СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная беседа "Александр Цфасман"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В музыкальной беседе рассказывается о жизни и творчестве известного композитора и пианиста Александра Цфасмана.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная беседа "Александр Цфасман"»

Музыкальная беседа

«Александр Цфасман»

Александр Наумович Цфасман родился 14 (1) декабря 1906 года в городе Александ-ровске (ныне Запорожье) в семье парикмахера. С 7 лет Александр обучался игре на скрипке и фортепиано, а с 12 лет поступил на фортепианное отделение музыкального техникума в Нижнем Новгороде. Продолжив обучение в Московской консерватории на фортепианном отделении по классу профессора Ф.М.Блуменфельда, А.Цфасман знакомится с джазом. В 1924 году он пишет ряд танцевальных пьес, которые имеют большой успех: "Эксцентрический танец", "Грустное настроение" и другие.

В конце 1926 года Александр Цфасман создает первый профессиональный джазовый коллектив в Москве - "АМА-джаз". С этим оркестром Цфасман выступает в саду "Эрмитаж", а также на эстрадах больших ресторанов и в фойе крупнейших кинотеатров. В конце 1927 года оркестр Александра Цфасмана исполнил джазовую музыку по радио. Это была первая джазовая радиопередача в СССР. Чуть позже его коллектив записывается на пластинки, которые являются одними из первых советских джазовых грамзаписей. К сожалению, после этого оркестр Цфасмана не записывался на плас-тинки до 1937 года, несмотря на успешную творческую деятельность, примером кото-рой может служить выступление коллектива Александра Цфасмана на показе джаз-оркестров, организованном московским Клубом мастеров искусств в конце 1936 года. По мнению Евгения Габриловича, оркестр Цфасмана выступил на этом смотре лучшим по всем показателям.

В 1937 году появилось на свет 4 записи в исполнении его коллектива. Это были цфас-мановские "В дальний путь", "На берегу моря" и "Неудачное свидание", а также обра-ботка известного польского танго "Последнее воскресенье", выпущенное под назва-нием "Расставание" в обиходе более известное как "Утомленное солнце". На трех из этих пластинок вокальную партию исполнил постоянный солист цфасмановского джа-за Павел Михайлов, певец тонкого лирического дарования, которое неизменно поко-ряло сердца слушателей. Вслед за этими записями появились пластинки с инструмен-тальными пьесами: "Звуки джаза", "Фокс-краковяк", "О' кэй", "Веселая прогулка", "Последний летний день", "Мне грустно без тебя", "Я люблю танцевать" и лирическими песнями "Как же мне забыть", "Тебя здесь нет", "Я не прощаюсь", "Случайная встреча".

Несмотря на огромную занятость в своем коллективе Александр Цфасман продолжал концертировать с сольными программами как пианист. Пианистический талант Цфас-мана вызывал восхищение таких выдающихся музыкантов как А.Гольденвейзер, К.Игумнов, Г.Нейгауз, Д.Шостакович. Пианизм и композиторское творчество слиты в искусстве Александра Цфасмана воедино. Подавляющее число созданных им произ-ведений предназначены для фортепиано, а затем аранжированы для джаз-оркестра. В основном это танцы, песни, фантазии и обработки популярных мелодий. Однако у Цфасмана есть и произведения крупной формы. Среди них балетная сюита "Рот-фронт" для оркестра (1931 год), концерт для фортепиано с джаз-оркестром (1941 год) и концерт для фортепиано с симфоническим оркестром (1956 год). Александр Цфас-ман написал также немало музыки к театральным постановкам и кинофильмам.

В 1939 году оркестр Александра Цфасмана приглашается для работы на Всесоюзном радио, перенимая эстафету из рук Александра Варламова, чей коллектив пришел туда годом раньше. В этом же году коллектив Цфасмана записывает на пластинки та-кие миниатюры как "Я жду письма", "Никто Вас не заменит", "Анна", "Воспоминание", "Лодочка", "Возврата нет", "Парень с юга", "Лунный вечер", "Свидание с любимой", "Я в хорошем настроении". С этого момента и до 1946 года его коллектив становится штатным джазовым оркестром Всесоюзного радиокомитета (джаз-оркестр ВРК). Это является важной вехой в творческой биографии музыканта и его коллектива. С одной стороны, советская джазовая музыка начала регулярно звучать по радио, ее слышали во всех уголках страны, а с другой стороны, коллектив Александра Цфасмана как штат-ный джаз-оркестр ВРК стал приглашать к сотрудничеству многих солистов Всесоюзно-го радио, таких как А.Клещева, К.Новикова, К.Малахов, А.Погодин.

В 1939 году состоялась первая советская джазовая телепередача. В ней выступал ор-кестр Цфасмана.

В годы второй мировой войны коллектив Александра Цфасмана обращается к воен-ной тематике, внося свой вклад в борьбу с врагом с помощью своего искусства. Так, уже первый военный номер газеты "Советское искусство" сообщал, что "для джаз-оркестров в ближайшее время будут изданы ноты антифашистских песен Д.Кабалев-ского и А.Цфасмана". Весной 1942 года джаз-оркестр ВРК в полном составе выехал на Центральный фронт. Более 90 концертов дали за два месяца музыканты. «В наших программах, — вспоминал Александр Наумович, — главное место занимали тогда популярные песни советских композиторов. Самый живой отклик находили они в сердцах бойцов. И мы понимали, как нужны были эти песни на фронте».

Цфасманом как композитором были написаны такие замечательные песни на воен-ные темы как "Все равно", "Моя любовь", "Веселый танкист", "Молодые моряки". После открытия второго фронта в репертуаре оркестра все чаще начинают появляться произведения английских и американских авторов. Примером этого может служить великолепное исполнение "Лирического фокстрота" Д.Керна из амерканского кино-фильма "Песнь о России".

В 1946 году Цфасман был приглашен работать музыкальным руководителем театра "Эрмитаж", где собрал симфоджаз. Этот год также примечателен выпуском пластинки, на которой Александр Цфасман аккомпанирует на фортепиано Леониду Утесову ("Когда проходит молодость", "Домик на Лесной").

В послевоенные годы Цфасман создает музыку ко многим кинофильмам и театраль-ным постановкам. Успешно продолжает работать он и в области эстрадной музыки. «Мы, композиторы, — говорил Александр Наумович, — должны стремиться писать такую музыку, которая бы трогала и волновала своей задушевностью, увлекала и весе-лила темпераментом, выдумкой, озорством».

Искусство А. Н. Цфасмана неизменно привлекало внимание любителей эстрадной и джазовой музыки. Это талант яркий, оригинальный равно раскрывающийся и в его исполнительском и в композиторском творчестве. Широко образованный, вдумчивый и постоянно ищущий музыкант, он великолепно чувствовал современность.

Дальнейшая творческая судьба Цфасмана была также неразрывно связана с джазом. Несмотря на то, что стиль джазовой музыки после войны в корне изменился, Цфасман оставался, верен себе и его произведения послевоенного периода также покоряли сердца слушателей. Так, композитор Андрей Эшпай говорил о Цфасмане: "Меня неиз-менно восхищает в нем неистощимый запас энергии, творческой выдумки, изобрета-тельности. Причем Цфасман всегда остается Цфасманом, ни на кого не похожим, са-мобытным исполнителем. Здесь сказывается и большая культура, и блестящее масс-терство (еще бы, школа Блуменфельда!), и увлеченность искусством". В 1951 году Дмитрий Дмитриевич Шостакович, сам неоднократно выступавший в концертных за-лах в качестве пианиста, писал Цфасману: "Обращаюсь к Вам с большой просьбой. Я написал для картины "Незабываемый 1919 год" нечто вроде фортепианного концерта. Для Вас он не представляет трудностей. Сам же я его сыграть не могу. Очень просим Вас не отказаться и сыграть его. Повторяю: для Вас это будет не трудно". И, наконец, примером тому также может служить и небывалый успех юбилейного концерта Алек-сандра Цфасмана, состоявшегося в декабре 1956 года в Колонном зале Дома Союзов, где музыкант в который раз продемонстрировал талант композитора, пианиста и ди-рижера. С 1957 г. А. Цфасман - Заслуженный артист РСФСР.

Наследие Цфасмана не утратило значения и по сей день. Его музыка звучит так же свежо, как и 40, 60 и 70 лет назад... До сих пор и на все времена любимы жизнерадостные "Неудачное свидание", "Звуки джаза", "Хорошо", щемящее "Мне бесконечно жаль", "Утомленное солнце", "Три Вальса", "Сядь со мною рядом", "Грустить не надо", знаменитое Интермеццо для кларнета.

Умер Александр Наумович 20 марта 1971 года.









Музыкальная беседа «Александр Цфасман»

Используемые материалы:

 Литература

  1.  Смирнова В. В., Самин Д. К. «100 великих музыкантов» – М.: Вече, 2002.

М. Кочубеева «100-летию Цфасмана посвящается» - «Полный Джаз». М., 2006. Скороходов Г. А. Звезды советской эстрады. — М., «Советский композитор», 1986 Биография Александра Цфасмана на сайте Music Library.


  1. Аудио-записи : Джаз-оркестр п/у Александра Цфасмана:


Произведения:

Интермеццо для кларнета и джаз-оркестра (посвящено Бенни Гудмену);

Сюита для фортепиано с оркестром «Снежинки»;

«Фантазия на темы песен Блантера» для ф-но;

«Я люблю танцевать», «Ожидание»

«Лирический вальс»

«В дальний путь»

«На берегу моря»

«Неудачное свидание»

«Расставание»

«Звуки джаза»

«Весёлая прогулка»

«Последний летний день»

«Мне грустно без тебя»

Песни «Как же мне забыть», «Воспоминание», «Лодочка», «Парень с юга», «Лунный вечер», «Я в хорошем настроении», «Когда проходит молодость», «Тебя здесь нет», «Случайная встреча»