проектор, презентация к разным этапам урока, DVD с записью,  портреты исполнителей, магниты, учебники, тетради, письменные принадлежности; русские народные костюмы.

Сценарий урока

1. Организационный момент

У.: Мы приветствуем дорогих гостей в нашей школе №12 с углубленным изучением отдельных предметов и встречаем  песнями русскими…
(Приложение. Слайд 1) Входят мальчики с песней «Солдатушки, браво ребятушки»
(Приложение. Слайд 2) Далее  девочки с песней «Милый мой хоровод», водят хоровод, рассаживаются по своим местам

 Дети читают стихи:

Пока не поет их народ,
Песни еще не песни,
А когда их поет народ,
Сочинитель уже известен.
Такая судьба без сомненья, всем песенникам суждена,
Остаются их сочинения,
Забываются их имена.

Ты сделай так, чтобы в людях
Хранилась песня твоя.
Пусть не твоя она будет,
А каждого и ничья.
Пусть растворится твой голос
В тысячах голосов.
Ты имя отдашь во имя 
Бессмертия твоих слов.
(Ст. Мануэля Мачадо в переводе с испанского В.Столбова)

У.:  Народные песни… Поем их и тянется ниточка через века от неизвестного сочинения к нам – современным людям, от нас - нашим детям, к будущим поколениям.    В народной песне сливаются воедино «свое» и «чужое», причем последнее - это отобранные веками интонационные формулы, отразившие чувства и мысли многих поколений, в которых соединились воедино мудрость и красота. Что же отражается в песнях народных?
Д.: Героическое прошлое, думы и переживания, удачи и трудности, воспоминания о прошлом и мечты о будущем, страдания, радость и веселье, красота родной природы…
У. (обращая внимание на доску):
(Приложение. Слайд 3)

Жизнь дает для песни образы и звуки:
Даст ли она радость, даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный, тьму ли без рассвета-
То и отразится в песне у поэта.

У.: Песня-душа народа. Какие черты характерны  русской песне?

Д.: распевание слогов, напевность, вариативность, повторы, подголоски, один запевает, другой –«подхватывает» мелодию.

У.: Какие жанры русских народных песен вы знаете? 
Подсказка появится на экране. Вспомните начальные интонации русских народных песен различных жанров.

Опрос (Приложение. Слайды 4, 5) 
Д.: Лирические («Ты река ль…»), былины («Об Илье Муромце», Садко), солдатские («Солдатушки, браво, ребятушки»), колыбельные («А, баю-баю…»), частушки,  хороводные («Со вьюном..», «Во поле…»), плясовые («Уж как по мосту-мосточку»), обрядовые (колядки), трудовые («Земелюшка-чернозем..») и др.
У:  Мы с вами уже знаем, что обрядовые песни календарного и семейного циклов, праздники, проводы солдат сопровождались игрой на  …?
Д.: Музыкальных инструментах.
У.: Процесс создания музыкальных инструментов любого народа связан с жизнью. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа и даже дерево) мог звучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Широкое использование музыкальных инструментов на на­родных праздниках и в обрядах подтверждают многочислен­ные упоминания в устном народном творчестве.

Подготовленный заранее ребенок разучивает приговорку-игру с учащимися, используя  движения рук, тела:
На лугу у нас играют,
Ребятишек забавляют:
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Перепелки – в сопелки,
Канарейки – в жалейки,
Чайки – в балалайки,
Лисицы – в скрипицы, 
Кони – в гармони,
Бараны – в барабаны.

Ты катись, наш звонкий бубен,
Быстро-быстро по рукам.
Где найдешь ты остановку-
Там на нем сыграют нам.

У.: Загадки для детей (Приложение. Слайд 6):

От калитки до калитки 
Натянуты стальные нитки.
Под нитками – яма,
В яме-гамма (гусли)

Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Ребят созывает (барабан)

Ящик на коленях скачет -
То поет, то горько плачет (гармонь)

Купи, денег не жалей,
Со мной ехать веселей (колокольчик)

Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Волосок тонкий, голосок звонкий (балалайка)

У.: Во Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской и некоторых других областях были широко известны ансамбли рожечников. Особенным мастерством отличались влади­мирские рожечники, которые на своих инструментах так вы­разительно играли мелодии знакомых песен, что по звучанию их можно было бы сравнить со слаженным стройным хором. Наигрыши на пастушьих рожках зачастую рождались из ме­лодики народных песен, творчески интерпретированных народными музыкантами. Каждый день впитывая красоту русской природы, подстраиваясь под ее ритм, пастух в своей игре самовыражался, отображая с помощью музыкальных средств свои эмоции и размышления, проявляя свою индиви­дуальность.

(Приложение. Слайд 7)Слушание игры ансамбля рожечников.

У: На каком инструменте научились играть ваши одноклассники? 
Д.: Свирель (Приложение. Слайд 8)
У.: В исполнении учащихся  прозвучат две русские народные песни.
У.: Как прозвучали эти песни? 
Д.: Двухголосно. Как- будто «общаются, поют 2 человека, причем очень доверительно, по-доброму, не ругаясь и не ссорясь».
У.: На каких инструментах начинают  учиться играть дети еще в детском саду?
Д.: На ложках.

– Разучивание игры «Варим борщ», сопровождая ее игрой на ложках (физкультминутка).

1. Кастрюлю с водой ставим на огонь.
Припев: Варим борщ, варим борщ, вкусный овощной.

2. Раз – картошка, два – картошка, варится картошечка.
Припев:

3. От капусты стало густо, стало густо.
Припев:

4. Свеклу и морковку-чик, режем-чик, ловко-чик.
Припев:

5. Добавляем помидоры, режем-чик, ловко-чик.
Припев:

6. Лук (щелчок), лучок (щелчок),
Петрушка (щелчок) и укроп (щелчок)
Припев:

– Все сварили?А что забыли?
– Соль забыли. 
Припев:

У.: В 1888 г. был организован кружок любителей игры на бала­лайке, на основе которого в 1896 г. Андреев создал великорусский оркестр (Приложение. Слайд 10). Популяризация исполнительства на русских на­родных инструментах в оркестре способствовала развитию на­родной инструментальной музыки. А усовершенствованная Андреевым балалайка, соединив в себе народный колорит и тех­нические возможности академического инструмента, явилась одним из факторов, определившим создание нового музыкаль­ного направления — оркестрового исполнительства на русских народных инструментах. Эти инструменты стали приобретать все большую известность — на них играли как любители, так и музыканты-профессионалы.

Дети читают стихи с места:

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны?
Говорят: из моды вышли
Песни русской старины!..

Ты и нынче зря робеешь!
Ты одна на всю страну
Так задиристо умеешь
Тронуть русскую струну!

С удалым народным сердцем
Ты сроднилась неспроста!
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!

У.: Только ли о балалайке эти стихи?
Д.: О  балалайке или домре.

Ученица иллюстрирует звучание этого инструмента, исполняя  русские народные песни на домре.

У.: Наши ребята не только умеют играть на русских народных инструментах, но и разыскали информацию об  известном всему миру исполнителе на домре – Рудольфе Белове. (Приложение. Слайд 12) .
Исполнительская и педагогическая деятельность Рудольфа Белова – одна из ярких страниц отечественной школы игры на домре.
Главным итогом  его сорокалетней творческой деятельности является популяризация и пропаганда русского народного инструмента домры. 
Ведет интенсивную концертную деятельность, популяризируя домру, как старинный русский инструмент. Играет в оркестре им. Осипова. С 1963 г. преподавал в институте им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки)

У.: С  мастерством этого профессионального исполнителя мы уже знакомыслушая его аранжировки. 
Сегодня на уроке в вашем, любительском исполнении мы услышали русские народные песни разных жанров и исполнительских составов: солисты, дуэты, ансамбли. В какой роли вы еще хотели бы выступить?

Д.: В роли музыкантов оркестра народных инструментов.

Дети исполняют в оркестре аранжировку р.н.п. «Светит месяц»

VI. Итог урока – 2 мин.

Оценки за урок, их комментирование.

– Спасибо за внимание!